Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 27 июня 2006 года Дело N Ф04-3801/2006(23769-А81-12)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев 27.06.2006 в открытом судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Ноябрьск" на решение от 09.11.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 28.02.2006 по делу N А81-3588/2005,
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Чеботарев П.А. обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к администрации муниципального образования "Город Ноябрьск" (далее - МО "Город Ноябрьск") о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка в редакции истца.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, к участию в деле привлечен Ноябрьский городской комитет по имуществу.
Решением суда первой инстанции от 09.11.2005 исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал администрацию МО "Город Ноябрьск" внести предложенные предпринимателем Чеботаревым П.А. условия в преамбулу проекта договора купли-продажи земельного участка N 25-04, указав "индивидуальный предприниматель Чеботарев Петр Александрович", и в пункт 2, изложив его в следующей редакции: "Цена участка составляет 135807 руб. (4,46 руб. - ставка земельного налога x 10 - коэффициент x 3045 кв. м - площадь земельного участка)".
Требование истца об изложении пункта 4.1 в его редакции суд отклонил как необоснованное.
Кроме того, в пользу предпринимателя Чеботарева П.А. взысканы судебные издержки в сумме 28208 руб.
Постановлением суда от 28.02.2006 вышеупомянутое решение суда изменено. Суд апелляционной инстанции изложил первый абзац преамбулы следующим образом: "Обязать администрацию муниципального образования "Город Ноябрьск" заключить с предпринимателем Чеботаревым Петром Александровичем договор N 25-04 купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 89:12:11-06-11:0032, при этом..." - и далее по тексту.
Суд также уменьшил размер взысканных судебных издержек до 16760 руб.
Судебные акты со ссылкой на статью 422 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы тем, что при расчете выкупной цены земельного участка применяется ставка земельного налога, установленная Ноябрьской городской Думой.
Обжалуя принятые судебные акты, администрация МО "Город Ноябрьск" просит их отменить, в удовлетворении исковых требований о понуждении к заключению договора в редакции покупателя отказать. По мнению заявителя жалобы, суд неправильно определил выкупную цену земельного участка. Заявитель полагает, что расчет ставок земельного налога производится путем последовательного умножения базовых ставок земельного налога, установленных Законом Российской Федерации "О плате за землю", и ставок земельного налога, установленных муниципальным образованием, на все коэффициенты индексации, введенные с 1995 года. Неправомерным заявитель считает исключение из выкупной цены налога на добавленную стоимость, так как изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены позже даты, когда истец подготовил проект договора.
Отзывы на кассационную жалобу истец и третье лицо не представили.
Предприниматель Чеботарев П.А., администрация МО "Город Ноябрьск", Ноябрьский городской комитет по имуществу о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением от 08.06.2004 Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа обязал администрацию МО "Город Ноябрьск" утвердить проект границ земельного участка площадью 3045 кв. м, расположенного по адресу: г. Ноябрьск, микрорайон "К", ул. Киевская, на котором находится не завершенная строительством автозаправочная станция истца (с кафе и баром), вынести постановление о предоставлении этого земельного участка гражданину Чеботареву П.А. и направить в его адрес проект договора купли-продажи земельного участка.
Во исполнение указанного решения суда Ноябрьский городской комитет по имуществу направил в адрес истца проект договора купли-продажи земельного участка от 16.12.2004 N 25-04, установив выкупную цену земельного участка в размере 457594 руб., включая налог на добавленную стоимость в сумме 69802 руб. 51 коп.
При этом ответчик применил ставку земельного налога в размере 12,73536 руб. за 1 кв. м, рассчитав ее путем умножения базовой ставки земельного налога, установленной решением Ноябрьской городской Думы от 27.05.98 N 61-Д, на коэффициенты индексации, предусмотренные бюджетным законодательством.
19 апреля 2005 года Чеботарев П.А. зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя.
Не согласившись с некоторыми условиями договора, в том числе выкупной ценой, предприниматель Чеботарев П.А. направил в Ноябрьский городской комитет по имуществу протокол разногласий.
