Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2011 года
Полный текст решения изготовлен 01 июля 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.О. Никифоровой, рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению Муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Свердловской области
о признании недействительным требования налогового органа
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Машканцев А.Ю., представитель, доверенность от 28.11.2010, паспорт;
- от заинтересованного лица - Делялеева Н.Р., представитель, доверенность N 7 от 02.09.2010, удост. УР N 608520.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Муниципальное унитарное предприятие Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Свердловской области N 2203 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.03.2011.
Заинтересованное лицо требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
22.03.2011 года Межрайонной инспекцией ФНС России N 7 по Свердловской области в МУП "Газовое хозяйство" направлено требование N 2203 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.03.2011 года в размере 3 080 384,90 руб., в том числе - НДФЛ в размере 2 183 183,05 руб., пени по НДФЛ в размере 372035,52 руб., штрафа в размере 457633 руб.; ЕСН в размере 60547 руб. 20 коп, пени по ЕСН в размере 6986,13 руб. со сроком уплаты 11.01.2010 г.
Считая указанное требование налогового органа неправомерным, заявитель, с учетом положений п. 8 ст. 50 НК РФ, считает, что на МУП "Газовое хозяйство" не может быть возложена обязанность МУП "Тепловые сети" по уплате налогов, пеней и штрафов. При этом налогоплательщик ссылается на Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11622/2010-АК от 07.12.2010 по делу А60-23543/2010.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 7 по Свердловской области в период с 09 апреля 2009 года по 09 июня 2009 года проведена выездная налоговая проверка деятельности МУП "Теплосети" по результатом которой вынесено решение N 31 от 09.09.2009 о привлечении предприятия к ответственности за совершение налогового правонарушения о доначислении предприятию НДС в сумме 145 921 руб., НДФЛ в сумме 2 288 165 руб., ЕСН ФБ в сумме 684 481 руб., пени по НДС в сумме 36 053,02 руб., пени по НДФЛ в сумме 420 848,18 руб., пени по ЕСН в сумме 43 450,17 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 29 184 руб., по п. 1 ст. 123 НК РФ за неуплату НДФЛ в сумме 457 633 руб.
01.10.2009 Главой Новолялинского городского округа принято постановление N 623 "О реорганизации МУП "Теплосети" путем выделения из него МУП "Газовое хозяйство".
24.12.2009 Постановлением Главы Новолялинского городского округа N 831 утверждены разделительный баланс МУП "Теплосети", Устав МУП "Газовое хозяйство" и перечень имущества, передаваемого в хозяйственное ведение выделившемуся лицу.
11.01.2010 регистрирующим органом принято решение N 213 о создании юридического лица МУП "Газовое хозяйство" путем реорганизации в форме выделения из МУП "Теплосети", о чем выдано соответствующее свидетельство. В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации МУП "Газовое хозяйство" в качестве юридического лица.
02.11.2009 инспекцией в адрес МУП "Теплосети" выставлено требование N 221 об уплате доначисленных на основании решения N 31 от 09.09.2009 налогов, пеней и штрафов в срок до 20.11.2009.
В связи с неисполнением МУП "Теплосети" указанного требования инспекцией вынесено решение о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
04.12.2009 Межрайонной ИФНС России N 7 по Свердловской области принято решение N 250 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, на основании которого Новолялинским отделом УФССП по Свердловской области возбуждено исполнительное производство N 65/41/9662/12/2009 в отношении должника МУП Новолялинского городского округа "Тепловые сети г. Новая Ляля".
03.12.2009 МУП "Теплосети" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании решения инспекции N 31 от 09.09.2009 недействительным.
Решением Арбитражного суда Свердловской области, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, от 26.02.2010 по делу N А60-58183/2009-С10 заявленные МУП "Теплосети" требования удовлетворены частично: решение инспекции N 31 от 09.09.2009 признано недействительным в части доначисления НДС в сумме 130 723 руб., соответствующих пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
В последующем, Межрайонная инспекция ФНС России N 7 по Свердловской области обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к МУП Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство" о взыскании 5 592 153 руб. 84 коп. солидарно по исполнению обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов МУП Новолялинского городского округа "Тепловые сети г. Новая Ляля", в том числе, налога на доходы физических лиц в сумме 3 570 862 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 1 529 038 руб. 52 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) в сумме 431 699 руб. 16 коп.; единого социального налога в сумме 60 554 руб. 16 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.09.2010 года по делу А60-23543/2010 требования налогового органа удовлетворены частично: МУП "Газовое хозяйство" привлечено в солидарной ответственности по уплате налогов, пеней и штрафов МУП "Теплосети" в размере 3570862 руб. - НДФЛ, 60554 руб. 16 коп. - ЕСН. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17ПА-11622/2010 от 07.12.2010 решение Арбитражного суда Свердловской области по делу А60-23543/2010 отменено в части удовлетворения требований Межрайонной ФНС N 7 о привлечении МУП "Газовое хозяйство" к солидарной ответственности по уплате налогов, пеней и штрафов МУП Новолялинского городского округа "Тепловые сети г. Новая Ляля" НДФЛ в размере 3 570 862 руб., ЕСН в размере 60554,16 руб., в остальной части решение суда оставлено без изменения, в удовлетворении заявления Межрайонной ФНС N 7 по Свердловской области отказано в полном объеме.
