Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22.03.2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29.03.2010 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Луньковым М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области
о признании частично незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области от 22.10.2009 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 12.01.10 г. N 26-16/11183 об изменении решения,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Хаирова М.Р., представителя по доверенности;
- от Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области - Дервяниной Н.А., Слепцовой Н.А., представителей по доверенности,
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора (УФНС России по Иркутской области) - Баранова П.В., представителя по доверенности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА" (далее по тексту - "Заявитель", "Общество", "налогоплательщик") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании частично незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области от 22.10.2009 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 12.01.10 г. N 26-16/11183 об изменении решения.
В судебном заседании 16.03.2010 г. представитель Заявителя Хаиров М.Р. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении
Общество с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА" в заявлении указало, что не согласно с привлечением его к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, ст. 123 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 151506 руб. 97 коп., начислением пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 6146 руб. 95 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2966 руб. 23 коп., пени за несвоевременную уплату ЕСН в сумме 41853 руб. 50 коп., пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций в сумме 30 руб. 49 коп., пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход в сумме 106706 руб. 83 коп., пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 82732 руб. 79 коп., предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 337225 руб., по единому налогу на вмененный доход в сумме 480774 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 31915 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 46435 руб., по единому социальному налогу в сумме 304450 руб. 58 коп., по налогу на имущество организаций в сумме 2045 руб., предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 337225 руб., по единому налогу на вмененный доход в сумме 480774 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 31915 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 46435 руб., по единому социальному налогу в сумме 304450 руб. 58 коп., по налогу на имущество организаций в сумме 2045 руб., предложения восстановить необоснованно предъявленный к возмещению налог на добавленную стоимость в сумме 682684 руб.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области Дервянинова Н.А в судебном заседании 16.03.2010 г. требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Налоговый орган указал в отзыве, что решение 22.10.2009 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 12.01.10 г. N 26-16/11183 об изменении решения является законным и обоснованным, принято налоговым органом в соответствии с нормами действующего налогового законодательства РФ.
Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области при проведении выездной налоговой проверки не было допущено никаких нарушений процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Баранов П.В. в судебном заседании 16.03.10 г. указал на то, что позиция УФНС России по Иркутской области совпадает с позицией Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области.
В судебном заседании 16.03.10 г. в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 22.03.2010 г.
После перерыва в судебном заседании 22.03.2010 г. к материалам дела приобщены письменные пояснения представителя Заявителя Хаирова М.Р., согласно которым Заявитель указал, что налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки было допущено существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, выразившееся в том, что Общество было лишено возможности предоставить свои возражения, объяснения в отношении новых доказательств, полученных налоговым органом в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
В судебном заседании 22.03.10 г. к материалам дела приобщены письменные пояснения представителя Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области Слепцовой Н.А., согласно которым 20.10.09 г. налоговым органом был проведен осмотр помещения магазина "Геофизика" в связи с невозможностью проведения осмотра помещения 19.10.09 г., так как 19.10.09 г. магазин был закрыт по техническим причинам. Налогоплательщик в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля был ознакомлен со всеми документами, однако каких-либо возражений Обществом представлено не было в инспекцию.
О времени и дате проведения осмотра помещения, осуществленного налоговым органом 20.10.09 г., налогоплательщик уведомлен не был, однако, данные повторного осмотра подтверждают ранее проведенный осмотр в ходе выездной налоговой проверки.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области была проведена выездная налоговая проверка Общества с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2007 г. по 31.03.2009 г.
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом составлен акт от 07.08.2009 г. N 11-30/47 и принято решение от 22.10.09 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с решением налогового органа от 22.10.2009 г. Заявитель подал в УФНС России по Иркутской области апелляционную жалобу. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, УФНС России по Иркутской области приняло решение от 12.01.2010 г. N 26-16/11183 об изменении решения.
Согласно решению Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области от 22.10.09 г. N 11-50/60 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 12.01.2010 г. N 26-16/11183 об изменении решения Общество с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, ст. 123 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 152453 руб. 97 коп., предложено уплатить пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 243291 руб. 33 коп. предложено уплатить недоимку по налогам в сумме 1224538 руб. 58 коп., предложено восстановить необоснованно предъявленный к возмещению налог на добавленную стоимость в сумме 682684 руб.
В судебном заседании к материалам дела приобщены письменные пояснения представителя Заявителя Хаирова М.Р., из которых следует, что налоговым органом 22.09.09 г. было принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которые 19.10.09 г. были завершены. Инспекцией налогоплательщику была выдана справка от 19.10.09 г. N 11-48.1/13 о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля. В этот же день налогоплательщику выдано извещение N 11-63/17485 о назначении рассмотрения материалов по проведенным дополнительным мероприятиям налогового контроля на 20.10.2009 г. на 10 часов, по адресу: г. Братск, ул. Наймушина, 34 "а", кабинет 14 (адрес налогового органа).
Представители Общества с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА" Горбунова С.В. и Панарина Н.В., действующие на основании доверенностей, явились 20.10.09 г. в 10 часов утра в Межрайонную ИФНС России N 15 по Иркутской области. В процессе рассмотрения результатов выездной налоговой проверки поступил телефонный звонок из магазина "Геофизика" о том, что представители налогового органа проводят в магазине дополнительные мероприятия налогового контроля по выездной налоговой проверке, после чего представителям Общества Горбуновой С.В. и Панариной Н.В. было объявлено, что рассмотрение результатов выездной налоговой проверки откладывается.
