Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 03.04.2009 ПО ДЕЛУ N А20-2147/2007

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2009 г. по делу N А20-2147/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 апреля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Канатовой С.А., судей Дорогиной Т.Н. и Зорина Л.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Юг-Ойл" - Геляева А.И. (доверенность от 26.02.2008), от заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы России по Кабардино-Балкарской Республике - Атмурзаева Р.А. (доверенность от 25.12.2008 N 08-04/09232), Хуранова Т.С. (доверенность от 25.03.2009 N 08-05/02240), от третьего лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики - Мазанова А.Х. (доверенность от 30.03.2009 N 04-20/6273), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юг-Ойл" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.09.2008 (судья Кустова С.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Фриев А.Л.) по делу N А20-2147/2007, установил следующее.
ООО "Юг-Ойл" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) о признании незаконными акта повторной выездной налоговой проверки от 28.02.2007 N 4 и решения от 03.05.2007 N 2.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Нальчику (далее - налоговая инспекция).
Решением от 18.10.2007 решение управления от 03.05.2007 N 2 признано недействительным в части 22 264 866 рублей 66 копеек штрафа. В части требования о признании незаконным акта повторной выездной налоговой проверки от 28.02.2007 N 4 производство по делу прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что условия получения налоговых вычетов, предусмотренные статьями 200 и 201 Налогового кодекса Российской Федерации, обществом не соблюдены, надлежаще оформленные документы не представлены. Суд сделал вывод о том, что общество привлечено к налоговой ответственности за неуплату акцизов на нефтепродукты и НДС на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации без установления его вины.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.02.2008 решение суда от 18.10.2007 отменено в части признания недействительным решения управления от 03.05.2007 N 2 в части 22 264 866 рублей 66 копеек штрафа и в этой части в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. В остальной части решение суда от 18.10.2007 оставлено без изменения. Судебный акт мотивирован тем, что общество не представило доказательств соблюдения условий получения налоговых вычетов, предусмотренных статьями 200 и 201 Налогового кодекса Российской Федерации. Основания для освобождения общества от налоговой ответственности, предусмотренные статьей 109 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.05.2008 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество отказалось от требования о признании незаконным акта от 28.02.2007 N 4.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.09.2008 признано недействительным решение управления от 03.05.2007 N 2 в части взыскания 22 264 866 рублей 66 копеек штрафа по эпизоду с ООО "Лесстройторг", 16 981 677 рублей НДС и 5 883 370 рублей пени, 89 739 212 рублей акциза и соответствующей пени. В части отказа от требований производство по делу прекращено. В удовлетворении остальной части требований отказано. Суд указал, что общество не представило доказательств, подтверждающих право на вычет по акцизу на нефтепродукты по контрагенту ООО "Астек". Письмами от 20.12.2004 N 197 и от 29.10.2004 N 183 общество подтвердило право на вычет по контрагенту ООО "Лесстройторг".
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 решение суда отменено в части признания недействительным решения управления от 03.05.2007 N 2 о взыскании 22 264 866 рублей 66 копеек штрафа, 16 981 677 рублей НДС и 5 883 370 рублей пени, 89 739 212 рублей акциза и соответствующей пени. В этой части в удовлетворении требований отказано. В остальной части решение оставлено без изменения. Судебный акт мотивирован тем, что по контрагенту ООО "Лесстройторг" общество не подтвердило право на вычет, так как не представлены подлинники реестров счетов-фактур с надлежащей отметкой налогового органа.
В кассационной жалобе общество просит постановление апелляционной инстанции отменить, решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требования. По мнению заявителя, все подлинные документы общество представило в налоговую инспекцию. Налоговая выгода не может быть признана необоснованной только из-за того, что контрагент налогоплательщика нарушает свои налоговые обязательства. Суд апелляционной инстанции неправильно оценил документы, подтверждающие представление реестра счетов-фактур. Суд апелляционной инстанции принял апелляционную жалобу управления, поданную с пропуском срока на обжалования, не рассмотрев при этом ходатайство управления о восстановлении срока. В адрес общества решение направлено без подписи руководителя.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление провело повторную выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.04.2004 по 01.07.2005.
По результатам проверки составлен акт от 28.02.2007 N 4 и принято решение от 03.05.2007 N 2, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 3 396 335 рублей 40 копеек штрафа по НДС и 18 868 531 рубля 26 копеек штрафа по акцизу на нефтепродукты. Обществу предложено уплатить 16 981 677 рублей НДС, 94 342 656 рублей 32 копейки акциза на нефтепродукты и 38 988 100 рублей пени. Основаниям для принятия решения послужили сведения о том, что контрагент общества - ООО "Астек" в проверяемом периоде не являлось плательщиком акциза на нефтепродукты, отметки налогового органа на счетах-фактурах отсутствуют, по зарегистрированному адресу не располагается; контрагент общества - ООО "Лесстройторг" с момента постановки на налоговый учет акциз на нефтепродукты не уплачивает, не представляет отчетность в налоговые органы, размер его уставного капитала составляет 50 рублей. В ходе проведения проверки установлено, что первичные документы, подтверждающие заявленные обществом вычеты, отсутствуют.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав и интересов.
