Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.01.2010 ПО ДЕЛУ N А31-7632/2009

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2010 г. по делу N А31-7632/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Метелевой Е.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива "Жвалово"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 30.11.2009 по делу N А31-7632/2009, принятое судом в составе судьи Максименко Л.А.,
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Жвалово"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Костромской области,
о признании недействительным решения от 25.05.2009 года N 299/08-398,

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив "Жвалово", (далее - СПК "Жвалово") обратился в Арбитражный суд Костромской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Костромской области (далее - Инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительным решения от 25.05.2009 года N 299/08-398 о привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 100 рублей за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 30.11.2009 в удовлетворении заявленных сельскохозяйственным производственным кооперативом "Жвалово" требований отказано.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Жвалово" с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 30.11.2009 года отменить и принять по делу новый судебный акт, признав оспариваемое решение налогового органа недействительным.
По мнению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Жвалово", решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, а именно: статьи 107, пункта 2 статьи 114, пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Данная позиция СПК "Жвалово" также подтверждается выводами, содержащимися в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 года N 316-О, из которых следует, что конституционно-правовой смысл положения, содержащегося в пункте 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное его толкование в правоприменительной практике, а данный пункт также предусматривает, что базой для определения суммы штрафа является сумма налога, подлежащая фактической уплате в бюджет.
Заявитель жалобы указывает, что поскольку СПК "Жвалово" в связи с утратой права на применение единого сельскохозяйственного налога представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2009 года, в которой сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, составляет ноль, поэтому сумма штрафа за нарушение срока представления этой декларации также составляет ноль.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу против изложенных в ней доводов возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы СПК "Жвалово" отказать, поскольку считает, что налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога по итогам 2008 года должен до 02.02.2009 года (с учетом положений статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации) представить налоговые декларации по налогу на прибыль и налогу на имущество за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2008 года, а также декларации за 1, 2, 3, 4 кварталы 2008 года по налогу на добавленную стоимость.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, СПК "Жвалово" и налоговый орган просят рассмотреть спор без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, СПК "Жвалово" с 01.01.2004 года являлся плательщиком единого сельскохозяйственного налога.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 14.08.2008 года по делу N А31-1038/2008-24 СПК "Жвалово" признан несостоятельным (банкротом) и в отношении его открыто конкурсное производство.
31.03.2009 года от СПК "Жвалово" в Инспекцию поступило сообщение N 05228 об утрате последним права на применение единого сельскохозяйственного налога в 2008 году, так как выручка от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме составила 27,91%. Также налогоплательщиком 30.03.2009 года представлена налоговая декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года.
Инспекцией проведена камеральная проверка представленной декларации, которой установлено нарушение положений статей 386 и 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в несвоевременном представлении СПК "Жвалово" декларации по налогу на прибыль, так как данная декларация, по мнению налогового органа в соответствии с пунктом 3 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации, должна была быть представлена не позднее 02.02.2009 года.
По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией 25.05.2009 года вынесено решение N 299/08-398 о привлечении СПК "Жвалово" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 100 рублей.
СПК "Жвалово" не согласилось с данным решением и обжаловало его в Управление Федеральной налоговой службы по Костромской области, которое своим решением от 06.07.2009 года решение Инспекции от 25.05.2009 года N 299/08-398 утвердило, а в удовлетворении апелляционной жалобы налогоплательщику отказало.
Не согласившись с решением налоговых органов, СПК "Жвалово" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд Костромской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался пунктом 1 статьи 119, пунктом 3 статьи 289, пунктами 1 и 2 статьи 346.2, пунктом 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Налоговый кодекс Российской Федерации не освобождает налогоплательщика от представления налоговой отчетности в случае "нулевых" показателей налога к уплате, минимальный размер штрафа в размере 100 рублей установлен санкцией пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации; признание СПК "Жвалово" банкротом не препятствует привлечению должника к налоговой ответственности за нарушение налогового законодательства, совершенное в период конкурсного производства, поскольку не освобождает налогоплательщика от обязанности представлять в налоговый орган налоговые декларации и налоговые расчеты по авансовым платежам по налогам, которые он обязан уплачивать, поэтому налоговый орган правомерно привлек СПК "Жвалово" к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение Арбитражного суда Костромской области подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее в настоящей главе - единый сельскохозяйственный налог) устанавливается настоящим Кодексом и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с настоящей главой, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса).
На основании статьи 346.2 Кодекса налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.
В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
