Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 02.06.2003 N Ф04/2377-596/А46-2003

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 2 июня 2003 года Дело N Ф04/2377-596/А46-2003


Открытое акционерное общество "Омское специализированное управление механизации" (далее - ОАО "Омское специализированное управление механизации") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (далее - Инспекция МНС) о признании незаконным бездействия должностных лиц Инспекции МНС, выразившегося в неосуществлении действий по зачету излишне уплаченного в 1999 - 2002 годах земельного налога в сумме 291961,78 руб.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "Омское специализированное управление механизации" изменило исковые требования и просило признать решение Инспекции МНС N 07-34/15640 ДСП от 29.11.2002 от 29.11.2002 недействительным в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.03.2003 заявленные требования удовлетворены в связи с тем, что повышающие коэффициенты ставок налога не предусмотрены Налоговым кодексом РФ в качестве элемента налогообложения, а кроме того, не устанавливались соответствующими органами власти, которым предоставлено право определять конкретные налоговые ставки по земельному налогу.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое - об отказе в заявленных требованиях. Инспекция МНС указывает, что федеральные нормативные акты, которыми установлены повышающие коэффициенты, являются актами прямого действия, не подлежащими оспариванию или неприменению в арбитражном суде.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Омское специализированное управление механизации" считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ОАО "Омское специализированное управление механизации" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права, считает, что решение суда подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО "Омское специализированное управление механизации" представило 10.10.2002 в Инспекцию МНС уточненные расчеты по налогу на землю за 1999 - 2002 годы и заявление о зачете излишне уплаченного налога в сумме 291961,78 руб.
По итогам камеральной налоговой проверки Инспекцией МНС принято решение N 07-34/1564ДСП от 29.11.2002 о доначислении ОАО "Омское специализированное управление механизации" земельного налога за 1999 - 2002 годы в общей сумме 681142 руб. и привлечении общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 3843 руб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, указал, что повышающие коэффициенты ставок налога не предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве элемента налогообложения, а кроме того, не устанавливались соответствующими органами власти, которым предоставлено право определять налоговые ставки.
Однако суд первой инстанции не учел следующего.
На основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.




Статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от 22.02.98 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлена ставка земельного налога, действующая в 2000 году; статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлена ставка земельного налога, действовавшая в 2001 году с коэффициентом 2.
В силу вышеизложенного решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо с учетом изложенного дать оценку доводам Инспекции МНС.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 1 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Омской области от 04.03.2003 по делу N 22-621/02 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)