Однако сторонами разногласия согласованы не были, и это обстоятельство явилось основанием для обращения истца с настоящим иском.
Разрешая спор, суд посчитал, что при определении выкупной цены должна быть применена ставка земельного налога в размере 4,46 руб. за 1 кв. м, установленная решением Ноябрьской городской Думы от 30.11.2004 N 455-Д "Об установлении ставок земельного налога в муниципальном образовании "Город Ноябрьск" на 2005 год".
Суд кассационной инстанции считает определение выкупной цены таким способом противоречащим действующему законодательству.
Размер выкупной цены земельного участка должен определяться на дату подачи заявления о приватизации земельного участка, так как согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки, а у уполномоченного государственного органа с этой же даты возникает обязанность совершить необходимые действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя.
Правоотношения сторон по передаче земельного участка возникли в 2004 году, поэтому выкупная цена определяется законодательством, действовавшим в указанном году.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что в поселениях с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений цена земли устанавливается в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.02.2003 N 7-ЗАО "Об установлении цены земли на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" предусмотрено, что при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений применяется цена земли в поселениях с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере десятикратной ставки земельного налога, устанавливаемой на территории муниципального образования на начало текущего календарного года, за единицу площади земельного участка.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 названного Закона земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" установлены средние ставки земельного налога.
Решением Ноябрьской городской Думы от 27.05.98 N 61-Д "Об экономическом регулировании земельных отношений в муниципальном образовании город Ноябрьск" установлена базовая ставка земельного налога в микрорайоне "К" в размере 1,34 руб.
Согласно пункту 9 названного решения базовые ставки земельного налога подлежали перерасчету в соответствии с изменениями индексации на основании федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Статьей 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, определенные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году; статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 "О федеральном бюджете на 2002 год" определено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель; статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8; статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" определено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Следовательно, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Аналогичная правовая позиция выражена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 01.03.2005 N N 15033/04, 15214/04, 15250/04 и других.
Более того, в абзаце 4 пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 разъяснено, что, если на момент заключения договора купли-продажи земельного участка субъектом Российской Федерации конкретная цена земельного участка согласно статье 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации не определена, подлежит применению соответствующая минимальная ставка земельного налога.
Решением Ноябрьской городской Думы от 30.11.2004 N 455-Д установлены ставки земельного налога по видам функционального использования земель, а не цена земель. Поэтому арбитражным судом необоснованно применена ставка земельного налога как цена земли.
При таких обстоятельствах ответчик правильно рассчитал ставку земельного налога в размере 12,73536 руб. за 1 кв. м и цену земельного участка в сумме 387791 руб. 71 коп.
В то же время администрация МО "Город Ноябрьск" неверно включила в стоимость земельного участка налог на добавленную стоимость в сумме 69802 руб. 51 коп.
В соответствии с пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации передача земельного участка в порядке приватизации не является объектом налогообложения, а Ноябрьский городской комитет по имуществу не относится к плательщикам налога на добавленную стоимость, поскольку выполнял функции по передаче земельных участков в собственность от имени МО "Город Ноябрьск".
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов неправильно применены нормы материального права, регулирующие выкупную цену земельного участка.
Вместе с тем суд кассационной инстанции не может принять новый судебный акт, так как судами первой и апелляционной инстанций не установлены воля и волеизъявление сторон на заключение договора купли-продажи земельного участка по выкупной цене в размере 387792 руб. 71 коп. без налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции на основании пункта 1 статьи 281 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменяет оспариваемые судебные акты как принятые при неполном исследовании обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права и направляет дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит исследовать указанные выше обстоятельства, в зависимости от установленного разрешить спор и распределить судебные расходы по кассационной жалобе, а также судебные издержки, надлежащим образом проверив их обоснованность.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 280, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 09.11.2005 и постановление от 28.02.2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-3588/2005 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 27.06.2006 N Ф04-3801/2006(23769-А81-12) ПО ДЕЛУ N А81-3588/2005
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2006 года Дело N Ф04-3801/2006(23769-А81-12)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев 27.06.2006 в открытом судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Ноябрьск" на решение от 09.11.2005 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 28.02.2006 по делу N А81-3588/2005,
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Чеботарев П.А. обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к администрации муниципального образования "Город Ноябрьск" (далее - МО "Город Ноябрьск") о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка в редакции истца.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, к участию в деле привлечен Ноябрьский городской комитет по имуществу.
