Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 26 февраля 2006 года Дело N А66-8902/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Дмитриева В.В., Троицкой Н.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области Федорова П.А. (доверенность от 30.12.2005 N 07), рассмотрев 21.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 29.09.2005 по делу N А66-8902/2005 (судья Бажан О.М.),
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал-сервис" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области (далее - инспекция) от 17.06.2005 N 517-10.
Решением от 29.09.2005 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, предприятие неправомерно применило льготу по налогу на имущество организаций, отнеся к объектам инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не облагаемым названным налогом, следующие имущественные объекты: котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование по принадлежности, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации, начиная от вводного ящика или кабельных концевых муфт или проходных втулок. Инспекция полагает, что данная льгота не может применяться в отношении всех основных средств, учитываемых на балансах организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере, а распространяется лишь на те объекты основных средств, которые включены в состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса территории соответствующего муниципального образования, фактически используются в целях оказания жилищно-коммунальных услуг и содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Предприятие, надлежащим образом извещенное о дне и месте рассмотрения жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной предприятием декларации по налогу на имущество организаций за 2004 год и документов. По результатам камеральной проверки, а также с учетом возражений налогоплательщика инспекция составила акт от 18.05.2005 N 59 и приняла решение от 17.06.2005 N 517-10 о привлечении предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 9616 руб. 80 коп. штрафа. Названным решением предприятию также доначислено 160951 руб. налога на имущество организаций за 2004 год и 8457 руб. 03 коп. пеней за несвоевременную уплату налога.
Согласно решению налогоплательщику вменяется в вину занижение в 2004 году базы, облагаемой налогом на имущество, в связи с неправомерным использованием льготы, предусмотренной пунктом 8 статьи 3 Закона Тверской области от 27.11.2003 N 85-ЗО "О налоге на имущество организаций". По мнению налогового органа, предприятие необоснованно исключило из налогооблагаемой базы стоимость находящихся на его балансе объектов, которые не относятся к льготируемым объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, состоящим на балансе организации.
Налогоплательщик не согласился с решением Инспекции и обжаловал его в арбитражный суд.
В обоснование своего заявления предприятие сослалось на пункт 8 статьи 3 Закона Тверской области от 27.11.2003 N 85-ЗО "О налоге на имущество организаций", в соответствии с которым освобождаются от налогообложения организации - в отношении объектов жилищно-коммунального комплекса, находящихся на балансе налогоплательщика. На момент проверки все имущество, указанное в акте проверки от 18.05.2005 N 59, находилось на балансе налогоплательщика.
Кроме того, предприятие ссылалось на то, что к объектам жилищно-коммунального комплекса относятся элементы водоснабжения; объекты коммунального и бытового водоснабжения; очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями, все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни и др. Кроме того, предприятие указывает, что под инженерной инфраструктурой следует понимать комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на то, что уставными целями предприятия являются оказание коммунальных услуг; деятельность по предоставлению населению услуг водоснабжения и канализации, а также деятельность по удовлетворению общественных потребностей в водоснабжении и канализации. Для осуществления этой деятельности за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, включающее в себя объекты жилищно-коммунального комплекса - водопроводные, канализационные и насосные станции с оборудованием и механизмами, артезианские скважины, трубопроводы, связанные в непрерывный технологический комплекс.
В соответствии со статьей 3 Закона Тверской области от 27.11.2003 N 85-ЗО "О налоге на имущество организаций" от уплаты налога на имущество освобождаются организации в отношении объектов жилищно-коммунального комплекса, находящихся на балансе налогоплательщиков. Факт нахождения на балансе налогоплательщика заявленных к льготе объектов жилищно-коммунального комплекса налоговым органом не оспаривался.
В соответствии со статьей 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, которые предусмотрены налоговым законодательством.