Налоговым органом 21.10.09 г. в 17 часов был выдан протокол представителям Общества Горбуновой С.В. и Панариной Н.В., в котором указано, что рассмотрение материалов проверки и всех документов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, будет проведено 22.10.09 г. в 10 часов утра.
Таким образом, налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки было допущено существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, выразившееся в том, что Общество было лишено возможности предоставить свои возражения, объяснения в отношении новых доказательств, полученных налоговым органом в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Из материалов дела следует, что 22.09.09 г. Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области принято решение N 11-48/11 о проведении дополнительных мероприятий дополнительного контроля. Решение от 22.09.09 г. N 11-48/11 вручено финансовому директору ООО фирма "ВЕРШИНА" Панариной Н.В.
Согласно решению от 22.09.08 г. N 11-48/11 налоговый орган в срок до 22.10.09 г. должен провести следующие дополнительные мероприятия налогового контроля:
- - проверить представленные налогоплательщиком документы и сопоставить их с другими документами и сведениями, имеющимся в налоговом органе;
- - провести повторный осмотр с замером торговой площади в торговом помещении "магазина Геофизика" и "магазина Пихтовая, 30 А" с привлечением специалиста;
- - провести опросы свидетелей - покупателей в торговом помещении по адресу "магазина Пихтовая, 30А";
- - провести иные необходимые мероприятия налогового контроля.
Налоговым органом 22.09.09 г. принято решение N 11-29.6/15 о продлении срока рассмотрения материалов выездной налоговой проверки до 22.10.2009 г. Решение N 11-29.6/15 вручено финансовому директору ООО фирма "ВЕРШИНА" Панариной Н.В.
Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области 22.09.2009 г. составлен протокол рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки N 131, согласно которому налогоплательщику объявлено о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Рассмотрение материалов проверки и результатов по дополнительным мероприятиям налогового контроля назначено на 20.10.09 г. на 10 часов утра.
Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области 19.10.09 г. составлена справка N 11-48.1/13 о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля, согласно которой инспекцией проведен повторный осмотр магазина по ул. Пихтовая 30 "А" с привлечением специалиста БТИ. По результатам осмотра специалистами БТИ подтверждена площадь торгового зала, определенная в ходе первичного осмотра. Также в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля проведены допросы свидетелей, о чем составлены протоколы допросов.
Справка от 19.10.09 г. N 11-48.1/13 вручена представителю Общества Горбуновой С.В.
Налоговым органом 19.10.09 г. направлено в адрес ООО фирма "ВЕРШИНА" уведомление N 11-63/17485, согласно которому рассмотрение материалов выездной налоговой проверки (акт от 07.08.09 г. N 11-30/47), а также материалов по проведенным дополнительным мероприятиям налогового контроля состоится 20.10.09 г. в 10 часов утра по адресу: г. Братск, ул. Наймушина, 34 "а", кабинет 14.
Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области 20.10.09 г. составлен протокол N 131/1 о рассмотрении возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки, согласно которому рассмотрение материалов проверки и всех документов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, отложено на 22.10.09 г. на 10 часов утра, в связи с необходимостью проведения повторного осмотра с привлечением специалиста БТИ в магазине "Геофизика" по адресу: г. Братск, ул. Геофизическая, 4.
Представителям налогоплательщика предоставляется возможность знакомиться с материалами, полученными в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, 21.10.09 г. в 16 часов в кабинете N 39 в помещении Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области.
Налоговым органом 21.10.09 г. составлена справка N 11-48.1/14 о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля.
Справка от 21.10.09 г. N 11-48.1/14 вручена представителю налогоплательщика Горбуновой С.В. 21.10.09 г. в 17 часов.
Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области 22.10.09 г. в присутствии представителей Общества Горбуновой С.В., Панариной Н.В. составлен протокол рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки N 131/2.
Налоговым органом 22.10.09 г. принято решение N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение налогового органа от 22.10.09 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения получено представителем Общества Панариной Н.В. 29.10.2009 г.
Оценивая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что требование Заявителя о признании частично незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области от 22.10.2009 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 12.01.10 г. N 26-16/11183 об изменении решения подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В соответствии с п. 1 ст. 100.1 Налогового кодекса РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 Налогового кодекса РФ.
В силу п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ прямо устанавливает право налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов выездной налоговой проверки лично или через своего представителя.
При этом, возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки включает в себя в том числе и возможность налогоплательщику предоставлять в налоговый орган письменные возражения, объяснения.
Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных настоящим Кодексом, то полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
Материалами дела подтверждается, что 19.10.09 г. налоговым органом составлена справка N 11-48.1/13 о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля. Справка N 11-48.1/13 вручена представителю Общества Горбуновой С.В.
Поскольку налоговым органом 19.10.09 г. составлена справка N 11-48.1/13 о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля, суд приходит к выводу о том, что 19.10.09 г. инспекцией были завершены мероприятия дополнительного налогового контроля.
