Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 10 марта 2005 г. Дело N А41-К2-17804/04
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего С., протокол судебного заседания вела С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ЗАО "Радиостройкомплект" к МРИ МНС РФ N 1 о возврате излишне уплаченного налога, при участии в заседании: от истца представитель Л., доверенность 3А036 от 26.01.05, от ответчика ГНИ М., доверенность N 58 от 16.07.04,
ЗАО "Радиостройкомплект" обратилось в Арбитражный суд МО с иском к МРИ МНС РФ N 1 о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 162993 руб.
Представитель истца в судебном заседании уточнил заявленное требование в порядке ст. 49 АПК РФ и просил обязать МРИ ФНС РФ N 1 возвратить излишне уплаченный земельный налог в размере 346515 руб.
Ответчик возражал против удовлетворения иска.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд установил следующее.
ЗАО "Радиостройкомплекс" является собственником земельного участка площадью 21241 кв. м на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 21 апреля 2003 г., кадастровый N 50:23:0080148:0002. Адрес объекта: Московская область, Раменский район, пос. Быково, ул. Опаринская, д. 77.
Земельный участок был выделен для индивидуального жилищного строительства, согласно постановлению главы Раменского района от 30.12.2002.
11.09.2003 поручением N 392 ЗАО "Радиостройкомплекс" перечислил ответчику земельный налог на сумму 183523 рубля 00 коп.
16.04.2004 поручением N 170 перечислен земельный налог 183522 руб.
Всего за 2003 г. уплачен земельный налог на сумму 367045 рублей 00 коп.
В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на земли, занятые жилым фондом (государственным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставки земельного налога, действующего в соответствующей местности.
Во исполнение данного Закона решением Совета народных депутатов Раменского района Московской области от 27.11.2002 N 11/5-СД утверждена льготная ставка земельного налога на 2003 г. для индивидуального жилищного строительства организациям и предприятиям, которая для пос. Быково составляет 0,44 руб. за кв. м (в пределах нормы отвода). Норма отвода на одно строение 1200 кв. м, на участке расположено 3 строения (свидетельства о государственной регистрации права от 27.03.02 за N 50:23:02:01090:003, N 50:23:02:01090:002, N 50:23:02:01090:001 прилагаются), следовательно, с 3600 кв. м участка взимается льготная ставка земельного налога с коэффициентом 1,8, установленным на 2003 г. (110-ФЗ от 24.07.2002). Земельный налог равен 3600 кв. м х 0,44 руб. х 1,8 = 2851 руб.
На остальную площадь сверх нормы отвода, равную 17641 кв. м (21241 кв. м - 3600 кв. м), применяется льготная ставка, равная 0.44 x 1.8 х 2 = 1,584 руб. за кв. м.
Земельный налог равен 17641 кв. м х 1,584 руб. = 27943 руб.
Земельный налог на 2003 г за 12 месяцев по участку составляет 27943 руб. + 2851 руб. = 30794 руб.
Земельный участок находится в собственности ЗАО "Радиостройкомплект" с 21 апреля 2003 г. Подлежит налогообложению с 01 мая 2003 г.: 30794 руб. / 12 мес. х 8 мес. = 20530 руб.
Произведенный расчет земельного налога представлен в налоговый орган в уточненной декларации (исх. N АО-342 от 14.11.03). За период с 01.05.03 по 31.12.03 истцом было излишне уплачено 367045 руб. 00 коп. - 20530 руб. 00 коп = 346515 руб. 00 коп.
В письме МРИ ФНС России N 1 за N 5839 от 10.12.03, отправленном в адрес ЗАО "Радиостройкомплекс" МО, ссылается на ст. 4 Жилищного кодекса, "что понятия "жилищное строительство" и "жилищный фонд" не идентичны".
