Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
28 апреля 2004 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе:
председательствующего судьи Стасовой Ж.Г.
с участием:
представителя заявителя пом. прокурора Насыровой Э.М.
представителя Оренбургского городского Совета Максимова М.В.
при секретаре Пикмулиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Оренбурга в защиту интересов Российской федерации о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Оренбургского Городского Совета от 29.12.2003 N 223,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Оренбурга обратился в суд с вышеуказанным заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ и ст.ст. 22, 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" по тем основаниям, что Оренбургским городским Советом 29.12.2003 принято Постановление N 229 "Об утверждении коэффициентов дифференциации средней ставки земельного налога и ценового зонирования земель г. Оренбурга", согласно которого утверждены коэффициенты дифференциации средней ставки земельного налога по ценовым зонам г. Оренбурга, утверждено ценовое зонирование города и методика расчета дифференцированных ставок земельного налога по ценовым зонам.
Согласно п. 5 Постановление Совета вступает в силу через месяц после официального опубликования в газете "Вечерний Оренбург".
Постановление введено в действие с нарушением статьи 5 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
По смыслу статей 3, 16, 17 Закона РФ "О плате за землю" налоговым периодом для исчисления земельного налога является календарный год.
Постановление Оренбургского городского Совета N 229 принято только 29.12.2003 и опубликовано в газете "Вечерний Оренбург" 09.01.2004.
Таким образом, полагал, что с учетом требований Налогового кодекса РФ, Постановление Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229 "Об утверждении коэффициентов дифференциации средней ставки земельного налога и ценового зонирования земель г. Оренбурга" должно вступить в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, т.е. не ранее 01.01.2005.
Просил признать недействующим и не подлежащим применению Постановление Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229 "Об утверждении коэффициентов дифференциации средней ставки земельного налога и ценового зонирования земель г. Оренбурга" с момента вступления в силу - с 09.02.2004; приостановить действие Постановления Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229.
В судебном заседании пом. Прокурора Ленинского района г. Оренбурга Насырова Э.М. заявление поддержала.
Представитель Оренбургского городского Совета Максимов М.В., действуя по доверенности, свои ранее данные пояснения поддержал.
В предыдущих судебных заседаниях 19 и 27 апреля 2004 г. представитель Оренбургского городского Совета Максимов М.В. с заявлением прокурора не согласился и пояснил, что оспариваемое прокурором Постановление вступило в силу по истечении одного месяца с момента его официального опубликования 09.01.2004 в газете "Вечерний Оренбург" - 09.02.2004, т.е. не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу - 01.01.2004 и требования статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации оспариваемым Постановлением Оренбургского городского Совета полностью соблюдены.
Оспариваемое Постановление было впервые официально опубликовано 31.12.2003 в Сборнике нормативных актов Оренбургского городского Совета, являющемся, согласно Постановлению от 28 февраля 1997 г. N 74, одним из источников официального издания и опубликования правовых актов Оренбургского городского Совета.
Представители Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Оренбурга и Управления МНС по Оренбургской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В предыдущем судебном заседании представитель Управления МНС РФ по Оренбургской области Добрусин И.М., действуя по доверенности, пояснил, что обращались в прокуратуру за разъяснениями - федеральный закон вступает в законную силу через месяц после его опубликования, т.е. 09.02.04; не могут считать, что налоговый период начался с 2005 г., т.к. в соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса, очередной налоговый период - это год, он начинается с 01.01. и заканчивается 31.12., сумма уплаты налогов должна вносится с 15 сентября по 15 ноября; главный принцип Налогового кодекса - положение налогоплательщика не должно ухудшаться с введением сроков по уплате налогов на землю. Считал, что в данном случае ухудшение положения налогоплательщика не наступает.
Суд, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления прокурора не имеется в виду нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерацией, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что Постановлением Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229, официально опубликованным в газете "Вечерний Оренбург" N 2/9 января 2004 года, утверждены коэффициенты дифференциации средней ставки земельного налога и ценового зонирования земель г. Оренбурга.