Согласно п. 4 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с разделительным балансом.
В соответствии с п. 8 ст. 50 НК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает.
Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда, выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица.
Таким образом, условием для возложения обязанности по уплате налогов на созданные в результате выделения из реорганизованного юридического лица организации, является совокупность условий, установленных п. 8 ст. 50 Кодекса, а именно:
- - налогоплательщик в результате состоявшегося выделения не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов;
- - состоявшаяся реорганизация направлена на неисполнение указанной обязанности.
В ходе рассмотрения дела А60-23543/2010 судом апелляционной инстанции установлено, что налоговым органом не подтверждено выполнение условий, предусмотренных п. 8 ст. 50 НК РФ, так как фактические обстоятельства состоявшейся реорганизации предприятия, свидетельствуют о том, что реорганизация МУП "Теплосети" путем выделения МУП "Газовое хозяйство" не была направлена на уклонение МУП "Теплосети" от уплаты налогов, поскольку деятельность МУП "Теплосети" после реорганизации не прекратилась, фактическое осуществление деятельности подтверждено доказательствами по делу.
Таким образом, в силу положений п. 8 ст. 50 НК РФ и установленных Арбитражным судом Свердловской области по делу А60-23543/2010 фактических обстоятельств дела, МУП "Газовое хозяйство" не является правопреемником по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) доначисленных в ходе выездной налоговой проверки МУП "Тепловые сети".
Возражая на доводы предприятия, инспекция указывает, что основанием для выявления недоимки по налогам, сборам, пени и штрафам в оспариваемой сумме, и направления требования в адрес заявителя послужил, представленный собственником предприятия - Администрацией Новолялинского городского округа Разделительный баланс (уточненный), на основании которого в лицевой карточке налогоплательщика разнесена соответствующая недоимка на дату 11.01.2011.
Отраженная в требовании об уплате налога N 2203 задолженность по налогам сборам пени и штрафам, по мнению инспекции, не связана со вступившими в законную силу решениями, постановлениями арбитражных судов по делу N А60-23543/2010-С8, а является общей суммой задолженности МУП "Газовое хозяйство" на 21.03.2011 года.
При этом инспекция указывает, что по иску о солидарном исполнении обязанности по уплате налогов сумма иска составляла 5 592 153,84 рубля, а по требованию, вынесенному на основании уточненного разделительного баланса - 3 079 786,57 рублей.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы Новолялинского городского округа от 16.03.2010 N 150 был утвержден уточненный разделительный баланс МУП "Тепловые сети", согласно которому к МУП "Газовое хозяйство" по состоянию на 11.01.2010 года перешла кредиторская задолженность, в том числе по НДФЛ - 3 785 958,29 рублей, штрафы по НДФЛ - 457 633,00 рублей, пени по НДФЛ - 156 050,86 рублей.
С учетом указанного уточненного разделительного баланса налоговым органом осуществлен перенос сальдо - недоимки по налогам с реорганизуемого юридического лица МУП "Тепловые сети" на выделяемое юридическое лицо МУП "Газовое хозяйство". В результате чего в лицевой карточке налогоплательщика (МУП "Газовое хозяйство") образовалась задолженность по уплате НДФЛ и ЕСН, зачисляемому в ФФОМС и ТФОМС.
12.05.2010 инспекцией в адрес МУП "Газовое хозяйство" направлена претензия с требованием погасить, в срок до 24.05.2010, задолженность в сумме 4 893 774,72 руб.
22.03.2011 года Межрайонной инспекцией ФНС России N 7 по Свердловской области в МУП "Газовое хозяйство" направлено требование N 2203 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.03.2011 года в размере 3 080 384,90 руб., в том числе - НДФЛ в размере 2 183 183,05 руб., пени по НДФЛ в размере 372035,52 руб., штрафа в размере 457633 руб.; ЕСН в размере 60547 руб. 20 коп., пени по ЕСН в размере 6986,13 руб. со сроком уплаты 11.01.2010 г.
