Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
24 марта 2006 г. Дело N А51-6553/2005 10-241
Арбитражный суд Приморского края установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Приморскому краю (далее по тексту - "заявитель", "налоговый орган") обратилась в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю П. (далее - "предприниматель", "налогоплательщик") о взыскании 107031,41 руб., в том числе 9342 руб. единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - "единый налог"), за 2003 год и девять месяцев 2004 года и 978 руб. пеней, 57042 руб. единого социального налога (далее - "ЕСН") за 2001 - 2002 годы в федеральный бюджет и 12985,52 руб. пеней, 570 руб. ЕСН за 2001 - 2002 годы в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - "ФФОМС") и 107,85 руб. пеней, 13033 руб. ЕСН за 2001 - 2002 годы в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - "ТФОМС") и 2709,04 руб. пеней; 10264 руб. штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в том числе 351 руб. штрафа за неполную уплату единого налога, 7853 руб. штрафа за неполную уплату ЕСН в федеральный бюджет, 80 руб. штрафа за неполную уплату ЕСН в ФФОМС, 1980 руб. штрафа за неполную уплату ЕСН в ТФОМС. Основанием для предъявления вышеуказанных требований явилось решение налогового органа от 09.02.2005 N 11-607дсп "О привлечении индивидуального предпринимателя П., ИНН 250100126702, к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", принятое по результатам выездной налоговой проверки предпринимателя.
Решением суда от 01.07.2005 заявленные налоговым органом требования удовлетворены частично. Суд взыскал с предпринимателя 49565 руб. недоимки по ЕСН за 2002 год, 13065,33 руб. пеней за его несвоевременную уплату и 991,30 руб. штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату ЕСН. Прекращено производство по делу в части требований о взыскании с налогоплательщика единого налога в сумме 9342 руб., пени за его несвоевременную уплату в сумме 978 руб. и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату единого налога в сумме 351 руб.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.11.2005 N Ф03-А51/05-2/3636 решение от 01.07.2005 в части, касающейся отказа во взыскании с предпринимателя ЕСН за 2001 год в сумме 21080 руб. и пени в сумме 2737,08 руб., отменено.
Дело в этой части направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Приморского края, где вновь определением от 20.01.2006 назначено к судебному разбирательству в предварительном судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 22.02.2006. Определением от 22.02.2006 суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству и назначил рассмотрение дела в судебном заседании на 16.03.2006.
Налогоплательщик в судебное заседание 16.03.2006 не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. ст. 121, 123 АПК РФ по адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 19.05.2004 N 1097; почтовое уведомление с отметкой о получении 04.03.2006 лично П. заказного письма с определением от 22.02.2006 имеется в материалах дела.
Руководствуясь ст. 156, ч. 2 ст. 215 АПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие налогоплательщика по имеющимся в деле документам.
В судебном заседании 16.03.2006 представитель налогового органа поддержал заявленные требования в полном объеме.
При первоначальном рассмотрении настоящего дела в суде налогоплательщик в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании от 23 - 24.06.2005 просили отказать налоговому органу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь, в частности, на неправомерность привлечения к ответственности за налоговое правонарушение, совершенное предпринимателем в 2001 году, в связи с истечением срока давности привлечения к налоговой ответственности, предусмотренного п. 1 ст. 113 НК РФ.
Кроме того, представитель налогоплательщика указал, что применение упрощенной системы налогообложения в силу п. 3 ст. 346.11 НК РФ исключает уплату в этом же периоде ЕСН, тем более, что никаких замечаний до проведения выездной налоговой проверки со стороны заявителя, на которого согласно ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ был возложен контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов во внебюджетные фонды в составе ЕСН, не предъявлялось.
При новом рассмотрении дела налогоплательщиком не был представлен отзыв на заявление.
Выслушав представителя налогового органа, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
П. зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, администрацией муниципального образования г. Арсеньев 07.05.1996, о чем ему выдано свидетельство о государственной регистрации N 5220.