В пункте 5 данного Постановления установлено, что оно вступает в силу через месяц после официального опубликования в газете "Вечерний Оренбург".
Из заявления прокурора следует, что оспариваемым Постановлением принят правовой акт о земельном налоге.
В силу ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог отнесен к местным налогам.
Обосновывая свое заявление, прокурор полагал, что налоговым периодом для исчисления земельного налога является календарный год, начинающийся не 01.01.2004, а 01.01.2005, поэтому вступление оспариваемого Постановления в силу через месяц после 09.01.2004 (даты официального опубликования в газете "Вечерний Оренбург") является нарушением статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, предусмотренное пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ) положение, устанавливающее вступление в силу актов законодательства о налогах не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, применению в данном случае не подлежит, т.к. данной статьей предусмотрено иное исчисление времени вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах органов местного самоуправления.
Так, согласно пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Часть третья пункта 1 ст. 5 НК РФ предусматривает, что акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Оспариваемое Постановление принято в 2003 году, официально опубликовано в газете "Вечерний Оренбург" 09.01.2004, поэтому должно вступить в силу не ранее 1 января 2004 года и не ранее одного месяца с 09.01.2004, что и имело место в действительности.
При таких обстоятельствах оспариваемое прокурором Постановление Оренбургского городского Совета не противоречит статье 5 НК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Анализ изложенного в совокупности позволил суду сделать вывод о том, что в удовлетворении заявления прокурора о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229 "Об утверждении коэффициентов дифференциации средней ставки земельного налога и ценового зонирования земель г. Оренбурга" с момента вступления в силу - с 09.02.2004; приостановлении действия Постановления Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229, следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 246, 252, 253, 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Прокурору Ленинского района г. Оренбурга в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229 "Об утверждении коэффициентов дифференциации средней ставки земельного налога и ценового зонирования земель г. Оренбурга" с момента вступления в силу - с 09.02.2004; приостановлении действия Постановления Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ЛЕНИНСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА ОРЕНБУРГА ОТ 28.04.2004
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ОРЕНБУРГА
РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2004 года
28 апреля 2004 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе:
председательствующего судьи Стасовой Ж.Г.
с участием:
представителя заявителя пом. прокурора Насыровой Э.М.
представителя Оренбургского городского Совета Максимова М.В.
при секретаре Пикмулиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Оренбурга в защиту интересов Российской федерации о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Оренбургского Городского Совета от 29.12.2003 N 223,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Оренбурга обратился в суд с вышеуказанным заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ и ст.ст. 22, 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" по тем основаниям, что Оренбургским городским Советом 29.12.2003 принято Постановление N 229 "Об утверждении коэффициентов дифференциации средней ставки земельного налога и ценового зонирования земель г. Оренбурга", согласно которого утверждены коэффициенты дифференциации средней ставки земельного налога по ценовым зонам г. Оренбурга, утверждено ценовое зонирование города и методика расчета дифференцированных ставок земельного налога по ценовым зонам.
Согласно п. 5 Постановление Совета вступает в силу через месяц после официального опубликования в газете "Вечерний Оренбург".
Постановление введено в действие с нарушением статьи 5 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
По смыслу статей 3, 16, 17 Закона РФ "О плате за землю" налоговым периодом для исчисления земельного налога является календарный год.
Постановление Оренбургского городского Совета N 229 принято только 29.12.2003 и опубликовано в газете "Вечерний Оренбург" 09.01.2004.
Таким образом, полагал, что с учетом требований Налогового кодекса РФ, Постановление Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229 "Об утверждении коэффициентов дифференциации средней ставки земельного налога и ценового зонирования земель г. Оренбурга" должно вступить в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, т.е. не ранее 01.01.2005.
Просил признать недействующим и не подлежащим применению Постановление Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229 "Об утверждении коэффициентов дифференциации средней ставки земельного налога и ценового зонирования земель г. Оренбурга" с момента вступления в силу - с 09.02.2004; приостановить действие Постановления Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229.
В судебном заседании пом. Прокурора Ленинского района г. Оренбурга Насырова Э.М. заявление поддержала.
