Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 4 октября 2006 года Дело N Ф04-6296/2004(27368-А27-6)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 07.08.2006 по делу N А27-6542/2004-6 по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области о признании недействительным решения,
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО УК "Кузбассразрезуголь") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения N 63 от 22.03.2004 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 355336,80 руб., доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 1776684 руб., пеней в сумме 66142,67 руб.
Решением арбитражного суда от 07.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.08.2006, заявленные ОАО УК "Кузбассразрезуголь" требования удовлетворены. Арбитражный суд исходил из того, что ОАО УК "Кузбассразрезуголь" соблюдены требования, позволяющие применить ставку 0 процентов при налогообложении полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих пород, предусмотренную подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требования ОАО УК "Кузбассразрезуголь", ссылаясь на неправильное толкование и применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО УК "Кузбассразрезуголь" просит оставить без изменения судебные акты, указывая, что суд всесторонне исследовал материалы дела и сделал обоснованный вывод о соблюдении ОАО УК "Кузбассразрезуголь" нормативов потерь, утвержденных Кузнецким управлением Госгортехнадзора России.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов, принятых арбитражным судом, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной ОАО УК "Кузбассразрезуголь" налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за ноябрь 2003 года налоговый орган вынес решение N 63 от 22.03.2004 о привлечении ОАО УК "Кузбассразрезуголь" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 355336,80 руб. Кроме того, доначислен НДПИ в сумме 1776684 руб. и пени в размере 66142,67 руб. По мнению налогового органа, ОАО УК "Кузбассразрезуголь" неправомерно применило льготу, установленную подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в виде ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих пород.
Арбитражный суд, удовлетворив требования ОАО УК "Кузбассразрезуголь" о признании недействительным указанного решения налогового органа, принял судебный акт с учетом исследованных материалов дела и действующего законодательства.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Из пункта 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правил), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, следует, что определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов. Указанные нормативы определяются на основе проектной документации горнодобывающего производства (пункт 2 Правил).
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу об обоснованности использования ОАО УК "Кузбассразрезуголь" права на применение налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в ноябре 2003 года законодательством не был регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
Отсутствие утвержденных нормативов содержания полезных ископаемых при отсутствии в том вины налогоплательщика не может являться препятствием к применению налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов при соблюдении прочих условий подпункта 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции правомерно не согласился с доводом налогового органа, что до отнесения Министерством природных ресурсов Российской Федерации в установленном порядке запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляемых по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов на 2003 год, налогоплательщик не вправе применять льготную ставку 0 процентов по подпункту 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка доводам налогового органа о применении Распоряжения Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 408-р от 15.09.2003 "О рассмотрении материалов, связанных с определением содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего производства". Указанное распоряжение официально не опубликовано.
С учетом Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 921 от 29.12.2001, распоряжения Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 224-р от 19.04.2002, приказа этого же Министерства N 783 от 29.11.2002, арбитражный суд правомерно указал на необоснованное применение налоговым органом нормативов потерь при добыче полезных ископаемых на 2003 год, утвержденных протоколом Министерства природных ресурсов N 63-11/0149-пр от 19.05.2003, но не согласованных с Госгортехнадзором Российской Федерации.
Судом установлено, что фактически потери при добыче ОАО УК "Кузбассразрезуголь" полезных ископаемых в ноябре 2003 года составили 7,23 процента от количества добытых полезных ископаемых. В письме Госгортехнадзора Российской Федерации N 09-9/470 от 05.09.2003 потери на 2003 год рекомендованы в пределах 7,4 процента.
С учетом исследованных обстоятельств дела суды первой и апелляционной инстанции обоснованно указали, что поскольку ежемесячные нормативы потерь не утверждаются, то сверхнормативными будут потери при превышении налогоплательщиком в целом по году утвержденного среднегодового норматива.
Выводы суда апелляционной инстанции о необоснованности доводов налогового органа о превышении по Киселевскому, Ерунаковскому и Талдинскому месторождениям нормативов, утвержденных Министерством природных ресурсов и согласованных с Госгортехнадзором, основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, которым суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда о соблюдении ОАО УК "Кузбассразрезуголь" требований, позволяющих применить льготную ставку 0 процентов при налогообложении полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих пород, предусмотренную подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 07.08.2006 по делу N А27-6542/04-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 04.10.2006 N Ф04-6296/2004(27368-А27-6) ПО ДЕЛУ N А27-6542/2004-6
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2006 года Дело N Ф04-6296/2004(27368-А27-6)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 07.08.2006 по делу N А27-6542/2004-6 по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО УК "Кузбассразрезуголь") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения N 63 от 22.03.2004 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 355336,80 руб., доначислении налога на добычу полезных ископаемых в сумме 1776684 руб., пеней в сумме 66142,67 руб.
