Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 22.07.2004 N А06-80У-21/04

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 22 июля 2004 года Дело N А 06-80У-21/04

Рыболовецкий колхоз "Астраханец" обратился в арбитражный суд с иском о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Астраханской области, с. Красный Яр Астраханской области, запрещающих заявителю применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Решением от 9 марта 2004 г. исковые требования удовлетворены полностью.
Постановлением от 11 мая 2004 г. апелляционная инстанция того же суда указанное решение оставила без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Астраханской области просит отменить принятые по делу судебные акты, в заявления отказать.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов, считает их подлежащими отмене ввиду неправильного применения судами норм материального права.
Как следует из материалов дела, 17.12.2003 Рыболовецкий колхоз "Астраханец" обратился в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Астраханской области с заявлением о переводе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей - единый сельскохозяйственный налог.
29.12.2003 уведомлением N 5 налоговый орган сообщил Рыболовецкому колхозу "Астраханец" о невозможности перехода налогоплательщика на новую систему налогообложения - единый сельскохозяйственный налог.
Отказ налогового органа в переводе истца на новую систему налогообложения мотивирован тем, что выловленная рыба не относится к сельскохозяйственной продукции, вследствие чего налогоплательщик не является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Суды, признавая действия налогового органа незаконными, исходили из следующего.
Согласно ст. 346.2 НК РФ налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ. В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.
Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.
Заявитель, по мнению судов, подпадает под действие указанной нормы, поскольку действующее налоговое законодательство не дает определения сельскохозяйственной продукции в целях налогообложения. Поэтому судами применена ст. 11 НК РФ, согласно которой институты, понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Согласно ст. 1 Закона РФ N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" от 08.12.95 вылов рыбы приравнивается к производству сельскохозяйственной продукции. Также к продукции сельского хозяйства относит вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, код 989900.
При этом судами не принято во внимание следующее. В соответствии со ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статьей 346.2 Кодекса произведено разделение понятий сельскохозяйственная продукция и рыбоводство. Таким образом, все, что связано с производством рыбной продукции, подпадает под действие указанной нормы, если только организация занимается ее выращиванием.
Если бы такого разделения не было, с позицией заявителя и судов можно было согласиться. Однако такое разделение законодателем в Кодексе произведено и поэтому оснований для ссылки на иные отрасли законодательства не имеется.
Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1) (введенному в действие Постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст) сельское хозяйство относится к разделу А, а рыболовство и рыбоводство - к разделу Б, т.е. указанные виды деятельности являются самостоятельными.
Именно исходя из вида деятельности законодатель и выделил в самостоятельную категорию организации, занимающиеся разведением рыбы, как организации, имеющие право на переход на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Иное толкование Закона, в частности, данное судами со ссылкой на Закон РФ "О сельскохозяйственной кооперации", означало бы, что переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями, занимающимися одним и тем же видом деятельности - выловом рыбы, зависит от их организационно-правовой формы, что прямо запрещено ст. 3 НК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления у судов не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.03.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 11.05.2004 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А 06-80У-21/04 отменить.
Рыболовецкому колхозу "Астраханец" в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Астраханской области по запрету на переход уплаты единого сельскохозяйственного налога отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 22 июля 2004 года Дело N А 06-80У-21/04

Рыболовецкий колхоз "Астраханец" обратился в арбитражный суд с иском о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Астраханской области, с. Красный Яр Астраханской области, запрещающих заявителю применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Решением от 9 марта 2004 г. исковые требования удовлетворены полностью.
Постановлением от 11 мая 2004 г. апелляционная инстанция того же суда указанное решение оставила без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Астраханской области просит отменить принятые по делу судебные акты, в заявления отказать.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов, считает их подлежащими отмене ввиду неправильного применения судами норм материального права.
Как следует из материалов дела, 17.12.2003 Рыболовецкий колхоз "Астраханец" обратился в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Астраханской области с заявлением о переводе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей - единый сельскохозяйственный налог.
29.12.2003 уведомлением N 5 налоговый орган сообщил Рыболовецкому колхозу "Астраханец" о невозможности перехода налогоплательщика на новую систему налогообложения - единый сельскохозяйственный налог.
Отказ налогового органа в переводе истца на новую систему налогообложения мотивирован тем, что выловленная рыба не относится к сельскохозяйственной продукции, вследствие чего налогоплательщик не является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Суды, признавая действия налогового органа незаконными, исходили из следующего.
Согласно ст. 346.2 НК РФ налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном гл. 26.1 НК РФ. В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.
Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.
Заявитель, по мнению судов, подпадает под действие указанной нормы, поскольку действующее налоговое законодательство не дает определения сельскохозяйственной продукции в целях налогообложения. Поэтому судами применена ст. 11 НК РФ, согласно которой институты, понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Согласно ст. 1 Закона РФ N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" от 08.12.95 вылов рыбы приравнивается к производству сельскохозяйственной продукции. Также к продукции сельского хозяйства относит вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, код 989900.
При этом судами не принято во внимание следующее. В соответствии со ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статьей 346.2 Кодекса произведено разделение понятий сельскохозяйственная продукция и рыбоводство. Таким образом, все, что связано с производством рыбной продукции, подпадает под действие указанной нормы, если только организация занимается ее выращиванием.
Если бы такого разделения не было, с позицией заявителя и судов можно было согласиться. Однако такое разделение законодателем в Кодексе произведено и поэтому оснований для ссылки на иные отрасли законодательства не имеется.
Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1) (введенному в действие Постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст) сельское хозяйство относится к разделу А, а рыболовство и рыбоводство - к разделу Б, т.е. указанные виды деятельности являются самостоятельными.
Именно исходя из вида деятельности законодатель и выделил в самостоятельную категорию организации, занимающиеся разведением рыбы, как организации, имеющие право на переход на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Иное толкование Закона, в частности, данное судами со ссылкой на Закон РФ "О сельскохозяйственной кооперации", означало бы, что переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями, занимающимися одним и тем же видом деятельности - выловом рыбы, зависит от их организационно-правовой формы, что прямо запрещено ст. 3 НК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления у судов не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.03.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 11.05.2004 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А 06-80У-21/04 отменить.
Рыболовецкому колхозу "Астраханец" в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Астраханской области по запрету на переход уплаты единого сельскохозяйственного налога отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)