Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2006.
Полный текст постановления изготовлен 06.06.2006.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Г.
Судей: Н., С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.П.
при участии:
- от заявителя: К.В. по дов. N 02-1/16681 от 30.12.2005, Б. по дов. N 02-1/2531 от 28.02.2006;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по КН N 2
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2006
по делу N А40-72044/05-99-439, принятое судьей К.Г.
по заявлению ООО "Лентрансгаз"
к МИФНС России по КН N 2
о признании недействительными решения, требования
ООО "Лентрансгаз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения МИФНС России по КН N 2 от 20.10.2005 N 190 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требования об уплате налога от 24.10.2005 N 170.
Решением суда от 20.03.2006 заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты Инспекции не соответствуют налоговому законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя.
МИФНС России по КН N 2 не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу считает ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права.
ООО "Лентрансгаз" представило письменный отзыв и объяснения на апелляционную жалобу, в которых возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ, проверив законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителя заявителя, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва и письменных объяснений, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, МИФНС России по КН N 2 проведена камеральная проверка представленной ООО "Лентрансгаз" налоговой декларации по акцизу на природный газ за июнь 2005 года. По результатам проверки вынесено решение от 20.10.2005 N 190 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно требованию от 24.10.2005 N 170 заявителю предложено в срок до 09.11.2005 уплатить сумму акциза на природный газ в сумме 7344290 руб., а также соответствующие пени в сумме 275076,73 руб.
По мнению Инспекции, суд первой инстанции необоснованно признал правомерным исчисление заявителем акциза по ставке в размере 15%, установленной ст. 193 НК РФ, в июне 2005 г., то есть, в момент возникновения объекта налогообложения. Данный вывод обосновывается Инспекцией тем, что заявитель не имел право применять к полученной в июне 2005 г. оплате дебиторской задолженности за газ, отгруженный в период 1995 г., 1996 г., 1 квартал 1997 г., ставку налогообложения в размере 15%, а обязан был применять ставку налогообложения 30%, действовавшую в момент отгрузки газа, в связи с чем, неправомерно занизил сумму акциза на природный газ, подлежащую уплате в бюджет, на 7344290 руб.
Указанные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база и порядок ее определения, а также налоговый ставки по федеральным налогам и размер сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
Таким образом, исходя из системной связи положений ст. ст. 44, 52 53 НК РФ порядок исчисления и уплаты в бюджет акцизов на природный в 2005 году должен осуществляться заявителем в соответствии с требованиями главы 22 НК РФ - "Акцизы", которая вступила в силу с 01.01.2001 и действовала на момент проверяемого периода.
В соответствии с п. 7 Методических рекомендаций по применению главы 22 Налогового кодекса РФ "Акцизы" (подакцизное минеральное сырье), утвержденных Приказами МНС России от 19.12.2000 N БГ-3-03/441 и от 09.09.2002 N ВГ-3-03/481, вне зависимости от даты отгрузки природного газа до 31.12.2000, то есть, до вступления в силу главы 22 Кодекса, в случае оплаты указанного природного после 31.12.2000 акциз исчисляется в порядке и по ставкам, установленным главой 22 Кодекса, то есть по ставке 15 процентов.
В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения акциза по природному газу признавались операции по его реализации и (или) передаче, в том числе, на безвозмездной основе, на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 188 НК РФ налоговая база акциза по природному газу определялась как стоимость реализованной (переданной) продукции, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже государственных регулируемых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок без НДС и надбавки для газораспределительных организаций при реализации транспортированного (поставленного) газа непосредственно потребителям минуя газораспределительные организации.
