Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 28.07.2008 N Ф09-4602/08-С3 ПО ДЕЛУ N А50-18066/07

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2008 г. N Ф09-4602/08-С3


Дело N А50-18066/07

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Глазыриной Т.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу муниципального унитарного предприятия "Октябрьский Водоканал" (далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Пермского края от 11.02.2008 по делу N А50-18066/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Предприятие обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Пермскому краю (далее - инспекция) от 17.10.2007 N 3815 о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика, действий инспекции, направленных на принудительное взыскание на денежные средства на счетах предприятия по инкассовым поручениям от 17.10.2007 N 3263 - 3265.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.02.2008 (судья Щеголихина О.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2008 (судьи Григорьева Н.П., Гулякова Г.Н., Грибиниченко О.Г.) решение суда отменено в части: оспариваемые решение и действия инспекции, направленные на принудительное взыскание на денежные средства на счетах предприятия по инкассовым поручениям от 17.10.2007 N 3263 - 3265, признаны недействительными в части взыскания налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 6581 руб., соответствующих пеней и штрафа по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, предприятие просит указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении требований отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.

Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки соблюдения предприятием налогового законодательства за период с 01.01.2005 по 31.12.2006 вынесено решение от 29.06.2007 N 11-38/14 о привлечении к налоговой ответственности в виде взыскания штрафов в сумме 147 238 руб. 60 коп., доначислении, в том числе, НДФЛ в сумме 729 612 руб., начислении соответствующих пеней. Основанием для доначисления налога послужил установленный инспекцией в ходе проверки факт несвоевременного перечисления предприятием (налоговым агентом) в бюджет НДФЛ за 2005 - 2006 гг. в указанной сумме.
Инспекцией предприятию направлено требование от 30.07.2007 N 383 об уплате налогов, пени и штрафов, неисполнение которого в добровольном порядке послужило основанием для принятия решения от 17.10.2007 N 3815 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации.
На счета предприятия в банке инспекцией 17.10.2007 выставлены инкассовые поручения N 3263 - 3265.
Не согласившись с принятым решением и действиями инспекции по выставлению инкассовых поручений, предприятие обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия у предприятия задолженности по НДФЛ в сумме 729 612 руб. и соблюдения инспекцией порядка бесспорного взыскания указанной задолженности, соответствующих пеней, также судом установлено, что требования к налоговому агенту о взыскании удержанных, но неперечисленных сумм налога в размере 729 612 руб. рассматриваются вне рамок дела о банкротстве.
Кроме того, судом указано на то, что включение в требование от 30.07.2007 N 383 неудержанных сумм НДФЛ в размере 6581 руб. является неправомерным. Вместе с тем судом отказано в удовлетворении заявления в данной части, поскольку предприятием не были оспорены ни решение инспекции о привлечении к налоговой ответственности, ни требование об уплате налога.
Частично удовлетворяя заявленные требования, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил обоснованность вывода суда о неправомерности возложения инспекцией на предприятие (налогового агента) обязанности по уплате за счет собственных средств НДФЛ, неудержанного с налогоплательщиков - физических лиц. При этом апелляционный суд исходил из того, что выставление требования об уплате налога является стадией процедуры бесспорного взыскания налога, пени и штрафа со счетов налогоплательщика в банках, следовательно, установив, что требование об уплате налога не соответствует нормам действующего налогового законодательства (п. 9 ст. 226 Кодекса), суд вправе признать недействительными принятое на его основании решение о взыскании денежных средств счетов налогоплательщика в банках и действия по направлению инкассовых поручений.
В силу ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 4 ст. 69 Кодекса требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В требовании об уплате пени, направленном в адрес налогоплательщика, должны быть указаны размер недоимки по налогу, дата, с которой начисляются пени, ставка пени, то есть данные, позволяющие налогоплательщику определить обоснованность начисления пеней (п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Между тем формальные нарушения инспекцией положений, установленных п. 4 ст. 69 Кодекса, не могут свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика и являться основанием для признания недействительным требования об уплате налогов и пеней. Требование об уплате налогов и пеней может быть признано недействительным в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов либо недостатки в его оформлении не позволяют суду в ходе рассмотрения спора установить наличие у налогоплательщика обязанности по уплате налогов и пеней. Аналогичная позиция изложена в п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79.
В соответствии с п. 6 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В силу п. 1 - 3 ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателе Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечении указанного срока.
Судами на основании материалов дела установлено наличие у предприятия фактической задолженности по НДФЛ, а также то, что основанием для принятия инспекцией решения о взыскании, в том числе, НДФЛ в сумме 729 612 руб., соответствующих пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика послужил факт неисполнения предприятием требования от 30.07.2007 N 383 в части неуплаты указанных выше сумм налога, пени, взыскание по инкассовым поручениям от 17.10.2007 N 3263 - 3265 произведено в пределах сумм, указанных в данном требовании. Пени начислены инспекцией в соответствии со ст. 75, п. 6 ст. 226 Кодекса, сумма штрафа рассчитана в соответствии со ст. 123 Кодекса. Доказательства иного предприятием не представлены.
Таким образом, судами правомерно отказано в удовлетворении требований предприятия о признании недействительным решения инспекции от 17.10.2007 N 3815 о взыскании налога (сбора), а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика, действий инспекции, направленных на принудительное взыскание на денежные средства на счетах предприятия по инкассовым поручениям от 17.10.2007 N 3263 - 3265 в части взыскания НДФЛ в сумме 729 612 руб., соответствующих пеней и штрафа по ст. 123 Кодекса.
В части удовлетворения требований предприятия о неправомерности взыскания НДФЛ в сумме 6581 руб., соответствующих пеней и штрафа по ст. 123 Кодекса, выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2008 по делу N А50-18066/07 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Октябрьский Водоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий
ЖАВОРОНКОВ Д.В.

Судьи
ГАВРИЛЕНКО О.Л.
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)