Налогоплательщик прошел перерегистрацию в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", в связи с чем 19.05.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о нем как о предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, за основным государственным регистрационным номером 304250114000010 и выдано свидетельство серии 25 N 00935221.
Предприниматель получил патент N АВ 25 410757 от 25.12.2000 годовой стоимостью 10000 руб. на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в период с 01.01.2001 по 31.12.2001 по видам деятельности "ритуальные, обрядовые услуги".
Согласно данным книги учета доходов и расходов предпринимателя за 2001 год и первичных документов, имеющихся в материалах дела, валовая выручка за 2001 год налогоплательщика, полученная им от осуществленного на основе патента вида деятельности, составила 2235746 руб.
Налогоплательщик 24.04.2002 представил в налоговый орган налоговую декларацию за 2001 год по ЕСН, согласно которой налоговая база для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, составила 76923 руб., а сумма налога, подлежащая уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации - 14769 руб., в ФФОМС - 154 руб., в ТФОМС - 2615 руб. Исчисляя налог по данной декларации, предприниматель фактически определил налоговую базу исходя из стоимости патента на право применения упрощенной системы налогообложения.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов и сборов, в том числе в отношении ЕСН за период с 01.01.2001 по 30.09.2004, о чем составлен акт выездной налоговой проверки от 31.12.2004 N 147.
На основании акта выездной налоговой проверки от 31.12.2004 N 147 налоговым органом принято решение от 09.02.2005 N 11-607дсп о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения:
- - по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа по единому налогу в размере 351 руб. Предпринимателю было предложено уплатить вышеуказанную сумму налоговых санкций, а также не полностью уплаченный единый налог за 2003 год и девять месяцев 2004 года в сумме 9432 руб. и пени по нему в сумме 978 руб.;
- - по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа по ЕСН в размере 9913 руб. (в Пенсионный фонд Российской Федерации - 7853 руб., в ФФОМС - 80 руб., в ТФОМС - 1980 руб.). Предпринимателю было предложено уплатить вышеуказанные суммы налоговых санкций, а также не полностью уплаченный ЕСН за 2001 - 2002 годы в Пенсионный фонд Российской Федерации - в сумме 57042 руб. и пени по нему - в сумме 13090 руб., ЕСН за 2001 - 2002 годы в ФФОМС - в сумме 570 руб. и пени по нему - 110 руб., ЕСН за 2001 - 2002 годы в ТФОМС - в сумме 13033 руб. и пени по нему - 2746 руб.
В обоснование принятого решения налоговый орган, в частности, указал, что в нарушение п. 3 ст. 237 НК РФ, изложенной в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ, при исчислении ЕСН за 2001 год налогоплательщик определил налоговую базу исходя из стоимости патента, что, по мнению налогового органа, повлекло занижение налоговой базы за указанный период на 146652 руб. и, как следствие, неуплату налога в сумме 21080 руб.
По мнению налогового органа, в силу п. 3 ст. 237 НК РФ, предусматривающей, что для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение выручки и коэффициента 0,1, и учитывая, что валовая выручка налогоплательщика за 2001 год составила 2235746 руб., налоговая база для исчисления ЕСН должна равняться 223575 руб. (2235746 руб. x 0,1).
Сумма ЕСН, подлежащая уплате предпринимателем за 2001 год, исчисленная из налоговой базы в сумме 223575 руб., составила 38618 руб., в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации - 32546 руб., в ФФОМС - 324 руб., в ТФОМС - 5748 руб.
С учетом заявленных предпринимателем в декларации данных, сумма доначисленного ЕСН за 2001 год составила 21080 руб., в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации - 17777 руб., в ФФОМС - 170 руб., в ТФОМС - 3133 руб.