В соответствии с п. 1 ст. 193 НК РФ налогообложение акцизами природного газа, реализуемого на территории РФ осуществлялось по налоговым ставкам 15%. В соответствии со п. 1 ст. 195 НК РФ дата реализации подакцизного минерального сырья, указанного в пп. 2 п. 2 ст. 181 (природный газ), определялась как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" (в редакции, действующей на момент отгрузки природного газа), плательщики уплачивают сумму акциза ежемесячно исходя из налоговой базы, определяемой на основании фактических оборотов по реализации товаров за истекший календарный месяц. При этом датой совершения оборота считается день поступления средств за подакцизные товары на счета в банках, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу (п. 5 ст. 5 Закона РФ "Об акцизах"). Согласно последующим редакциям Закона РФ "Об акцизах" (вплоть до его отмены с 01.01.2001) дата реализации в отношении природного газа определялась как дата его оплаты.
Из материалов дела следует, что природный газ, оплаченный покупателями заявителю в июне 2005 г., сумма оплаты которого была включена в налоговую декларацию по акцизу за июнь 2005 г., был отгружен заявителем своим контрагентам в течение 1995 - 1997 гг.
В связи с непоступлением в адрес заявителя денежных средств за поставленный контрагентам природный газ в период действия Закона РФ "Об акцизах" - то есть до 01.01.2001, у заявителя до указанного момента не было оснований для исчисления суммы акциза по соответствующей налоговой ставке (в том числе в размере 30 процентов), установленной для природного газа соответствующими постановлениями Правительства РФ в соответствии с положениями Закона РФ "Об акцизах", ввиду отсутствия в этот период у заявителя объекта налогообложения и налоговой базы по данному налогу в отношении природного газа.
Согласно части 1 ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая Кодекса (в том числе глава 22) применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.
В силу специальной нормы согласно части 2 ст. 31 названного Федерального закона по правоотношениям, возникшим до ведения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
В связи с тем, что обязанность заявителя по исчислению и уплате акциза за реализованный природный газ возникла только после июня 2005 г. (после возникновения объекта налогообложения и формирования налоговой базы в связи с уплатой природного газа в этот период), то есть после введения главы 22 Налогового кодекса РФ в действие, при исчислении и уплате суммы акциза необходимо руководствоваться соответствующим порядком и налоговыми ставками, установленными положениями указанной главы Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем, Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ, введенный в действие с 01.01.2004, отменил соответствующие положения главы 22 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, устанавливались объект налогообложения в отношении природного газа, порядок исчисления и уплаты акциза природного газа.
В частности, были отменены п. 2 ст. 181 НК РФ, в соответствии с которым природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, и пп. 15 - 19 п. 1 ст. 182 Кодекса, устанавливающие объекты налогообложения в отношении природного газа: реализация и (или) передача природного газа, в том числе на безвозмездной основе.
Статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому (отгруженному) до дня вступления в силу указанного Закона (то есть до 01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу Закона N 117-ФЗ.
В связи с этим, по смыслу ст. 8 указанного Федерального закона, по природному газу, добытому (отгруженному) до 01.01.2004, акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с нормами главы 22 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей по состоянию на 31.12.2003.
Таким образом, полученные в июне 2005 года суммы оплаты за природный газ, отгруженный заявителем потребителям в 1995 - 1997 гг., подлежат обложению акцизом по ставке, установленной ст. 193 НК РФ (в редакции по состоянию на 31.12.2003), то есть по ставке 15 процентов.
Налоговый орган утверждает, что отгрузка природного газа конечным потребителям осуществлялась обществом в 1995 - 1997 гг. При этом в 1997 году отгрузка природного газа осуществлялась на основании счетов-фактур: от 10.04.1997 N 590, от 13.03.1997 N 490, от 11.02.1997 N 449, от 10.04.1997 N 591, от 26.03.1997 N 542, от 03.02.1997 N 335, от 28.01.1997 N 278, от 21.01.1997 N 221, от 18.01.1997 N 164, от 14.01.1997 N 107, в которых выделена сумма акциза, исчисленная по ставке, действовавшей в 1997 году в размере 30 процентов. Именно с учетом ставок 25 и 30 процентов в 1995 - 1997 годах были заключены договоры на поставку подакцизного товара, и конечные потребители, оплачивали в 2005 году данную задолженность с учетом первоначально заложенных в нее ставок акциза.