Решением суда первой инстанции от 09.11.2005 исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал администрацию МО "Город Ноябрьск" внести предложенные предпринимателем Чеботаревым П.А. условия в преамбулу проекта договора купли-продажи земельного участка N 25-04, указав "индивидуальный предприниматель Чеботарев Петр Александрович", и в пункт 2, изложив его в следующей редакции: "Цена участка составляет 135807 руб. (4,46 руб. - ставка земельного налога x 10 - коэффициент x 3045 кв. м - площадь земельного участка)".
Требование истца об изложении пункта 4.1 в его редакции суд отклонил как необоснованное.
Кроме того, в пользу предпринимателя Чеботарева П.А. взысканы судебные издержки в сумме 28208 руб.
Постановлением суда от 28.02.2006 вышеупомянутое решение суда изменено. Суд апелляционной инстанции изложил первый абзац преамбулы следующим образом: "Обязать администрацию муниципального образования "Город Ноябрьск" заключить с предпринимателем Чеботаревым Петром Александровичем договор N 25-04 купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером 89:12:11-06-11:0032, при этом..." - и далее по тексту.
Суд также уменьшил размер взысканных судебных издержек до 16760 руб.
Судебные акты со ссылкой на статью 422 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы тем, что при расчете выкупной цены земельного участка применяется ставка земельного налога, установленная Ноябрьской городской Думой.
Обжалуя принятые судебные акты, администрация МО "Город Ноябрьск" просит их отменить, в удовлетворении исковых требований о понуждении к заключению договора в редакции покупателя отказать. По мнению заявителя жалобы, суд неправильно определил выкупную цену земельного участка. Заявитель полагает, что расчет ставок земельного налога производится путем последовательного умножения базовых ставок земельного налога, установленных Законом Российской Федерации "О плате за землю", и ставок земельного налога, установленных муниципальным образованием, на все коэффициенты индексации, введенные с 1995 года. Неправомерным заявитель считает исключение из выкупной цены налога на добавленную стоимость, так как изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены позже даты, когда истец подготовил проект договора.
Отзывы на кассационную жалобу истец и третье лицо не представили.
Предприниматель Чеботарев П.А., администрация МО "Город Ноябрьск", Ноябрьский городской комитет по имуществу о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением от 08.06.2004 Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа обязал администрацию МО "Город Ноябрьск" утвердить проект границ земельного участка площадью 3045 кв. м, расположенного по адресу: г. Ноябрьск, микрорайон "К", ул. Киевская, на котором находится не завершенная строительством автозаправочная станция истца (с кафе и баром), вынести постановление о предоставлении этого земельного участка гражданину Чеботареву П.А. и направить в его адрес проект договора купли-продажи земельного участка.
Во исполнение указанного решения суда Ноябрьский городской комитет по имуществу направил в адрес истца проект договора купли-продажи земельного участка от 16.12.2004 N 25-04, установив выкупную цену земельного участка в размере 457594 руб., включая налог на добавленную стоимость в сумме 69802 руб. 51 коп.
При этом ответчик применил ставку земельного налога в размере 12,73536 руб. за 1 кв. м, рассчитав ее путем умножения базовой ставки земельного налога, установленной решением Ноябрьской городской Думы от 27.05.98 N 61-Д, на коэффициенты индексации, предусмотренные бюджетным законодательством.
19 апреля 2005 года Чеботарев П.А. зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя.
Не согласившись с некоторыми условиями договора, в том числе выкупной ценой, предприниматель Чеботарев П.А. направил в Ноябрьский городской комитет по имуществу протокол разногласий.