Согласно статьям 69, 70 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога и пеней направляется налогоплательщику в сроки, установленные ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии у него задолженности.
Согласно п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п. 19 Постановления Пленума от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.
Во всех случаях требование должно соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщика и содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя заинтересованного лица, основанием для выявления недоимки и выставления в адрес налогоплательщика требования N 2203 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 21.03.2011 послужил уточненный разделительный баланс МУП Новолялинского городского округа "Тепловые сети г. Новая Ляля".
Вместе с тем, в нарушение ст. ст. 65, 200 АПК РФ, налоговым органом не представлено документального подтверждения образования недоимки по налогам, пени и штрафам в общей сумме 3 080 384,90 рублей, обоснованности и правильности начисления пени и штрафа, инспекцией в ходе судебного разбирательства не доказан размер предъявленной налогоплательщику к уплате в бесспорном порядке недоимки по налогам пени, штрафам.
Поскольку указанная обязанность налоговым органом не выполнена, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства наличия у общества спорной задолженности по налогам и пени.
То обстоятельство, что предприятие-правопреемник (МУП Газовое хозяйство) в момент создания по уточненному разделительному балансу приняло на себя обязательства по уплате задолженности реорганизуемого лица, не освобождает налоговый орган от доказывания обоснованности и правильности начисления спорной недоимки по налогам, пени и штрафам, предъявленной налогоплательщику к уплате по оспариваемому требованию.
Из оспариваемого требования невозможно установить период и основания возникновения задолженности по налогам и сборам, о видах налогов и сборов, по которым начислена недоимка, о сроках их уплаты, период начисления пеней, правильность начисления и обоснованность размера пеней.
При таких обстоятельствах суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным требование Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Свердловской области N 2203 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.03.2011.
Обязать Межрайонная ИФНС России N 7 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МУП Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство".
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонная ИФНС России N 7 по Свердловской области в пользу МУП Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство" (ИНН 6647004846) 2000 (две тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.07.2011 ПО ДЕЛУ N А60-10003/2011
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 июля 2011 г. по делу N А60-10003/2011
Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2011 года
Полный текст решения изготовлен 01 июля 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.О. Никифоровой, рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению Муниципального унитарного предприятия Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Свердловской области
о признании недействительным требования налогового органа
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Машканцев А.Ю., представитель, доверенность от 28.11.2010, паспорт;
- от заинтересованного лица - Делялеева Н.Р., представитель, доверенность N 7 от 02.09.2010, удост. УР N 608520.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Муниципальное унитарное предприятие Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Свердловской области N 2203 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.03.2011.
Заинтересованное лицо требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
22.03.2011 года Межрайонной инспекцией ФНС России N 7 по Свердловской области в МУП "Газовое хозяйство" направлено требование N 2203 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.03.2011 года в размере 3 080 384,90 руб., в том числе - НДФЛ в размере 2 183 183,05 руб., пени по НДФЛ в размере 372035,52 руб., штрафа в размере 457633 руб.; ЕСН в размере 60547 руб. 20 коп, пени по ЕСН в размере 6986,13 руб. со сроком уплаты 11.01.2010 г.
Считая указанное требование налогового органа неправомерным, заявитель, с учетом положений п. 8 ст. 50 НК РФ, считает, что на МУП "Газовое хозяйство" не может быть возложена обязанность МУП "Тепловые сети" по уплате налогов, пеней и штрафов. При этом налогоплательщик ссылается на Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11622/2010-АК от 07.12.2010 по делу А60-23543/2010.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 7 по Свердловской области в период с 09 апреля 2009 года по 09 июня 2009 года проведена выездная налоговая проверка деятельности МУП "Теплосети" по результатом которой вынесено решение N 31 от 09.09.2009 о привлечении предприятия к ответственности за совершение налогового правонарушения о доначислении предприятию НДС в сумме 145 921 руб., НДФЛ в сумме 2 288 165 руб., ЕСН ФБ в сумме 684 481 руб., пени по НДС в сумме 36 053,02 руб., пени по НДФЛ в сумме 420 848,18 руб., пени по ЕСН в сумме 43 450,17 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 29 184 руб., по п. 1 ст. 123 НК РФ за неуплату НДФЛ в сумме 457 633 руб.
01.10.2009 Главой Новолялинского городского округа принято постановление N 623 "О реорганизации МУП "Теплосети" путем выделения из него МУП "Газовое хозяйство".