Согласно Определению Конституционного суда РФ N 276-О от 05.06.2003 ссылки на ст. 4 ЖК РСФСР ошибочны, поскольку эта норма не является налоговой, так как вступает в противоречие со ст. 1 Налогового кодекса РФ, согласно которой законодательство о налогах и сборах состоит исключительно из Налогового кодекса РФ и принятых на его основе федеральных законов. Правовой режим земельных участков, а следовательно, и порядок их налогообложения не может определяться по нормам Жилищного кодекса РСФСР, а должен быть определен в соответствии с Земельным кодексом РФ и принятыми в его развитие законодательными актами, т.е. путем зонирования населенных пунктов при утверждении генеральных планов, а не завершением строительства (ст. 75), в состав земель городской, поселковой и сельской застройки входят земли, застроенные и подлежащие застройке жилыми строениями (ст. ст. 71, 75). Понятия "земли застроенные" и "земли, подлежащие застройке" тождественны при определении правового режима земельного участка.
В актах органов законодательной власти о предоставлении земельного участка указывается его целевое назначение (п. 1.8 ст. 1, п. 1.4 ст. 8, п. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ). В п. 2 постановления главы Раменского района Московской обл. N 2337 от 30.12.02 указано целевое назначение земельного участка индивидуальное жилищное строительство. Правовой статус земельного участка не изменяется после приема дома в эксплуатацию и регистрации права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О плате за землю" основанием для взимания земельного налога является документ о праве собственности на землю (в нашем случае вышеуказанное Свидетельство на право собственности), т.е. другие документы, такие как акт ввода дома, свидетельство о праве собственности на вновь созданное недвижимое имущество, в Законе не упоминаются. Согласно п. 11 Инструкции N 56 от 21.02.00 МНС РФ "По применению Закона РФ "О плате за землю" основанием для установки и взимания земельного налога также является документ, устанавливающий право собственности на землю.
Согласно ст. 3 данного Закона РФ запрещено устанавливать размер земельного налога в зависимости от результата хозяйственной деятельности землевладельца, в данном случае от завершения строительства объекта и включения его в жилой фонд. В указанном Законе РФ участки, занятые незавершенными строительством объектами, нигде не указаны, а согласно п. 7 ст. 3 НК РФ любые разночтения в законе должны толковаться в пользу налогоплательщиков. В данном случае неопределенность касается размера налога, который поставлен в зависимость от наличия или отсутствия на земельном участке строения.
Все перечисленные доводы разъяснены в письме от 6.01.04 исх. N АО-6, которое отправлено ЗАО "Радиостройкомплекс" в МРИ МНС N 1 от 6.01.04, переписка с налоговыми органами продолжается до сих пор.
20.01.2004 согласно п. 7 ст. 78 НК РФ ЗАО "Радиостройкомплекс" в МРИ ФНС России N 1 по МО было направлено письменное заявление за N АО-28 о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога.
19.02.04 пришло письмо за N 895 от 12.02.04, текст которого полностью совпадает с текстом письма N 5839 от 10.12.03.
19.01.2005 ответчику было отправлено письмо за N АО-16 о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 346515 руб. 00 коп. Ответчик отправил отказ, мотивируя отсутствием необходимых реквизитов получателя.
04.02.2005 ответчику было отправлено письмо за N АО-46 с реквизитами истца. В результате переписки ЗАО "Радиостройкомплекс" и ответчик не пришли к соглашению, излишне уплаченную сумму МРИ ФНС России N 1 по МО не вернула.
Налоговый кодекс не запрещает зачитывать сумму излишне взысканного налога, однако в Налоговом кодексе не содержится такого порядка.
Статьей 79 НК РФ прямо предусмотрен порядок возврата из бюджета сумм излишне взысканного налога.
Статьей 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Таким образом, право налогоплательщика не может ограничиваться отсутствием его осуществления.
