Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.06.2004 ПО ДЕЛУ N А19-7697/04-45

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 23 июня 2004 г. Дело N А19-7697/04-45
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рудых А.И.,
при участии:
от заявителя - Потехиной С.А., директора (учредительный договор, паспорт 25 03 440366), Бабиновой Е.Н., главного бухгалтера (приказ от 01.10.2004 N 1, паспорт 25 03 569512), Ощепкова О.А., представителя (доверенность от 05.05.2004 б/н, удостоверение от 25.12.2002 N 38/614),
от ответчика - Петеримовой Т.В., представителя (доверенность от 10.03.2004 N 03/2871, удостоверение от 09.02.2004 N 153514),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭСПОС" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску о признании недействительными действий и ненормативного акта налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

заявлено требование о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа по отказу в переводе на упрощенную систему налогообложения и недействительным письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску (ответчик по делу, далее - налоговый орган) от 06.04.2004 N 03-43/4551.
Представители заявителя в судебном заседании требования поддержали, сославшись на то, что, являясь полным правопреемником производственного кооператива "Стремление", применявшего упрощенную систему налогообложения, были не вновь созданы, а созданы в порядке реорганизации путем преобразования, фактически в реорганизованном предприятии остались те же самые работники, заявителем исполнялись договоры, заключенные предшественником, в которых налог на добавленную стоимость не был предусмотрен, не исчислялся и не уплачивался ни поставщиками товаров, ни покупателями услуг, в связи с чем не считают, что они вновь созданное юридическое лицо, подпадающее под действие пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а потому имеют право на применение упрощенной системы налогообложения в соответствии с пунктом 3 статьи 346.13 НК РФ до окончания налогового периода, то есть до окончания 2003 года. Полагают, что своими действиями, выразившимися сначала в принятии в октябре 2003 года представленной декларации по единому налогу на вмененный доход за 9 месяцев 2003 года, а затем в возврате ее (в феврале 2004 года) и неуведомлении о невозможности применять упрощенную систему налогообложения, а также в принятии деклараций за 2003 год, и оспариваемым письмом ответчик фактически лишил заявителя возможности воспользоваться в 2003 и 2004 годах специальным режимом налогообложения, что причиняет налогоплательщику значительный ущерб в виде доначисления налогов, взыскания соответствующих им пеней, а также налоговых санкций за неуплату налогов и практически приводит налогоплательщика к банкротству. Свою позицию заявитель и его представители изложили в заявлении, возражениях на отзыв, в обоснование представили декларацию, свидетельства о регистрации и постановке на учет, передаточный акт, письма, договоры.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, сославшись на то, что заявитель является вновь созданным предприятием и мог воспользоваться упрощенной системой налогообложения только в случае подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о постановке на учет, поскольку такого заявления налогоплательщиком подано не было, полагает, что путем правопреемства право применять упрощенную систему налогообложения невозможно, в связи с чем свои действия по отказу перевести на упрощенную систему налогообложения и принятию декларации считает соответствующими статьям 346.12, 346.13 НК РФ, статье 16 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ и потому законными. Свою позицию изложил в отзыве, в обоснование представил выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 16 часов 30 минут 23 июня 2004 года.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующее.
Обществу с ограниченной ответственностью "ЭСПОС" (налогоплательщик, заявитель по делу) ответчиком была возвращена в феврале 2004 года представленная 27.10.2004 декларация по единому налогу на вмененный доход за 9 месяцев 2003 года, впоследствии письмом заместителя руководителя налогового органа от 06.04.2004 N 03-43/4551 налогоплательщику было отказано в переводе на упрощенную систему налогообложения в порядке правопреемства.
Не согласившись с указанным письмом, а также действиями налогового органа по возврату декларации по единому налогу на вмененный доход за 9 месяцев 2003 года, налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительными действий и ненормативного акта налогового органа и обязании ответчика устранить допущенные нарушения.
Заявленные требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Основным спорным вопросом по настоящему делу является вопрос о возможности применять упрощенную систему налогообложения в порядке полного правопреемства в случае создания предприятия в порядке реорганизации путем преобразования.
Спорные правоотношения урегулированы главами 8 и 26.2 НК РФ, статьями 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон).
Понятие реорганизации юридического лица и условия правопреемства при реорганизации содержатся в статьях 57 и 58 ГК РФ.
Так, согласно пункту 5 статьи 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
В силу статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения (далее по тексту - общий режим налогообложения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
Налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения согласно статье 346.12 НК РФ признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном Налоговым кодексом.
При этом организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).
Указанная статья содержит также перечень организаций и юридических лиц, не имеющих права применять упрощенную систему налогообложения.
Статьей 346.13 НК РФ определены порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения.
Так, в соответствии с названной статьей Налогового кодекса организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
В силу пункта 3 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом, для применения упрощенной системы налогообложения необходимо наличие следующих трех условий: не относиться к перечню организаций и юридических лиц, указанных в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ, иметь по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не более 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость), выразить свое намерение применить упрощенную систему налоговому органу по месту учета в установленный срок с 1 октября до 30 ноября года, предшествующего году, в котором есть желание и возможность применить названную систему.
Вопрос перехода на упрощенную систему налогообложения в случае реорганизации предприятия в порядке правопреемства указанной главой Налогового кодекса не урегулирован.
Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица предусмотрена статьей 50 НК РФ, согласно которой исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.
Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.
Вместе с тем согласно пункту 5 статьи 346.18 НК РФ при определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налоговым периодом в силу статьи 346.19 НК РФ признается календарный год, отчетными периодами признаются: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно статье 346.21 НК РФ, предусматривающей порядок исчисления и уплаты налога, налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
При этом налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Как было установлено в судебном заседании, не отрицается налоговым органом и видно из материалов дела (передаточного акта, Устава общества, декларации), заявитель является полным правопреемником производственного кооператива "Стремление", имевшего право на применение упрощенной системы налогообложения, в том числе в течение налогового периода - 2003 года, всего совместный доход предшественника и его правопреемника за 9 месяцев 2003 года составил 493525 рублей, общество определило и исчислило в соответствии с пунктом 5 статьи 346.19, статьей 346.21 НК РФ единый налог на вмененный доход, то есть применило упрощенную систему налогообложения, и 27 октября 2003 года представило в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию по указанной системе налогообложения, что может быть расценено как добровольный переход к упрощенной системе налогообложения.
Налоговым органом указанная декларация общества была принята, основания для отказа в применении упрощенной системы налогообложения, предусмотренные вышеназванной статьей 346.12 НК РФ, у общества отсутствовали, уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения по форме, предусмотренной Приказом МНС РФ от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495, налоговым органом не направлялось.
При таких обстоятельствах, учитывая положения пункта 7 статьи 3 НК РФ о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, и то, что в главе 26.2 НК РФ спорный вопрос однозначно не урегулирован, принимая во внимание, что своими действиями по возврату декларации и отказом в переходе в порядке правопреемства на упрощенную систему налогообложения налоговый орган в нарушение пунктов 1 - 3 статьи 346.12 НК РФ фактически лишил общество права применить упрощенную систему и в 2004 году, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить: признать действия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску по отказу в применении упрощенной системы налогообложения в 2003 и 2004 годах и письмо от 06.04.2004 N 03-43/4551 недействительными как не соответствующие главе 26.2 НК РФ.
Обязать Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску устранить допущенные нарушения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЭСПОС" из федерального бюджета 1000 рублей уплаченной государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья
А.И.РУДЫХ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)