24.12.2009 Постановлением Главы Новолялинского городского округа N 831 утверждены разделительный баланс МУП "Теплосети", Устав МУП "Газовое хозяйство" и перечень имущества, передаваемого в хозяйственное ведение выделившемуся лицу.
11.01.2010 регистрирующим органом принято решение N 213 о создании юридического лица МУП "Газовое хозяйство" путем реорганизации в форме выделения из МУП "Теплосети", о чем выдано соответствующее свидетельство. В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации МУП "Газовое хозяйство" в качестве юридического лица.
02.11.2009 инспекцией в адрес МУП "Теплосети" выставлено требование N 221 об уплате доначисленных на основании решения N 31 от 09.09.2009 налогов, пеней и штрафов в срок до 20.11.2009.
В связи с неисполнением МУП "Теплосети" указанного требования инспекцией вынесено решение о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
04.12.2009 Межрайонной ИФНС России N 7 по Свердловской области принято решение N 250 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, на основании которого Новолялинским отделом УФССП по Свердловской области возбуждено исполнительное производство N 65/41/9662/12/2009 в отношении должника МУП Новолялинского городского округа "Тепловые сети г. Новая Ляля".
03.12.2009 МУП "Теплосети" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании решения инспекции N 31 от 09.09.2009 недействительным.
Решением Арбитражного суда Свердловской области, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, от 26.02.2010 по делу N А60-58183/2009-С10 заявленные МУП "Теплосети" требования удовлетворены частично: решение инспекции N 31 от 09.09.2009 признано недействительным в части доначисления НДС в сумме 130 723 руб., соответствующих пеней и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
В последующем, Межрайонная инспекция ФНС России N 7 по Свердловской области обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к МУП Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство" о взыскании 5 592 153 руб. 84 коп. солидарно по исполнению обязанности по уплате налогов, пеней и штрафов МУП Новолялинского городского округа "Тепловые сети г. Новая Ляля", в том числе, налога на доходы физических лиц в сумме 3 570 862 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в сумме 1 529 038 руб. 52 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (накопительная часть) в сумме 431 699 руб. 16 коп.; единого социального налога в сумме 60 554 руб. 16 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.09.2010 года по делу А60-23543/2010 требования налогового органа удовлетворены частично: МУП "Газовое хозяйство" привлечено в солидарной ответственности по уплате налогов, пеней и штрафов МУП "Теплосети" в размере 3570862 руб. - НДФЛ, 60554 руб. 16 коп. - ЕСН. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17ПА-11622/2010 от 07.12.2010 решение Арбитражного суда Свердловской области по делу А60-23543/2010 отменено в части удовлетворения требований Межрайонной ФНС N 7 о привлечении МУП "Газовое хозяйство" к солидарной ответственности по уплате налогов, пеней и штрафов МУП Новолялинского городского округа "Тепловые сети г. Новая Ляля" НДФЛ в размере 3 570 862 руб., ЕСН в размере 60554,16 руб., в остальной части решение суда оставлено без изменения, в удовлетворении заявления Межрайонной ФНС N 7 по Свердловской области отказано в полном объеме.
Согласно п. 4 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с разделительным балансом.
В соответствии с п. 8 ст. 50 НК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает.
Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда, выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица.
Таким образом, условием для возложения обязанности по уплате налогов на созданные в результате выделения из реорганизованного юридического лица организации, является совокупность условий, установленных п. 8 ст. 50 Кодекса, а именно:
- - налогоплательщик в результате состоявшегося выделения не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов;
- - состоявшаяся реорганизация направлена на неисполнение указанной обязанности.
В ходе рассмотрения дела А60-23543/2010 судом апелляционной инстанции установлено, что налоговым органом не подтверждено выполнение условий, предусмотренных п. 8 ст. 50 НК РФ, так как фактические обстоятельства состоявшейся реорганизации предприятия, свидетельствуют о том, что реорганизация МУП "Теплосети" путем выделения МУП "Газовое хозяйство" не была направлена на уклонение МУП "Теплосети" от уплаты налогов, поскольку деятельность МУП "Теплосети" после реорганизации не прекратилась, фактическое осуществление деятельности подтверждено доказательствами по делу.
Таким образом, в силу положений п. 8 ст. 50 НК РФ и установленных Арбитражным судом Свердловской области по делу А60-23543/2010 фактических обстоятельств дела, МУП "Газовое хозяйство" не является правопреемником по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) доначисленных в ходе выездной налоговой проверки МУП "Тепловые сети".