В пункте 4 статьи 346.3 Кодекса установлено, что если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщика от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, или доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов и (или) если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктом 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущены нарушение указанного ограничения и (или) несоответствие указанным требованиям.
Налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения отчетного (налогового) периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце первом настоящего пункта ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным пунктом 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса, должен за весь отчетный (налоговый) период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанный в настоящем абзаце налогоплательщик не уплачивает пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним (редакция абзаца действовала до 31.12.2008 года).
Федеральным законом от 30.12.2008 N 314-ФЗ внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в частности изменена редакция абзаца 3 пункта 4 статьи 346.3, согласно которой налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце первом настоящего пункта ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанный в настоящем абзаце налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним (на основании пункта 1 статьи 8 Закона N 314-ФЗ данные изменения вступили в силу со дня официального опубликования - 31.12.2008 года).
Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в течение пятнадцати дней по истечении отчетного (налогового) периода.
Таким образом, исходя из изложенного до 31.12.2008 года налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, не уплачивал пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных выше налогов и авансовых платежей по ним, а с 31.12.2008 года ему может быть начислена только пеня за несвоевременную уплату налогов, в отношении которых он обязан произвести перерасчет налоговых обязательств в соответствии с пунктом 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 346.7 Кодекса налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается календарный год.
Поскольку из приведенных выше норм Кодекса вытекает, что выполнение налогоплательщиком условия применения единого сельскохозяйственного налога - доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации продукции (работ, услуг) определяется только за налоговый период - календарный год, соответственно, пересчет налоговых обязательств налогоплательщик должен произвести только по окончании налогового периода - календарного года, в котором применялся единый сельскохозяйственный налог.
При переходе организации на уплату налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса необходимо учитывать, что согласно статьям 285, 287 и 289 Кодекса налог, исчисленный за налоговый период (календарный год), уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие и 9 месяцев) уплачиваются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего налогового периода.
Таким образом, налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога по итогам 2008 года, должен в течение 15 дней сообщить налоговому органу о переходе на иной режим налогообложения, до 02.02.2009 года уплатить сумму авансового платежа за 9 месяцев 2008 года и ежемесячные авансовые платежи за 4 квартал 2008 года.
Как следует из материалов дела, СПК "Жвалово" с 01.01.2004 года применял систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога, в том числе - в 2008 году.
31.03.2009 года налогоплательщик направил в Инспекцию сообщение N 05228 о том, что он утратил право на применение в 2008 году единого сельскохозяйственного налога, так как доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки от реализации за 2008 год составила 27, 91% (л.д. 43), а также им были представлены налоговые декларации по налогу на прибыль за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2008 года, согласно которым сумма налога к уплате отсутствует.
В соответствии со статьей 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность (статья 106, пункт 1 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб. (пункт 1).
Таким образом, налоговые декларации представляются в налоговый орган по тем налогам, которые налогоплательщики обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации). Из этого следует, что ответственность за непредставление налоговой декларации не может наступать, если соответствующая обязанность не предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Поскольку главой 26.1 и статьей 289 Налогового кодекса Российской Федерации (предусматривающим порядок и сроки представления налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам по налогу на прибыль) обязанность по представлению налоговых деклараций в связи с утратой налогоплательщиком права на применение единого сельскохозяйственного налога в течение одного месяца после истечения налогового периода, не установлена, выводы суда первой инстанции о наличии в действиях СПК "Жвалово" состава налогового правонарушения и правомерности привлечения Инспекцией налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, являются необоснованными, сделаны с нарушением норм действующего налогового законодательства.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба СПК "Жвалово" подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Костромской области от 30.11.2008 года в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене как принятое с нарушением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, понесенные СПК "Жвалово" в связи с уплатой государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой в сумме 1000 рублей, подлежат взысканию с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Костромской области.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

апелляционную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива "Жвалово" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 30.11.2009 по делу N А31-7632/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования Сельскохозяйственного производственного кооператива "Жвалово" удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Костромской области от 25.05.2009 года N 299/08-398 о привлечении Сельскохозяйственного производственного кооператива "Жвалово" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года в виде штрафа в сумме 100 рублей.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Костромской области в пользу Сельскохозяйственного производственного кооператива "Жвалово" судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Т.В.ХОРОВА
Судьи
Л.Н.ЛОБАНОВА
Л.И.ЧЕРНЫХ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)