В соответствии со ст. ст. 69, 104 НК РФ налоговым органом в адрес предпринимателя направлены требования об уплате:
- N 1634 от 16.02.2005 налоговых санкций в сумме 351 руб. по коду бюджетной классификации N 18210501020013000110;
- N 22546 по состоянию на 16.02.2005 недоимки по ЕСН в сумме всего 70645 руб. (в том числе: ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 57042 руб., ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, в сумме 570 руб., ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, в сумме 13033 руб.), пени за несвоевременную уплату ЕСН в сумме всего 15802,41 руб. (в том числе: за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 12985,52 руб., за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, в сумме 107,85 руб., за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в ТФОМС, в сумме 2709,04 руб.);
- N 22567 по состоянию на 16.02.2005 недоимки по единому налогу в сумме 9342 руб., пени за несвоевременную уплату единого налога в сумме 978 руб.;
- N 1628 от 16.02.2005 налоговых санкций в сумме всего 9913 руб. (в том числе по кодам бюджетной классификации N 18210201030083000110 - в сумме 80 руб., N 18210201040093000110 - в сумме 1980 руб., N 18210201010013000110 - в сумме 7853 руб.).
Факт направления требований подтверждается списками отправленных налоговым органом заказных писем с отметкой отделения связи и почтовыми квитанциями.
Поскольку суммы недоимки по налогу и пени в добровольном порядке предпринимателем не уплачены, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд считает, что требования налогового органа о взыскании с предпринимателя ЕСН за 2001 год в сумме 21080 руб. и пени в сумме 2737,08 руб. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В 2001 году предприниматель, применяя упрощенную систему налогообложения, не был освобожден от уплаты ЕСН в силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
В соответствии с п. 2 ст. 236 НК РФ (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах") объектом обложения для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", с учетом положений п. 3 ст. 237 НК РФ. При этом п. 3 ст. 237 НК РФ установлено, что для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" был опубликован в "Российской газете" от 31.12.2001 N 256.
В силу п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Пункт 2 ст. 1 НК РФ устанавливает общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налогоплательщиков, ответственность за совершение налоговых правонарушений. Поэтому правовое регулирование, касающееся данных вопросов, не может осуществляться иначе, чем это предусмотрено НК РФ.
Исходя из п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. То есть положения п. 1 ст. 5 НК РФ имеют приоритет и подлежат безусловному применению при решении вопросов о вступлении в силу законов, регулирующих уплату налогов, которые приняты в период действия данной нормы.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах и сборах следует исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Статьей 240 НК РФ установлено, что налоговым периодом по ЕСН является календарный год.
Следовательно, согласно положениям п. 1 ст. 5 НК РФ Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ вступает в силу с первого числа очередного налогового периода по единому социальному налогу, но не ранее 01.02.2002.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.04.03 N 159-О разъяснил, что положения Федерального закона Российской Федерации от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", которыми были изменены объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, в отношении налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежат применению, по крайней мере, не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования данного Федерального закона, т.е. с 01.02.2002.
При таких обстоятельствах установленный указанным Законом порядок определения налоговой базы для уплаты ЕСН к налогоплательщику может быть применен только с 01.02.2002.
Следовательно, налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки неправильно определил налоговую базу по ЕСН за 2001 год исходя из произведения валовой выручки и коэффициента 0,1 (223575 руб.) и, как следствие, неверно исчислил суммы этого налога и пени.
Суд считает, что при расчете предпринимателю суммы ЕСН, подлежащего уплате в 2001 году, следует руководствоваться положениями ст. 237 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 237 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") налоговая база налогоплательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в Российской Федерации, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предусмотренных в п. 1 ст. 221 НК РФ.
В соответствии со ст. 221 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2001 году) при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 НК РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют индивидуальные предприниматели в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".
Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.
Суд, в соответствии со ст. 71 АПК РФ, исследовав и оценив доказательства, представленные заявителем, установил, что за 2001 год полученный налогоплательщиком доход от предпринимательской деятельности составил 2235746 руб. Документы, которые бы подтверждали расходы, связанные с получением этих доходов, предприниматель не представил. Поэтому вычет предоставляется в соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 221 НК РФ в размере 20 процентов от суммы доходов - 447149,20 руб. (2235746 руб. x 20%).
