Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 31 октября 2005 г. Дело N А40-53822/05-139-452
Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2005 г.
Полный текст решения изготовлен 31 октября 2005 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи М.И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" к Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным требования МРИ ФНС РФ по КН N 1 за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005, при участии: от заявителя - ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" - М.Е.А. (по довер. от 26.12.03 б/н на три года), от ответчика - МРИ ФНС РФ по КН N 1 - С. (по довер. от 11.03.05 за N 173); К. (по довер. от 25.10.05 за N 244); Ц. (по довер. от 14.02.05 г. N 148),
ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - МРИ ФНС РФ по КН N 1, налоговый орган) о признании недействительным требования МРИ ФНС РФ по КН N 1 за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005.
Требования заявителя по делу мотивированы тем, что оспариваемым требованием налоговый орган предложил уплатить налогоплательщику пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, по сроку уплаты на 01.06.2005 в размере 517087,73 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в региональный бюджет, по сроку уплаты на 01.06.2005 г. в размере 1909371,36 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет (в части сумм по расчетам за 2004 г. и погашения задолженности), по сроку уплаты на 01.06.2005 в размере 219000,06 руб.; по налогу с продаж по сроку уплаты на 01.08.2005 в размере 1682,08 руб.; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по сроку уплаты на 01.06.2005 в размере 1222,85 руб.; по налогу на имущество организаций, не входящих в единую систему газоснабжения, по сроку уплаты на 01.05.2005 в размере 6523,60 руб., а всего пени в размере 2654887,68 руб. Заявитель по делу полагает, что налоговым органом при выставлении оспариваемого требования об уплате налога допущены нарушения положений ст. 69 и ст. 70 НК РФ. В связи с чем налогоплательщик не может определить размер подлежащих уплате пеней, а также отсутствует возможность определить задолженность по налогам, срок исполнения требования.
В устных пояснениях представитель ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" доводы поданного заявления поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Представителем заявителя по делу указано, что требование, выставленное МРИ ФНС РФ по КН N 1, за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005 составлено с нарушением требований ст. 69 НК РФ. ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" для проведения сверки расчетов по уплате налогов и сборов и взносов направило налоговому органу сведения об уплате налогов и сборов. Кроме того, представителем заявителя указано, что ОАО "Ангарская нефтехимическая компания", обжалуя требование налогового органа за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005, выставленное МРИ ФНС РФ по КН N 1, выполнило требование ч. 4 ст. 198 АПК РФ, обратившись в арбитражный суд 09.09.2005.
Определениями арбитражного суда от 12.09.2005 и от 10.10.2005 по настоящему делу на заявителя по делу и налоговый орган возложена обязанность провести сверку расчетов по уплате спорной суммы налогов и пени за спорный налоговый период, указанных в оспариваемом требовании МРИ ФНС РФ по КН N 1, и представить акт сверки расчетов по уплате спорной суммы пеней, налогов за спорный налоговый период, которые указаны в требовании МРИ ФНС РФ по КН N 1 за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005.
МРИ ФНС РФ по КН N 1 представлен письменный отзыв на заявление ОАО "Ангарская нефтехимическая компания". В устных пояснениях представитель налогового органа просит в удовлетворении требований заявления налогоплательщика отказать, т.к. доводы заявителя по делу основаны на неверном истолковании норм законодательства РФ о налогах и сборах. Представитель налогового органа указал, что МРИ ФНС РФ по КН N 1 не провело сверку расчетов по уплате спорной суммы налогов и пени за спорный налоговый период, указанных в оспариваемом требовании МРИ ФНС РФ по КН N 1, т.к. налогоплательщик не представил первичные учетные документы, подтверждающие представленные им расчеты, в налоговый орган.
Налоговым органом представлены самостоятельные расчеты пени по спорным налогам. Исходя из представленного акта расчетов пени по налогам, у налогоплательщика имеется задолженность по пени в размере 2654887,68 руб. Представитель налогового органа полагает, что МРИ ФНС РФ по КН N 1 не допущено нарушений каких-либо требований законодательства РФ о налогах и сборах при выставлении оспариваемого требования.
