Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 14 января 2005 года Дело N Ф09-5739/04-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Уфы на решение от 13.10.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-23510/04 по заявлению индивидуального предпринимателя А.Е. Цеплина к Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Уфы о признании неправомерными действий должностных лиц налогового органа и возврате 72873,10 руб. излишне уплаченного налога с продаж.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не прибыли.
Ходатайств не поступило.
Предприниматель А.Е. Цеплин (далее по тексту - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Уфы (далее - инспекция) о признании незаконным отказа Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Уфы произвести возврат излишне уплаченного налога с продаж за 2000 г., 3 - 4 кварталы 2001 г., 2002 г. в сумме 70703,81 руб. и обязании налогового органа возвратить указанную сумму налога (с учетом уточнения требования в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 13.10.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.
Инспекция с судебным актом не согласна, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность решения в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник по поводу отказа налогового органа в возврате индивидуальному предпринимателю Цеплину А.Е. налога с продаж в сумме 70703,81 руб., уплаченного заявителем в период применения упрощенной системы налогообложения.
Принимая решение, Арбитражный суд Республики Башкортостан пришел к выводу о правомерности требований заявителя и наличии оснований для возврата предпринимателю спорной суммы налога.
Между тем данный вывод суда является ошибочным.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, к которым относятся и индивидуальные предприниматели, применяется наряду с существующей в РФ системой налогообложения, учета и отчетности.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан" норма п. 3 ст. 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому данной норме последующим правовым регулированием и сложившейся правоприменительной практикой, она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога с продаж и НДС.
Таким образом, довод заявителя о том, что при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности он освобожден от уплаты налога с продаж, не противоречит законодательству о налогах и сборах.
Между тем, в силу п. 8 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 N 2-П право налогоплательщиков на возврат (зачет) зачисленных в бюджет сумм косвенных налогов не возникает в случае, если сумма налога включалась в цену товара (работы, услуги) и фактически взималась не за счет прибыли (результатов хозяйственной деятельности), а с покупателей (клиентов), т.е. фактических, но не юридических плательщиков налога.
То обстоятельство, что предприниматель А.Е. Цеплин в рассматриваемый период не являлся плательщиком налога с продаж, само по себе не служит основанием для возврата уплаченного налога.
Поскольку налог с продаж является косвенным, то есть входит в цену товара и уплачивается покупателями в составе этой цены, а продавец только перечисляет в бюджет удержанную у покупателя сумму налога, то при отсутствии подтверждения о возврате покупателю излишне удержанного налога у продавца нет оснований требовать возврата из бюджета этой суммы.
Из анализа представленных в материалы дела документов не видно, каким образом суд первой инстанции пришел к выводу, что налог с продаж не входил в цену товара, а следовательно, не взимался с покупателей.
Доказательств, свидетельствующих об уплате налога с продаж за счет собственных денежных средств индивидуального предпринимателя, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд необоснованно удовлетворил требования заявителя о признании неправомерными действий должностных лиц Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Уфы, выразившихся в отказе произвести возврат уплаченного налога с продаж в сумме 70703,81 руб., и возврате указанной суммы налога.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд
Решение от 13.10.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-23510/04 изменить.
В удовлетворении требований о признании неправомерными действий должностных лиц Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Уфы, выразившихся в отказе произвести возврат уплаченного налога с продаж в сумме 70703,81 руб., и обязании налогового органа возвратить индивидуальному предпринимателю Цеплину А.Е. указанную сумму налога отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 14.01.2005 N Ф09-5739/04-АК ПО ДЕЛУ N А07-23510/04
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 14 января 2005 года Дело N Ф09-5739/04-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Уфы на решение от 13.10.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-23510/04 по заявлению индивидуального предпринимателя А.Е. Цеплина к Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Уфы о признании неправомерными действий должностных лиц налогового органа и возврате 72873,10 руб. излишне уплаченного налога с продаж.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не прибыли.
Ходатайств не поступило.
Предприниматель А.Е. Цеплин (далее по тексту - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Уфы (далее - инспекция) о признании незаконным отказа Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Уфы произвести возврат излишне уплаченного налога с продаж за 2000 г., 3 - 4 кварталы 2001 г., 2002 г. в сумме 70703,81 руб. и обязании налогового органа возвратить указанную сумму налога (с учетом уточнения требования в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 13.10.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции решение суда не пересматривалось.
Инспекция с судебным актом не согласна, просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность решения в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, спор между сторонами возник по поводу отказа налогового органа в возврате индивидуальному предпринимателю Цеплину А.Е. налога с продаж в сумме 70703,81 руб., уплаченного заявителем в период применения упрощенной системы налогообложения.
Принимая решение, Арбитражный суд Республики Башкортостан пришел к выводу о правомерности требований заявителя и наличии оснований для возврата предпринимателю спорной суммы налога.
Между тем данный вывод суда является ошибочным.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, к которым относятся и индивидуальные предприниматели, применяется наряду с существующей в РФ системой налогообложения, учета и отчетности.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, регулирующего налогообложение субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с жалобами ряда граждан" норма п. 3 ст. 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому данной норме последующим правовым регулированием и сложившейся правоприменительной практикой, она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога с продаж и НДС.
Таким образом, довод заявителя о том, что при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности он освобожден от уплаты налога с продаж, не противоречит законодательству о налогах и сборах.
Между тем, в силу п. 8 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 N 2-П право налогоплательщиков на возврат (зачет) зачисленных в бюджет сумм косвенных налогов не возникает в случае, если сумма налога включалась в цену товара (работы, услуги) и фактически взималась не за счет прибыли (результатов хозяйственной деятельности), а с покупателей (клиентов), т.е. фактических, но не юридических плательщиков налога.
То обстоятельство, что предприниматель А.Е. Цеплин в рассматриваемый период не являлся плательщиком налога с продаж, само по себе не служит основанием для возврата уплаченного налога.
Поскольку налог с продаж является косвенным, то есть входит в цену товара и уплачивается покупателями в составе этой цены, а продавец только перечисляет в бюджет удержанную у покупателя сумму налога, то при отсутствии подтверждения о возврате покупателю излишне удержанного налога у продавца нет оснований требовать возврата из бюджета этой суммы.
Из анализа представленных в материалы дела документов не видно, каким образом суд первой инстанции пришел к выводу, что налог с продаж не входил в цену товара, а следовательно, не взимался с покупателей.
Доказательств, свидетельствующих об уплате налога с продаж за счет собственных денежных средств индивидуального предпринимателя, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд необоснованно удовлетворил требования заявителя о признании неправомерными действий должностных лиц Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Уфы, выразившихся в отказе произвести возврат уплаченного налога с продаж в сумме 70703,81 руб., и возврате указанной суммы налога.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 13.10.2004 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-23510/04 изменить.
В удовлетворении требований о признании неправомерными действий должностных лиц Инспекции МНС РФ по Калининскому району г. Уфы, выразившихся в отказе произвести возврат уплаченного налога с продаж в сумме 70703,81 руб., и обязании налогового органа возвратить индивидуальному предпринимателю Цеплину А.Е. указанную сумму налога отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)