Право на вычет суммы акциза возникает у налогоплательщика только в случае представления в налоговый орган полного пакета документов, предусмотренных пунктом 8 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации, подтверждающих правомерность уменьшения на налоговые вычеты суммы акциза, подлежащего уплате в бюджет. При этом представленные налогоплательщиком документы должны содержать достоверную и полную информацию, свидетельствующую о фактически произведенных операциях по реализации нефтепродуктов и подтверждающую обстоятельства, с которыми налоговое законодательство связывает право налогоплательщика на применение налоговых вычетов.
Согласно пункту 8 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство (при представлении документов в соответствии с пунктом 8 статьи 201 Кодекса).
На основании пункта 8 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы: копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство; реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов.
Требования указанных статей находятся во взаимосвязи с положениями иных правовых норм главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации и предполагают возможность применения налоговых вычетов при наличии и подтверждении реального осуществления хозяйственных операций, связанных с реализацией нефтепродуктов.
Форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяются Министерством финансов Российской Федерации.
Указанная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур. Данная отметка проставляется налоговым органом не позднее пяти дней с даты представления налоговой декларации в установленном порядке.
В спорный период действовал порядок проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.01.2003 N БГ-3-03/38, в соответствии с которым отметка налогового органа проставляется на реестрах счетов-фактур, выставленных продавцом нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и представленных покупателем нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, в случае соответствия сведений, указанных в декларации по акцизам налогоплательщика-покупателя, сведениям, содержащимся в представленных им реестрах счетов-фактур.
Анализ положений главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что достоверность сведений, содержащихся в представляемых для получения вычета документах, должно доказывать лицо, представляющее их в налоговый орган.
В спорных отчетных периодах - в апреле, сентябре, ноябре 2004 года общество реализовало 50 895,68 т нефтепродуктов ООО "Астек" и ООО "Лесстройторг" на основании договора поставки от 29.03.2004 N 2НП-03/04 с ООО "Астек" и договора купли-продажи от 31.08.2004 N 16/04 с ООО "Лесстройторг". Товар оплачен, поставлен по счетам-фактурам, представленным в материалы дела, что отражено в книге продаж за 2004 год и не оспаривается налоговыми органами.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд апелляционной инстанции установил, что в нарушение названной статьи общество не представило доказательств, подтверждающих получение обществом реестра счетов-фактур от ООО "Астек" и ООО "Лесстройторг" с надлежащей отметкой налогового органа.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. При этом каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суды исследовали письмо общества от 03.12.2004 N 195 об угоне автомобиля и акт от 17.08.2004 приема передачи бухгалтерских документов и пришел к верному выводу о том, что данные документы не подтверждают факт наличия конкретного документа, а по сути являются косвенными доказательствами существования бухгалтерских документов. Кроме того, общество не выполнило требование налоговой инспекции от 11.12.2006 о представлении реестра счетов-фактур по эпизоду с ООО "Астек". Налоговый орган, на учете которого состоит ООО "Астек", отказал последнему в регистрации счетов-фактур, полученных в 2004 году.
В отношении ООО "Лесстройторг" апелляционная инстанция правомерно указала, что Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сальску в письме от 05.04.2007 N 7609 отрицает факт наличия реестров счетов-фактур, поэтому не обоснована ссылка общества на факсограмму Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сальску от 28.02.2007 N 06/3775. Инспекция Федеральной налоговой службы N 33 по г. Москве (по новому учету ООО "Лесстройторг") также отрицает наличие в переданных материалах налоговой декларации ООО "Лесстройторг" по акцизам за 2004 год.
Суды установили, что у общества отсутствовали емкости для отпуска и хранения нефтепродуктов в количестве 50 тыс. тонн, поскольку оно располагало емкостями объемом 168,4 т.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды (получения налогового вычета, уменьшения налоговой базы) является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в таких документах, неполны, недостоверны или противоречивы.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали обществу в удовлетворении требований.
Довод общества о том, оспариваемое решение управления ему направлено неподписанным, противоречит материалам дела. Отклоняется довод общества о том, что апелляционная инстанция не рассмотрела ходатайство управления о восстановлении срока на обжалование решения суда, так как определением от 01.11.2008 апелляционная инстанция рассмотрела данное ходатайство.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.09.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 по делу N А20-2147/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.А.КАНАТОВА

Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Л.В.ЗОРИН
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)