Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.04.2011 N 18АП-935/2011 ПО ДЕЛУ N А47-2238/2010

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2011 г. N 18АП-935/2011

Дело N А47-2238/2010

Резолютивная часть постановления оглашена 31 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дмитриевой Н.Н., судей Ивановой Н.А., Степановой М.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Маркиной Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственность "Нефтесервис" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.12.2010 по делу N А47-2238/2010 (судья Галиаскарова З.И.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Нефтесервис" (далее - ООО "Нефтесервис", налогоплательщик, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 11.01.2010 N 6021.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.12.2010 по делу N А47-2238/2010 (судья Галиаскарова З.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что объектом налогообложения по НДПИ является нефть после выполнения операций по обезвоживанию, обессоливанию, сепарации и стабилизированию. Технический проект разработки месторождения оформляется только после завершения комплекса работ по геологическому изучению недр, Планы пробной эксплуатации скважин согласованы в установленном порядке с Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Оренбургской области, суд не учел положения п. 5 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в редакции Постановления Правительства РФ от 05.02.2007 N 76 - необходимость утверждения нормативов потерь возникла за пределами срока проверки.
Подготовка нефти осуществляется оператором - ОАО "Татнефть", у которого нормативы потерь были утверждены в установленном законом порядке. Заявитель является собственником добытого полезного ископаемого и имеет право учитывать указанные потери в уменьшении налогооблагаемой базы при расчете НДПИ, возможность применения ставки 0% не связана с использованием плательщиком косвенного или прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого, что подтверждается разъяснениями Минфина РФ в письме от 19.02.2007 N 03-06-06-01/7 и от 22.05.2007 N 03-06-06-01/21.
Налоговый орган возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным решением.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав инспекцию, установил следующее.
ООО "Нефтесервис" зарегистрировано в качестве юридического лица, состоит на налоговом учете, является плательщиком НДПИ.
Общество имеет Лицензию на право пользования недрами для геологического изучения Корниловской площади ОРБ 00998 НП (далее - лицензия) со сроком действия до 31.12.2010.
Инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации по НДПИ ООО "Нефтесервис" за май 2008 года, по результатам которой вынесено решение N 6021 от 11.01.2010 о привлечении заявителя к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа 26 969,80 руб., предложено уплатить недоимку по НДПИ - 134 849 руб., начислены пени - 28 786,05 рублей.
Основанием для начисления налога послужил вывод налогового органа о занижении размера НДПИ, в связи с необоснованным применением ставки 0% в части потерь полезных ископаемых, поскольку нормативы потерь заявителем не утверждены и не согласованы в установленном законом порядке.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области оспариваемое решение инспекции утверждено.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 334 НК РФ налогоплательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объектом налогообложения признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одним из видов добытого полезного ископаемого является углеводородное сырье: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная (подп. 1 п. 1, подп. 3 п. 2 ст. 337 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 338 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (п. 2 ст. 338 Кодекса).
Согласно п. 1, 2 ст. 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема. Количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной определяется в единицах массы нетто.
В целях гл. 26 Кодекса массой нетто признается количество нефти за вычетом отделенной воды, попутного нефтяного газа и примесей, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, хлористых солей и механических примесей, определенных лабораторными анализами.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено ст. 339 Кодекса. В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
При этом положения ст. 342 Кодекса допускают применение налоговой ставки 0% при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых при использовании налогоплательщиком косвенного метода определения количества добытого полезного ископаемого.
В соответствии с положениями подп. 1 п. 1 ст. 342 Кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 утверждены "Правила об утверждении нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки" (далее - Правила), вступившие в действие с 01.01.2002 и устанавливающие порядок утверждения указанных нормативов.
Согласно п. 5 данных Правил (в первоначальной редакции) нормативы потерь углеводородного сырья, в том числе связанных с обустройством месторождения, ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России. Министерство энергетики Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в 10-дневный срок со дня их утверждения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2007 N 76 в п. 5 Правил внесены изменения, касающиеся названия министерства, уполномоченного утверждать нормативы потерь.
В соответствии с п. 4 Правил при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Материалами дела подтверждается, что в проверяемом периоде плательщик применял косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого. Нормативы потерь по Корниловскому месторождению не были утверждены, о чем свидетельствуют письма Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Управления по недропользованию по Оренбургской области.
Представленный налогоплательщиком отчет о научно-исследовательской работе "Разработка нормативов технологических потерь нефти на Донском месторождении Корниловской площади для ООО "Нефтесервис" суд обоснованно не признал документом, равнозначным техническому проекту, содержащему нормативы фактических потерь при добыче полезных ископаемых в спорный период, поскольку он не утвержден в установленном законом порядке. Обратного обществом не доказано.
Кроме того, отчет о научно-исследовательской работе "Разработка нормативов технологических потерь нефти на Донском месторождении Корниловской площади для ООО "Нефтесервис" также не является документом, дающим право вести добычу и списывать потери.
Указание в п. 5 Правил на нормативы потерь по месторождению свидетельствует о необходимости наличия утвержденных нормативов потерь по конкретному месторождению, в данном случае - Донскому месторождению Корниловской площади. Судом также учтено, что нормативы потерь полезного ископаемого при добыче для контрагента налогоплательщика - ОАО "Татнефть" не утверждены.
Расчет количества добытого полезного ископаемого был произведен плательщиком самостоятельно и налоговым органом не оспаривается.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправомерном применении плательщиком нулевой ставки при расчете НДПИ в отношении фактических потерь нефти при ее добыче. Доводы заявителя основаны на неправильном применении норм материального права и опровергаются фактическим обстоятельствами по делу.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Не установлены нарушения, перечисленные в ч. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Нефтесервис" была излишне уплачена государственная пошлина в размере 1000 рублей по платежному поручению от 27.12.2010 N 505, которая в силу ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02.12.2010 по делу N А47-2238/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственность "Нефтесервис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственность "Нефтесервис" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 27.12.2010 N 505 госпошлину в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в кассационном порядке информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
Н.Н.ДМИТРИЕВА
Судьи
Н.А.ИВАНОВА
М.Г.СТЕПАНОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)