Возражая на доводы предприятия, инспекция указывает, что основанием для выявления недоимки по налогам, сборам, пени и штрафам в оспариваемой сумме, и направления требования в адрес заявителя послужил, представленный собственником предприятия - Администрацией Новолялинского городского округа Разделительный баланс (уточненный), на основании которого в лицевой карточке налогоплательщика разнесена соответствующая недоимка на дату 11.01.2011.
Отраженная в требовании об уплате налога N 2203 задолженность по налогам сборам пени и штрафам, по мнению инспекции, не связана со вступившими в законную силу решениями, постановлениями арбитражных судов по делу N А60-23543/2010-С8, а является общей суммой задолженности МУП "Газовое хозяйство" на 21.03.2011 года.
При этом инспекция указывает, что по иску о солидарном исполнении обязанности по уплате налогов сумма иска составляла 5 592 153,84 рубля, а по требованию, вынесенному на основании уточненного разделительного баланса - 3 079 786,57 рублей.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы Новолялинского городского округа от 16.03.2010 N 150 был утвержден уточненный разделительный баланс МУП "Тепловые сети", согласно которому к МУП "Газовое хозяйство" по состоянию на 11.01.2010 года перешла кредиторская задолженность, в том числе по НДФЛ - 3 785 958,29 рублей, штрафы по НДФЛ - 457 633,00 рублей, пени по НДФЛ - 156 050,86 рублей.
С учетом указанного уточненного разделительного баланса налоговым органом осуществлен перенос сальдо - недоимки по налогам с реорганизуемого юридического лица МУП "Тепловые сети" на выделяемое юридическое лицо МУП "Газовое хозяйство". В результате чего в лицевой карточке налогоплательщика (МУП "Газовое хозяйство") образовалась задолженность по уплате НДФЛ и ЕСН, зачисляемому в ФФОМС и ТФОМС.
12.05.2010 инспекцией в адрес МУП "Газовое хозяйство" направлена претензия с требованием погасить, в срок до 24.05.2010, задолженность в сумме 4 893 774,72 руб.
22.03.2011 года Межрайонной инспекцией ФНС России N 7 по Свердловской области в МУП "Газовое хозяйство" направлено требование N 2203 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.03.2011 года в размере 3 080 384,90 руб., в том числе - НДФЛ в размере 2 183 183,05 руб., пени по НДФЛ в размере 372035,52 руб., штрафа в размере 457633 руб.; ЕСН в размере 60547 руб. 20 коп., пени по ЕСН в размере 6986,13 руб. со сроком уплаты 11.01.2010 г.
Согласно статьям 69, 70 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога и пеней направляется налогоплательщику в сроки, установленные ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии у него задолженности.
Согласно п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п. 19 Постановления Пленума от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.
Во всех случаях требование должно соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщика и содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя заинтересованного лица, основанием для выявления недоимки и выставления в адрес налогоплательщика требования N 2203 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 21.03.2011 послужил уточненный разделительный баланс МУП Новолялинского городского округа "Тепловые сети г. Новая Ляля".
Вместе с тем, в нарушение ст. ст. 65, 200 АПК РФ, налоговым органом не представлено документального подтверждения образования недоимки по налогам, пени и штрафам в общей сумме 3 080 384,90 рублей, обоснованности и правильности начисления пени и штрафа, инспекцией в ходе судебного разбирательства не доказан размер предъявленной налогоплательщику к уплате в бесспорном порядке недоимки по налогам пени, штрафам.
Поскольку указанная обязанность налоговым органом не выполнена, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства наличия у общества спорной задолженности по налогам и пени.
То обстоятельство, что предприятие-правопреемник (МУП Газовое хозяйство) в момент создания по уточненному разделительному балансу приняло на себя обязательства по уплате задолженности реорганизуемого лица, не освобождает налоговый орган от доказывания обоснованности и правильности начисления спорной недоимки по налогам, пени и штрафам, предъявленной налогоплательщику к уплате по оспариваемому требованию.
Из оспариваемого требования невозможно установить период и основания возникновения задолженности по налогам и сборам, о видах налогов и сборов, по которым начислена недоимка, о сроках их уплаты, период начисления пеней, правильность начисления и обоснованность размера пеней.
При таких обстоятельствах суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным требование Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Свердловской области N 2203 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.03.2011.
Обязать Межрайонная ИФНС России N 7 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МУП Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство".
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонная ИФНС России N 7 по Свердловской области в пользу МУП Новолялинского городского округа "Газовое хозяйство" (ИНН 6647004846) 2000 (две тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
ГНЕЗДИЛОВА Н.В.
ГНЕЗДИЛОВА Н.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)