Налоговым органом 19.10.09 г. направлено в адрес ООО фирма "ВЕРШИНА" уведомление N 11-63/17485, согласно которому рассмотрение материалов выездной налоговой проверки (акт от 07.08.09 г. N 11-30/47), а также материалов по проведенным дополнительным мероприятиям налогового контроля состоится 20.10.09 г. в 10 часов.
В ходе судебного заседания к материалам дела приобщены письменные пояснения представителя Заявителя Хаирова М.Р., из которых следует, что представители Общества с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА" Горбунова С.В. и Панарина Н.В. явились 20.10.09 г. в 10 часов утра в Межрайонную ИФНС России N 15 по Иркутской области на рассмотрение материалов выездной налоговой проверки. В процессе рассмотрения результатов выездной налоговой проверки поступил телефонный звонок из магазина "Геофизика" о том, что представители налогового органа проводят в магазине дополнительные мероприятия налогового контроля по выездной налоговой проверке, после чего представителям Общества Горбуновой С.В. и Панариной Н.В. было объявлено, что рассмотрение результатов выездной налоговой проверки и всех документов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, откладывается на 22.10.09 г. в 10 часов.
Суд считает, что проведение налоговым органом 20.10.09 г. дополнительных мероприятий налогового контроля является нарушением порядка проведения выездной налоговой проверки.
Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность после завершения дополнительных мероприятий налогового контроля и составления справки вновь проводить дополнительные мероприятия налогового контроля.
Между тем, Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области 20.10.09 г. вновь осуществлены дополнительные мероприятия налогового контроля и по их окончании 21.10.09 г. составлена справка N 11-48.1/14 о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля.
Согласно справке от 21.10.09 г. N 11-48.1/14 налоговым органом осуществлен повторно осмотр магазина "Геофизика", расположенного по адресу: г. Братск, ул. Геофизическая, 4.
В соответствии с п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
В силу п. 3 ст. 92 НК РФ при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.
Оценивая объяснения представителя налогового органа Слепцовой Н.А. о том, что о времени и дате проведения осмотра помещения, осуществленного налоговым органом 20.10.09 г., налогоплательщик уведомлен не был, однако, данные повторного осмотра подтверждают ранее проведенный осмотр в ходе выездной налоговой проверки, суд считает, что при таких обстоятельствах налоговый орган нарушил порядок проведения осмотра, установленный ст. 92 НК РФ, поскольку лишил налогоплательщика возможности воспользоваться своим правом на участие в осмотре помещения.
Довод налогового органа о том, что данные повторного осмотра подтверждают результат ранее проведенного осмотра в ходе выездной налоговой проверки, не влияет на оценку судом действий налогового органа, поскольку сам осмотр проведен налоговым органом с нарушением ст. 92 НК РФ.
Справка N 11-48.1/14 от 21.10.09 г. о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля вручена представителю налогоплательщика Горбуновой С.В 21.10.09 г. в 17 часов.
При этом рассмотрение возражений налогоплательщика и материалов проверки назначено инспекцией на 22.10.09 г. на 10 часов утра.
В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Следовательно, налогоплательщик имеет право в случае несогласия не только с актом, но и с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней представить в налоговый орган своих возражения, объяснения, а также представить документы, подтверждающие свои возражения.
Учитывая, что налогоплательщику была вручена справка о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля в 17 часов 21.10.09 г., а рассмотрение материалов проверки назначено на 10 часов 22.10.09 г., суд считает, что налогоплательщик был лишен возможности представить свои возражения, объяснения в отношении новых доказательств, полученных налоговым органом в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, как отраженных в справке от 21.10.09 г., так и в справке от 19.10.09 г., поскольку 20.10.09 г. рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля не проводилось.
Довод налогового органа о том, что налогоплательщик не заявлял при рассмотрении материалов выездной налоговой проверки своих ходатайств, касающихся предоставления дополнительного времени для принесения письменных возражения, объяснений на доказательства, полученные инспекцией в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, отклоняется судом, по следующим основаниям.
В данной ситуации суд исходит из того, что в силу п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ налоговым органом должно предоставляться налогоплательщику время для ознакомления с доказательствами, полученными налоговым органом в ходе проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, независимо от ходатайств и заявлений налогоплательщика.
На страницах 49 - 53 оспариваемого решении от 22.10.09 г. N 11-50/60 имеются ссылки на допросы свидетелей, протоколы осмотра помещения, полученные инспекцией в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.
Таким образом, сведения, полученные инспекцией в ходе осуществления дополнительных мероприятий налогового контроля, имели существенное значение при принятии решения от 22.10.09 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Учитывая, что справка о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля от 21.10.09 г. N 11-48.1/14 была вручена представителю Общества Горбуновой С.В. 21.10.09 г. в 17 часов, рассмотрение материалов выездной налоговой проверки было назначено на 10 часов 22.10.09 г., решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 11-50/60 принято налоговым органом также 22.10.09 г., а также учитывая, что налогоплательщику не было предоставлено время для представления возражений, объяснений в отношении новых доказательств, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, кроме того, Общество не было надлежащим образом извещено о проводимых налоговым органом дополнительных мероприятиях налогового контроля (повторный осмотр помещения магазина "Геофизика"), суд приходит к выводу о том, что налоговым органом допущено существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
В силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Поскольку решение от 22.10.2009 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было принято налоговым органом по результатам рассмотрения материалов проверки с учетом новых доказательств, полученных инспекцией в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля и при этом ООО фирма "ВЕРШИНА" было лишено возможности представить свои возражения, объяснения в отношении новых доказательств, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, данные обстоятельства следует расценивать как нарушение положений пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ, влекущее безусловную отмену данного решения.
