Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.08.2012 ПО ДЕЛУ N А42-7408/2011

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 августа 2012 г. по делу N А42-7408/2011


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корпусовой О.А., Пастуховой М.В., при участии от федерального государственного бюджетного учреждения науки Полярный геофизический институт Кольского научного центра Российской академии наук Чуриковой Т.В. (доверенность от 13.02.2012 N 17541-1446-48), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области Москвиной Т.Н. (доверенность от 12.05.2012 N 14-04/12-19), рассмотрев 15.08.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения науки Полярный геофизический институт Кольского научного центра Российской академии наук на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.02.2012 (судья Янковая Г.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А42-7408/2011,

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Полярный геофизический институт Кольского научного центра Российской академии наук, место нахождения: 183010, город Мурманск, улица Халтурина, дом 15, ОГРН 1025100855922 (далее - Учреждение, Полярный институт) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области (далее - Инспекция) от 07.07.2011 N 8925.
Решением суда первой инстанции от 08.02.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.05.2012, Учреждению отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Полярный институт просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить его заявление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, органы местного самоуправления населенных пунктов Пушной и Териберка с превышением полномочий утвердили ставки земельного налога на своих территориях. В отношении земель промышленности ставка земельного налога должна устанавливаться решениями Совета депутатов муниципального образования Кольский район. Кроме того, в кадастровых выписках по спорным участкам нет никакой информации о территориальной принадлежности этих участков к конкретному муниципальному образованию. Полярный институт также заявляет, что у него отсутствуют правоустанавливающие документы на земельные участки. Более того, эти участки имеют лишь проектные границы, нуждающиеся в уточнении, то есть участки не могут считаться сформированными.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и основанными.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы жалобы, а представитель налогового органа отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленной Учреждением декларации по земельному налогу за 2010 год.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 18.05.2011 N 9227 и вынесено решение от 07.07.2011 N 8925, которым Учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 2 838 руб. 60 коп., а также ему доначислен земельный налог в размере 14 193 руб. и пени в сумме 587 руб. 54 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Мурманской области от 29.08.2011 N 491 по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, решение Инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением Инспекции от 07.07.2011 N 8925, Учреждение оспорило его в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций отказали в удовлетворении заявления, руководствуясь следующим.
В силу статей 1 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формы платы за использование земли - земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Судами обеих инстанций обоснованно отклонены доводы подателя жалобы относительно отсутствия у него правоустанавливающих документов на спорные земельные участки.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что заявитель на основании постановления администрации Кольского района Мурманской области от 04.12.1992 N 516 (л.д. 68 - 70 том 1) имеет право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками, что подтверждается также представленными свидетельством о праве пользования на землю (л.д. 57 том 1) и кадастровыми выписками о земельных участках (л.д. 58 - 59 том 1), в том числе: кадастровый номер 51:01:1701001:0001 и кадастровый номер 51:01:2801001:0015.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленности).
Судами установлено, что земельные участки под кадастровыми номерами 51:01:1701001:0001 и 51:01:2801001:0015 относятся к категории земли промышленности, что подтверждается кадастровым выпискам, а также сведениями, полученными налоговым органом из Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Кольского района Мурманской области от 02.02.2012 N 176/14, и выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области от 19.01.2012 N 09/002/2012-167 (л.д. 113 и 116 том 1).
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ.
В пункте 1 статьи 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Как определено статьей 15 НК РФ, земельный налог относится к местным налогам.
В силу пункта 4 статьи 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4 пункта 3 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится, в том числе, установление местных налогов и сборов.
На основании изложенного, а также положений Устава сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области, принятого решением Совета депутатов сельского поселения Пушной Кольского района Мурманской области от 15.12.2005 N 3/1, и Устава сельского поселения Териберка Кольского района, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Териберка от 28.11.2005 N 64, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что муниципальные образования, на территории которых находятся спорные земельные участки, в пределах законных полномочий представительных органов местного самоуправления установили соответствующие налоговые ставки земельного налога.