Указанные доводы являются необоснованными, так как не основаны на фактических обстоятельствах дела.
В июне 2005 г. поступила оплата за природный газ, отгрузка которого происходила в период 1995 г., 1996 г., 1 квартал 1997 г. Данное обстоятельство подтверждается в частности, таблицей - сведениями об оплате дебиторской задолженности по газу за июнь 2005 г. (т. 1, л.д. 24 - 25). Приведенные в данной таблице данные подтверждаются счетами-фактурами и актами о передаче-принятии газа (т. 1, л.д. 26 - 54).
Таким образом, Инспекция необоснованно утверждает, что в июне 2005 г. поступила оплата лишь за газ, отгруженный на основании вышеуказанных счетов-фактур, относящихся к периоду 1 квартал 1997 г. (т. 1, л.д. 26 - 35).
В действительности, на данные счета-фактуры (на отгрузку 1 квартала 1997 г.) приходится оплата по июню 2005 г. только в размере 11 млн. 945 тыс. 861 руб., что от общего поступления соответствующего 58 млн. 973 тыс. 882,33 руб. составляет только 20%, а 80% оплаты, поступившей в июне 2005 г., относится к отгрузкам газа, приходящимся на 1995, 1996 гг., а не к 1 кварталу 1997 г., о чем указывает Инспекция.
Из договоров поставки природного газа, актов отгрузки газа, платежных требований, выставляемых на оплату в адрес покупателей газа платежных поручений, на основании которых поступила оплата в июне 2005 г. за ранее отгруженный газ, связанная с отгрузкой природного газа в период с 1995 по 1 квартал 1997 г., следует, что сумма акциза с применением ставки 30 процентов обществом не выделялась (т. 1, л.д. 26 - 54, 57 - 76).
Таким образом, утверждение Инспекции о том, что в цене природного газа присутствовала конкретная и точная сумма акциза как косвенного налога, не основано на фактических обстоятельствах дела.
Кроме того, Инспекцией не принято во внимание, что требование о выделении в счетах-фактурах суммы акциза отдельной строкой появилось в законодательстве только в 1998 году, после внесения в ст. 5 Закона РФ "Об акцизах" дополнения, в соответствии с которым "сумма акциза в расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, выделяется отдельной строкой" (п. 5 Федерального закона от 14.02.1998 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об акцизах").
В данном случае речь идет об отгрузках обществом природного газа в периоды, предшествующие 1998 г., а именно в 1995, 1996, 1 квартал 1997 гг., то есть, в периоды до 1998 г., когда законодатель не устанавливал какие-либо правовые последствия выделения в счетах-фактурах суммы акциза отдельной строкой.
Вопрос о выделении сумм акциза в первичной документации с применением какой-либо конкретной ставки, не носит основополагающего значения при рассмотрении по существу рассматриваемого спора, поскольку исходя из совокупности положений пп. 18 п. 1 ст. 182, пп. 2 п. 1 ст. 188, п. 1 ст. 193, п. 1 ст. 195 НК РФ следует, что порядок исчисления и уплаты акцизов с такого объекта налогообложения как операции по реализации природного газа, сформированного у общества в 2005 году (то есть с сумм оплаты (выручки) за газ), должен осуществляться с учетом положений главы 22 Налогового кодекса РФ, а именно: пп. 18 п. 1 ст. 182, пп. 2 п. 1 ст. 188, п. 1 ст. 193, п. 1 ст. 195 НК РФ.
Доводы налогового органа о том, что действия заявителя по применению ставки 15 процентов являются недобросовестными, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку они не подтверждены документально, а, кроме того, не являлись основанием для принятия оспариваемых решения и требования.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются судом в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2006 по делу N А40-72044/05-99-439 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2006 N 09АП-5484/06-АК ПО ДЕЛУ N А40-72044/05-99-439
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2006 г. N 09АП-5484/06-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2006.