Однако, Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области от 22.10.09 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции УФНС России по Иркутской области от 12.01.10 г. N 26-16/11183 об изменении решения в части: привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, ст. 123 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 151506 руб. 97 коп., начисления пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 6146 руб. 95 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2966 руб. 23 коп., пени за несвоевременную уплату ЕСН в сумме 41853 руб. 50 коп., пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций в сумме 30 руб. 49 коп., пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход в сумме 106706 руб. 83 коп., пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 82732 руб. 79 коп., предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 337225 руб., по единому налогу на вмененный доход в сумме 480774 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 31915 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 46435 руб., по единому социальному налогу в сумме 304450 руб. 58 коп., по налогу на имущество организаций в сумме 2045 руб., предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 337225 руб., по единому налогу на вмененный доход в сумме 480774 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 31915 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 46435 руб., по единому социальному налогу в сумме 304450 руб. 58 коп., по налогу на имущество организаций в сумме 2045 руб., восстановить необоснованно предъявленный к возмещению налог на добавленную стоимость в сумме 682684 руб.
Учитывая данное обстоятельство, суд не может выйти за пределы требований Заявителя, вследствие чего, подлежит удовлетворению требование Общества с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА" о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области от 22.10.09 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции УФНС России по Иркутской области от 12.01.10 г. N 26-16/11183 об изменении решения в части:
- - привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату ЕСН за 2007, 2008 г. г. в виде штрафа в размере 54822 руб. 85 коп., за неуплату ЕНВД за 2007, 2008 г. г. в виде штрафа в сумме 90222 руб. 72 коп., за неуплату налога на имущество организаций в виде штрафа в сумме 78 руб. 40 коп., к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 6383 руб. (пункта 1);
- - начисления пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 6146 руб. 95 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2966 руб. 23 коп., пени за несвоевременную уплату ЕСН в сумме 41853 руб. 50 коп., пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций в сумме 30 руб. 49 коп., пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход в сумме 106706 руб. 83 коп., пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 82732 руб. 79 коп. (пункта 2);
- - предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 337225 руб., по единому налогу на вмененный доход в сумме 480774 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 31915 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 46435 руб., по единому социальному налогу в сумме 304450 руб. 58 коп., по налогу на имущество организаций в сумме 2045 руб. (подпункта 3.1 пункта 3);
- - предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 337225 руб., по единому налогу на вмененный доход в сумме 480774 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 31915 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 46435 руб., по единому социальному налогу в сумме 304450 руб. 58 коп., по налогу на имущество организаций в сумме 2045 руб. (подпункта 3.1.1 пункта 3);
- - восстановить необоснованно предъявленный к возмещению налог на добавленную стоимость в сумме 682684 руб. (подпункта 3.1.1 пункта 3).
Заявителем при подаче заявления в суд была оплачена госпошлина в размере 4000 руб., в том числе 2000 руб. за подачу заявления о принятии обеспечительных мер, удовлетворенного судом, поэтому на основании ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА" подлежат взысканию судебные расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 4000 руб.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны. К судебным расходам относится государственная пошлина.
При этом суд, взыскивая со стороны уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на сторону обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм равных понесенным им судебным расходам.
То обстоятельство, что стороной является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не должно влечь отказ заявителю в возмещении его судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от судебных расходов, если решение принято не в их пользу. Напротив, в ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области от 22.10.2009 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 12.01.10 г. N 26-16/11183 об изменении решения в части:
- привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату ЕСН за 2007, 2008 г. г. в виде штрафа в размере 54822 руб. 85 коп., за неуплату ЕНВД за 2007, 2008 г. г. в виде штрафа в сумме 90222 руб. 72 коп., за неуплату налога на имущество организаций в виде штрафа в сумме 78 руб. 40 коп., к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 6383 руб. (пункт 1);
- начисления пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 6146 руб. 95 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2966 руб. 23 коп., пени за несвоевременную уплату ЕСН в сумме 41853 руб. 50 коп., пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций в сумме 30 руб. 49 коп., пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход в сумме 106706 руб. 83 коп., пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 82732 руб. 79 коп. (пункт 2);
- предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 337225 руб., по единому налогу на вмененный доход в сумме 480774 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 31915 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 46435 руб., по единому социальному налогу в сумме 304450 руб. 58 коп., по налогу на имущество организаций в сумме 2045 руб. (подпункт 3.1 пункта 3);
- восстановить необоснованно предъявленный к возмещению налог на добавленную стоимость в сумме 682684 руб. (подпункт 3.1.1 пункта 3), как не соответствующее статье 101 Налогового кодекса РФ.
3. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА".
4. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА" судебные расходы по государственной пошлине в сумме 4000 руб.
5. Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.03.2010 ПО ДЕЛУ N А19-3820/10-15
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 марта 2010 г. по делу N А19-3820/10-15
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22.03.2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29.03.2010 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Луньковым М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области
о признании частично незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области от 22.10.2009 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 12.01.10 г. N 26-16/11183 об изменении решения,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Хаирова М.Р., представителя по доверенности;
- от Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области - Дервяниной Н.А., Слепцовой Н.А., представителей по доверенности,
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора (УФНС России по Иркутской области) - Баранова П.В., представителя по доверенности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА" (далее по тексту - "Заявитель", "Общество", "налогоплательщик") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании частично незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области от 22.10.2009 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 12.01.10 г. N 26-16/11183 об изменении решения.
В судебном заседании 16.03.2010 г. представитель Заявителя Хаиров М.Р. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении
Общество с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА" в заявлении указало, что не согласно с привлечением его к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, ст. 123 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 151506 руб. 97 коп., начислением пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 6146 руб. 95 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2966 руб. 23 коп., пени за несвоевременную уплату ЕСН в сумме 41853 руб. 50 коп., пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций в сумме 30 руб. 49 коп., пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход в сумме 106706 руб. 83 коп., пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 82732 руб. 79 коп., предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 337225 руб., по единому налогу на вмененный доход в сумме 480774 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 31915 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 46435 руб., по единому социальному налогу в сумме 304450 руб. 58 коп., по налогу на имущество организаций в сумме 2045 руб., предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 337225 руб., по единому налогу на вмененный доход в сумме 480774 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 31915 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 46435 руб., по единому социальному налогу в сумме 304450 руб. 58 коп., по налогу на имущество организаций в сумме 2045 руб., предложения восстановить необоснованно предъявленный к возмещению налог на добавленную стоимость в сумме 682684 руб.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области Дервянинова Н.А в судебном заседании 16.03.2010 г. требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Налоговый орган указал в отзыве, что решение 22.10.2009 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 12.01.10 г. N 26-16/11183 об изменении решения является законным и обоснованным, принято налоговым органом в соответствии с нормами действующего налогового законодательства РФ.
Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области при проведении выездной налоговой проверки не было допущено никаких нарушений процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Баранов П.В. в судебном заседании 16.03.10 г. указал на то, что позиция УФНС России по Иркутской области совпадает с позицией Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области.
В судебном заседании 16.03.10 г. в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 22.03.2010 г.
После перерыва в судебном заседании 22.03.2010 г. к материалам дела приобщены письменные пояснения представителя Заявителя Хаирова М.Р., согласно которым Заявитель указал, что налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки было допущено существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, выразившееся в том, что Общество было лишено возможности предоставить свои возражения, объяснения в отношении новых доказательств, полученных налоговым органом в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
В судебном заседании 22.03.10 г. к материалам дела приобщены письменные пояснения представителя Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области Слепцовой Н.А., согласно которым 20.10.09 г. налоговым органом был проведен осмотр помещения магазина "Геофизика" в связи с невозможностью проведения осмотра помещения 19.10.09 г., так как 19.10.09 г. магазин был закрыт по техническим причинам. Налогоплательщик в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля был ознакомлен со всеми документами, однако каких-либо возражений Обществом представлено не было в инспекцию.
О времени и дате проведения осмотра помещения, осуществленного налоговым органом 20.10.09 г., налогоплательщик уведомлен не был, однако, данные повторного осмотра подтверждают ранее проведенный осмотр в ходе выездной налоговой проверки.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области была проведена выездная налоговая проверка Общества с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2007 г. по 31.03.2009 г.
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом составлен акт от 07.08.2009 г. N 11-30/47 и принято решение от 22.10.09 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с решением налогового органа от 22.10.2009 г. Заявитель подал в УФНС России по Иркутской области апелляционную жалобу. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, УФНС России по Иркутской области приняло решение от 12.01.2010 г. N 26-16/11183 об изменении решения.
Согласно решению Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области от 22.10.09 г. N 11-50/60 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 12.01.2010 г. N 26-16/11183 об изменении решения Общество с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, ст. 123 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 152453 руб. 97 коп., предложено уплатить пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 243291 руб. 33 коп. предложено уплатить недоимку по налогам в сумме 1224538 руб. 58 коп., предложено восстановить необоснованно предъявленный к возмещению налог на добавленную стоимость в сумме 682684 руб.
В судебном заседании к материалам дела приобщены письменные пояснения представителя Заявителя Хаирова М.Р., из которых следует, что налоговым органом 22.09.09 г. было принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которые 19.10.09 г. были завершены. Инспекцией налогоплательщику была выдана справка от 19.10.09 г. N 11-48.1/13 о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля. В этот же день налогоплательщику выдано извещение N 11-63/17485 о назначении рассмотрения материалов по проведенным дополнительным мероприятиям налогового контроля на 20.10.2009 г. на 10 часов, по адресу: г. Братск, ул. Наймушина, 34 "а", кабинет 14 (адрес налогового органа).
Представители Общества с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА" Горбунова С.В. и Панарина Н.В., действующие на основании доверенностей, явились 20.10.09 г. в 10 часов утра в Межрайонную ИФНС России N 15 по Иркутской области. В процессе рассмотрения результатов выездной налоговой проверки поступил телефонный звонок из магазина "Геофизика" о том, что представители налогового органа проводят в магазине дополнительные мероприятия налогового контроля по выездной налоговой проверке, после чего представителям Общества Горбуновой С.В. и Панариной Н.В. было объявлено, что рассмотрение результатов выездной налоговой проверки откладывается.