Налоговая база и ЕСН, исчисленный за 2001 год по налоговым ставкам, действовавшим в этот налоговый период, составляют соответственно 1788597 руб. (2235746 руб. - 447149,20 руб.) и 91372 руб., в том числе в федеральный бюджет - 81072 руб., в ФФОМС - 400 руб., в ТФОМС - 9900 руб.
Сумма ЕСН, подлежащая доплате предпринимателем за 2001 год, составляет всего 73834 руб. (91372 руб. - 17538 руб.) вместо указанных налоговым органом 21080 руб.
Согласно п. 5 ст. 244 НК РФ разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговым период, и суммой единого социального налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом.
Следовательно, неисполнение предпринимателем обязанности по уплате суммы ЕСН, исчисленной по итогам налогового периода, влечет начисление пеней в соответствии со ст. 75 НК РФ.
Из материалов дела следует, что поскольку у предпринимателя имелась недоимка по ЕСН за 2001 год, налоговый орган на основании ст. 75 НК РФ начислил ему пени за его несвоевременную уплату в размере 2737,08 руб. (в том числе за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 2635,27 руб., за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, в сумме 2,41 руб., за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в ТФОМС, в сумме 99,40 руб.).
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом или налоговым агентом - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Из положений ст. ст. 44, 45, 49 и 213 АПК РФ следует, что именно заявитель определяет размер требований о взыскании обязательных платежей.
С учетом указанных положений закона суд считает, что налоговым органом правомерно заявлено требование о взыскании ЕСН за 2001 год в сумме 21080 руб. и соответствующих ему пеней в размере 2737,08 руб. в пределах сумм, предъявленных к уплате в Требовании N 22546 по итогам 2001 года.
Довод предпринимателя о том, что в силу п. 3 ст. 346.11 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения уплата ЕСН не производится, судом отклоняется, поскольку гл. 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения", куда входит ст. 346.11 НК РФ, была введена в действие Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2002 N 104-ФЗ и вступила в действие с 01.01.2003, тогда как в 2001 году налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на основании Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", согласно п. 3 ст. 1 которого индивидуальные предприниматели, применяющие эту систему, не освобождались от уплаты ЕСН.
Довод налогоплательщика относительно нарушения налоговым органом при привлечении к налоговой ответственности за неуплату ЕСН за 2001 год ст. 113 НК РФ является несостоятельным, поскольку, как следует из резолютивной части решения налогового органа от 09.02.2005 N 11-607дсп, за неуплату налога, сложившуюся по итогам 2001 года, предприниматель к налоговой ответственности в виде штрафа не привлекался.
Согласно ст. ст. 69, 70 НК РФ налоговый орган не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога направляет налогоплательщику требование, содержащее сведения о сумме задолженности по налогу и размере пеней.
В п. 3 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в ст. 70 НК РФ. Данное положение применяется также при взыскании пеней (п. 11 ст. 48 НК РФ).
Как видно из материалов дела, Требование N 22546 об уплате сумм налога и пеней направлено налоговым органом предпринимателю 18.02.2005. Ввиду неуплаты налогов и пени в установленный требованием срок заявитель 23.05.2005 обратился за их взысканием в арбитражный суд.
