Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 18 февраля 2003 г.
Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе :
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Кадниковой Л.А.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Ратибор" - Власова А.Г. (доверенность от 04.09.2002) и представителя Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Красноярскому краю и Эвенкийскому автономному округу - Ермоленко А.А. (доверенность от 11.02.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ратибор" на решение от 30 сентября 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 2 декабря 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-11897/02-С3 (суд первой инстанции: Гурский А.Ф.; суд апелляционной инстанции: Смольникова Е.Р., Радзиховская В.В., Плотников А.А.),
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Ратибор" обратилось к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Красноярскому краю и Эвенкийскому автономному округу с иском о признании недействительным решения от 20 июня 2002 года N 17 в части зачета суммы 149222082 рубля 82 копейки в счет погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль перед федеральным бюджетом.
Решением суда первой инстанции от 30 сентября 2002 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 2 декабря 2002 года решение оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что дополнительные платежи по налогу на прибыль имеют налоговую правовую природу, и обязанность по их уплате установлена статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос о проверке законности и обоснованности судебных актов, принятых арбитражным судом по настоящему спору, утверждая, что решение и постановление апелляционной инстанции приняты с нарушением норм материального права и процессуального права.
Так заявитель полагает, что дополнительные платежи по налогу на прибыль не имеют правовой природы налога, кроме того, после введения в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность в уплате названных платежей у налогоплательщиков отсутствует.
Отзыва на кассационную жалобу налоговая инспекция не представила.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон - Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что 20.03.2002 обществом представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за февраль 2002 года в сумме 604235334 рубля.
30.10.2001 и 29.03.2002 ООО "Ратибор" в налоговый орган представлены расчеты дополнительных платежей в бюджет, исчисленные исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального Банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом за третий и четвертый кварталы 2001 года соответственно, согласно которым суммы средств, подлежащие дополнительному внесению в бюджет составили:
- за третий квартал 2001 года - 102918000 рублей;
- за четвертый квартал 2001 года - 83276184 рубля.
Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленных документов, по результатам которой принято решение о взыскании указанных сумм, о чем сделана запись в расчетах, скрепленная подписью заместителя руководителя инспекции Черемных О.Н.
20.06.2002 межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Красноярскому краю и Таймырскому (Долгано - Ненецкому), Эвенкийскому автономным округам приняла решение N 17 о возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 604235333 рубля и зачете суммы входного налога на добавленную стоимость по экспорту в размере 455013250 рублей 18 копеек в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость перед федеральным бюджетом, и суммы налога на добавленную стоимость по экспорту в размере 149222082 рубля 82 копейки, подлежащей возмещению из бюджета, - в счет погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль перед федеральным бюджетом.
21.06.2002 инспекцией принято решение о зачете в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в счет погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в размере 149222082 рубля 82 копеек зачесть сумму налога на добавленную стоимость в размере 455013250 рублей, подлежащую возмещению из бюджета.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2126-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.
Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Данная сумма является не дополнительным платежом, уплачиваемым помимо налога на прибыль предприятий и организаций, а его составной частью.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб государственных унитарных предприятий "Арктикморнефтегазразведка" и "123 авиационный ремонтный завод", открытых акционерных обществ "Горно-металлургический комбинат "Печенганикель", "Салаватнефтеоргсинтез" и "Таймырэнерго" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установленные данным законом порядок доначисления налога (расчета его фактических сумм по указанным периодам) и распоряжение налогоплательщиком по своему усмотрению разницей между авансовыми взносами налога и его суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли (пункты 2 и 4 статьи 8 во взаимосвязи), представляют собой возмещение бюджету либо налогоплательщику положительной разницы между авансовыми платежами и фактически подлежащей уплате в бюджет суммой налога.
Применение ставки рефинансирования Банка России (ставки банковского кредита), действовавшей на 15 число второго месяца истекшего квартала, при установлении разницы суммы налога придает такому порядку исчисления и уплаты налога на прибыль признаки, присущие кредиту. Проценты на сумму налога являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика за определенный период (отчетный, налоговый).
Выявленная разница между суммой авансовых платежей и фактической подлежащей уплате суммой не является дополнительным платежом по налогу на прибыль, поскольку отражает суммы, недополученные государством либо переполученные им в результате периодического уточнения налогооблагаемой базы.
Таким образом, довод истца о том, что дополнительные платеже по налогу на прибыль являются дополнительной имущественной обязанностью налогоплательщика не предусмотренной, действующим законодательством опровергается вышеприведенными нормами.
При таком нормативном регулировании Арбитражный суда Красноярского края обоснованно пришел к выводу что дополнительные платежи, составляющие разницу между авансовыми взносами налога и его суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, являются по своей правовой природе налоговыми платежами, подлежащими внесению в бюджет в целях уплаты налога на прибыль в полном объеме. Следовательно, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению налогоплательщику, была правомерно зачтена налоговой инспекцией в счет сумм задолженности по другим платежам.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
Решение от 30 сентября 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 2 декабря 2002 года по делу N А33-11897/02-С3 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 18.02.2003 N А33-11897/02-С3-Ф02-208/03-С1
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 18 февраля 2003 г.