В пункте 1 статьи 21 НК РФ указано, что налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 6 статьи 381 НК РФ налогоплательщик вправе исключить из среднегодовой стоимости имущества организации объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372 НК РФ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
С учетом названной нормы Налогового кодекса Российской Федерации на территории Тверской области на основании пункта 8 статьи 3 Закона Тверской области от 27.11.2003 N 85-ЗО "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 85-ЗО), освобождаются от уплаты налога на имущество организации в отношении объектов жилищно-коммунального комплекса, находящихся на балансе налогоплательщиков.
Довод жалобы о том, что перечисленные в перечне льготируемого имущества основные средства не подпадают под указанную льготу, представляется неправомерным.
В перечень льготируемого имущества предприятия входят сети холодного водоснабжения, наружные трубопроводы, глубинные насосы, хлораторы, котлы, электронасосные агрегаты, датчики, гидроэлеваторы, сети канализации от колодцев, наружная канализация, мастерские, гаражи, склады.
Кроме того, следует принять во внимание, что в рассматриваемом случае истец использовал льготу по налогу на имущество в отношении основных средств - водопроводных и канализационных сетей, наружных трубопроводов, наружной канализации и соответствующего оборудования. В соответствии с пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или один конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
При таких обстоятельствах следует признать, что указанные объекты льготируемого имущества не могут быть разделены и должны включаться в состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса территории соответствующего муниципального образования. Кроме того, данные объекты фактически используются в целях оказания жилищно-коммунальных услуг.
При принятии решения суд обоснованно исходил из того, что предприятие осуществляет деятельность по удовлетворению общественных потребностей жилищно-коммунального хозяйства и все его имущество, непосредственно связанное с его производственной деятельностью, используется для оказания услуг по водоснабжению, в том числе и имущество, названное в перечне.
Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что имущество, на стоимость которого заявитель уменьшил общую стоимость объектов налогообложения при исчислении налога на имущество, состоит на балансе предприятия.
Решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Тверской области от 29.09.2005 по делу N А66-8902/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.02.2006 ПО ДЕЛУ N А66-8902/2005
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2006 года Дело N А66-8902/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Дмитриева В.В., Троицкой Н.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области Федорова П.А. (доверенность от 30.12.2005 N 07), рассмотрев 21.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 29.09.2005 по делу N А66-8902/2005 (судья Бажан О.М.),
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал-сервис" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области (далее - инспекция) от 17.06.2005 N 517-10.
Решением от 29.09.2005 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, предприятие неправомерно применило льготу по налогу на имущество организаций, отнеся к объектам инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, не облагаемым названным налогом, следующие имущественные объекты: котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование по принадлежности, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации, начиная от вводного ящика или кабельных концевых муфт или проходных втулок. Инспекция полагает, что данная льгота не может применяться в отношении всех основных средств, учитываемых на балансах организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальной сфере, а распространяется лишь на те объекты основных средств, которые включены в состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса территории соответствующего муниципального образования, фактически используются в целях оказания жилищно-коммунальных услуг и содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Предприятие, надлежащим образом извещенное о дне и месте рассмотрения жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной предприятием декларации по налогу на имущество организаций за 2004 год и документов. По результатам камеральной проверки, а также с учетом возражений налогоплательщика инспекция составила акт от 18.05.2005 N 59 и приняла решение от 17.06.2005 N 517-10 о привлечении предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 9616 руб. 80 коп. штрафа. Названным решением предприятию также доначислено 160951 руб. налога на имущество организаций за 2004 год и 8457 руб. 03 коп. пеней за несвоевременную уплату налога.
Согласно решению налогоплательщику вменяется в вину занижение в 2004 году базы, облагаемой налогом на имущество, в связи с неправомерным использованием льготы, предусмотренной пунктом 8 статьи 3 Закона Тверской области от 27.11.2003 N 85-ЗО "О налоге на имущество организаций". По мнению налогового органа, предприятие необоснованно исключило из налогооблагаемой базы стоимость находящихся на его балансе объектов, которые не относятся к льготируемым объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, состоящим на балансе организации.