Следовательно, обязательный досудебный порядок, а также сроки давности взыскания спорных сумм налога и пеней, предусмотренные ст. ст. 48, 69 и 70 НК РФ, налоговым органом соблюдены.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины суд относит на предпринимателя.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171, 216 АПК РФ, суд
Взыскать с П., зарегистрированного в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, администрацией муниципального образования г. Арсеньев 07.05.1996, в доход бюджета 23817 (двадцать три тысячи восемьсот семнадцать) рублей 08 копеек, в том числе 17777 руб. единого социального налога за 2001 год в федеральный бюджет и 2635,27 руб. пеней, 170 руб. единого социального налога за 2001 год в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 2,41 руб. пеней, 3133 руб. единого социального налога за 2001 год в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и 99,40 руб. пеней; в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 952 (девятьсот пятьдесят два) рубля 68 копеек.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 24.03.2006, 16.03.2006 ПО ДЕЛУ N А51-6553/2005 10-241
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
24 марта 2006 г. Дело N А51-6553/2005 10-241
Арбитражный суд Приморского края установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Приморскому краю (далее по тексту - "заявитель", "налоговый орган") обратилась в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю П. (далее - "предприниматель", "налогоплательщик") о взыскании 107031,41 руб., в том числе 9342 руб. единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - "единый налог"), за 2003 год и девять месяцев 2004 года и 978 руб. пеней, 57042 руб. единого социального налога (далее - "ЕСН") за 2001 - 2002 годы в федеральный бюджет и 12985,52 руб. пеней, 570 руб. ЕСН за 2001 - 2002 годы в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - "ФФОМС") и 107,85 руб. пеней, 13033 руб. ЕСН за 2001 - 2002 годы в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - "ТФОМС") и 2709,04 руб. пеней; 10264 руб. штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в том числе 351 руб. штрафа за неполную уплату единого налога, 7853 руб. штрафа за неполную уплату ЕСН в федеральный бюджет, 80 руб. штрафа за неполную уплату ЕСН в ФФОМС, 1980 руб. штрафа за неполную уплату ЕСН в ТФОМС. Основанием для предъявления вышеуказанных требований явилось решение налогового органа от 09.02.2005 N 11-607дсп "О привлечении индивидуального предпринимателя П., ИНН 250100126702, к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", принятое по результатам выездной налоговой проверки предпринимателя.
Решением суда от 01.07.2005 заявленные налоговым органом требования удовлетворены частично. Суд взыскал с предпринимателя 49565 руб. недоимки по ЕСН за 2002 год, 13065,33 руб. пеней за его несвоевременную уплату и 991,30 руб. штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату ЕСН. Прекращено производство по делу в части требований о взыскании с налогоплательщика единого налога в сумме 9342 руб., пени за его несвоевременную уплату в сумме 978 руб. и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату единого налога в сумме 351 руб.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.11.2005 N Ф03-А51/05-2/3636 решение от 01.07.2005 в части, касающейся отказа во взыскании с предпринимателя ЕСН за 2001 год в сумме 21080 руб. и пени в сумме 2737,08 руб., отменено.
Дело в этой части направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Приморского края, где вновь определением от 20.01.2006 назначено к судебному разбирательству в предварительном судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 22.02.2006. Определением от 22.02.2006 суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству и назначил рассмотрение дела в судебном заседании на 16.03.2006.
Налогоплательщик в судебное заседание 16.03.2006 не явился, хотя о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. ст. 121, 123 АПК РФ по адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 19.05.2004 N 1097; почтовое уведомление с отметкой о получении 04.03.2006 лично П. заказного письма с определением от 22.02.2006 имеется в материалах дела.
Руководствуясь ст. 156, ч. 2 ст. 215 АПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие налогоплательщика по имеющимся в деле документам.
В судебном заседании 16.03.2006 представитель налогового органа поддержал заявленные требования в полном объеме.
При первоначальном рассмотрении настоящего дела в суде налогоплательщик в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании от 23 - 24.06.2005 просили отказать налоговому органу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь, в частности, на неправомерность привлечения к ответственности за налоговое правонарушение, совершенное предпринимателем в 2001 году, в связи с истечением срока давности привлечения к налоговой ответственности, предусмотренного п. 1 ст. 113 НК РФ.
Кроме того, представитель налогоплательщика указал, что применение упрощенной системы налогообложения в силу п. 3 ст. 346.11 НК РФ исключает уплату в этом же периоде ЕСН, тем более, что никаких замечаний до проведения выездной налоговой проверки со стороны заявителя, на которого согласно ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ был возложен контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов во внебюджетные фонды в составе ЕСН, не предъявлялось.
При новом рассмотрении дела налогоплательщиком не был представлен отзыв на заявление.
Выслушав представителя налогового органа, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
П. зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, администрацией муниципального образования г. Арсеньев 07.05.1996, о чем ему выдано свидетельство о государственной регистрации N 5220.
Налогоплательщик прошел перерегистрацию в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", в связи с чем 19.05.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о нем как о предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, за основным государственным регистрационным номером 304250114000010 и выдано свидетельство серии 25 N 00935221.
