Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 01.06.2005 N А19-25642/04-30-Ф02-2044/05-С1

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 1 июня 2005 г. Дело N А19-25642/04-30-Ф02-2044/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от отдела капитального строительства администрации города Усть-Илимска "Усть-Илимскстройзаказчик" - представителей Луковниковой З.И. (доверенность N 7-1/109 от 04.05.2005), Терлецкой Р.П. (доверенность N 7-1/140 от 01.03.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу отдела капитального строительства администрации города Усть-Илимска "Усть-Илимскстройзаказчик" на решение от 24 ноября 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 9 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25642/04-30 (суд первой инстанции: Верзаков Е.И.; суд апелляционной инстанции: Буяновер П.И., Белоножко Т.В., Сорока Т.Г.),
УСТАНОВИЛ:

Отдел капитального строительства администрации города Усть-Илимска "Усть-Илимскстройзаказчик" (далее - ОКС администрации города Усть-Илимска) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 30.09.2004 N 03-09/02-704-23224.
Решением суда от 24 ноября 2004 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 9 марта 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ОКС администрации города Усть-Илимска обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом арбитражного суда о правомерности начисления налоговым органом земельного налога за 2004 год.
По мнению заявителя, судом неправомерно не принято во внимание то, что ОКС является органом администрации города, осуществляет функции органа местного самоуправления в сфере строительства и обеспечивает деятельность органов государственной власти и управления, поэтому освобождается от уплаты земельного налога на основании пункта 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (правопреемник Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу) в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, полагая правомерным начисление налогоплательщику земельного налога в отношении выделенных ему в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 12.05.2005 N 92780), заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от ОКСа администрации города Усть-Илимска поступило ходатайство о приобщении к материалам дела документов, которые не представлялись заявителем при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях. Данное ходатайство отклонено судом кассационной инстанции с учетом пределов рассмотрения дела в кассационной инстанции, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии с материалами дела обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что судебные акты подлежат отмене.
ОКС администрации города Усть-Илимска оспаривает решение N 03-09/02-704-23224, принятое инспекцией 30.09.2004 по результатам камеральной налоговой проверки представленной 30.06.2004 измененной налоговой декларации по земельному налогу за 2004 год. Данным решением ОКС администрации города Усть-Илимска привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1114475 рублей, а также ему предложено уплатить 11144750 рублей земельного налога и 35941 рубль пеней.
Основанием начисления земельного налога инспекция указала неправомерное применение льготы, установленной пунктом 4 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Арбитражный суд, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что ОКС администрации города Усть-Илимска не является муниципальным учреждением социального обслуживания и не относится к органам государственной власти и управления, поэтому не подлежит освобождению от уплаты земельного налога на основании пунктов 4 и 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю". Суд апелляционной инстанции по этим же основаниям согласился с выводом суда о правомерности начисления инспекцией земельного налога, соответствующих сумм пеней и штрафа.
Вывод арбитражного суда основан на неполно выясненных обстоятельствах дела.
Как следует из материалов дела, постановлениями главы администрации города Усть-Илимска от 08.02.1994 N 125, 05.12.1995 N 1411, 11.03.1996 N 274, 21.06.1995 N 687, 14.10.1993 N 1053, 22.12.2003 N 307-р ОКСу администрации города Усть-Илимска в постоянное (бессрочное) пользование были предоставлены земли жилищного фонда, а также земельные участки для строительства объектов города (поста ГАИ, школы N 4, теплокамеры, автостоянки, жилого дома).
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Из Устава муниципального образования следует, что администрация города является исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования "Город Усть-Илимск", имеет структурные подразделения (управления, комитеты, отделы), которые в соответствии со статьей 35 указанного Устава финансируются из бюджета города.
В соответствии с постановлением главы администрации города Усть-Илимска от 22.01.1993 N 61 "О создании единого заказчика по строительству объектов жилья и социальной сферы" образован отдел капитального строительства администрации города Усть-Илимска. Постановлением главы администрации города Усть-Илимска от 12.05.1993 N 424 утверждено Положение об отделе капитального строительства администрации города Усть-Илимска.
Из названного Положения следует, что ОКС администрации города Усть-Илимска является муниципальным органом в форме учреждения, выполняющим функции единого заказчика по жилищно-социальному строительству, капитальному ремонту объектов соцкультбыта.
Земельные участки администрацией города выделялись ему для осуществления указанных функций.
Следовательно, ОКС администрации города Усть-Илимска по своему статусу не мог быть постоянным пользователем таких земельных участков, поскольку после окончания строительства соответствующие объекты подлежали передаче на баланс другим организациям.
Кроме того, ОКС администрации города Усть-Илимска финансируется из бюджета города, является муниципальным учреждением, и судом не исследовался вопрос о включении налогов в его смету расходов.
Таким образом, арбитражным судом при рассмотрении дела не приняты во внимание целевое использование муниципальным учреждением предоставленных под строительство объектов города земельных участков и статус заявителя.
Также судом не дана оценка постановлению N 1510 от 08.10.2004, принятому главой администрации города Усть-Илимска, которым отменены постановления о предоставлении ОКСу администрации города Усть-Илимска земельных участков со дня их издания.
Поскольку вывод о неисполнении ОКСом администрации города Усть-Илимска обязанности по уплате земельного налога за 2004 год сделан судами без учета обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 24 ноября 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 9 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25642/04-30 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 1 июня 2005 г. Дело N А19-25642/04-30-Ф02-2044/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от отдела капитального строительства администрации города Усть-Илимска "Усть-Илимскстройзаказчик" - представителей Луковниковой З.И. (доверенность N 7-1/109 от 04.05.2005), Терлецкой Р.П. (доверенность N 7-1/140 от 01.03.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу отдела капитального строительства администрации города Усть-Илимска "Усть-Илимскстройзаказчик" на решение от 24 ноября 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 9 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25642/04-30 (суд первой инстанции: Верзаков Е.И.; суд апелляционной инстанции: Буяновер П.И., Белоножко Т.В., Сорока Т.Г.),
УСТАНОВИЛ:

