Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 1 сентября 2004 г. Дело N А41-К2-6992/04
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи С.А.В., протокол вела судья С.А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ПБОЮЛ С.Г.В. к МРИ МНС РФ N 7 о признании незаконным отказа, обязании возместить НДС, при участии в заседании от истца - С.М.Г.,
ПБОЮЛ С.Г.В обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к МРИ МНС РФ N 7 о признании отказа незаконным, изложенного в письме от 27.02.04, об обязании возвратить из бюджета излишне уплаченный НДС в сумме 458070,08 руб. за период с августа 2001 г. по сентябрь 2003 г.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного о месте и времени рассмотрения судебного заседания.
Истец иск поддержал, представил исправленный расчет суммы возврата, свидетельство о вписании в государственный реестр, уведомление о возможности перехода на упрощенную систему налогообложения и на обозрение суда - подлинные платежные поручения.
Ответчик в отзыве иск не признал, считая, что ст. 9 ФЗ РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" не должна применяться к отношениям, урегулированным ч. 2 Налогового кодекса РФ, а также что порядок обложения предпринимателей НДС, установленный Налоговым кодексом РФ, не создает менее благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшим и не налагает новых обязанностей.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил.
С.Г.В зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. С 2001 года применяет упрощенную систему налогообложения на основании патентов.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" N 222-ФЗ от 08.12.95 упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и предпринимателей без образования юридического лица применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством РФ. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
Согласно п. 3 ст. 4 Закона N 222-ФЗ для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период. То есть данный Закон ввел упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает замену одной системы налогообложения другой, а не замену уплаты одного налога уплатой другого. Ст. 18 НК РФ установлено, что упрощенная система налогообложения предпринимательской деятельности - специальный налоговый режим, предназначенный для замены общей системы налогообложения применительно к отдельной категории налогоплательщиков - субъектам малого предпринимательства, к которой относятся предприниматели без образования юридического лица.
В соответствии с абзацем вторым части первой статьи 9 "О государственной поддержке малого предпринимательства" в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
При этом, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 7 февраля 2002 г. N 37-О по жалобе гражданина К. на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. В случае введения НСП, НДС для индивидуальных предпринимателей условия хозяйствования для них ухудшаются, поскольку на них возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством (по ведению налогового учета, составлению счетов-фактур, ведению книги продаж и книги покупок). Кроме того, включение суммы НСП в стоимость продукции (работ, услуг), реализуемой индивидуальным предпринимателем, увеличивает в итоге ее цену и тем самым снижает спрос со стороны покупателей.
Новая норма законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании нормы абзаца второго части первой статьи 9 Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". Это обусловлено выводимыми из статей 8 (часть 1), 15 (части 1 и 3), 34 (часть 1), 57 Конституции РФ началами обеспечения стабильных правовых условий хозяйствования, предполагающими поддержание доверия участников хозяйственной деятельности к закону и действиями государства, в том числе в сфере налоговых отношений, соблюдения принципов справедливости и разумной стабильности правового регулирования соответствующих отношений и недопустимости произвольных изменений в действующую систему норм с распространением этих изменений на ранее возникшие длящиеся налоговые отношения.
Таким образом, введение НДС для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2001 года не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым индивидуальным предпринимателям предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности.
Из представленного истцом анализа результатов деятельности за 2000 - 2001 г. г. видно, что стоимость предоставляемых им услуг (реализованной продукции) с введением нового налога (НДС) не увеличилась. За счет стабильности ценовой политики предприниматель сохраняет конкурентоспособность на рынке соответствующих услуг, обеспечиваемую следованием норме ст. 9 Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".
Введение НДС создало менее благоприятные условия для предпринимателя как субъекта малого бизнеса, так как увеличило его налоговое бремя, вынудив уплачивать налог с продаж из собственных средств.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований о возврате налогов, уплаченных предпринимателем в 2001 - 2003 г. г.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 110, 215 АПК РФ, суд
признать отказ МРИ МНС РФ N 7 о возврате ПБОЮЛ С.Г.В. излишне уплаченного НДС незаконным, изложенный в письме от 27.02.04.
Обязать МРИ МНС N 7 по Московской области возвратить ПБОЮЛ С.Г.В. из бюджета излишне уплаченные суммы НДС в размере 458070,08 руб. за период с августа 2001 г. по сентябрь 2003 г.