Решением арбитражного суда от 07.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.08.2006, заявленные ОАО УК "Кузбассразрезуголь" требования удовлетворены. Арбитражный суд исходил из того, что ОАО УК "Кузбассразрезуголь" соблюдены требования, позволяющие применить ставку 0 процентов при налогообложении полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих пород, предусмотренную подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требования ОАО УК "Кузбассразрезуголь", ссылаясь на неправильное толкование и применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО УК "Кузбассразрезуголь" просит оставить без изменения судебные акты, указывая, что суд всесторонне исследовал материалы дела и сделал обоснованный вывод о соблюдении ОАО УК "Кузбассразрезуголь" нормативов потерь, утвержденных Кузнецким управлением Госгортехнадзора России.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов, принятых арбитражным судом, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной ОАО УК "Кузбассразрезуголь" налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за ноябрь 2003 года налоговый орган вынес решение N 63 от 22.03.2004 о привлечении ОАО УК "Кузбассразрезуголь" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 355336,80 руб. Кроме того, доначислен НДПИ в сумме 1776684 руб. и пени в размере 66142,67 руб. По мнению налогового органа, ОАО УК "Кузбассразрезуголь" неправомерно применило льготу, установленную подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в виде ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих пород.
Арбитражный суд, удовлетворив требования ОАО УК "Кузбассразрезуголь" о признании недействительным указанного решения налогового органа, принял судебный акт с учетом исследованных материалов дела и действующего законодательства.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Из пункта 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правил), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, следует, что определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов. Указанные нормативы определяются на основе проектной документации горнодобывающего производства (пункт 2 Правил).
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу об обоснованности использования ОАО УК "Кузбассразрезуголь" права на применение налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в ноябре 2003 года законодательством не был регламентирован порядок рассмотрения и определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
Отсутствие утвержденных нормативов содержания полезных ископаемых при отсутствии в том вины налогоплательщика не может являться препятствием к применению налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов при соблюдении прочих условий подпункта 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции правомерно не согласился с доводом налогового органа, что до отнесения Министерством природных ресурсов Российской Федерации в установленном порядке запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, осуществляемых по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов на 2003 год, налогоплательщик не вправе применять льготную ставку 0 процентов по подпункту 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка доводам налогового органа о применении Распоряжения Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 408-р от 15.09.2003 "О рассмотрении материалов, связанных с определением содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего производства". Указанное распоряжение официально не опубликовано.
С учетом Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 921 от 29.12.2001, распоряжения Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 224-р от 19.04.2002, приказа этого же Министерства N 783 от 29.11.2002, арбитражный суд правомерно указал на необоснованное применение налоговым органом нормативов потерь при добыче полезных ископаемых на 2003 год, утвержденных протоколом Министерства природных ресурсов N 63-11/0149-пр от 19.05.2003, но не согласованных с Госгортехнадзором Российской Федерации.
Судом установлено, что фактически потери при добыче ОАО УК "Кузбассразрезуголь" полезных ископаемых в ноябре 2003 года составили 7,23 процента от количества добытых полезных ископаемых. В письме Госгортехнадзора Российской Федерации N 09-9/470 от 05.09.2003 потери на 2003 год рекомендованы в пределах 7,4 процента.
С учетом исследованных обстоятельств дела суды первой и апелляционной инстанции обоснованно указали, что поскольку ежемесячные нормативы потерь не утверждаются, то сверхнормативными будут потери при превышении налогоплательщиком в целом по году утвержденного среднегодового норматива.
Выводы суда апелляционной инстанции о необоснованности доводов налогового органа о превышении по Киселевскому, Ерунаковскому и Талдинскому месторождениям нормативов, утвержденных Министерством природных ресурсов и согласованных с Госгортехнадзором, основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, которым суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда о соблюдении ОАО УК "Кузбассразрезуголь" требований, позволяющих применить льготную ставку 0 процентов при налогообложении полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих пород, предусмотренную подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.06.2006 и постановление апелляционной инстанции от 07.08.2006 по делу N А27-6542/04-6 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)