Предприниматель получил патент N АВ 25 410757 от 25.12.2000 годовой стоимостью 10000 руб. на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в период с 01.01.2001 по 31.12.2001 по видам деятельности "ритуальные, обрядовые услуги".
Согласно данным книги учета доходов и расходов предпринимателя за 2001 год и первичных документов, имеющихся в материалах дела, валовая выручка за 2001 год налогоплательщика, полученная им от осуществленного на основе патента вида деятельности, составила 2235746 руб.
Налогоплательщик 24.04.2002 представил в налоговый орган налоговую декларацию за 2001 год по ЕСН, согласно которой налоговая база для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, составила 76923 руб., а сумма налога, подлежащая уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации - 14769 руб., в ФФОМС - 154 руб., в ТФОМС - 2615 руб. Исчисляя налог по данной декларации, предприниматель фактически определил налоговую базу исходя из стоимости патента на право применения упрощенной системы налогообложения.
Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов и сборов, в том числе в отношении ЕСН за период с 01.01.2001 по 30.09.2004, о чем составлен акт выездной налоговой проверки от 31.12.2004 N 147.
На основании акта выездной налоговой проверки от 31.12.2004 N 147 налоговым органом принято решение от 09.02.2005 N 11-607дсп о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения:
- - по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа по единому налогу в размере 351 руб. Предпринимателю было предложено уплатить вышеуказанную сумму налоговых санкций, а также не полностью уплаченный единый налог за 2003 год и девять месяцев 2004 года в сумме 9432 руб. и пени по нему в сумме 978 руб.;
- - по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа по ЕСН в размере 9913 руб. (в Пенсионный фонд Российской Федерации - 7853 руб., в ФФОМС - 80 руб., в ТФОМС - 1980 руб.). Предпринимателю было предложено уплатить вышеуказанные суммы налоговых санкций, а также не полностью уплаченный ЕСН за 2001 - 2002 годы в Пенсионный фонд Российской Федерации - в сумме 57042 руб. и пени по нему - в сумме 13090 руб., ЕСН за 2001 - 2002 годы в ФФОМС - в сумме 570 руб. и пени по нему - 110 руб., ЕСН за 2001 - 2002 годы в ТФОМС - в сумме 13033 руб. и пени по нему - 2746 руб.
В обоснование принятого решения налоговый орган, в частности, указал, что в нарушение п. 3 ст. 237 НК РФ, изложенной в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ, при исчислении ЕСН за 2001 год налогоплательщик определил налоговую базу исходя из стоимости патента, что, по мнению налогового органа, повлекло занижение налоговой базы за указанный период на 146652 руб. и, как следствие, неуплату налога в сумме 21080 руб.
По мнению налогового органа, в силу п. 3 ст. 237 НК РФ, предусматривающей, что для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение выручки и коэффициента 0,1, и учитывая, что валовая выручка налогоплательщика за 2001 год составила 2235746 руб., налоговая база для исчисления ЕСН должна равняться 223575 руб. (2235746 руб. x 0,1).
Сумма ЕСН, подлежащая уплате предпринимателем за 2001 год, исчисленная из налоговой базы в сумме 223575 руб., составила 38618 руб., в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации - 32546 руб., в ФФОМС - 324 руб., в ТФОМС - 5748 руб.
С учетом заявленных предпринимателем в декларации данных, сумма доначисленного ЕСН за 2001 год составила 21080 руб., в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации - 17777 руб., в ФФОМС - 170 руб., в ТФОМС - 3133 руб.