Полный текст постановления изготовлен 06.06.2006.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Г.
Судей: Н., С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.П.
при участии:
- от заявителя: К.В. по дов. N 02-1/16681 от 30.12.2005, Б. по дов. N 02-1/2531 от 28.02.2006;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по КН N 2
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2006
по делу N А40-72044/05-99-439, принятое судьей К.Г.
по заявлению ООО "Лентрансгаз"
к МИФНС России по КН N 2
о признании недействительными решения, требования
установил:
ООО "Лентрансгаз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения МИФНС России по КН N 2 от 20.10.2005 N 190 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требования об уплате налога от 24.10.2005 N 170.
Решением суда от 20.03.2006 заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты Инспекции не соответствуют налоговому законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя.
МИФНС России по КН N 2 не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу считает ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права.
ООО "Лентрансгаз" представило письменный отзыв и объяснения на апелляционную жалобу, в которых возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ, проверив законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителя заявителя, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва и письменных объяснений, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, МИФНС России по КН N 2 проведена камеральная проверка представленной ООО "Лентрансгаз" налоговой декларации по акцизу на природный газ за июнь 2005 года. По результатам проверки вынесено решение от 20.10.2005 N 190 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно требованию от 24.10.2005 N 170 заявителю предложено в срок до 09.11.2005 уплатить сумму акциза на природный газ в сумме 7344290 руб., а также соответствующие пени в сумме 275076,73 руб.
По мнению Инспекции, суд первой инстанции необоснованно признал правомерным исчисление заявителем акциза по ставке в размере 15%, установленной ст. 193 НК РФ, в июне 2005 г., то есть, в момент возникновения объекта налогообложения. Данный вывод обосновывается Инспекцией тем, что заявитель не имел право применять к полученной в июне 2005 г. оплате дебиторской задолженности за газ, отгруженный в период 1995 г., 1996 г., 1 квартал 1997 г., ставку налогообложения в размере 15%, а обязан был применять ставку налогообложения 30%, действовавшую в момент отгрузки газа, в связи с чем, неправомерно занизил сумму акциза на природный газ, подлежащую уплате в бюджет, на 7344290 руб.
Указанные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база и порядок ее определения, а также налоговый ставки по федеральным налогам и размер сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.
Таким образом, исходя из системной связи положений ст. ст. 44, 52 53 НК РФ порядок исчисления и уплаты в бюджет акцизов на природный в 2005 году должен осуществляться заявителем в соответствии с требованиями главы 22 НК РФ - "Акцизы", которая вступила в силу с 01.01.2001 и действовала на момент проверяемого периода.
В соответствии с п. 7 Методических рекомендаций по применению главы 22 Налогового кодекса РФ "Акцизы" (подакцизное минеральное сырье), утвержденных Приказами МНС России от 19.12.2000 N БГ-3-03/441 и от 09.09.2002 N ВГ-3-03/481, вне зависимости от даты отгрузки природного газа до 31.12.2000, то есть, до вступления в силу главы 22 Кодекса, в случае оплаты указанного природного после 31.12.2000 акциз исчисляется в порядке и по ставкам, установленным главой 22 Кодекса, то есть по ставке 15 процентов.
В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения акциза по природному газу признавались операции по его реализации и (или) передаче, в том числе, на безвозмездной основе, на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 188 НК РФ налоговая база акциза по природному газу определялась как стоимость реализованной (переданной) продукции, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже государственных регулируемых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок без НДС и надбавки для газораспределительных организаций при реализации транспортированного (поставленного) газа непосредственно потребителям минуя газораспределительные организации.
