Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 7 августа 2001 г. Дело N КА-А40/4073-01
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего - судьи Ч., судей Ф., К. при участии в заседании: от МНС РФ - Б. - дов. N 18-3-02/1005 от 25.08.2000, А. - дов. N 18-02/940 от 28.05.2001, рассмотрев кассационную жалобу ОАО "Таймырэнерго" на решение от 15 февраля 2001 г. и постановление от 24 апреля 2001 г. по делу N А40-46524/00-33-756 Арбитражного суда г. Москвы, судьи: Ч., Т., Ю., О., К., К.,
УСТАНОВИЛ:
решением от 15 февраля 2001 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24 апреля 2001 г. Арбитражного суда г. Москвы, отказано в иске ОАО "Таймырэнерго" к Министерству РФ по налогам и сборам о признании недействительными абзацев 14 и 18 пункта 5.2 Инструкции МНС РФ N 62 от 15 июня 2000 г. "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
Обосновывая этот вывод, судебные инстанции указали, что оспариваемые абзацы Инструкции не противоречат Закону РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В кассационной жалобе ОАО "Таймырэнерго" просит об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Выслушав представителей МНС РФ по налогам и сборам, возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления суда.
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 5.2 Инструкции разница, между суммой подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале, согласно приложению N 8 к Инструкции.
В соответствии с абзацем восемнадцатым пункта 5.2 Инструкции для исчисления данной суммы следует применять годовую учетную ставку Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшую на 15 число второго месяца истекшего квартала отчетного периода, деленную на четыре.
Истец, обжалуя решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, указывает на то, что Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон) размер процентов по дополнительным платежам и срок их уплаты не установлены и, следовательно, положения Закона по уплате дополнительных платежей и положения оспариваемых абзацев Инструкции не подлежат применению, поскольку не соответствуют требованиям, установленным пунктом 6 статьи 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и нарушают его права.
Кассационная инстанция не согласна с таким доводом по следующим основаниям:
Абзацем первым пункта 2 статьи 8 Закона установлено, что предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 8 Закона уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 8 Закона предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банк России, действовавшей в истекшем квартале.
Из вышеприведенных норм Закона следует, что предприятия и организации обязаны уплачивать авансовые взносы налога и прибыль ежемесячно не позднее 15 числа каждого месяца. Определение налоговой базы и исчисление суммы налога на прибыль по фактически полученной прибыли, производятся ежеквартально (по окончании первого квартала, полугодия, десяти месяцев и года). Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли и уплаченными авансовыми взносами уточняется также ежеквартально исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Таким образом, срок и порядок исчисления процента исходя из ставки рефинансирования Банка России при определении разницы между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога установлены Законом. А оспариваемые положения абзацев четырнадцать и восемнадцать пункта 5.2 Инструкции, разъясняющие порядок исчисления указанной разницы, соответствуют Закону.
При уплате налога на прибыль (в том числе с учетом исчисленного процента на разницу между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал) налогоплательщики руководствуются сроками уплаты налога на прибыль, установленными пунктом 3 статьи 8 Закона, согласно которому уплата налога на прибыль производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год.
Таким образом, довод истца о том, что срок уплаты процентов на разницу между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога Законом не установлен, является необоснованным.
Довод истца о том, что положения Закона по уплате дополнительных платежей и положения оспариваемых абзацев Инструкции не подлежат применению, поскольку не соответствуют требованиям, установленным пунктом 6 статьи 3 Кодекса, согласно которому при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, также является необоснованным по следующим основаниям.
Согласно статье 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ссылки на недействующие положения Кодекса приравниваются к ссылкам на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.
Аналогичная норма содержалась в ст. 5 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым объект налогообложения определяется отдельными законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов.
Следовательно, порядок уплаты налога на прибыль для предприятий, являющихся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, определяется в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Обязанность по исчислению и уплате разницы между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами при исчислении налога за истекший квартал исходя из действовавшей в истекшем квартале ставки рефинансирования Банка России установлена Законом.
В абзаце третьем пункта 2 статьи 8 Закона содержится специальная норма, устанавливающая особый порядок исчисления налога на прибыль с учетом дополнительных платежей, которые являются компенсационными выплатами бюджету, и требования, предусмотренные пунктом 6 статьи 3 Кодекса, на указанную специальную норму не распространяются.
Таким образом, выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемые положения Инструкции не противоречат действующему законодательству и не определяют новый порядок внесения налоговых платежей, правомерны.
В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" Конституционный Суд РФ полномочен разрешать дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, поэтому доводы истца о том, что закон, на основании которого изданы пункты Инструкции, противоречит Конституции РФ, не принимаются.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены.