В соответствии со ст. ст. 69, 104 НК РФ налоговым органом в адрес предпринимателя направлены требования об уплате:
- N 1634 от 16.02.2005 налоговых санкций в сумме 351 руб. по коду бюджетной классификации N 18210501020013000110;
- N 22546 по состоянию на 16.02.2005 недоимки по ЕСН в сумме всего 70645 руб. (в том числе: ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 57042 руб., ЕСН, зачисляемый в ФФОМС, в сумме 570 руб., ЕСН, зачисляемый в ТФОМС, в сумме 13033 руб.), пени за несвоевременную уплату ЕСН в сумме всего 15802,41 руб. (в том числе: за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 12985,52 руб., за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, в сумме 107,85 руб., за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в ТФОМС, в сумме 2709,04 руб.);
- N 22567 по состоянию на 16.02.2005 недоимки по единому налогу в сумме 9342 руб., пени за несвоевременную уплату единого налога в сумме 978 руб.;
- N 1628 от 16.02.2005 налоговых санкций в сумме всего 9913 руб. (в том числе по кодам бюджетной классификации N 18210201030083000110 - в сумме 80 руб., N 18210201040093000110 - в сумме 1980 руб., N 18210201010013000110 - в сумме 7853 руб.).
Факт направления требований подтверждается списками отправленных налоговым органом заказных писем с отметкой отделения связи и почтовыми квитанциями.
Поскольку суммы недоимки по налогу и пени в добровольном порядке предпринимателем не уплачены, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд считает, что требования налогового органа о взыскании с предпринимателя ЕСН за 2001 год в сумме 21080 руб. и пени в сумме 2737,08 руб. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В 2001 году предприниматель, применяя упрощенную систему налогообложения, не был освобожден от уплаты ЕСН в силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
В соответствии с п. 2 ст. 236 НК РФ (в редакции Федерального закона Российской Федерации от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах") объектом обложения для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", с учетом положений п. 3 ст. 237 НК РФ. При этом п. 3 ст. 237 НК РФ установлено, что для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" был опубликован в "Российской газете" от 31.12.2001 N 256.
В силу п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Пункт 2 ст. 1 НК РФ устанавливает общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налогоплательщиков, ответственность за совершение налоговых правонарушений. Поэтому правовое регулирование, касающееся данных вопросов, не может осуществляться иначе, чем это предусмотрено НК РФ.
Исходя из п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. То есть положения п. 1 ст. 5 НК РФ имеют приоритет и подлежат безусловному применению при решении вопросов о вступлении в силу законов, регулирующих уплату налогов, которые приняты в период действия данной нормы.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах и сборах следует исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 НК РФ такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Статьей 240 НК РФ установлено, что налоговым периодом по ЕСН является календарный год.
Следовательно, согласно положениям п. 1 ст. 5 НК РФ Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ вступает в силу с первого числа очередного налогового периода по единому социальному налогу, но не ранее 01.02.2002.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.04.03 N 159-О разъяснил, что положения Федерального закона Российской Федерации от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", которыми были изменены объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, в отношении налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежат применению, по крайней мере, не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования данного Федерального закона, т.е. с 01.02.2002.
При таких обстоятельствах установленный указанным Законом порядок определения налоговой базы для уплаты ЕСН к налогоплательщику может быть применен только с 01.02.2002.
Следовательно, налоговый орган при проведении выездной налоговой проверки неправильно определил налоговую базу по ЕСН за 2001 год исходя из произведения валовой выручки и коэффициента 0,1 (223575 руб.) и, как следствие, неверно исчислил суммы этого налога и пени.
Суд считает, что при расчете предпринимателю суммы ЕСН, подлежащего уплате в 2001 году, следует руководствоваться положениями ст. 237 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 237 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") налоговая база налогоплательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в Российской Федерации, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предусмотренных в п. 1 ст. 221 НК РФ.
В соответствии со ст. 221 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2001 году) при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 НК РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют индивидуальные предприниматели в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".
Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.
Суд, в соответствии со ст. 71 АПК РФ, исследовав и оценив доказательства, представленные заявителем, установил, что за 2001 год полученный налогоплательщиком доход от предпринимательской деятельности составил 2235746 руб. Документы, которые бы подтверждали расходы, связанные с получением этих доходов, предприниматель не представил. Поэтому вычет предоставляется в соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 221 НК РФ в размере 20 процентов от суммы доходов - 447149,20 руб. (2235746 руб. x 20%).
