Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 21 февраля 2002 года Дело N Ф09-257/02-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Инспекции МНС РФ по Дзержинскому району г. Оренбурга и ООО "Оренбурггазпромтранс" на решение от 19.10.2001 и постановление апелляционной инстанции от 18.12.2001 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-2930/01 по иску ООО "Оренбурггазпромтранс" к Инспекции МНС РФ по Дзержинскому району г. Оренбурга о признании частично недействительным решения.
В заседании приняли участие представители истца: Мязина Т.Г., доверенность от 16.01.2002 N 3, Гриненко Л.В., доверенность от 16.01.2002 N 2.
От ответчика поступило письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, которое удовлетворено судом кассационной инстанции на основании ст. 119 АПК РФ.
Права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Других ходатайств от сторон не поступило.
ООО "Оренбурггазпромтранс" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по Дзержинскому району г. Оренбурга от 12.07.2001 N 15-34/22855 (с изменениями N 1 от 24.06.2001) в части начисления единого налога на вмененный доход в сумме 1858 руб., пени в сумме 2611 руб. 20 коп., штрафа по данному налогу в общей сумме 2461 руб., пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог в сумме 251564 руб., завышения суммы налога на имущество на 1990438 руб., начисления налога на прибыль в сумме 1666943 руб., 335410 руб. пени, 331128 руб. штрафа по данному налогу, доначисления дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 160970 руб. (с учетом уточнения исковых требований и отказа от иска в части пени за несвоевременную уплату налога с владельцев транспортных средств в сумме 10091 руб. в порядке ст. 37 АПК РФ).
Решением от 19.10.2001 Арбитражного суда Оренбургской области иск удовлетворен частично. Решение N 15-34/22855 от 12.07.2001 признано недействительным в части штрафа по налогу на прибыль в сумме 331128 руб., налога на прибыль в сумме 1666943 руб., дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 160970 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 335410 руб. В остальной части иска отказано. Судом прекращено производство по делу в части взыскания пени по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 10091 руб. в связи с отказом от иска в этой части.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.12.2001 того же суда решение от 19.10.2001 оставлено без изменения.
ООО "Оренбурггазпромтранс" с указанными судебными актами в части признания недействительным решения налогового органа по начислению пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог не согласно по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, просит их в этой части отменить, иск в указанной части удовлетворить. В части налога на имущество дело направить на новое рассмотрение в связи с неисследованностью обстоятельств дела.
Инспекция МНС РФ по Дзержинскому району г. Оренбурга с судебными актами в части признания решения налогового органа недействительным (по налогу на прибыль, штрафу, пени, дополнительным платежам по налогу на прибыль) не согласна по основаниям, изложенным в кассационной жалобе (с уточнениями жалобы от 14.02.2001 N 3237), просит их отменить, в удовлетворении иска отказать полностью.
Проверив законность решения и постановления в порядке ст. ст. 162, 171, 174 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Дзержинскому району г. Оренбурга проведена выездная налоговая проверка ООО "Оренбурггазпромтранс" за период с 12.05.1999 по 31.12.2000. По результатам проверки вынесено решение N 15-34/22855 от 12.07.2001 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. 24.09.2001 с изменениями от 24.09.2001.
Не согласившись с выводами налогового органа по результатам проверки, ООО "Оренбурггазпромтранс" обратилось в суд с иском о признании недействительным решения N 15-31/22855 (с изменениями N 1, л. д. 86 - 89, том 1) в части начисления единого налога на вмененный доход в сумме 1858 руб., 2611 руб. 20 коп. пени, 2461 руб. штрафа по данному налогу, пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог в сумме 251564 руб., завышения суммы налога на имущество на 1990438 руб., начисления налога на прибыль в сумме 1666943 руб., 335410 руб. пени, 331128 руб. штрафа по данному налогу, доначисления дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 160970 руб.
Удовлетворяя иск в части начисления налога на прибыль, соответствующих штрафа и пени, доначисления дополнительных платежей по налогу на прибыль, суд исходил из неправомерности действий Инспекции в указанной части.
Отказывая в части признания недействительным названного решения налогового органа в части начисления пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог суд исходил из правомерности действий Инспекции в этой части.
Данные выводы арбитражного суда соответствуют закону и материалам дела, исходя из следующего.
По поводу кассационной жалобы ООО "Оренбурггазпромтранс" следует отметить, что статьей 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" установлен налог на пользователей автомобильных дорог. Пункт 5 названной статьи предусматривает, что порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами РФ.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов РФ, а средств федерального дорожного фонда РФ - федеральным законом.
Согласно п. 10 Порядка образования и использования средств федерального дорожного фонда РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.01.1992 N 2335-1, установленный Законом РФ "О дорожных фондах в РФ" налог на пользователей автодорог перечисляется ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
Инструкция ГНС РФ от 15.05.1995 N 30 и Инструкция МНС РФ от 04.04.2000 о порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды, дублируют порядок и срок, установленные Постановлением ВС РФ N 2335-1.
