Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 7 мая 2004 года Дело N А56-34208/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Корпусовой О.А. и Ветошкиной О.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга Богруновой В.И. (доверенность от 19.06.03), от Открытого акционерного общества "Октябрьский электровагоноремонтный завод" Бочарова М.Ю. (доверенность от 09.04.04), рассмотрев 05.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.04 по делу N А56-34208/03 (судьи Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А., Шульга Л.А.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Октябрьский электровагоноремонтный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 29.09.03 N 30215 в части дополнительного начисления 17833321 руб. земельного налога за 2003 год.
Решением суда от 17.11.03 обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.01.04 решение суда отменено. Заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда. По мнению подателя жалобы, Закон Санкт-Петербурга от 30.10.02 N 535-56 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год" (далее - Закон N 535-56) официально опубликован до начала налогового периода по земельному налогу, следовательно, введенный этим Законом поправочный коэффициент "8,64" подлежит применению с 01.01.03.
Кроме того, налоговый орган указывает, что задолженность заявителя по земельному налогу возникла до вступления в силу постановления Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.12.03 N 091-П, признавшего положения статьи 27 Закона N 535-56 не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить постановление суда без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество представило в налоговый орган декларации по земельному налогу за 2003 год, в соответствии с которыми подлежащий уплате налог исчислен по ставке, установленной Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", с применением поправочного коэффициента "1,8".
По итогам камеральной проверки представленных деклараций налоговая инспекция приняла решение от 29.09.03 N 30215 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности и о доначислении обществу 17833321 руб. земельного налога за 2003 год.
Признавая оспариваемое решение налоговой инспекции в соответствующей части недействительным, суд апелляционной инстанции указал, что с учетом даты официального опубликования Закона N 535-56 введенный этим Законом поправочный коэффициент "8,64" не мог быть применен ранее 01.01.04. Кроме того, апелляционная инстанция сослалась на постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.12.03 N 091-П, признавшего положения статьи 27 Закона N 535-56 не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга.
Выводы суда являются ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8". Указанные Федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти (в городе Санкт-Петербурге - Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21), увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Федеральный закон от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" официально опубликован 30.07.02, следовательно, введенный этим Законом поправочный коэффициент подлежит применению с 01.01.03.
Таким образом, ставкой земельного налога в Санкт-Петербурге в 2003 году является ставка, установленная нормативным актом города Санкт-Петербурга, увеличенная в 8,64 раза.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.04 по делу N А56-34208/03 отменить.
Оставить в силе решение суда от 17.11.03 по тому же делу.
Председательствующий
БУХАРЦЕВ С.Н.
Судьи
КОРПУСОВА О.А.
ВЕТОШКИНА О.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.05.2004 N А56-34208/03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2004 года Дело N А56-34208/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Корпусовой О.А. и Ветошкиной О.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга Богруновой В.И. (доверенность от 19.06.03), от Открытого акционерного общества "Октябрьский электровагоноремонтный завод" Бочарова М.Ю. (доверенность от 09.04.04), рассмотрев 05.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.04 по делу N А56-34208/03 (судьи Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А., Шульга Л.А.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Октябрьский электровагоноремонтный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 29.09.03 N 30215 в части дополнительного начисления 17833321 руб. земельного налога за 2003 год.
Решением суда от 17.11.03 обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.01.04 решение суда отменено. Заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда. По мнению подателя жалобы, Закон Санкт-Петербурга от 30.10.02 N 535-56 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год" (далее - Закон N 535-56) официально опубликован до начала налогового периода по земельному налогу, следовательно, введенный этим Законом поправочный коэффициент "8,64" подлежит применению с 01.01.03.
Кроме того, налоговый орган указывает, что задолженность заявителя по земельному налогу возникла до вступления в силу постановления Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.12.03 N 091-П, признавшего положения статьи 27 Закона N 535-56 не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить постановление суда без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество представило в налоговый орган декларации по земельному налогу за 2003 год, в соответствии с которыми подлежащий уплате налог исчислен по ставке, установленной Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", с применением поправочного коэффициента "1,8".
По итогам камеральной проверки представленных деклараций налоговая инспекция приняла решение от 29.09.03 N 30215 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности и о доначислении обществу 17833321 руб. земельного налога за 2003 год.
Признавая оспариваемое решение налоговой инспекции в соответствующей части недействительным, суд апелляционной инстанции указал, что с учетом даты официального опубликования Закона N 535-56 введенный этим Законом поправочный коэффициент "8,64" не мог быть применен ранее 01.01.04. Кроме того, апелляционная инстанция сослалась на постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.12.03 N 091-П, признавшего положения статьи 27 Закона N 535-56 не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга.
Выводы суда являются ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8". Указанные Федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти (в городе Санкт-Петербурге - Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21), увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Федеральный закон от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" официально опубликован 30.07.02, следовательно, введенный этим Законом поправочный коэффициент подлежит применению с 01.01.03.
Таким образом, ставкой земельного налога в Санкт-Петербурге в 2003 году является ставка, установленная нормативным актом города Санкт-Петербурга, увеличенная в 8,64 раза.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемое постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.01.04 по делу N А56-34208/03 отменить.
Оставить в силе решение суда от 17.11.03 по тому же делу.
Председательствующий
БУХАРЦЕВ С.Н.
Судьи
КОРПУСОВА О.А.
ВЕТОШКИНА О.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)