Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.10.2004 N А05-11523/03-9

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 26 октября 2004 года Дело N А05-11523/03-9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Блиновой Л.В., Корпусовой О.А., при участии от открытого акционерного общества "Северянка" Полушина М.Л. (доверенность от 01.10.04), рассмотрев 25.10.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.06.04 по делу N А05-11523/03-9 (судья Меньшикова И.А.),
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Северянка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) от 07.10.03 N 16-23/20274 и N 16-23/20275 в части восстановления к уплате земельного налога за 2001 - 2003 годы.
Решением суда от 24.12.03 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.04.04 решение суда отменено. Дело в части оспаривания решения налоговой инспекции от 07.10.03 N 16-23/20274 о восстановлении обществу к уплате земельного налога за 2002 год направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 28.06.04 оспариваемое решение налогового органа в части восстановления обществу к уплате 159283 руб. земельного налога за 2002 год признано недействительным.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 28.06.04, ссылаясь на обоснованность применения поправочного коэффициента "2", установленного статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" (далее - Закон N 36-ФЗ), при расчете ставки земельного налога, действовавшей в 2002 году.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей налоговой инспекции, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что при расчете подлежащего уплате земельного налога за 2001 - 2003 годы общество последовательно применяло каждый из ежегодно вводимых соответствующими федеральными законами повышающих коэффициентов к налоговым ставкам, предусмотренным нормативным актом местного представительного органа.
Считая, что повышающие коэффициенты не изменяют налоговую ставку, а влияют лишь на порядок уплаты земельного налога в соответствующем году, общество обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченного в 2001 - 2003 годах земельного налога в счет предстоящих платежей по нему. Согласно уточненным декларациям земельный налог исчислен по ставке, установленной решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск", с применением поправочных коэффициентов "2" и "1,8" в 2002 и 2003 годах соответственно. В ходе камеральной проверки представленных обществом уточненных деклараций налоговый орган сделал вывод об отсутствии оснований для зачета.
Решениями от 07.10.03 N 16-23/20274 и N 16-23/20275 налоговая инспекция восстановила обществу к уплате 94021,2 руб. земельного налога за 2001, 178045,62 руб. - за 2002 и 422884 руб. - за 2003 годы.
Признавая решение налогового органа от 07.10.03 N 16-23/20274 частично недействительным, суд указал на то, что при расчете подлежащего уплате земельного налога за 2002 год не подлежит учету коэффициент "2", установленный Законом N 36-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Ставки земельного налога в городе Архангельске установлены решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" и введены в действие с 01.01.99 (пункт 2 названного решения).
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
Статьей 15 закона N 36-ФЗ предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
Как правильно указал суд, предусмотренный приведенной нормой поправочный коэффициент индексирует ставки земельного налога по отношению к 1998 году, тогда как используемая налоговой инспекцией при расчете земельного налога за 2002 год ставка введена в действие только с 1999 года.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о невозможности использования установленного Законом N 36-ФЗ коэффициента при расчете ставки земельного налога, действовавшей в 2002 году.
Ссылка налоговой инспекции на методику расчета базовых ставок земельного налога, использованную представительным органом местного самоуправления, не принимается во внимание как не имеющая отношения к существу спора. Установление конкретных ставок земельного налога, а также даты введения в действие этих ставок входит в компетенцию местного законодателя. То обстоятельство, что, вводя ставки земельного налога с 01.01.99, местный законодатель не мог знать о предстоящей их индексации федеральным законодателем, не влияет на правоотношения сторон.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.06.04 по делу N А05-11523/03-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.

Судьи
БЛИНОВА Л.В.
КОРПУСОВА О.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)