Следовательно, налоговым органом правомерно начислена пеня за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на пользователей автодорог.
По поводу жалобы Инспекции МНС РФ по Дзержинскому району г. Оренбурга суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налог на прибыль исчисляется и уплачивается на основании и в соответствии с теми нормами, которые содержатся в законодательстве, регулирующем условия налогообложения. Статья 54 НК РФ предусматривает, что налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Включение в себестоимость продукции (работ, услуг) амортизационных отчислений по основным средствам предусмотрено ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 2 "х" Положения о составе затрат от 05.08 1992 N 552.
Поскольку основные средства переданы обществу учредителями в установленном законом порядке, приняты истцом к учету и использовались им в производственных целях, следовательно истец имел право на включение в себестоимость продукции амортизационных отчислений по этим основным средствам. При этом отнесение на себестоимость таких затрат не связывается Положением о составе затрат от 05.08 1992 N 552 и ст. ст. 2, 4 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с наличием регистрации принятых к учету основных средств.
При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда об отсутствии у истца факта налогового правонарушения, а следовательно неправомерности решения налогового органа в части начисления налога на прибыль, соответствующих штрафа и пени является правильным.
По поводу доначисления Инспекцией дополнительных платежей по налогу на прибыль, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
Статья 7 Федерального закона РФ от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" определяет, что с момента вступления в силу НК РФ нормативные акты РФ действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу.
Поскольку п. 2 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", касающийся дополнительных платежей, противоречит ст. 17 НК РФ, у налогового органа не было оснований для начисления истцу дополнительных платежей по налогу на прибыль.
В части уменьшения Инспекцией налога на имущество истца за 1999, 2000 г. г. суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Поскольку спорное имущество в 1999, 2000 г. г. находилось на балансе ООО "Оренбурггазпромтранс", то общество правомерно в соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" исчислило и уплатило налог на имущество в вышеназванном периоде в общей сумме 1990438 руб.
В остальной части судебные акты сторонами не обжалуются, соответствуют закону и материалам дела.
С учетом изложенного, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 174, 175, 177 АПК РФ, суд
Решение от 19.10.2001 и постановление апелляционной инстанции от 18.12.2001 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-2930/01 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 21.02.2002 N Ф09-257/02-АК ПО ДЕЛУ N А47-2930/01
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 21 февраля 2002 года Дело N Ф09-257/02-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Инспекции МНС РФ по Дзержинскому району г. Оренбурга и ООО "Оренбурггазпромтранс" на решение от 19.10.2001 и постановление апелляционной инстанции от 18.12.2001 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-2930/01 по иску ООО "Оренбурггазпромтранс" к Инспекции МНС РФ по Дзержинскому району г. Оренбурга о признании частично недействительным решения.
В заседании приняли участие представители истца: Мязина Т.Г., доверенность от 16.01.2002 N 3, Гриненко Л.В., доверенность от 16.01.2002 N 2.
От ответчика поступило письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, которое удовлетворено судом кассационной инстанции на основании ст. 119 АПК РФ.
Права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Других ходатайств от сторон не поступило.
ООО "Оренбурггазпромтранс" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по Дзержинскому району г. Оренбурга от 12.07.2001 N 15-34/22855 (с изменениями N 1 от 24.06.2001) в части начисления единого налога на вмененный доход в сумме 1858 руб., пени в сумме 2611 руб. 20 коп., штрафа по данному налогу в общей сумме 2461 руб., пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог в сумме 251564 руб., завышения суммы налога на имущество на 1990438 руб., начисления налога на прибыль в сумме 1666943 руб., 335410 руб. пени, 331128 руб. штрафа по данному налогу, доначисления дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 160970 руб. (с учетом уточнения исковых требований и отказа от иска в части пени за несвоевременную уплату налога с владельцев транспортных средств в сумме 10091 руб. в порядке ст. 37 АПК РФ).
Решением от 19.10.2001 Арбитражного суда Оренбургской области иск удовлетворен частично. Решение N 15-34/22855 от 12.07.2001 признано недействительным в части штрафа по налогу на прибыль в сумме 331128 руб., налога на прибыль в сумме 1666943 руб., дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 160970 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 335410 руб. В остальной части иска отказано. Судом прекращено производство по делу в части взыскания пени по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 10091 руб. в связи с отказом от иска в этой части.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.12.2001 того же суда решение от 19.10.2001 оставлено без изменения.
ООО "Оренбурггазпромтранс" с указанными судебными актами в части признания недействительным решения налогового органа по начислению пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог не согласно по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, просит их в этой части отменить, иск в указанной части удовлетворить. В части налога на имущество дело направить на новое рассмотрение в связи с неисследованностью обстоятельств дела.
