Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.01.2009 ПО ДЕЛУ N А65-7253/2008

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 января 2009 г. по делу N А65-7253/2008


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Идрисова Ильсура Мансуровича, г. Буинск и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по делу N А65-7253/2008
по заявлению индивидуального предпринимателя Идрисова Ильсура Мансуровича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Республике Татарстан о признании недействительным решения от 10.04.2008 N 4,

установил:

индивидуальный предприниматель Идрисов И.М. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) от 10.04.2008 N 3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2008 по делу заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал решение налогового органа от 10.04.2008 N 3 недействительным в части доначисления 181248,70 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 345359 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), 304498 руб. единого социального налога (далее - ЕСН) и соответствующих пеней и 217797,97 руб. налоговых санкций. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказал.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит изменить принятые по делу судебные акты, признать недействительным решение налогового органа в части доначисления НДС в сумме 457466 рублей, соответствующих пеней и штрафа.
В свою очередь, налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты в части признания незаконным его решения о доначислении предпринимателю НДФЛ в сумме 345359 рублей и ЕСН в сумме 304498 рублей.
Выслушав представителей сторон, поддержавших свои позиции, проверив правильность применения обеими судебными инстанциями при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2006 г. По результатам проверки составлен акт от 07.03.2008 г. N 3, на основании которого налоговым органом вынесено решение от 10.04.2008 г. N 3 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за несвоевременное представление налоговых деклараций по НДФЛ за 2004, 2005 г.г.; пунктом 2 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговых деклараций по ЕСН за 2004, 2005 гг.; пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС; пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДФЛ; пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату ЕСН; пунктом 2 статьи 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Всего доначислено штрафов на общую сумму 223279 руб.
Предпринимателю доначислены НДС в размере 656846 руб. и пени в сумме 293938 руб., НДФЛ в сумме 345359 руб. и пени в сумме 92700 руб., ЕСН в размере 304498 руб. и пени в сумме 85715 руб.
Суд кассационной инстанции выводы судов о правомерности доначисления предпринимателю НДС, пени и штрафа по счетам-фактурам, предъявленных поставщиками незарегистрированными в едином государственном реестре юридических лиц, считает правильными.
Пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на полагающиеся налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ в целях принятия НДС к вычету или возмещению счет-фактура должен соответствовать требованиям пунктов 5, 6 указанной статьи.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должно быть указано наименование, адрес и идентификационный номер налогоплательщика и покупателя. При этом пунктом 6 статьи 169 НК РФ установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
В соответствии со статьями 11, 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для получения налогового вычета необходима совокупность следующих условий: наличие счетов-фактур, документов, подтверждающих фактическую уплату НДС, принятие указанных товаров (работ, услуг) на учет, а также строгое соответствие выставленных счетов-фактур требованиям пунктов 5, 6 статьи 169 НК РФ.
Как видно из материалов дела, что предпринимателем предъявлены к вычету счета-фактуры поставщиков ООО "Шанс", ООО "Шэффахан", ООО "Прогресс", ООО "Лада-М", ЗАО "Ролт".
Письмами Управления ФНС России по Ульяновской области от 11.01.2008 г. N 16-10-11/00177, от 07.12.2007 N 16-10-11/16379 подтверждается, что ЗАО "Ролт", ООО "Шэффахан" на учете в налоговых органах Ульяновской области не состоят, ИНН, указанный в предъявленных счетах-фактурах не существует, согласно ответу УФНС России по Чувашской области от 05.12.2007 г. N 10-50/14591 ООО "Шанс" на учете в налоговых органах Чувашской Республики не состоит, ИНН является недействительным, так как не проходит контрольное соотношение, ИНН 1218008068, указанный ООО "Лада-М" в счетах-фактурах, предъявленных предпринимателю не существует, из письма ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновск следует, что ООО "Прогресс" с ИНН 7327040119 на налоговом учете не состоит.
Налоговым органом установлено, что поставщики предпринимателя не зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Как правильно указали судебные инстанции, несуществующие юридические лица не являются юридическими лицами в гражданско-правовом смысле, следовательно, не могут иметь гражданские права и нести обязанности. Их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в смысле статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации. Предпринимательская деятельность в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется на свой риск, поэтому лицо должно проявить достаточную осмотрительность и проверить правоспособность контрагента, наличие у него необходимой регистрации, в частности на общедоступном сайте http://egrul.nalog.ru/fns/index.php. Неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности ложатся на лицо, заключившее такие сделки, и не должны приводить к необоснованным выплатам из федерального бюджета.