Арбитражный суд, рассмотрев заявление ОАО "Ангарская нефтехимическая компания", исследовав имеющиеся в материалах дела и дополнительно представленные доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что заявленные требования ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МРИ ФНС РФ по КН N 1 выставлено требование за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005 (л. д. 22, т. 1), которым налоговый орган предложил до 02.09.2005 уплатить ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, по сроку уплаты на 01.06.2005 в размере 517087,73 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в региональный бюджет, по сроку уплаты на 01.06.2005 в размере 190371,36 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет (в части сумм по расчетам за 2004 г. и погашения задолженности), по сроку уплаты на 01.06.2005 в размере 219000,06 руб.; по налогу с продаж по сроку уплаты на 01.08.2005 в размере 1682,08 руб.; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по сроку уплаты на 01.06.2005 в размере 1222,85 руб.; по налогу на имущество организаций, не входящих в единую систему газоснабжения, по сроку уплаты на 01.05.2005 в размере 6523,60 руб., а всего пени в размере 2654887,68 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 31 НК РФ налоговые органы имеют право взыскивать недоимки по налогам в порядке, установленным НК РФ.
Согласно ст. 8 НК РФ налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. То есть, по сути, налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику.
В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства РФ о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством РФ о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, что установлено п. 2 ст. 44 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Основания, по которым налогоплательщик признается исполнившим обязанность по уплате налога, перечислены в п. 2 ст. 45 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени на условиях, предусмотренных НК РФ, что предусмотрено п. 2 ст. 57 НК РФ.
Как следует из положений ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством РФ о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п. 3 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, что предусмотрено п. 4 ст. 69 НК РФ.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, что также предусмотрено п. 5 ст. 69 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Исходя из системного толкования положений ст. 69 и ст. 70 НК РФ, указанные нормы законодательства РФ о налогах и сборах не содержат положений, предусматривающих основания для признания недействительным требования налогового органа об уплате налога, которое содержит сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством РФ о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Как следует из содержания оспариваемого требования МРИ ФНС РФ по КН N 1 за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005, указанное требование налогового органа содержит вышеуказанные сведения.
Основываясь на том, что налогоплательщик должен исполнять обязанность по уплате налога, требование может быть признано недействительным только, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения его составления являются существенными (п. 13 Письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79).
В ходе разбирательства по делу арбитражный суд определениями от 12.09.2005 и от 10.10.2005 возложил на заявителя по делу и налоговый орган обязанность провести сверку расчетов по уплате спорной суммы налогов и пени за спорный налоговый период, указанных в оспариваемом требовании МРИ ФНС РФ по КН N 1, а также представить акт сверки расчетов по уплате спорной суммы пеней за спорный налоговый период, которые указаны в требовании МРИ ФНС РФ по КН N 1 за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005.
МРИ ФНС РФ по КН N 1 и ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" не провели сверку расчетов по уплате спорной суммы налогов и пени за спорный налоговый период, указанных в оспариваемом требовании МРИ ФНС РФ по КН N 1, т.к. налогоплательщик не представил первичных учетных документов, подтверждающих представленные им расчеты, в налоговый орган. Налоговым органом представлены самостоятельные расчеты пени по спорным налогам. Исходя из представленного акта расчетов пени по налогам, у налогоплательщика имеется задолженность по пени в размере 2654887,68 руб.
При этом налогоплательщиком не представлено каких-либо доказательств, в т.ч. первичных учетных документов, подтверждающих расчеты налогоплательщика, свидетельствующих об отсутствии у ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" задолженности по уплате пени в размере 2654887,68 руб.
Исходя из того, что требование за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005, выставленное МРИ ФНС РФ по КН N 1, соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате пени (п. 13 Письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79), оспариваемое требование налогового органа нельзя признать не соответствующим Налоговому кодексу РФ.
Судебные расходы по делу, по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат возложению на ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" в соответствии со ст. 110 и ст. 112 АПК РФ.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 2, 3, 21 - 23, 30 - 33, 44, 69 - 71, 75, 138, 142, 333.16, 333.18, 333.21, 333.22, 333.37 Налогового кодекса РФ, ст. ст. 64 - 68, 71, 75, 110, 112, 167 - 170, 180, 197 - 201 АПК РФ, суд
в удовлетворении требования ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" о признании недействительным требования Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005, проверенного на соответствие Налоговому кодексу РФ, отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 31.10.2005 ПО ДЕЛУ N А40-53822/05-139-452
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 октября 2005 г. Дело N А40-53822/05-139-452
Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2005 г.