Налоговым органом 21.10.09 г. в 17 часов был выдан протокол представителям Общества Горбуновой С.В. и Панариной Н.В., в котором указано, что рассмотрение материалов проверки и всех документов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, будет проведено 22.10.09 г. в 10 часов утра.
Таким образом, налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки было допущено существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, выразившееся в том, что Общество было лишено возможности предоставить свои возражения, объяснения в отношении новых доказательств, полученных налоговым органом в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
Из материалов дела следует, что 22.09.09 г. Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области принято решение N 11-48/11 о проведении дополнительных мероприятий дополнительного контроля. Решение от 22.09.09 г. N 11-48/11 вручено финансовому директору ООО фирма "ВЕРШИНА" Панариной Н.В.
Согласно решению от 22.09.08 г. N 11-48/11 налоговый орган в срок до 22.10.09 г. должен провести следующие дополнительные мероприятия налогового контроля:
- - проверить представленные налогоплательщиком документы и сопоставить их с другими документами и сведениями, имеющимся в налоговом органе;
- - провести повторный осмотр с замером торговой площади в торговом помещении "магазина Геофизика" и "магазина Пихтовая, 30 А" с привлечением специалиста;
- - провести опросы свидетелей - покупателей в торговом помещении по адресу "магазина Пихтовая, 30А";
- - провести иные необходимые мероприятия налогового контроля.
Налоговым органом 22.09.09 г. принято решение N 11-29.6/15 о продлении срока рассмотрения материалов выездной налоговой проверки до 22.10.2009 г. Решение N 11-29.6/15 вручено финансовому директору ООО фирма "ВЕРШИНА" Панариной Н.В.
Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области 22.09.2009 г. составлен протокол рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки N 131, согласно которому налогоплательщику объявлено о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Рассмотрение материалов проверки и результатов по дополнительным мероприятиям налогового контроля назначено на 20.10.09 г. на 10 часов утра.
Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области 19.10.09 г. составлена справка N 11-48.1/13 о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля, согласно которой инспекцией проведен повторный осмотр магазина по ул. Пихтовая 30 "А" с привлечением специалиста БТИ. По результатам осмотра специалистами БТИ подтверждена площадь торгового зала, определенная в ходе первичного осмотра. Также в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля проведены допросы свидетелей, о чем составлены протоколы допросов.
Справка от 19.10.09 г. N 11-48.1/13 вручена представителю Общества Горбуновой С.В.
Налоговым органом 19.10.09 г. направлено в адрес ООО фирма "ВЕРШИНА" уведомление N 11-63/17485, согласно которому рассмотрение материалов выездной налоговой проверки (акт от 07.08.09 г. N 11-30/47), а также материалов по проведенным дополнительным мероприятиям налогового контроля состоится 20.10.09 г. в 10 часов утра по адресу: г. Братск, ул. Наймушина, 34 "а", кабинет 14.
Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области 20.10.09 г. составлен протокол N 131/1 о рассмотрении возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки, согласно которому рассмотрение материалов проверки и всех документов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, отложено на 22.10.09 г. на 10 часов утра, в связи с необходимостью проведения повторного осмотра с привлечением специалиста БТИ в магазине "Геофизика" по адресу: г. Братск, ул. Геофизическая, 4.
Представителям налогоплательщика предоставляется возможность знакомиться с материалами, полученными в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, 21.10.09 г. в 16 часов в кабинете N 39 в помещении Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области.
Налоговым органом 21.10.09 г. составлена справка N 11-48.1/14 о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля.
Справка от 21.10.09 г. N 11-48.1/14 вручена представителю налогоплательщика Горбуновой С.В. 21.10.09 г. в 17 часов.
Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области 22.10.09 г. в присутствии представителей Общества Горбуновой С.В., Панариной Н.В. составлен протокол рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки N 131/2.
Налоговым органом 22.10.09 г. принято решение N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение налогового органа от 22.10.09 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения получено представителем Общества Панариной Н.В. 29.10.2009 г.
Оценивая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что требование Заявителя о признании частично незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области от 22.10.2009 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 12.01.10 г. N 26-16/11183 об изменении решения подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В соответствии с п. 1 ст. 100.1 Налогового кодекса РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 Налогового кодекса РФ.
В силу п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ прямо устанавливает право налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов выездной налоговой проверки лично или через своего представителя.
При этом, возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки включает в себя в том числе и возможность налогоплательщику предоставлять в налоговый орган письменные возражения, объяснения.
Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением настоящего Кодекса. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных настоящим Кодексом, то полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
Материалами дела подтверждается, что 19.10.09 г. налоговым органом составлена справка N 11-48.1/13 о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля. Справка N 11-48.1/13 вручена представителю Общества Горбуновой С.В.
Поскольку налоговым органом 19.10.09 г. составлена справка N 11-48.1/13 о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля, суд приходит к выводу о том, что 19.10.09 г. инспекцией были завершены мероприятия дополнительного налогового контроля.
Налоговым органом 19.10.09 г. направлено в адрес ООО фирма "ВЕРШИНА" уведомление N 11-63/17485, согласно которому рассмотрение материалов выездной налоговой проверки (акт от 07.08.09 г. N 11-30/47), а также материалов по проведенным дополнительным мероприятиям налогового контроля состоится 20.10.09 г. в 10 часов.