Дело N А33-11897/02-С3-Ф02-208/03-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе :
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Кадниковой Л.А.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Ратибор" - Власова А.Г. (доверенность от 04.09.2002) и представителя Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Красноярскому краю и Эвенкийскому автономному округу - Ермоленко А.А. (доверенность от 11.02.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ратибор" на решение от 30 сентября 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 2 декабря 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-11897/02-С3 (суд первой инстанции: Гурский А.Ф.; суд апелляционной инстанции: Смольникова Е.Р., Радзиховская В.В., Плотников А.А.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Ратибор" обратилось к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Красноярскому краю и Эвенкийскому автономному округу с иском о признании недействительным решения от 20 июня 2002 года N 17 в части зачета суммы 149222082 рубля 82 копейки в счет погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль перед федеральным бюджетом.
Решением суда первой инстанции от 30 сентября 2002 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 2 декабря 2002 года решение оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что дополнительные платежи по налогу на прибыль имеют налоговую правовую природу, и обязанность по их уплате установлена статьей 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос о проверке законности и обоснованности судебных актов, принятых арбитражным судом по настоящему спору, утверждая, что решение и постановление апелляционной инстанции приняты с нарушением норм материального права и процессуального права.
Так заявитель полагает, что дополнительные платежи по налогу на прибыль не имеют правовой природы налога, кроме того, после введения в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность в уплате названных платежей у налогоплательщиков отсутствует.
Отзыва на кассационную жалобу налоговая инспекция не представила.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон - Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что 20.03.2002 обществом представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за февраль 2002 года в сумме 604235334 рубля.
30.10.2001 и 29.03.2002 ООО "Ратибор" в налоговый орган представлены расчеты дополнительных платежей в бюджет, исчисленные исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального Банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом за третий и четвертый кварталы 2001 года соответственно, согласно которым суммы средств, подлежащие дополнительному внесению в бюджет составили:
- за третий квартал 2001 года - 102918000 рублей;
- за четвертый квартал 2001 года - 83276184 рубля.
Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленных документов, по результатам которой принято решение о взыскании указанных сумм, о чем сделана запись в расчетах, скрепленная подписью заместителя руководителя инспекции Черемных О.Н.
20.06.2002 межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Красноярскому краю и Таймырскому (Долгано - Ненецкому), Эвенкийскому автономным округам приняла решение N 17 о возмещении из федерального бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 604235333 рубля и зачете суммы входного налога на добавленную стоимость по экспорту в размере 455013250 рублей 18 копеек в счет погашения задолженности по налогу на добавленную стоимость перед федеральным бюджетом, и суммы налога на добавленную стоимость по экспорту в размере 149222082 рубля 82 копейки, подлежащей возмещению из бюджета, - в счет погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль перед федеральным бюджетом.
21.06.2002 инспекцией принято решение о зачете в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в счет погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в размере 149222082 рубля 82 копеек зачесть сумму налога на добавленную стоимость в размере 455013250 рублей, подлежащую возмещению из бюджета.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2126-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.
Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Данная сумма является не дополнительным платежом, уплачиваемым помимо налога на прибыль предприятий и организаций, а его составной частью.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 225-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб государственных унитарных предприятий "Арктикморнефтегазразведка" и "123 авиационный ремонтный завод", открытых акционерных обществ "Горно-металлургический комбинат "Печенганикель", "Салаватнефтеоргсинтез" и "Таймырэнерго" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установленные данным законом порядок доначисления налога (расчета его фактических сумм по указанным периодам) и распоряжение налогоплательщиком по своему усмотрению разницей между авансовыми взносами налога и его суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли (пункты 2 и 4 статьи 8 во взаимосвязи), представляют собой возмещение бюджету либо налогоплательщику положительной разницы между авансовыми платежами и фактически подлежащей уплате в бюджет суммой налога.
Применение ставки рефинансирования Банка России (ставки банковского кредита), действовавшей на 15 число второго месяца истекшего квартала, при установлении разницы суммы налога придает такому порядку исчисления и уплаты налога на прибыль признаки, присущие кредиту. Проценты на сумму налога являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика за определенный период (отчетный, налоговый).
Выявленная разница между суммой авансовых платежей и фактической подлежащей уплате суммой не является дополнительным платежом по налогу на прибыль, поскольку отражает суммы, недополученные государством либо переполученные им в результате периодического уточнения налогооблагаемой базы.
Таким образом, довод истца о том, что дополнительные платеже по налогу на прибыль являются дополнительной имущественной обязанностью налогоплательщика не предусмотренной, действующим законодательством опровергается вышеприведенными нормами.
При таком нормативном регулировании Арбитражный суда Красноярского края обоснованно пришел к выводу что дополнительные платежи, составляющие разницу между авансовыми взносами налога и его суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, являются по своей правовой природе налоговыми платежами, подлежащими внесению в бюджет в целях уплаты налога на прибыль в полном объеме. Следовательно, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению налогоплательщику, была правомерно зачтена налоговой инспекцией в счет сумм задолженности по другим платежам.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 30 сентября 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 2 декабря 2002 года по делу N А33-11897/02-С3 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЕВДОКИМОВ
Л.А.КАДНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)