В соответствии с п. 1 ст. 193 НК РФ налогообложение акцизами природного газа, реализуемого на территории РФ осуществлялось по налоговым ставкам 15%. В соответствии со п. 1 ст. 195 НК РФ дата реализации подакцизного минерального сырья, указанного в пп. 2 п. 2 ст. 181 (природный газ), определялась как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" (в редакции, действующей на момент отгрузки природного газа), плательщики уплачивают сумму акциза ежемесячно исходя из налоговой базы, определяемой на основании фактических оборотов по реализации товаров за истекший календарный месяц. При этом датой совершения оборота считается день поступления средств за подакцизные товары на счета в банках, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу (п. 5 ст. 5 Закона РФ "Об акцизах"). Согласно последующим редакциям Закона РФ "Об акцизах" (вплоть до его отмены с 01.01.2001) дата реализации в отношении природного газа определялась как дата его оплаты.
Из материалов дела следует, что природный газ, оплаченный покупателями заявителю в июне 2005 г., сумма оплаты которого была включена в налоговую декларацию по акцизу за июнь 2005 г., был отгружен заявителем своим контрагентам в течение 1995 - 1997 гг.
В связи с непоступлением в адрес заявителя денежных средств за поставленный контрагентам природный газ в период действия Закона РФ "Об акцизах" - то есть до 01.01.2001, у заявителя до указанного момента не было оснований для исчисления суммы акциза по соответствующей налоговой ставке (в том числе в размере 30 процентов), установленной для природного газа соответствующими постановлениями Правительства РФ в соответствии с положениями Закона РФ "Об акцизах", ввиду отсутствия в этот период у заявителя объекта налогообложения и налоговой базы по данному налогу в отношении природного газа.
Согласно части 1 ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая Кодекса (в том числе глава 22) применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.
В силу специальной нормы согласно части 2 ст. 31 названного Федерального закона по правоотношениям, возникшим до ведения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
В связи с тем, что обязанность заявителя по исчислению и уплате акциза за реализованный природный газ возникла только после июня 2005 г. (после возникновения объекта налогообложения и формирования налоговой базы в связи с уплатой природного газа в этот период), то есть после введения главы 22 Налогового кодекса РФ в действие, при исчислении и уплате суммы акциза необходимо руководствоваться соответствующим порядком и налоговыми ставками, установленными положениями указанной главы Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем, Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ, введенный в действие с 01.01.2004, отменил соответствующие положения главы 22 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, устанавливались объект налогообложения в отношении природного газа, порядок исчисления и уплаты акциза природного газа.
В частности, были отменены п. 2 ст. 181 НК РФ, в соответствии с которым природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, и пп. 15 - 19 п. 1 ст. 182 Кодекса, устанавливающие объекты налогообложения в отношении природного газа: реализация и (или) передача природного газа, в том числе на безвозмездной основе.
Статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому (отгруженному) до дня вступления в силу указанного Закона (то есть до 01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу Закона N 117-ФЗ.
В связи с этим, по смыслу ст. 8 указанного Федерального закона, по природному газу, добытому (отгруженному) до 01.01.2004, акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с нормами главы 22 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей по состоянию на 31.12.2003.
Таким образом, полученные в июне 2005 года суммы оплаты за природный газ, отгруженный заявителем потребителям в 1995 - 1997 гг., подлежат обложению акцизом по ставке, установленной ст. 193 НК РФ (в редакции по состоянию на 31.12.2003), то есть по ставке 15 процентов.
Налоговый орган утверждает, что отгрузка природного газа конечным потребителям осуществлялась обществом в 1995 - 1997 гг. При этом в 1997 году отгрузка природного газа осуществлялась на основании счетов-фактур: от 10.04.1997 N 590, от 13.03.1997 N 490, от 11.02.1997 N 449, от 10.04.1997 N 591, от 26.03.1997 N 542, от 03.02.1997 N 335, от 28.01.1997 N 278, от 21.01.1997 N 221, от 18.01.1997 N 164, от 14.01.1997 N 107, в которых выделена сумма акциза, исчисленная по ставке, действовавшей в 1997 году в размере 30 процентов. Именно с учетом ставок 25 и 30 процентов в 1995 - 1997 годах были заключены договоры на поставку подакцизного товара, и конечные потребители, оплачивали в 2005 году данную задолженность с учетом первоначально заложенных в нее ставок акциза.