В ходе судебного заседания к материалам дела приобщены письменные пояснения представителя Заявителя Хаирова М.Р., из которых следует, что представители Общества с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА" Горбунова С.В. и Панарина Н.В. явились 20.10.09 г. в 10 часов утра в Межрайонную ИФНС России N 15 по Иркутской области на рассмотрение материалов выездной налоговой проверки. В процессе рассмотрения результатов выездной налоговой проверки поступил телефонный звонок из магазина "Геофизика" о том, что представители налогового органа проводят в магазине дополнительные мероприятия налогового контроля по выездной налоговой проверке, после чего представителям Общества Горбуновой С.В. и Панариной Н.В. было объявлено, что рассмотрение результатов выездной налоговой проверки и всех документов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, откладывается на 22.10.09 г. в 10 часов.
Суд считает, что проведение налоговым органом 20.10.09 г. дополнительных мероприятий налогового контроля является нарушением порядка проведения выездной налоговой проверки.
Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность после завершения дополнительных мероприятий налогового контроля и составления справки вновь проводить дополнительные мероприятия налогового контроля.
Между тем, Межрайонной ИФНС России N 15 по Иркутской области 20.10.09 г. вновь осуществлены дополнительные мероприятия налогового контроля и по их окончании 21.10.09 г. составлена справка N 11-48.1/14 о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля.
Согласно справке от 21.10.09 г. N 11-48.1/14 налоговым органом осуществлен повторно осмотр магазина "Геофизика", расположенного по адресу: г. Братск, ул. Геофизическая, 4.
В соответствии с п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
В силу п. 3 ст. 92 НК РФ при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.
Оценивая объяснения представителя налогового органа Слепцовой Н.А. о том, что о времени и дате проведения осмотра помещения, осуществленного налоговым органом 20.10.09 г., налогоплательщик уведомлен не был, однако, данные повторного осмотра подтверждают ранее проведенный осмотр в ходе выездной налоговой проверки, суд считает, что при таких обстоятельствах налоговый орган нарушил порядок проведения осмотра, установленный ст. 92 НК РФ, поскольку лишил налогоплательщика возможности воспользоваться своим правом на участие в осмотре помещения.
Довод налогового органа о том, что данные повторного осмотра подтверждают результат ранее проведенного осмотра в ходе выездной налоговой проверки, не влияет на оценку судом действий налогового органа, поскольку сам осмотр проведен налоговым органом с нарушением ст. 92 НК РФ.
Справка N 11-48.1/14 от 21.10.09 г. о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля вручена представителю налогоплательщика Горбуновой С.В 21.10.09 г. в 17 часов.
При этом рассмотрение возражений налогоплательщика и материалов проверки назначено инспекцией на 22.10.09 г. на 10 часов утра.
В соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Следовательно, налогоплательщик имеет право в случае несогласия не только с актом, но и с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней представить в налоговый орган своих возражения, объяснения, а также представить документы, подтверждающие свои возражения.
Учитывая, что налогоплательщику была вручена справка о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля в 17 часов 21.10.09 г., а рассмотрение материалов проверки назначено на 10 часов 22.10.09 г., суд считает, что налогоплательщик был лишен возможности представить свои возражения, объяснения в отношении новых доказательств, полученных налоговым органом в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, как отраженных в справке от 21.10.09 г., так и в справке от 19.10.09 г., поскольку 20.10.09 г. рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля не проводилось.
Довод налогового органа о том, что налогоплательщик не заявлял при рассмотрении материалов выездной налоговой проверки своих ходатайств, касающихся предоставления дополнительного времени для принесения письменных возражения, объяснений на доказательства, полученные инспекцией в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, отклоняется судом, по следующим основаниям.
В данной ситуации суд исходит из того, что в силу п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ налоговым органом должно предоставляться налогоплательщику время для ознакомления с доказательствами, полученными налоговым органом в ходе проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, независимо от ходатайств и заявлений налогоплательщика.
На страницах 49 - 53 оспариваемого решении от 22.10.09 г. N 11-50/60 имеются ссылки на допросы свидетелей, протоколы осмотра помещения, полученные инспекцией в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля.
Таким образом, сведения, полученные инспекцией в ходе осуществления дополнительных мероприятий налогового контроля, имели существенное значение при принятии решения от 22.10.09 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Учитывая, что справка о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля от 21.10.09 г. N 11-48.1/14 была вручена представителю Общества Горбуновой С.В. 21.10.09 г. в 17 часов, рассмотрение материалов выездной налоговой проверки было назначено на 10 часов 22.10.09 г., решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 11-50/60 принято налоговым органом также 22.10.09 г., а также учитывая, что налогоплательщику не было предоставлено время для представления возражений, объяснений в отношении новых доказательств, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, кроме того, Общество не было надлежащим образом извещено о проводимых налоговым органом дополнительных мероприятиях налогового контроля (повторный осмотр помещения магазина "Геофизика"), суд приходит к выводу о том, что налоговым органом допущено существенное нарушение процедуры рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
В силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
Поскольку решение от 22.10.2009 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было принято налоговым органом по результатам рассмотрения материалов проверки с учетом новых доказательств, полученных инспекцией в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля и при этом ООО фирма "ВЕРШИНА" было лишено возможности представить свои возражения, объяснения в отношении новых доказательств, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, данные обстоятельства следует расценивать как нарушение положений пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ, влекущее безусловную отмену данного решения.
