Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2005 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2005 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей И.В.Масенковой, В.А.Семиглазовым,
при ведении протокола судебного заседания: С.В.Качаловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7703/2005) Общества с ограниченной ответственностью "ХЛЕБЪ" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24 июня 2005 года по делу N А26-3687/2005 (судья Г.Г.Шатина),
по заявлению ООО "ХЛЕБЪ"
к ИФНС РФ по городу Петрозаводску
о признании недействительным уведомления
при участии:
от заявителя: П.А.Лалетин действующий по доверенности N б/н от 17.10.2005 года
от ответчика: не явился - извещен.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ХЛЕБЪ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным Уведомления Инспекции ФНС РФ по городу Петрозаводску Республики Карелия от 14 декабря 2004 года N 358 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения и обязании Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску Республики Карелия перевести ООО "ХЛЕБЪ" ОГРН 1041000047549, ИНН 1001159557 на упрощенную систему налогообложения.
Решением от 24 июня 2005 года суд отказал Обществу в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права - положений статьи 346.13 НК РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Инспекции ФНС РФ по городу Петрозаводску.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 01 декабря 2004 года в единый государственный реестр внесена запись о создании юридического лица - ООО "ХЛЕБЪ", что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации серия 10 N 000900179.
02 декабря 2004 года Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения. Уведомлением от 14 декабря 2004 года N 358 Инспекция сообщила Обществу о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01 января 2005 года в связи с тем, что заявление подано не одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.
Не согласившись с законностью Уведомления, Общество обратилось с заявлением в суд.
Суд, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, сделал вывод о том, что из анализа пункта 2 статьи 346.13 и пункта 3 статьи 83 НК РФ в редакции Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Закон N 185-ФЗ) следует, что с 01 января 2004 года в целях реализации вновь созданными организациями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения должно быть подано в регистрирующий орган одновременно с пакетом документов, подаваемых при государственной регистрации юридического лица.
Такой вывод суда апелляционная инстанция считает неправильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 главы 26.2. Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего года, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Положениями пункта 2 статьи 346.13 НК РФ предусмотрено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 3 статьи 83 НК РФ (являющейся специальной нормой, регламентирующей порядок и условия постановки организаций на налоговый учет) было предусмотрено, что заявление о постановке на налоговый учет подается организациями в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом "в" части 4 статьи 3 Закона N 185-ФЗ пункт 3 статьи 83 НК РФ изложен в следующей редакции: "Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Таким образом, обязанность подачи заявления о постановке налогоплательщика на налоговый учет отменена с 01.01.2004.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам Письмом от 28 мая 2004 года N 09-0-10/2249 прямо разъяснило, что "в связи с принятием Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01 января 2004 года в соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, с 01 января 2004 года организациями и индивидуальными предпринимателями заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается. В целях реализации вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом, до внесения соответствующих изменений в статью 346.13 Кодекса возможна подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица и физического лица в качестве индивидуального предпринимателя".
Следовательно, Общество правомерно подало заявление о постановке на налоговый учет после получения свидетельства о государственной регистрации, то есть после того, как организация официально получила статус вновь созданной, и как юридическое лицо получило возможность выбирать ту или иную систему налогообложения.
Кроме того, положениями главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен отказ налогового органа в переходе организации на упрощенную систему налогообложения по причине неодновременной подачи заявления о переходе на названную систему налогообложения и заявления о регистрации юридического лица. Также Кодексом не предусмотрено и то, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения подается одновременно с заявлением о регистрации юридического лица.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что решение суда от 24 июня 2005 года подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а заявление Общества - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, подпунктом 4 пункта 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24 июня 2005 года по делу N А26-3687/2005-217 отменить.
Признать недействительным уведомление ИФНС РФ по городу Петрозаводску от 14 декабря 2004 года N 358 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Обязать ИФНС РФ по городу Петрозаводску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем перевода ООО "ХЛЕБЪ" (ОГРН 1041000047549, ИНН 1001159557) на упрощенную систему налогообложения.
