Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 01.04.2004 N А65-13721/2003-СА1-37

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 1 апреля 2004 года Дело N А 65-13721/2003-СА1-37

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Химзавод им Л.Я.Карпова", г. Менделеевск Республики Татарстан,
на решение от 21.10.2003 по делу N А 65-13721/2003-СА1-37 Арбитражного суда Республики Татарстан
по заявлению Открытого акционерного общества "Химзавод им Л.Я.Карпова", г. Менделеевск Республики Татарстан, (далее - заявитель) к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Менделеевскому району Республики Татарстан (далее - ответчик) о признании незаконным решения от 09.06.2003 N 4312 по отказу в проведении зачета якобы излишне уплаченного налога на землю за 2000 г. в сумме 1592742,75 руб., выраженного в виде письма,

УСТАНОВИЛ:

Решением от 21.10.2003 первая инстанция Арбитражного суда Республики Татарстан требования заявителя оставила без удовлетворения, сославшись, в частности, на то, что установленные Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога должны применяться с учетом их индексации (поправочных коэффициентов): в 1999 г. - с коэффициентом 2, в 2000 г. - с коэффициентом 1,2, а легитимность данных поправочных коэффициентов подтверждается положениями п. 2 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" и ст. 2 Федерального закона N 22-ФЗ от 09.08.94 "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе заявитель не согласился с решением суда, просил его отменить, полагая, что, коль скоро земельный налог относится к местным налогам, то изменение его ставок - прерогатива органов местного самоуправления, что вводимые Законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год повышающие коэффициенты не являются частью ставки налога на землю, и что порядок введения в действие Федерального закона N 227-ФЗ от 31.12.99 "О федеральном бюджете на 2000 г." противоречит ст. 5 НК РФ.
В возражениях на кассационную жалобу ответчик с доводами, изложенными в последней, не согласился, в том числе по основаниям, отраженным в тексте оспоренного судебного акта.
В судебном заседании кассационной инстанции представители обеих сторон поддержали позиции своих доверителей, обозначенные в кассационной жалобе (заявитель) и возражениях на нее (ответчик).
Правильность применения Арбитражным судом Республики Татарстан при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном ст. ст. 284, 286 АПК РФ, и сделан вывод об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда исходя из следующего.
1. В силу п. 2 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог устанавливается законодательным актом РФ и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, регионов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
Поэтому сам налог за городские (поселковые) земли на основе средних ставок, установленных ст. 8 и приложением 2 (таблицы 1, 2, 3) Закона РФ N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю", а также ежегодно вводимые к нему поправочные коэффициенты, в том числе Федеральными законами N 36-ФЗ от 22.02.99 "О федеральном бюджете на 1999 г." и N 227-ФЗ от 31.12.99 "О федеральном бюджете на 2000 г.", являются легитимными и подлежащими применению.
2. Согласно ст. 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. для всех категорий земель (за некоторыми исключениями) с коэффициентом 2".
При этом для определения действительной ставки земельного налога (в рублях), действовавшей в отношении заявителя в 1998 г., необходимо исходить из следующего:
а) в соответствии с приложением к Закону РФ "О плате за землю" для городов и других населенных пунктов в Поволжском экономическом регионе с численностью населения от 20 до 50 тыс. человек (куда был отведен земельный участок, занимаемый заявителем) была установлена средняя ставка земельного налога в размере 1,4 руб. за кв. м в расчете на год;
б) в силу Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 04.03.93 в пригородных районах г. Набережные Челны (к которым был отнесен и г. Менделеевск) средние ставки земельного налога должны применяться с повышающим коэффициентом 1,9;
в) ежегодно, начиная с 1994 г., средние ставки и размеры налога на землю индексировались в рамках следующих Законов: от 01.07.94 N 9-ФЗ - на 1994 г. - коэффициент 50; от 31.03.95 N 39-ФЗ - на 1995 г. - коэффициент 2; от 08.12.95 Закон Республики Татарстан N 347 - на 1996 г. - коэффициент 1,5; от 26.02.97 N 29-ФЗ - на 1997 г. - коэффициент 2; от 22.09.99 N 36-ФЗ - на 1999 г. - коэффициент 2.
В связи с этим для определения фактической ставки земельного налога, действующей в 1998 г., необходимо совершить ряд последовательных арифметических действий:
1,4 руб. х 1,9 (коэффициент пригорода г. Набережные Челны) х 50 (повышающий коэффициент 1994 г.) х 2 (повышающий коэффициент 1995 г.) х 1,5 (повышающий коэффициент 1996 г.) х 2 (повышающий коэффициент 1997 г.).
Поэтому вывод заявителя относительно того, что вводимые как Федеральными законами на соответствующий финансовый год, так и другими Законами повышающие (поправочные) коэффициенты не являются частью ставки налога на землю, следует признать ошибочным и противоречащим воле законодателя.
3. Ссылка заявителя в кассационной жалобе на то, что порядок введения в действие Федерального закона N 227-ФЗ от 31.12.99 "О федеральном бюджете на 2000 г." противоречит ст. 5 НК РФ, является несостоятельной, ибо положения п. 1 ст. 5 НК РФ устанавливают ограничения для вступления в силу Законов о налогах и сборах, а Федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год относятся к актам бюджетного законодательства (ст. 2 БК).
Кроме того, в силу п. 2 ст. 5 БК РФ Федеральный закон о федеральном бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня его подписания.
Таким образом, состоявшийся по делу судебный акт является законным и обоснованным, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.10.2003 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А 65-13721/2003-СА1-37 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 1 апреля 2004 года Дело N А 65-13721/2003-СА1-37