Поэтому, руководствуясь ст. ст. 175 - 177 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.02.01 и постановление от 24.04.01 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Таймырэнерго" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 07.08.2001 N КА-А40/4073-01
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 7 августа 2001 г. Дело N КА-А40/4073-01
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего - судьи Ч., судей Ф., К. при участии в заседании: от МНС РФ - Б. - дов. N 18-3-02/1005 от 25.08.2000, А. - дов. N 18-02/940 от 28.05.2001, рассмотрев кассационную жалобу ОАО "Таймырэнерго" на решение от 15 февраля 2001 г. и постановление от 24 апреля 2001 г. по делу N А40-46524/00-33-756 Арбитражного суда г. Москвы, судьи: Ч., Т., Ю., О., К., К.,
УСТАНОВИЛ:
решением от 15 февраля 2001 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24 апреля 2001 г. Арбитражного суда г. Москвы, отказано в иске ОАО "Таймырэнерго" к Министерству РФ по налогам и сборам о признании недействительными абзацев 14 и 18 пункта 5.2 Инструкции МНС РФ N 62 от 15 июня 2000 г. "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
Обосновывая этот вывод, судебные инстанции указали, что оспариваемые абзацы Инструкции не противоречат Закону РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В кассационной жалобе ОАО "Таймырэнерго" просит об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Выслушав представителей МНС РФ по налогам и сборам, возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления суда.
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 5.2 Инструкции разница, между суммой подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале, согласно приложению N 8 к Инструкции.
В соответствии с абзацем восемнадцатым пункта 5.2 Инструкции для исчисления данной суммы следует применять годовую учетную ставку Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшую на 15 число второго месяца истекшего квартала отчетного периода, деленную на четыре.
Истец, обжалуя решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, указывает на то, что Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон) размер процентов по дополнительным платежам и срок их уплаты не установлены и, следовательно, положения Закона по уплате дополнительных платежей и положения оспариваемых абзацев Инструкции не подлежат применению, поскольку не соответствуют требованиям, установленным пунктом 6 статьи 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и нарушают его права.
Кассационная инстанция не согласна с таким доводом по следующим основаниям:
Абзацем первым пункта 2 статьи 8 Закона установлено, что предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 8 Закона уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 8 Закона предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банк России, действовавшей в истекшем квартале.
Из вышеприведенных норм Закона следует, что предприятия и организации обязаны уплачивать авансовые взносы налога и прибыль ежемесячно не позднее 15 числа каждого месяца. Определение налоговой базы и исчисление суммы налога на прибыль по фактически полученной прибыли, производятся ежеквартально (по окончании первого квартала, полугодия, десяти месяцев и года). Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли и уплаченными авансовыми взносами уточняется также ежеквартально исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Таким образом, срок и порядок исчисления процента исходя из ставки рефинансирования Банка России при определении разницы между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога установлены Законом. А оспариваемые положения абзацев четырнадцать и восемнадцать пункта 5.2 Инструкции, разъясняющие порядок исчисления указанной разницы, соответствуют Закону.
При уплате налога на прибыль (в том числе с учетом исчисленного процента на разницу между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал) налогоплательщики руководствуются сроками уплаты налога на прибыль, установленными пунктом 3 статьи 8 Закона, согласно которому уплата налога на прибыль производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год.
Таким образом, довод истца о том, что срок уплаты процентов на разницу между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога Законом не установлен, является необоснованным.
Довод истца о том, что положения Закона по уплате дополнительных платежей и положения оспариваемых абзацев Инструкции не подлежат применению, поскольку не соответствуют требованиям, установленным пунктом 6 статьи 3 Кодекса, согласно которому при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, также является необоснованным по следующим основаниям.
Согласно статье 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" ссылки на недействующие положения Кодекса приравниваются к ссылкам на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.
Аналогичная норма содержалась в ст. 5 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым объект налогообложения определяется отдельными законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов.
Следовательно, порядок уплаты налога на прибыль для предприятий, являющихся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, определяется в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Обязанность по исчислению и уплате разницы между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами при исчислении налога за истекший квартал исходя из действовавшей в истекшем квартале ставки рефинансирования Банка России установлена Законом.
В абзаце третьем пункта 2 статьи 8 Закона содержится специальная норма, устанавливающая особый порядок исчисления налога на прибыль с учетом дополнительных платежей, которые являются компенсационными выплатами бюджету, и требования, предусмотренные пунктом 6 статьи 3 Кодекса, на указанную специальную норму не распространяются.
Таким образом, выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемые положения Инструкции не противоречат действующему законодательству и не определяют новый порядок внесения налоговых платежей, правомерны.
В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" Конституционный Суд РФ полномочен разрешать дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, поэтому доводы истца о том, что закон, на основании которого изданы пункты Инструкции, противоречит Конституции РФ, не принимаются.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены.
Поэтому, руководствуясь ст. ст. 175 - 177 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.02.01 и постановление от 24.04.01 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Таймырэнерго" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)