Отдел капитального строительства администрации города Усть-Илимска "Усть-Илимскстройзаказчик" (далее - ОКС администрации города Усть-Илимска) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 30.09.2004 N 03-09/02-704-23224.
Решением суда от 24 ноября 2004 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 9 марта 2005 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ОКС администрации города Усть-Илимска обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом арбитражного суда о правомерности начисления налоговым органом земельного налога за 2004 год.
По мнению заявителя, судом неправомерно не принято во внимание то, что ОКС является органом администрации города, осуществляет функции органа местного самоуправления в сфере строительства и обеспечивает деятельность органов государственной власти и управления, поэтому освобождается от уплаты земельного налога на основании пункта 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (правопреемник Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу) в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, полагая правомерным начисление налогоплательщику земельного налога в отношении выделенных ему в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 12.05.2005 N 92780), заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от ОКСа администрации города Усть-Илимска поступило ходатайство о приобщении к материалам дела документов, которые не представлялись заявителем при рассмотрении дела в первой и апелляционной инстанциях. Данное ходатайство отклонено судом кассационной инстанции с учетом пределов рассмотрения дела в кассационной инстанции, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в соответствии с материалами дела обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что судебные акты подлежат отмене.
ОКС администрации города Усть-Илимска оспаривает решение N 03-09/02-704-23224, принятое инспекцией 30.09.2004 по результатам камеральной налоговой проверки представленной 30.06.2004 измененной налоговой декларации по земельному налогу за 2004 год. Данным решением ОКС администрации города Усть-Илимска привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1114475 рублей, а также ему предложено уплатить 11144750 рублей земельного налога и 35941 рубль пеней.
Основанием начисления земельного налога инспекция указала неправомерное применение льготы, установленной пунктом 4 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Арбитражный суд, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что ОКС администрации города Усть-Илимска не является муниципальным учреждением социального обслуживания и не относится к органам государственной власти и управления, поэтому не подлежит освобождению от уплаты земельного налога на основании пунктов 4 и 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю". Суд апелляционной инстанции по этим же основаниям согласился с выводом суда о правомерности начисления инспекцией земельного налога, соответствующих сумм пеней и штрафа.
Вывод арбитражного суда основан на неполно выясненных обстоятельствах дела.
Как следует из материалов дела, постановлениями главы администрации города Усть-Илимска от 08.02.1994 N 125, 05.12.1995 N 1411, 11.03.1996 N 274, 21.06.1995 N 687, 14.10.1993 N 1053, 22.12.2003 N 307-р ОКСу администрации города Усть-Илимска в постоянное (бессрочное) пользование были предоставлены земли жилищного фонда, а также земельные участки для строительства объектов города (поста ГАИ, школы N 4, теплокамеры, автостоянки, жилого дома).
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Из Устава муниципального образования следует, что администрация города является исполнительным органом местного самоуправления муниципального образования "Город Усть-Илимск", имеет структурные подразделения (управления, комитеты, отделы), которые в соответствии со статьей 35 указанного Устава финансируются из бюджета города.
В соответствии с постановлением главы администрации города Усть-Илимска от 22.01.1993 N 61 "О создании единого заказчика по строительству объектов жилья и социальной сферы" образован отдел капитального строительства администрации города Усть-Илимска. Постановлением главы администрации города Усть-Илимска от 12.05.1993 N 424 утверждено Положение об отделе капитального строительства администрации города Усть-Илимска.
Из названного Положения следует, что ОКС администрации города Усть-Илимска является муниципальным органом в форме учреждения, выполняющим функции единого заказчика по жилищно-социальному строительству, капитальному ремонту объектов соцкультбыта.
Земельные участки администрацией города выделялись ему для осуществления указанных функций.
Следовательно, ОКС администрации города Усть-Илимска по своему статусу не мог быть постоянным пользователем таких земельных участков, поскольку после окончания строительства соответствующие объекты подлежали передаче на баланс другим организациям.
Кроме того, ОКС администрации города Усть-Илимска финансируется из бюджета города, является муниципальным учреждением, и судом не исследовался вопрос о включении налогов в его смету расходов.
Таким образом, арбитражным судом при рассмотрении дела не приняты во внимание целевое использование муниципальным учреждением предоставленных под строительство объектов города земельных участков и статус заявителя.
Также судом не дана оценка постановлению N 1510 от 08.10.2004, принятому главой администрации города Усть-Илимска, которым отменены постановления о предоставлении ОКСу администрации города Усть-Илимска земельных участков со дня их издания.
Поскольку вывод о неисполнении ОКСом администрации города Усть-Илимска обязанности по уплате земельного налога за 2004 год сделан судами без учета обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 24 ноября 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 9 марта 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-25642/04-30 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)