Выдать истцу справку на возврат государственной пошлины.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.09.2004 ПО ДЕЛУ N А41-К2-6992/04
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 1 сентября 2004 г. Дело N А41-К2-6992/04
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи С.А.В., протокол вела судья С.А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ПБОЮЛ С.Г.В. к МРИ МНС РФ N 7 о признании незаконным отказа, обязании возместить НДС, при участии в заседании от истца - С.М.Г.,
УСТАНОВИЛ:
ПБОЮЛ С.Г.В обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к МРИ МНС РФ N 7 о признании отказа незаконным, изложенного в письме от 27.02.04, об обязании возвратить из бюджета излишне уплаченный НДС в сумме 458070,08 руб. за период с августа 2001 г. по сентябрь 2003 г.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного о месте и времени рассмотрения судебного заседания.
Истец иск поддержал, представил исправленный расчет суммы возврата, свидетельство о вписании в государственный реестр, уведомление о возможности перехода на упрощенную систему налогообложения и на обозрение суда - подлинные платежные поручения.
Ответчик в отзыве иск не признал, считая, что ст. 9 ФЗ РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" не должна применяться к отношениям, урегулированным ч. 2 Налогового кодекса РФ, а также что порядок обложения предпринимателей НДС, установленный Налоговым кодексом РФ, не создает менее благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшим и не налагает новых обязанностей.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил.
С.Г.В зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. С 2001 года применяет упрощенную систему налогообложения на основании патентов.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" N 222-ФЗ от 08.12.95 упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и предпринимателей без образования юридического лица применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством РФ. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
Согласно п. 3 ст. 4 Закона N 222-ФЗ для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период. То есть данный Закон ввел упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает замену одной системы налогообложения другой, а не замену уплаты одного налога уплатой другого. Ст. 18 НК РФ установлено, что упрощенная система налогообложения предпринимательской деятельности - специальный налоговый режим, предназначенный для замены общей системы налогообложения применительно к отдельной категории налогоплательщиков - субъектам малого предпринимательства, к которой относятся предприниматели без образования юридического лица.
В соответствии с абзацем вторым части первой статьи 9 "О государственной поддержке малого предпринимательства" в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
При этом, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 7 февраля 2002 г. N 37-О по жалобе гражданина К. на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. В случае введения НСП, НДС для индивидуальных предпринимателей условия хозяйствования для них ухудшаются, поскольку на них возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством (по ведению налогового учета, составлению счетов-фактур, ведению книги продаж и книги покупок). Кроме того, включение суммы НСП в стоимость продукции (работ, услуг), реализуемой индивидуальным предпринимателем, увеличивает в итоге ее цену и тем самым снижает спрос со стороны покупателей.
Новая норма законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании нормы абзаца второго части первой статьи 9 Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". Это обусловлено выводимыми из статей 8 (часть 1), 15 (части 1 и 3), 34 (часть 1), 57 Конституции РФ началами обеспечения стабильных правовых условий хозяйствования, предполагающими поддержание доверия участников хозяйственной деятельности к закону и действиями государства, в том числе в сфере налоговых отношений, соблюдения принципов справедливости и разумной стабильности правового регулирования соответствующих отношений и недопустимости произвольных изменений в действующую систему норм с распространением этих изменений на ранее возникшие длящиеся налоговые отношения.
Таким образом, введение НДС для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2001 года не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым индивидуальным предпринимателям предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности.
Из представленного истцом анализа результатов деятельности за 2000 - 2001 г. г. видно, что стоимость предоставляемых им услуг (реализованной продукции) с введением нового налога (НДС) не увеличилась. За счет стабильности ценовой политики предприниматель сохраняет конкурентоспособность на рынке соответствующих услуг, обеспечиваемую следованием норме ст. 9 Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".
Введение НДС создало менее благоприятные условия для предпринимателя как субъекта малого бизнеса, так как увеличило его налоговое бремя, вынудив уплачивать налог с продаж из собственных средств.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований о возврате налогов, уплаченных предпринимателем в 2001 - 2003 г. г.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 110, 215 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать отказ МРИ МНС РФ N 7 о возврате ПБОЮЛ С.Г.В. излишне уплаченного НДС незаконным, изложенный в письме от 27.02.04.
Обязать МРИ МНС N 7 по Московской области возвратить ПБОЮЛ С.Г.В. из бюджета излишне уплаченные суммы НДС в размере 458070,08 руб. за период с августа 2001 г. по сентябрь 2003 г.
Выдать истцу справку на возврат государственной пошлины.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)