Указанные доводы являются необоснованными, так как не основаны на фактических обстоятельствах дела.
В июне 2005 г. поступила оплата за природный газ, отгрузка которого происходила в период 1995 г., 1996 г., 1 квартал 1997 г. Данное обстоятельство подтверждается в частности, таблицей - сведениями об оплате дебиторской задолженности по газу за июнь 2005 г. (т. 1, л.д. 24 - 25). Приведенные в данной таблице данные подтверждаются счетами-фактурами и актами о передаче-принятии газа (т. 1, л.д. 26 - 54).
Таким образом, Инспекция необоснованно утверждает, что в июне 2005 г. поступила оплата лишь за газ, отгруженный на основании вышеуказанных счетов-фактур, относящихся к периоду 1 квартал 1997 г. (т. 1, л.д. 26 - 35).
В действительности, на данные счета-фактуры (на отгрузку 1 квартала 1997 г.) приходится оплата по июню 2005 г. только в размере 11 млн. 945 тыс. 861 руб., что от общего поступления соответствующего 58 млн. 973 тыс. 882,33 руб. составляет только 20%, а 80% оплаты, поступившей в июне 2005 г., относится к отгрузкам газа, приходящимся на 1995, 1996 гг., а не к 1 кварталу 1997 г., о чем указывает Инспекция.
Из договоров поставки природного газа, актов отгрузки газа, платежных требований, выставляемых на оплату в адрес покупателей газа платежных поручений, на основании которых поступила оплата в июне 2005 г. за ранее отгруженный газ, связанная с отгрузкой природного газа в период с 1995 по 1 квартал 1997 г., следует, что сумма акциза с применением ставки 30 процентов обществом не выделялась (т. 1, л.д. 26 - 54, 57 - 76).
Таким образом, утверждение Инспекции о том, что в цене природного газа присутствовала конкретная и точная сумма акциза как косвенного налога, не основано на фактических обстоятельствах дела.
Кроме того, Инспекцией не принято во внимание, что требование о выделении в счетах-фактурах суммы акциза отдельной строкой появилось в законодательстве только в 1998 году, после внесения в ст. 5 Закона РФ "Об акцизах" дополнения, в соответствии с которым "сумма акциза в расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, выделяется отдельной строкой" (п. 5 Федерального закона от 14.02.1998 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об акцизах").
В данном случае речь идет об отгрузках обществом природного газа в периоды, предшествующие 1998 г., а именно в 1995, 1996, 1 квартал 1997 гг., то есть, в периоды до 1998 г., когда законодатель не устанавливал какие-либо правовые последствия выделения в счетах-фактурах суммы акциза отдельной строкой.
Вопрос о выделении сумм акциза в первичной документации с применением какой-либо конкретной ставки, не носит основополагающего значения при рассмотрении по существу рассматриваемого спора, поскольку исходя из совокупности положений пп. 18 п. 1 ст. 182, пп. 2 п. 1 ст. 188, п. 1 ст. 193, п. 1 ст. 195 НК РФ следует, что порядок исчисления и уплаты акцизов с такого объекта налогообложения как операции по реализации природного газа, сформированного у общества в 2005 году (то есть с сумм оплаты (выручки) за газ), должен осуществляться с учетом положений главы 22 Налогового кодекса РФ, а именно: пп. 18 п. 1 ст. 182, пп. 2 п. 1 ст. 188, п. 1 ст. 193, п. 1 ст. 195 НК РФ.
Доводы налогового органа о том, что действия заявителя по применению ставки 15 процентов являются недобросовестными, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку они не подтверждены документально, а, кроме того, не являлись основанием для принятия оспариваемых решения и требования.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Расходы по уплате государственной пошлины распределяются судом в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.03.2006 по делу N А40-72044/05-99-439 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)