Возвратить ООО "ХЛЕБЪ" 2000 рублей госпошлины из Федерального бюджета.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2005 ПО ДЕЛУ N А26-3687/2005
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2005 г. по делу N А26-3687/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2005 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2005 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М.Л.Згурской
судей И.В.Масенковой, В.А.Семиглазовым,
при ведении протокола судебного заседания: С.В.Качаловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7703/2005) Общества с ограниченной ответственностью "ХЛЕБЪ" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24 июня 2005 года по делу N А26-3687/2005 (судья Г.Г.Шатина),
по заявлению ООО "ХЛЕБЪ"
к ИФНС РФ по городу Петрозаводску
о признании недействительным уведомления
при участии:
от заявителя: П.А.Лалетин действующий по доверенности N б/н от 17.10.2005 года
от ответчика: не явился - извещен.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ХЛЕБЪ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным Уведомления Инспекции ФНС РФ по городу Петрозаводску Республики Карелия от 14 декабря 2004 года N 358 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения и обязании Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску Республики Карелия перевести ООО "ХЛЕБЪ" ОГРН 1041000047549, ИНН 1001159557 на упрощенную систему налогообложения.
Решением от 24 июня 2005 года суд отказал Обществу в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права - положений статьи 346.13 НК РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Инспекции ФНС РФ по городу Петрозаводску.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 01 декабря 2004 года в единый государственный реестр внесена запись о создании юридического лица - ООО "ХЛЕБЪ", что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации серия 10 N 000900179.
02 декабря 2004 года Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения. Уведомлением от 14 декабря 2004 года N 358 Инспекция сообщила Обществу о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01 января 2005 года в связи с тем, что заявление подано не одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет.
Не согласившись с законностью Уведомления, Общество обратилось с заявлением в суд.
Суд, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, сделал вывод о том, что из анализа пункта 2 статьи 346.13 и пункта 3 статьи 83 НК РФ в редакции Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Закон N 185-ФЗ) следует, что с 01 января 2004 года в целях реализации вновь созданными организациями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения должно быть подано в регистрирующий орган одновременно с пакетом документов, подаваемых при государственной регистрации юридического лица.
Такой вывод суда апелляционная инстанция считает неправильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 главы 26.2. Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего года, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Положениями пункта 2 статьи 346.13 НК РФ предусмотрено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 3 статьи 83 НК РФ (являющейся специальной нормой, регламентирующей порядок и условия постановки организаций на налоговый учет) было предусмотрено, что заявление о постановке на налоговый учет подается организациями в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом "в" части 4 статьи 3 Закона N 185-ФЗ пункт 3 статьи 83 НК РФ изложен в следующей редакции: "Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Таким образом, обязанность подачи заявления о постановке налогоплательщика на налоговый учет отменена с 01.01.2004.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам Письмом от 28 мая 2004 года N 09-0-10/2249 прямо разъяснило, что "в связи с принятием Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 01 января 2004 года в соответствии с пунктом 3 статьи 83 Кодекса постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, с 01 января 2004 года организациями и индивидуальными предпринимателями заявление о постановке на учет в налоговом органе не подается. В целях реализации вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и учитывая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является регистрирующим и налоговым органом, до внесения соответствующих изменений в статью 346.13 Кодекса возможна подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрации юридического лица и физического лица в качестве индивидуального предпринимателя".
Следовательно, Общество правомерно подало заявление о постановке на налоговый учет после получения свидетельства о государственной регистрации, то есть после того, как организация официально получила статус вновь созданной, и как юридическое лицо получило возможность выбирать ту или иную систему налогообложения.
Кроме того, положениями главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен отказ налогового органа в переходе организации на упрощенную систему налогообложения по причине неодновременной подачи заявления о переходе на названную систему налогообложения и заявления о регистрации юридического лица. Также Кодексом не предусмотрено и то, что заявление о применении упрощенной системы налогообложения подается одновременно с заявлением о регистрации юридического лица.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает, что решение суда от 24 июня 2005 года подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а заявление Общества - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, подпунктом 4 пункта 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24 июня 2005 года по делу N А26-3687/2005-217 отменить.
Признать недействительным уведомление ИФНС РФ по городу Петрозаводску от 14 декабря 2004 года N 358 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Обязать ИФНС РФ по городу Петрозаводску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем перевода ООО "ХЛЕБЪ" (ОГРН 1041000047549, ИНН 1001159557) на упрощенную систему налогообложения.
Возвратить ООО "ХЛЕБЪ" 2000 рублей госпошлины из Федерального бюджета.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
М.Л.ЗГУРСКАЯ
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Судьи
И.В.МАСЕНКОВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
И.В.МАСЕНКОВА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)