Налогоплательщик не согласился с решением Инспекции и обжаловал его в арбитражный суд.
В обоснование своего заявления предприятие сослалось на пункт 8 статьи 3 Закона Тверской области от 27.11.2003 N 85-ЗО "О налоге на имущество организаций", в соответствии с которым освобождаются от налогообложения организации - в отношении объектов жилищно-коммунального комплекса, находящихся на балансе налогоплательщика. На момент проверки все имущество, указанное в акте проверки от 18.05.2005 N 59, находилось на балансе налогоплательщика.
Кроме того, предприятие ссылалось на то, что к объектам жилищно-коммунального комплекса относятся элементы водоснабжения; объекты коммунального и бытового водоснабжения; очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями, все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни и др. Кроме того, предприятие указывает, что под инженерной инфраструктурой следует понимать комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на то, что уставными целями предприятия являются оказание коммунальных услуг; деятельность по предоставлению населению услуг водоснабжения и канализации, а также деятельность по удовлетворению общественных потребностей в водоснабжении и канализации. Для осуществления этой деятельности за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, включающее в себя объекты жилищно-коммунального комплекса - водопроводные, канализационные и насосные станции с оборудованием и механизмами, артезианские скважины, трубопроводы, связанные в непрерывный технологический комплекс.
В соответствии со статьей 3 Закона Тверской области от 27.11.2003 N 85-ЗО "О налоге на имущество организаций" от уплаты налога на имущество освобождаются организации в отношении объектов жилищно-коммунального комплекса, находящихся на балансе налогоплательщиков. Факт нахождения на балансе налогоплательщика заявленных к льготе объектов жилищно-коммунального комплекса налоговым органом не оспаривался.
В соответствии со статьей 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, которые предусмотрены налоговым законодательством.
В пункте 1 статьи 21 НК РФ указано, что налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 6 статьи 381 НК РФ налогоплательщик вправе исключить из среднегодовой стоимости имущества организации объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 372 НК РФ законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
С учетом названной нормы Налогового кодекса Российской Федерации на территории Тверской области на основании пункта 8 статьи 3 Закона Тверской области от 27.11.2003 N 85-ЗО "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 85-ЗО), освобождаются от уплаты налога на имущество организации в отношении объектов жилищно-коммунального комплекса, находящихся на балансе налогоплательщиков.
Довод жалобы о том, что перечисленные в перечне льготируемого имущества основные средства не подпадают под указанную льготу, представляется неправомерным.
В перечень льготируемого имущества предприятия входят сети холодного водоснабжения, наружные трубопроводы, глубинные насосы, хлораторы, котлы, электронасосные агрегаты, датчики, гидроэлеваторы, сети канализации от колодцев, наружная канализация, мастерские, гаражи, склады.
Кроме того, следует принять во внимание, что в рассматриваемом случае истец использовал льготу по налогу на имущество в отношении основных средств - водопроводных и канализационных сетей, наружных трубопроводов, наружной канализации и соответствующего оборудования. В соответствии с пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или один конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
При таких обстоятельствах следует признать, что указанные объекты льготируемого имущества не могут быть разделены и должны включаться в состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса территории соответствующего муниципального образования. Кроме того, данные объекты фактически используются в целях оказания жилищно-коммунальных услуг.
При принятии решения суд обоснованно исходил из того, что предприятие осуществляет деятельность по удовлетворению общественных потребностей жилищно-коммунального хозяйства и все его имущество, непосредственно связанное с его производственной деятельностью, используется для оказания услуг по водоснабжению, в том числе и имущество, названное в перечне.
Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что имущество, на стоимость которого заявитель уменьшил общую стоимость объектов налогообложения при исчислении налога на имущество, состоит на балансе предприятия.
Решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29.09.2005 по делу N А66-8902/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий
САМСОНОВА Л.А.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
САМСОНОВА Л.А.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)