Полный текст решения изготовлен 31 октября 2005 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи М.И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" к Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным требования МРИ ФНС РФ по КН N 1 за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005, при участии: от заявителя - ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" - М.Е.А. (по довер. от 26.12.03 б/н на три года), от ответчика - МРИ ФНС РФ по КН N 1 - С. (по довер. от 11.03.05 за N 173); К. (по довер. от 25.10.05 за N 244); Ц. (по довер. от 14.02.05 г. N 148),
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - МРИ ФНС РФ по КН N 1, налоговый орган) о признании недействительным требования МРИ ФНС РФ по КН N 1 за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005.
Требования заявителя по делу мотивированы тем, что оспариваемым требованием налоговый орган предложил уплатить налогоплательщику пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, по сроку уплаты на 01.06.2005 в размере 517087,73 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в региональный бюджет, по сроку уплаты на 01.06.2005 г. в размере 1909371,36 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет (в части сумм по расчетам за 2004 г. и погашения задолженности), по сроку уплаты на 01.06.2005 в размере 219000,06 руб.; по налогу с продаж по сроку уплаты на 01.08.2005 в размере 1682,08 руб.; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по сроку уплаты на 01.06.2005 в размере 1222,85 руб.; по налогу на имущество организаций, не входящих в единую систему газоснабжения, по сроку уплаты на 01.05.2005 в размере 6523,60 руб., а всего пени в размере 2654887,68 руб. Заявитель по делу полагает, что налоговым органом при выставлении оспариваемого требования об уплате налога допущены нарушения положений ст. 69 и ст. 70 НК РФ. В связи с чем налогоплательщик не может определить размер подлежащих уплате пеней, а также отсутствует возможность определить задолженность по налогам, срок исполнения требования.
В устных пояснениях представитель ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" доводы поданного заявления поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Представителем заявителя по делу указано, что требование, выставленное МРИ ФНС РФ по КН N 1, за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005 составлено с нарушением требований ст. 69 НК РФ. ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" для проведения сверки расчетов по уплате налогов и сборов и взносов направило налоговому органу сведения об уплате налогов и сборов. Кроме того, представителем заявителя указано, что ОАО "Ангарская нефтехимическая компания", обжалуя требование налогового органа за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005, выставленное МРИ ФНС РФ по КН N 1, выполнило требование ч. 4 ст. 198 АПК РФ, обратившись в арбитражный суд 09.09.2005.
Определениями арбитражного суда от 12.09.2005 и от 10.10.2005 по настоящему делу на заявителя по делу и налоговый орган возложена обязанность провести сверку расчетов по уплате спорной суммы налогов и пени за спорный налоговый период, указанных в оспариваемом требовании МРИ ФНС РФ по КН N 1, и представить акт сверки расчетов по уплате спорной суммы пеней, налогов за спорный налоговый период, которые указаны в требовании МРИ ФНС РФ по КН N 1 за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005.
МРИ ФНС РФ по КН N 1 представлен письменный отзыв на заявление ОАО "Ангарская нефтехимическая компания". В устных пояснениях представитель налогового органа просит в удовлетворении требований заявления налогоплательщика отказать, т.к. доводы заявителя по делу основаны на неверном истолковании норм законодательства РФ о налогах и сборах. Представитель налогового органа указал, что МРИ ФНС РФ по КН N 1 не провело сверку расчетов по уплате спорной суммы налогов и пени за спорный налоговый период, указанных в оспариваемом требовании МРИ ФНС РФ по КН N 1, т.к. налогоплательщик не представил первичные учетные документы, подтверждающие представленные им расчеты, в налоговый орган.
Налоговым органом представлены самостоятельные расчеты пени по спорным налогам. Исходя из представленного акта расчетов пени по налогам, у налогоплательщика имеется задолженность по пени в размере 2654887,68 руб. Представитель налогового органа полагает, что МРИ ФНС РФ по КН N 1 не допущено нарушений каких-либо требований законодательства РФ о налогах и сборах при выставлении оспариваемого требования.