Однако сторонами разногласия согласованы не были, и это обстоятельство явилось основанием для обращения истца с настоящим иском.
Разрешая спор, суд посчитал, что при определении выкупной цены должна быть применена ставка земельного налога в размере 4,46 руб. за 1 кв. м, установленная решением Ноябрьской городской Думы от 30.11.2004 N 455-Д "Об установлении ставок земельного налога в муниципальном образовании "Город Ноябрьск" на 2005 год".
Суд кассационной инстанции считает определение выкупной цены таким способом противоречащим действующему законодательству.
Размер выкупной цены земельного участка должен определяться на дату подачи заявления о приватизации земельного участка, так как согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки, а у уполномоченного государственного органа с этой же даты возникает обязанность совершить необходимые действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя.
Правоотношения сторон по передаче земельного участка возникли в 2004 году, поэтому выкупная цена определяется законодательством, действовавшим в указанном году.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определено, что в поселениях с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений цена земли устанавливается в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.02.2003 N 7-ЗАО "Об установлении цены земли на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" предусмотрено, что при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений применяется цена земли в поселениях с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере десятикратной ставки земельного налога, устанавливаемой на территории муниципального образования на начало текущего календарного года, за единицу площади земельного участка.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 названного Закона земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" установлены средние ставки земельного налога.
Решением Ноябрьской городской Думы от 27.05.98 N 61-Д "Об экономическом регулировании земельных отношений в муниципальном образовании город Ноябрьск" установлена базовая ставка земельного налога в микрорайоне "К" в размере 1,34 руб.
Согласно пункту 9 названного решения базовые ставки земельного налога подлежали перерасчету в соответствии с изменениями индексации на основании федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Статьей 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, определенные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году; статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 "О федеральном бюджете на 2002 год" определено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом 2,0 для всех категорий земель; статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8; статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" определено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Следовательно, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Аналогичная правовая позиция выражена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 01.03.2005 N N 15033/04, 15214/04, 15250/04 и других.
Более того, в абзаце 4 пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 разъяснено, что, если на момент заключения договора купли-продажи земельного участка субъектом Российской Федерации конкретная цена земельного участка согласно статье 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации не определена, подлежит применению соответствующая минимальная ставка земельного налога.
Решением Ноябрьской городской Думы от 30.11.2004 N 455-Д установлены ставки земельного налога по видам функционального использования земель, а не цена земель. Поэтому арбитражным судом необоснованно применена ставка земельного налога как цена земли.
При таких обстоятельствах ответчик правильно рассчитал ставку земельного налога в размере 12,73536 руб. за 1 кв. м и цену земельного участка в сумме 387791 руб. 71 коп.
В то же время администрация МО "Город Ноябрьск" неверно включила в стоимость земельного участка налог на добавленную стоимость в сумме 69802 руб. 51 коп.
В соответствии с пунктом 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации передача земельного участка в порядке приватизации не является объектом налогообложения, а Ноябрьский городской комитет по имуществу не относится к плательщикам налога на добавленную стоимость, поскольку выполнял функции по передаче земельных участков в собственность от имени МО "Город Ноябрьск".
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов неправильно применены нормы материального права, регулирующие выкупную цену земельного участка.
Вместе с тем суд кассационной инстанции не может принять новый судебный акт, так как судами первой и апелляционной инстанций не установлены воля и волеизъявление сторон на заключение договора купли-продажи земельного участка по выкупной цене в размере 387792 руб. 71 коп. без налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции на основании пункта 1 статьи 281 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменяет оспариваемые судебные акты как принятые при неполном исследовании обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права и направляет дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит исследовать указанные выше обстоятельства, в зависимости от установленного разрешить спор и распределить судебные расходы по кассационной жалобе, а также судебные издержки, надлежащим образом проверив их обоснованность.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 280, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 09.11.2005 и постановление от 28.02.2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-3588/2005 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)