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Химзавод им Л.Я.Карпова", г. Менделеевск Республики Татарстан,
на решение от 21.10.2003 по делу N А 65-13721/2003-СА1-37 Арбитражного суда Республики Татарстан
по заявлению Открытого акционерного общества "Химзавод им Л.Я.Карпова", г. Менделеевск Республики Татарстан, (далее - заявитель) к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Менделеевскому району Республики Татарстан (далее - ответчик) о признании незаконным решения от 09.06.2003 N 4312 по отказу в проведении зачета якобы излишне уплаченного налога на землю за 2000 г. в сумме 1592742,75 руб., выраженного в виде письма,

УСТАНОВИЛ:

Решением от 21.10.2003 первая инстанция Арбитражного суда Республики Татарстан требования заявителя оставила без удовлетворения, сославшись, в частности, на то, что установленные Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога должны применяться с учетом их индексации (поправочных коэффициентов): в 1999 г. - с коэффициентом 2, в 2000 г. - с коэффициентом 1,2, а легитимность данных поправочных коэффициентов подтверждается положениями п. 2 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" и ст. 2 Федерального закона N 22-ФЗ от 09.08.94 "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе заявитель не согласился с решением суда, просил его отменить, полагая, что, коль скоро земельный налог относится к местным налогам, то изменение его ставок - прерогатива органов местного самоуправления, что вводимые Законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год повышающие коэффициенты не являются частью ставки налога на землю, и что порядок введения в действие Федерального закона N 227-ФЗ от 31.12.99 "О федеральном бюджете на 2000 г." противоречит ст. 5 НК РФ.
В возражениях на кассационную жалобу ответчик с доводами, изложенными в последней, не согласился, в том числе по основаниям, отраженным в тексте оспоренного судебного акта.
В судебном заседании кассационной инстанции представители обеих сторон поддержали позиции своих доверителей, обозначенные в кассационной жалобе (заявитель) и возражениях на нее (ответчик).
Правильность применения Арбитражным судом Республики Татарстан при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном ст. ст. 284, 286 АПК РФ, и сделан вывод об отсутствии оснований для отмены либо изменения решения суда исходя из следующего.
1. В силу п. 2 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог устанавливается законодательным актом РФ и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, регионов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
Поэтому сам налог за городские (поселковые) земли на основе средних ставок, установленных ст. 8 и приложением 2 (таблицы 1, 2, 3) Закона РФ N 1738-1 от 11.10.91 "О плате за землю", а также ежегодно вводимые к нему поправочные коэффициенты, в том числе Федеральными законами N 36-ФЗ от 22.02.99 "О федеральном бюджете на 1999 г." и N 227-ФЗ от 31.12.99 "О федеральном бюджете на 2000 г.", являются легитимными и подлежащими применению.
2. Согласно ст. 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. для всех категорий земель (за некоторыми исключениями) с коэффициентом 2".
При этом для определения действительной ставки земельного налога (в рублях), действовавшей в отношении заявителя в 1998 г., необходимо исходить из следующего:
а) в соответствии с приложением к Закону РФ "О плате за землю" для городов и других населенных пунктов в Поволжском экономическом регионе с численностью населения от 20 до 50 тыс. человек (куда был отведен земельный участок, занимаемый заявителем) была установлена средняя ставка земельного налога в размере 1,4 руб. за кв. м в расчете на год;
б) в силу Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 04.03.93 в пригородных районах г. Набережные Челны (к которым был отнесен и г. Менделеевск) средние ставки земельного налога должны применяться с повышающим коэффициентом 1,9;
в) ежегодно, начиная с 1994 г., средние ставки и размеры налога на землю индексировались в рамках следующих Законов: от 01.07.94 N 9-ФЗ - на 1994 г. - коэффициент 50; от 31.03.95 N 39-ФЗ - на 1995 г. - коэффициент 2; от 08.12.95 Закон Республики Татарстан N 347 - на 1996 г. - коэффициент 1,5; от 26.02.97 N 29-ФЗ - на 1997 г. - коэффициент 2; от 22.09.99 N 36-ФЗ - на 1999 г. - коэффициент 2.
В связи с этим для определения фактической ставки земельного налога, действующей в 1998 г., необходимо совершить ряд последовательных арифметических действий:
1,4 руб. х 1,9 (коэффициент пригорода г. Набережные Челны) х 50 (повышающий коэффициент 1994 г.) х 2 (повышающий коэффициент 1995 г.) х 1,5 (повышающий коэффициент 1996 г.) х 2 (повышающий коэффициент 1997 г.).
Поэтому вывод заявителя относительно того, что вводимые как Федеральными законами на соответствующий финансовый год, так и другими Законами повышающие (поправочные) коэффициенты не являются частью ставки налога на землю, следует признать ошибочным и противоречащим воле законодателя.
3. Ссылка заявителя в кассационной жалобе на то, что порядок введения в действие Федерального закона N 227-ФЗ от 31.12.99 "О федеральном бюджете на 2000 г." противоречит ст. 5 НК РФ, является несостоятельной, ибо положения п. 1 ст. 5 НК РФ устанавливают ограничения для вступления в силу Законов о налогах и сборах, а Федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год относятся к актам бюджетного законодательства (ст. 2 БК).
Кроме того, в силу п. 2 ст. 5 БК РФ Федеральный закон о федеральном бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня его подписания.
Таким образом, состоявшийся по делу судебный акт является законным и обоснованным, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.10.2003 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А 65-13721/2003-СА1-37 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)