Арбитражный суд, рассмотрев заявление ОАО "Ангарская нефтехимическая компания", исследовав имеющиеся в материалах дела и дополнительно представленные доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что заявленные требования ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МРИ ФНС РФ по КН N 1 выставлено требование за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005 (л. д. 22, т. 1), которым налоговый орган предложил до 02.09.2005 уплатить ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, по сроку уплаты на 01.06.2005 в размере 517087,73 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в региональный бюджет, по сроку уплаты на 01.06.2005 в размере 190371,36 руб.; по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местный бюджет (в части сумм по расчетам за 2004 г. и погашения задолженности), по сроку уплаты на 01.06.2005 в размере 219000,06 руб.; по налогу с продаж по сроку уплаты на 01.08.2005 в размере 1682,08 руб.; по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по сроку уплаты на 01.06.2005 в размере 1222,85 руб.; по налогу на имущество организаций, не входящих в единую систему газоснабжения, по сроку уплаты на 01.05.2005 в размере 6523,60 руб., а всего пени в размере 2654887,68 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 31 НК РФ налоговые органы имеют право взыскивать недоимки по налогам в порядке, установленным НК РФ.
Согласно ст. 8 НК РФ налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. То есть, по сути, налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику.
В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства РФ о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством РФ о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, что установлено п. 2 ст. 44 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Основания, по которым налогоплательщик признается исполнившим обязанность по уплате налога, перечислены в п. 2 ст. 45 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени на условиях, предусмотренных НК РФ, что предусмотрено п. 2 ст. 57 НК РФ.
Как следует из положений ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством РФ о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п. 3 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, что предусмотрено п. 4 ст. 69 НК РФ.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, что также предусмотрено п. 5 ст. 69 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Исходя из системного толкования положений ст. 69 и ст. 70 НК РФ, указанные нормы законодательства РФ о налогах и сборах не содержат положений, предусматривающих основания для признания недействительным требования налогового органа об уплате налога, которое содержит сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством РФ о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Как следует из содержания оспариваемого требования МРИ ФНС РФ по КН N 1 за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005, указанное требование налогового органа содержит вышеуказанные сведения.
Основываясь на том, что налогоплательщик должен исполнять обязанность по уплате налога, требование может быть признано недействительным только, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения его составления являются существенными (п. 13 Письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79).
В ходе разбирательства по делу арбитражный суд определениями от 12.09.2005 и от 10.10.2005 возложил на заявителя по делу и налоговый орган обязанность провести сверку расчетов по уплате спорной суммы налогов и пени за спорный налоговый период, указанных в оспариваемом требовании МРИ ФНС РФ по КН N 1, а также представить акт сверки расчетов по уплате спорной суммы пеней за спорный налоговый период, которые указаны в требовании МРИ ФНС РФ по КН N 1 за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005.
МРИ ФНС РФ по КН N 1 и ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" не провели сверку расчетов по уплате спорной суммы налогов и пени за спорный налоговый период, указанных в оспариваемом требовании МРИ ФНС РФ по КН N 1, т.к. налогоплательщик не представил первичных учетных документов, подтверждающих представленные им расчеты, в налоговый орган. Налоговым органом представлены самостоятельные расчеты пени по спорным налогам. Исходя из представленного акта расчетов пени по налогам, у налогоплательщика имеется задолженность по пени в размере 2654887,68 руб.
При этом налогоплательщиком не представлено каких-либо доказательств, в т.ч. первичных учетных документов, подтверждающих расчеты налогоплательщика, свидетельствующих об отсутствии у ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" задолженности по уплате пени в размере 2654887,68 руб.
Исходя из того, что требование за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005, выставленное МРИ ФНС РФ по КН N 1, соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате пени (п. 13 Письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79), оспариваемое требование налогового органа нельзя признать не соответствующим Налоговому кодексу РФ.
Судебные расходы по делу, по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат возложению на ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" в соответствии со ст. 110 и ст. 112 АПК РФ.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 2, 3, 21 - 23, 30 - 33, 44, 69 - 71, 75, 138, 142, 333.16, 333.18, 333.21, 333.22, 333.37 Налогового кодекса РФ, ст. ст. 64 - 68, 71, 75, 110, 112, 167 - 170, 180, 197 - 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требования ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" о признании недействительным требования Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 за N 410 об уплате налога по состоянию на 17.08.2005, проверенного на соответствие Налоговому кодексу РФ, отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)