В соответствии с п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 110, 201 АПК РФ, суд
обязать МРИ ФНС РФ N 1 возвратить ЗАО "Радиостройкомплекс" сумму излишне уплаченного земельного налога в размере 346515 руб. Выдать истцу справку на возврат госпошлины.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.03.2005 ПО ДЕЛУ N А41-К2-17804/04
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2005 г. Дело N А41-К2-17804/04
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего С., протокол судебного заседания вела С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ЗАО "Радиостройкомплект" к МРИ МНС РФ N 1 о возврате излишне уплаченного налога, при участии в заседании: от истца представитель Л., доверенность 3А036 от 26.01.05, от ответчика ГНИ М., доверенность N 58 от 16.07.04,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Радиостройкомплект" обратилось в Арбитражный суд МО с иском к МРИ МНС РФ N 1 о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 162993 руб.
Представитель истца в судебном заседании уточнил заявленное требование в порядке ст. 49 АПК РФ и просил обязать МРИ ФНС РФ N 1 возвратить излишне уплаченный земельный налог в размере 346515 руб.
Ответчик возражал против удовлетворения иска.
Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд установил следующее.
ЗАО "Радиостройкомплекс" является собственником земельного участка площадью 21241 кв. м на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 21 апреля 2003 г., кадастровый N 50:23:0080148:0002. Адрес объекта: Московская область, Раменский район, пос. Быково, ул. Опаринская, д. 77.
Земельный участок был выделен для индивидуального жилищного строительства, согласно постановлению главы Раменского района от 30.12.2002.
11.09.2003 поручением N 392 ЗАО "Радиостройкомплекс" перечислил ответчику земельный налог на сумму 183523 рубля 00 коп.
16.04.2004 поручением N 170 перечислен земельный налог 183522 руб.
Всего за 2003 г. уплачен земельный налог на сумму 367045 рублей 00 коп.
В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на земли, занятые жилым фондом (государственным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставки земельного налога, действующего в соответствующей местности.
Во исполнение данного Закона решением Совета народных депутатов Раменского района Московской области от 27.11.2002 N 11/5-СД утверждена льготная ставка земельного налога на 2003 г. для индивидуального жилищного строительства организациям и предприятиям, которая для пос. Быково составляет 0,44 руб. за кв. м (в пределах нормы отвода). Норма отвода на одно строение 1200 кв. м, на участке расположено 3 строения (свидетельства о государственной регистрации права от 27.03.02 за N 50:23:02:01090:003, N 50:23:02:01090:002, N 50:23:02:01090:001 прилагаются), следовательно, с 3600 кв. м участка взимается льготная ставка земельного налога с коэффициентом 1,8, установленным на 2003 г. (110-ФЗ от 24.07.2002). Земельный налог равен 3600 кв. м х 0,44 руб. х 1,8 = 2851 руб.
На остальную площадь сверх нормы отвода, равную 17641 кв. м (21241 кв. м - 3600 кв. м), применяется льготная ставка, равная 0.44 x 1.8 х 2 = 1,584 руб. за кв. м.
Земельный налог равен 17641 кв. м х 1,584 руб. = 27943 руб.
Земельный налог на 2003 г за 12 месяцев по участку составляет 27943 руб. + 2851 руб. = 30794 руб.
Земельный участок находится в собственности ЗАО "Радиостройкомплект" с 21 апреля 2003 г. Подлежит налогообложению с 01 мая 2003 г.: 30794 руб. / 12 мес. х 8 мес. = 20530 руб.
Произведенный расчет земельного налога представлен в налоговый орган в уточненной декларации (исх. N АО-342 от 14.11.03). За период с 01.05.03 по 31.12.03 истцом было излишне уплачено 367045 руб. 00 коп. - 20530 руб. 00 коп = 346515 руб. 00 коп.
В письме МРИ ФНС России N 1 за N 5839 от 10.12.03, отправленном в адрес ЗАО "Радиостройкомплекс" МО, ссылается на ст. 4 Жилищного кодекса, "что понятия "жилищное строительство" и "жилищный фонд" не идентичны".