Представитель Оренбургского городского Совета Максимов М.В., действуя по доверенности, свои ранее данные пояснения поддержал.
В предыдущих судебных заседаниях 19 и 27 апреля 2004 г. представитель Оренбургского городского Совета Максимов М.В. с заявлением прокурора не согласился и пояснил, что оспариваемое прокурором Постановление вступило в силу по истечении одного месяца с момента его официального опубликования 09.01.2004 в газете "Вечерний Оренбург" - 09.02.2004, т.е. не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу - 01.01.2004 и требования статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации оспариваемым Постановлением Оренбургского городского Совета полностью соблюдены.
Оспариваемое Постановление было впервые официально опубликовано 31.12.2003 в Сборнике нормативных актов Оренбургского городского Совета, являющемся, согласно Постановлению от 28 февраля 1997 г. N 74, одним из источников официального издания и опубликования правовых актов Оренбургского городского Совета.
Представители Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Оренбурга и Управления МНС по Оренбургской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В предыдущем судебном заседании представитель Управления МНС РФ по Оренбургской области Добрусин И.М., действуя по доверенности, пояснил, что обращались в прокуратуру за разъяснениями - федеральный закон вступает в законную силу через месяц после его опубликования, т.е. 09.02.04; не могут считать, что налоговый период начался с 2005 г., т.к. в соответствии с п. 1 ст. 5 Налогового кодекса, очередной налоговый период - это год, он начинается с 01.01. и заканчивается 31.12., сумма уплаты налогов должна вносится с 15 сентября по 15 ноября; главный принцип Налогового кодекса - положение налогоплательщика не должно ухудшаться с введением сроков по уплате налогов на землю. Считал, что в данном случае ухудшение положения налогоплательщика не наступает.
Суд, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления прокурора не имеется в виду нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерацией, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что Постановлением Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229, официально опубликованным в газете "Вечерний Оренбург" N 2/9 января 2004 года, утверждены коэффициенты дифференциации средней ставки земельного налога и ценового зонирования земель г. Оренбурга.
В пункте 5 данного Постановления установлено, что оно вступает в силу через месяц после официального опубликования в газете "Вечерний Оренбург".
Из заявления прокурора следует, что оспариваемым Постановлением принят правовой акт о земельном налоге.
В силу ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог отнесен к местным налогам.
Обосновывая свое заявление, прокурор полагал, что налоговым периодом для исчисления земельного налога является календарный год, начинающийся не 01.01.2004, а 01.01.2005, поэтому вступление оспариваемого Постановления в силу через месяц после 09.01.2004 (даты официального опубликования в газете "Вечерний Оренбург") является нарушением статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, предусмотренное пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ) положение, устанавливающее вступление в силу актов законодательства о налогах не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, применению в данном случае не подлежит, т.к. данной статьей предусмотрено иное исчисление времени вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах органов местного самоуправления.
Так, согласно пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Часть третья пункта 1 ст. 5 НК РФ предусматривает, что акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Оспариваемое Постановление принято в 2003 году, официально опубликовано в газете "Вечерний Оренбург" 09.01.2004, поэтому должно вступить в силу не ранее 1 января 2004 года и не ранее одного месяца с 09.01.2004, что и имело место в действительности.
При таких обстоятельствах оспариваемое прокурором Постановление Оренбургского городского Совета не противоречит статье 5 НК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Анализ изложенного в совокупности позволил суду сделать вывод о том, что в удовлетворении заявления прокурора о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229 "Об утверждении коэффициентов дифференциации средней ставки земельного налога и ценового зонирования земель г. Оренбурга" с момента вступления в силу - с 09.02.2004; приостановлении действия Постановления Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229, следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 246, 252, 253, 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Прокурору Ленинского района г. Оренбурга в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229 "Об утверждении коэффициентов дифференциации средней ставки земельного налога и ценового зонирования земель г. Оренбурга" с момента вступления в силу - с 09.02.2004; приостановлении действия Постановления Оренбургского городского Совета от 29.12.2003 N 229 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья
Ж.Г.СТАСОВА
Ж.Г.СТАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)