Налоговая база и ЕСН, исчисленный за 2001 год по налоговым ставкам, действовавшим в этот налоговый период, составляют соответственно 1788597 руб. (2235746 руб. - 447149,20 руб.) и 91372 руб., в том числе в федеральный бюджет - 81072 руб., в ФФОМС - 400 руб., в ТФОМС - 9900 руб.
Сумма ЕСН, подлежащая доплате предпринимателем за 2001 год, составляет всего 73834 руб. (91372 руб. - 17538 руб.) вместо указанных налоговым органом 21080 руб.
Согласно п. 5 ст. 244 НК РФ разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговым период, и суммой единого социального налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом.
Следовательно, неисполнение предпринимателем обязанности по уплате суммы ЕСН, исчисленной по итогам налогового периода, влечет начисление пеней в соответствии со ст. 75 НК РФ.
Из материалов дела следует, что поскольку у предпринимателя имелась недоимка по ЕСН за 2001 год, налоговый орган на основании ст. 75 НК РФ начислил ему пени за его несвоевременную уплату в размере 2737,08 руб. (в том числе за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 2635,27 руб., за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, в сумме 2,41 руб., за несвоевременную уплату ЕСН, зачисляемого в ТФОМС, в сумме 99,40 руб.).
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом или налоговым агентом - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Из положений ст. ст. 44, 45, 49 и 213 АПК РФ следует, что именно заявитель определяет размер требований о взыскании обязательных платежей.
С учетом указанных положений закона суд считает, что налоговым органом правомерно заявлено требование о взыскании ЕСН за 2001 год в сумме 21080 руб. и соответствующих ему пеней в размере 2737,08 руб. в пределах сумм, предъявленных к уплате в Требовании N 22546 по итогам 2001 года.
Довод предпринимателя о том, что в силу п. 3 ст. 346.11 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения уплата ЕСН не производится, судом отклоняется, поскольку гл. 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения", куда входит ст. 346.11 НК РФ, была введена в действие Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2002 N 104-ФЗ и вступила в действие с 01.01.2003, тогда как в 2001 году налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на основании Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", согласно п. 3 ст. 1 которого индивидуальные предприниматели, применяющие эту систему, не освобождались от уплаты ЕСН.
Довод налогоплательщика относительно нарушения налоговым органом при привлечении к налоговой ответственности за неуплату ЕСН за 2001 год ст. 113 НК РФ является несостоятельным, поскольку, как следует из резолютивной части решения налогового органа от 09.02.2005 N 11-607дсп, за неуплату налога, сложившуюся по итогам 2001 года, предприниматель к налоговой ответственности в виде штрафа не привлекался.
Согласно ст. ст. 69, 70 НК РФ налоговый орган не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога направляет налогоплательщику требование, содержащее сведения о сумме задолженности по налогу и размере пеней.
В п. 3 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в ст. 70 НК РФ. Данное положение применяется также при взыскании пеней (п. 11 ст. 48 НК РФ).
Как видно из материалов дела, Требование N 22546 об уплате сумм налога и пеней направлено налоговым органом предпринимателю 18.02.2005. Ввиду неуплаты налогов и пени в установленный требованием срок заявитель 23.05.2005 обратился за их взысканием в арбитражный суд.
Следовательно, обязательный досудебный порядок, а также сроки давности взыскания спорных сумм налога и пеней, предусмотренные ст. ст. 48, 69 и 70 НК РФ, налоговым органом соблюдены.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины суд относит на предпринимателя.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171, 216 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с П., зарегистрированного в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, администрацией муниципального образования г. Арсеньев 07.05.1996, в доход бюджета 23817 (двадцать три тысячи восемьсот семнадцать) рублей 08 копеек, в том числе 17777 руб. единого социального налога за 2001 год в федеральный бюджет и 2635,27 руб. пеней, 170 руб. единого социального налога за 2001 год в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 2,41 руб. пеней, 3133 руб. единого социального налога за 2001 год в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и 99,40 руб. пеней; в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 952 (девятьсот пятьдесят два) рубля 68 копеек.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)