Следовательно, в 2010 году в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:01:1701001:0001 применяются ставки, установленные решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение Пушной Кольского района от 06.10.2010 N 6/7, а в отношении земельного участка с кадастровым номером 51:01:2801001:0015 применяются ставки, установленные решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение Териберка Кольского района от 26.12.2009 N 63.
Из названных решений следует, что в отношении такой категории земель как земли промышленности отдельная налоговая ставка не установлена.
Пунктом 2.3 статьи 2 решения Совета депутатов сельского поселения Пушной Кольского района "О земельном налоге" от 06.10.2010 N 6/7 установлена ставка земельного налога 0,25% в отношении прочих земельных участков.
В соответствии со статьей 4 указанного решения оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2010, и признает утратившим силу действовавшее ранее решение Совета депутатов от 15.06.2007 N 17/3, которым была установлена ставка 0,3% для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3 пункта 2).
Суды, применив положение пункта 4 статьи 5 НК РФ, пришли к правильному выводу относительно действия в 2010 году налоговой ставки 0,25%, как установленной в меньшем размере, чем была установлена ранее.
Таким образом, для исчисления земельного налога в 2010 году по участку 51:01:1701001:0001 подлежит применению налоговая ставка, установленная для прочих земельных участков в размере 0,25%.
Решение Совета депутатов Кольского района "О земельном налоге" от 22.11.2005 N 35/9 утратило силу с 06.11.2009 в связи с принятием решения Совета депутатов Кольского района от 15.10.2009 N 42/4 об его отмене, в связи с чем суды обеих инстанций обоснованно отклонили довод заявителя относительно того, что в 2010 году у него отсутствовали правовые основания по уплате земельного налога по иным ставкам, чем были установлены в решении Совета депутатов Кольского района "О земельном налоге" от 22.11.2005 N 35/9.
В кассационной жалобе Полярный институт также указывает, что в кадастровых выписках по спорным участкам нет никакой информации о территориальной принадлежности этих участков к конкретному муниципальному образованию.
Данный довод также подлежит отклонению, поскольку судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что участок с кадастровым номером 51:01:1701001:0001 расположен на территории муниципального образования сельского поселения Пушной Кольского района, а участок с кадастровым номером 51:01:2801001:0015 - на территории муниципального образования сельского поселения Териберка Кольского района (л.д. 113 - 114 том 1).
Вместе с тем ссылка подателя жалобы на неправильное указание в оспариваемом решении налогового органа наименования поселения, на территории которого находится земельный участок с кадастровым номером 51:01:2801001:0015, как на основание для признания решения налогового органа недействительным, необоснованно отклонена судами обеих инстанций.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 51:01:2801001:0015 расположен на территории муниципального образования сельского поселения Териберка Кольского района, следовательно, в отношении данного участка подлежит применению ставка земельного налога 1,5%, установленная подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 решения Совета депутатов сельского поселения Териберка Кольского района "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Териберка" от 26.12.2009 N 63.
Между тем в оспариваемом решении Инспекция применила в отношении названного участка ставку земельного налога в таком же размере, установленную решением Совета депутатов г.п. Туманный Кольского района Мурманской области от 25.11.2009 N 148 "Об установлении земельного налога".
Исходя из положений пункта 8 статьи 101 НК РФ, решение налогового органа, основанное на применении ставки земельного налога, установленной решением Совета депутатов г.п. Туманный Кольского района Мурманской области от 25.11.2009 N 148 "Об установлении земельного налога", в отношении земельного участка, расположенного на территории другого муниципального образования - сельского поселения Териберка Кольского района, не соответствует закону и поэтому нарушает законные интересы заявителя.
С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене по эпизоду, связанному с доначислением земельного налога, соответствующих пеней и штрафа, по земельному участку с кадастровым номером 51:01:2801001:0015, а ненормативный акт Инспекции - признанию недействительным в указанной части.
На основании статьи 110 АПК РФ с Инспекции в пользу Полярного института подлежит взысканию 4 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины при рассмотрении дела в судах трех инстанций.
Руководствуясь статьей 286, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.02.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 по делу N А42-7408/2011 отменить в части отказа в удовлетворении заявления федерального государственного бюджетного учреждения науки Полярный геофизический институт Кольского научного центра Российской академии наук по эпизоду, связанному с доначислением земельного налога, соответствующих пеней и штрафа, по земельному участку с кадастровым номером 51:01:2801001:0015.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области от 07.07.2011 N 8925 в части доначисления земельного налога, соответствующих пеней и штрафа, по земельному участку с кадастровым номером 51:01:2801001:0015.
В остальной части решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.02.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 по делу N А42-7408/2011 оставить без изменения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области в пользу федерального государственного бюджетного учреждения науки Полярный геофизический институт Кольского научного центра Российской академии наук 4 000 руб. судебных расходов за рассмотрение дела в судах трех инстанций.

Председательствующий
О.Р.ЖУРАВЛЕВА

Судьи
О.А.КОРПУСОВА
М.В.ПАСТУХОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)