Однако, Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области от 22.10.09 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции УФНС России по Иркутской области от 12.01.10 г. N 26-16/11183 об изменении решения в части: привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, ст. 123 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 151506 руб. 97 коп., начисления пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 6146 руб. 95 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2966 руб. 23 коп., пени за несвоевременную уплату ЕСН в сумме 41853 руб. 50 коп., пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций в сумме 30 руб. 49 коп., пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход в сумме 106706 руб. 83 коп., пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 82732 руб. 79 коп., предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 337225 руб., по единому налогу на вмененный доход в сумме 480774 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 31915 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 46435 руб., по единому социальному налогу в сумме 304450 руб. 58 коп., по налогу на имущество организаций в сумме 2045 руб., предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 337225 руб., по единому налогу на вмененный доход в сумме 480774 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 31915 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 46435 руб., по единому социальному налогу в сумме 304450 руб. 58 коп., по налогу на имущество организаций в сумме 2045 руб., восстановить необоснованно предъявленный к возмещению налог на добавленную стоимость в сумме 682684 руб.
Учитывая данное обстоятельство, суд не может выйти за пределы требований Заявителя, вследствие чего, подлежит удовлетворению требование Общества с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА" о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 14 по Иркутской области от 22.10.09 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции УФНС России по Иркутской области от 12.01.10 г. N 26-16/11183 об изменении решения в части:
- - привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату ЕСН за 2007, 2008 г. г. в виде штрафа в размере 54822 руб. 85 коп., за неуплату ЕНВД за 2007, 2008 г. г. в виде штрафа в сумме 90222 руб. 72 коп., за неуплату налога на имущество организаций в виде штрафа в сумме 78 руб. 40 коп., к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 6383 руб. (пункта 1);
- - начисления пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 6146 руб. 95 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2966 руб. 23 коп., пени за несвоевременную уплату ЕСН в сумме 41853 руб. 50 коп., пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций в сумме 30 руб. 49 коп., пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход в сумме 106706 руб. 83 коп., пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 82732 руб. 79 коп. (пункта 2);
- - предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 337225 руб., по единому налогу на вмененный доход в сумме 480774 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 31915 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 46435 руб., по единому социальному налогу в сумме 304450 руб. 58 коп., по налогу на имущество организаций в сумме 2045 руб. (подпункта 3.1 пункта 3);
- - предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 337225 руб., по единому налогу на вмененный доход в сумме 480774 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 31915 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 46435 руб., по единому социальному налогу в сумме 304450 руб. 58 коп., по налогу на имущество организаций в сумме 2045 руб. (подпункта 3.1.1 пункта 3);
- - восстановить необоснованно предъявленный к возмещению налог на добавленную стоимость в сумме 682684 руб. (подпункта 3.1.1 пункта 3).
Заявителем при подаче заявления в суд была оплачена госпошлина в размере 4000 руб., в том числе 2000 руб. за подачу заявления о принятии обеспечительных мер, удовлетворенного судом, поэтому на основании ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА" подлежат взысканию судебные расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 4000 руб.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны. К судебным расходам относится государственная пошлина.
При этом суд, взыскивая со стороны уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на сторону обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм равных понесенным им судебным расходам.
То обстоятельство, что стороной является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не должно влечь отказ заявителю в возмещении его судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от судебных расходов, если решение принято не в их пользу. Напротив, в ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области от 22.10.2009 г. N 11-50/60 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 12.01.10 г. N 26-16/11183 об изменении решения в части:
- привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату ЕСН за 2007, 2008 г. г. в виде штрафа в размере 54822 руб. 85 коп., за неуплату ЕНВД за 2007, 2008 г. г. в виде штрафа в сумме 90222 руб. 72 коп., за неуплату налога на имущество организаций в виде штрафа в сумме 78 руб. 40 коп., к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 6383 руб. (пункт 1);
- начисления пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 6146 руб. 95 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2966 руб. 23 коп., пени за несвоевременную уплату ЕСН в сумме 41853 руб. 50 коп., пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций в сумме 30 руб. 49 коп., пени за несвоевременную уплату единого налога на вмененный доход в сумме 106706 руб. 83 коп., пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 82732 руб. 79 коп. (пункт 2);
- предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 337225 руб., по единому налогу на вмененный доход в сумме 480774 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 31915 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 46435 руб., по единому социальному налогу в сумме 304450 руб. 58 коп., по налогу на имущество организаций в сумме 2045 руб. (подпункт 3.1 пункта 3);
- восстановить необоснованно предъявленный к возмещению налог на добавленную стоимость в сумме 682684 руб. (подпункт 3.1.1 пункта 3), как не соответствующее статье 101 Налогового кодекса РФ.
3. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА".
4. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью фирма "ВЕРШИНА" судебные расходы по государственной пошлине в сумме 4000 руб.
5. Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья
М.В.ЛУНЬКОВ
М.В.ЛУНЬКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)