Согласно Определению Конституционного суда РФ N 276-О от 05.06.2003 ссылки на ст. 4 ЖК РСФСР ошибочны, поскольку эта норма не является налоговой, так как вступает в противоречие со ст. 1 Налогового кодекса РФ, согласно которой законодательство о налогах и сборах состоит исключительно из Налогового кодекса РФ и принятых на его основе федеральных законов. Правовой режим земельных участков, а следовательно, и порядок их налогообложения не может определяться по нормам Жилищного кодекса РСФСР, а должен быть определен в соответствии с Земельным кодексом РФ и принятыми в его развитие законодательными актами, т.е. путем зонирования населенных пунктов при утверждении генеральных планов, а не завершением строительства (ст. 75), в состав земель городской, поселковой и сельской застройки входят земли, застроенные и подлежащие застройке жилыми строениями (ст. ст. 71, 75). Понятия "земли застроенные" и "земли, подлежащие застройке" тождественны при определении правового режима земельного участка.
В актах органов законодательной власти о предоставлении земельного участка указывается его целевое назначение (п. 1.8 ст. 1, п. 1.4 ст. 8, п. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ). В п. 2 постановления главы Раменского района Московской обл. N 2337 от 30.12.02 указано целевое назначение земельного участка индивидуальное жилищное строительство. Правовой статус земельного участка не изменяется после приема дома в эксплуатацию и регистрации права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О плате за землю" основанием для взимания земельного налога является документ о праве собственности на землю (в нашем случае вышеуказанное Свидетельство на право собственности), т.е. другие документы, такие как акт ввода дома, свидетельство о праве собственности на вновь созданное недвижимое имущество, в Законе не упоминаются. Согласно п. 11 Инструкции N 56 от 21.02.00 МНС РФ "По применению Закона РФ "О плате за землю" основанием для установки и взимания земельного налога также является документ, устанавливающий право собственности на землю.
Согласно ст. 3 данного Закона РФ запрещено устанавливать размер земельного налога в зависимости от результата хозяйственной деятельности землевладельца, в данном случае от завершения строительства объекта и включения его в жилой фонд. В указанном Законе РФ участки, занятые незавершенными строительством объектами, нигде не указаны, а согласно п. 7 ст. 3 НК РФ любые разночтения в законе должны толковаться в пользу налогоплательщиков. В данном случае неопределенность касается размера налога, который поставлен в зависимость от наличия или отсутствия на земельном участке строения.
Все перечисленные доводы разъяснены в письме от 6.01.04 исх. N АО-6, которое отправлено ЗАО "Радиостройкомплекс" в МРИ МНС N 1 от 6.01.04, переписка с налоговыми органами продолжается до сих пор.
20.01.2004 согласно п. 7 ст. 78 НК РФ ЗАО "Радиостройкомплекс" в МРИ ФНС России N 1 по МО было направлено письменное заявление за N АО-28 о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога.
19.02.04 пришло письмо за N 895 от 12.02.04, текст которого полностью совпадает с текстом письма N 5839 от 10.12.03.
19.01.2005 ответчику было отправлено письмо за N АО-16 о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 346515 руб. 00 коп. Ответчик отправил отказ, мотивируя отсутствием необходимых реквизитов получателя.
04.02.2005 ответчику было отправлено письмо за N АО-46 с реквизитами истца. В результате переписки ЗАО "Радиостройкомплекс" и ответчик не пришли к соглашению, излишне уплаченную сумму МРИ ФНС России N 1 по МО не вернула.
Налоговый кодекс не запрещает зачитывать сумму излишне взысканного налога, однако в Налоговом кодексе не содержится такого порядка.
Статьей 79 НК РФ прямо предусмотрен порядок возврата из бюджета сумм излишне взысканного налога.
Статьей 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Таким образом, право налогоплательщика не может ограничиваться отсутствием его осуществления.
В соответствии с п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 176, 110, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
обязать МРИ ФНС РФ N 1 возвратить ЗАО "Радиостройкомплекс" сумму излишне уплаченного земельного налога в размере 346515 руб. Выдать истцу справку на возврат госпошлины.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)