Счета-фактуры, предъявленные предпринимателем к возмещению, полученные от поставщиков, незарегистрированных в едином государственном реестре юридических лиц и в едином государственном реестре налогоплательщиков, содержат недостоверные сведения об идентификационном номере поставщиков, что признается нарушением подпункта 2 пункта 5 статьи 169 НК РФ и является основанием для отказа предпринимателю в предоставлении налогового вычета в силу пункта 2 статьи 169 НК РФ.
Таким образом, налоговый орган обоснованно отказал предпринимателю в налоговых вычетах, заявленных на основании счетов-фактур, предъявленных обществами с ограниченной ответственностью "Шанс", "Лада-М", "Шэффахан", "Прогресс", закрытым акционерным обществом "Ролт", доначислил НДС в размере 457466 руб., соответствующую сумму пени и налоговые санкции.
Однако судебные инстанции пришли к ошибочному выводу о неправомерности доначисления предпринимателю НДФЛ в сумме 345359 руб. и ЕСН в сумме 304498 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций.
Основанием для доначисления НДФЛ и ЕСН послужил вывод налогового органа о том, что предпринимателем документально не подтверждены затраты на приобретение товарно-материальных ценностей у общества с ограниченной ответственностью "Лада-М", ООО "Шанс", ООО "Шэффахан", ООО "Прогресс", ЗАО "Ролт", не зарегистрированных в едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
В соответствии с положениями статей 207, 235 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель является плательщиком налога на доходы физических лиц, единого социального налога.
Согласно статье 227 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно исчисляют суммы налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученным от осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также в виде материальной выгоды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
В силу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 235, пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения единым социальным налогом для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской деятельности либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Согласно пункта 5 статьи 244 Налогового кодекса Российской Федерации расчет единого социального налога по итогам налогового периода производится налогоплательщиками самостоятельно исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и ставок, указанных в пункте 3 статьи 241 Кодекса.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 Кодекса "Налог на прибыль организаций".
Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Исходя из положений статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" к учету могут приниматься только правильно оформленные первичные документы, которые в таком случае будут иметь юридическую силу.
На необходимость представления налогоплательщиком в целях получения налоговой выгоды, в том числе вычетов, всех надлежащим образом оформленных документов предусмотренных налоговым законодательством, указывается и в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 названного выше постановления представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, только в том случае, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Более того, в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 10 упомянутого Постановления налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
Как отмечено выше, налоговым органом суду были представлены исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства того, что поставщики предпринимателя не были зарегистрированы уполномоченными государственными органами в установленном порядке, в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о них не содержатся.
В представленных предпринимателем первичных бухгалтерских документах (счет - фактурах, квитанциях и приходно-кассовых ордерах, накладных, чеках ККМ) содержатся заведомо недостоверные сведения о наименовании, ИНН, адресах указанных выше поставщиков.
Кроме того, налоговым органом представлены доказательства отсутствия регистрации ККМ, чеки которой должны подтверждать оплату приобретенных товаров у несуществующих организаций.
Налогоплательщик не представил арбитражному суду доказательств проявленной им должной осмотрительности и осторожности.
Таким образом, принятые по делу судебные акты подлежат отмене в части признания недействительным решения налогового органа от 10.04.2008 N 3 о доначислении сумм НДФЛ и ЕСН, соответствующих пеней и штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 287 (пункт 2 части 1), 288, 289, 319 (часть 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по делу N А65-7253/2008 в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Татарстан от 10.04.2008 N 3 о доначислении индивидуальному предпринимателю Идрисову Ильсуру Мансуровичу, г. Буинск НДФЛ в сумме 345359 руб. и ЕСН в сумме 304498 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафа отменить, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Республике Татарстан удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Татарстан от 10.04.2008 N 3 в части доначисления индивидуальному предпринимателю Идрисову Ильсуру Мансуровичу, г. Буинск НДФЛ в сумме 345359 руб. и ЕСН в сумме 304498 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафа отказать.
В остальной части принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Идрисова Ильсура Мансуровича, г. Буинск - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Идрисова Ильсура Мансуровича, г. Буинск в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Республике Татарстан 1000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Поручить Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)