Инспекция МНС РФ по Дзержинскому району г. Оренбурга с судебными актами в части признания решения налогового органа недействительным (по налогу на прибыль, штрафу, пени, дополнительным платежам по налогу на прибыль) не согласна по основаниям, изложенным в кассационной жалобе (с уточнениями жалобы от 14.02.2001 N 3237), просит их отменить, в удовлетворении иска отказать полностью.
Проверив законность решения и постановления в порядке ст. ст. 162, 171, 174 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Дзержинскому району г. Оренбурга проведена выездная налоговая проверка ООО "Оренбурггазпромтранс" за период с 12.05.1999 по 31.12.2000. По результатам проверки вынесено решение N 15-34/22855 от 12.07.2001 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. 24.09.2001 с изменениями от 24.09.2001.
Не согласившись с выводами налогового органа по результатам проверки, ООО "Оренбурггазпромтранс" обратилось в суд с иском о признании недействительным решения N 15-31/22855 (с изменениями N 1, л. д. 86 - 89, том 1) в части начисления единого налога на вмененный доход в сумме 1858 руб., 2611 руб. 20 коп. пени, 2461 руб. штрафа по данному налогу, пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог в сумме 251564 руб., завышения суммы налога на имущество на 1990438 руб., начисления налога на прибыль в сумме 1666943 руб., 335410 руб. пени, 331128 руб. штрафа по данному налогу, доначисления дополнительных платежей по налогу на прибыль в сумме 160970 руб.
Удовлетворяя иск в части начисления налога на прибыль, соответствующих штрафа и пени, доначисления дополнительных платежей по налогу на прибыль, суд исходил из неправомерности действий Инспекции в указанной части.
Отказывая в части признания недействительным названного решения налогового органа в части начисления пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог суд исходил из правомерности действий Инспекции в этой части.
Данные выводы арбитражного суда соответствуют закону и материалам дела, исходя из следующего.
По поводу кассационной жалобы ООО "Оренбурггазпромтранс" следует отметить, что статьей 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" установлен налог на пользователей автомобильных дорог. Пункт 5 названной статьи предусматривает, что порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами РФ.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов определяется законами субъектов РФ, а средств федерального дорожного фонда РФ - федеральным законом.
Согласно п. 10 Порядка образования и использования средств федерального дорожного фонда РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.01.1992 N 2335-1, установленный Законом РФ "О дорожных фондах в РФ" налог на пользователей автодорог перечисляется ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
Инструкция ГНС РФ от 15.05.1995 N 30 и Инструкция МНС РФ от 04.04.2000 о порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды, дублируют порядок и срок, установленные Постановлением ВС РФ N 2335-1.
Следовательно, налоговым органом правомерно начислена пеня за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на пользователей автодорог.
По поводу жалобы Инспекции МНС РФ по Дзержинскому району г. Оренбурга суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налог на прибыль исчисляется и уплачивается на основании и в соответствии с теми нормами, которые содержатся в законодательстве, регулирующем условия налогообложения. Статья 54 НК РФ предусматривает, что налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Включение в себестоимость продукции (работ, услуг) амортизационных отчислений по основным средствам предусмотрено ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 2 "х" Положения о составе затрат от 05.08 1992 N 552.
Поскольку основные средства переданы обществу учредителями в установленном законом порядке, приняты истцом к учету и использовались им в производственных целях, следовательно истец имел право на включение в себестоимость продукции амортизационных отчислений по этим основным средствам. При этом отнесение на себестоимость таких затрат не связывается Положением о составе затрат от 05.08 1992 N 552 и ст. ст. 2, 4 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с наличием регистрации принятых к учету основных средств.
При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда об отсутствии у истца факта налогового правонарушения, а следовательно неправомерности решения налогового органа в части начисления налога на прибыль, соответствующих штрафа и пени является правильным.
По поводу доначисления Инспекцией дополнительных платежей по налогу на прибыль, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
Статья 7 Федерального закона РФ от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" определяет, что с момента вступления в силу НК РФ нормативные акты РФ действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу.
Поскольку п. 2 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", касающийся дополнительных платежей, противоречит ст. 17 НК РФ, у налогового органа не было оснований для начисления истцу дополнительных платежей по налогу на прибыль.
В части уменьшения Инспекцией налога на имущество истца за 1999, 2000 г. г. суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Поскольку спорное имущество в 1999, 2000 г. г. находилось на балансе ООО "Оренбурггазпромтранс", то общество правомерно в соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" исчислило и уплатило налог на имущество в вышеназванном периоде в общей сумме 1990438 руб.
В остальной части судебные акты сторонами не обжалуются, соответствуют закону и материалам дела.
С учетом изложенного, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 174, 175, 177 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19.10.2001 и постановление апелляционной инстанции от 18.12.2001 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-2930/01 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)