Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 29.09.2004 N Ф04-6928/2004(А70-5041-31)

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 29 сентября 2004 года Дело N Ф04-6928/2004(А70-5041-31)


Открытое акционерное общество "Тюменская домостроительная компания" (далее - ОАО "Тюменская домостроительная компания") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Тюмени N 3 (далее - налоговая инспекция) от 13.04.2004 N 02-10/5614 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Решением суда первой инстанции от 27.05.2004 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение признано недействительным.
Суд пришел к выводу о необоснованном доначислении ответчиком сумм земельного налога за 2003 год, пеней и штрафа, поскольку заявитель в уточненных декларациях правильно определил ставки земельного налога и исчислил сумму налога. При этом суд исходил из того, что обязанность налогоплательщика последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами представительной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена актами законодательства о налогах и сборах.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение требований статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить решение суда. Полагает, что ОАО "Тюменская домостроительная компания" неверно произведен расчет земельного налога за 2003 год.
Отзыв на кассационную жалобу в установленном законом порядке не представлен.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, просил удовлетворить кассационную жалобу. Представитель ОАО "Тюменская домостроительная компания", опровергая доводы кассационной жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций заявителя по земельному налогу за 2003 год было установлено, что налогоплательщиком неверно применены ставки земельного налога. По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение от 13.04.2004 N 02-10/5614, которым заявителю начислены суммы земельного налога за 2003 год в размере 3322529 руб., пени в размере 65930,43 руб., а также налоговые санкции на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 664505,80 руб.
Полагая, что оспариваемое решение налоговой инспекции не соответствует действующему законодательству, ОАО "Тюменская домостроительная компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Решением Тюменской городской Думы от 29.12.98 N 355 "Об утверждении ставок земельного налога и схемы зон градостроительной ценности территории г. Тюмени" установлены ставки земельного налога.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году; статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2; статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действовавшие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Аналогичные нормы включались в Законы Тюменской области об областном бюджете.
Статьей 13 Закона Тюменской области от 15.02.2000 N 157 "Об областном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2; Законом Тюменской области от 12.02.2001 N 272 "Об областном бюджете на 2001 год" каких-либо коэффициентов для применения ставок налога на землю не устанавливалось; статьей 12 Закона Тюменской области от 11.10.2001 N 424 "Об областном бюджете на 2002 год" (в редакции Закона Тюменской области от 23.12.2002 N 106) установлено, что в 2002 году ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом 2; статьей 10 Закона Тюменской области от 23.12.2002 N 105 "Об областном бюджете на 2003 год" установлено, что в 2003 году ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2002 году, применяются с коэффициентом 1,8 для всех категорий земель.
Такая формулировка Законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Следовательно, ошибочным является вывод арбитражного суда о том, что у заявителя отсутствовали основания для применения ставки земельного налога с повышающими коэффициентами предыдущих налоговых периодов.




Кассационная считает, что арбитражный суд, не исследовав по настоящему делу необходимость применения повышающих коэффициентов, принял решение на основании неполно исследованных обстоятельств по делу, что могло привести к принятию неправильного решения.
Поскольку указанные нарушения могут быть устранены только при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции, обжалуемое решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить допущенные нарушения, исследовать вопрос о наличии у налогоплательщика в 2003 году недоимки по земельному налогу, дать правовую оценку оспариваемому решению налоговой инспекции.
При принятии нового решения распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 27.05.2004 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-2773/20-2004 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 29 сентября 2004 года Дело N Ф04-6928/2004(А70-5041-31)


Открытое акционерное общество "Тюменская домостроительная компания" (далее - ОАО "Тюменская домостроительная компания") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Тюмени N 3 (далее - налоговая инспекция) от 13.04.2004 N 02-10/5614 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Решением суда первой инстанции от 27.05.2004 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение признано недействительным.
Суд пришел к выводу о необоснованном доначислении ответчиком сумм земельного налога за 2003 год, пеней и штрафа, поскольку заявитель в уточненных декларациях правильно определил ставки земельного налога и исчислил сумму налога. При этом суд исходил из того, что обязанность налогоплательщика последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, устанавливаемым органами представительной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена актами законодательства о налогах и сборах.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение требований статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить решение суда. Полагает, что ОАО "Тюменская домостроительная компания" неверно произведен расчет земельного налога за 2003 год.
Отзыв на кассационную жалобу в установленном законом порядке не представлен.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, просил удовлетворить кассационную жалобу. Представитель ОАО "Тюменская домостроительная компания", опровергая доводы кассационной жалобы, просил оставить ее без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций заявителя по земельному налогу за 2003 год было установлено, что налогоплательщиком неверно применены ставки земельного налога. По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение от 13.04.2004 N 02-10/5614, которым заявителю начислены суммы земельного налога за 2003 год в размере 3322529 руб., пени в размере 65930,43 руб., а также налоговые санкции на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 664505,80 руб.
Полагая, что оспариваемое решение налоговой инспекции не соответствует действующему законодательству, ОАО "Тюменская домостроительная компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Решением Тюменской городской Думы от 29.12.98 N 355 "Об утверждении ставок земельного налога и схемы зон градостроительной ценности территории г. Тюмени" установлены ставки земельного налога.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" (в редакции Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю") установлены средние ставки земельного налога. Статьей 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году; статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2; статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действовавшие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Аналогичные нормы включались в Законы Тюменской области об областном бюджете.
Статьей 13 Закона Тюменской области от 15.02.2000 N 157 "Об областном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2; Законом Тюменской области от 12.02.2001 N 272 "Об областном бюджете на 2001 год" каких-либо коэффициентов для применения ставок налога на землю не устанавливалось; статьей 12 Закона Тюменской области от 11.10.2001 N 424 "Об областном бюджете на 2002 год" (в редакции Закона Тюменской области от 23.12.2002 N 106) установлено, что в 2002 году ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом 2; статьей 10 Закона Тюменской области от 23.12.2002 N 105 "Об областном бюджете на 2003 год" установлено, что в 2003 году ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2002 году, применяются с коэффициентом 1,8 для всех категорий земель.
Такая формулировка Законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Следовательно, ошибочным является вывод арбитражного суда о том, что у заявителя отсутствовали основания для применения ставки земельного налога с повышающими коэффициентами предыдущих налоговых периодов.




Кассационная считает, что арбитражный суд, не исследовав по настоящему делу необходимость применения повышающих коэффициентов, принял решение на основании неполно исследованных обстоятельств по делу, что могло привести к принятию неправильного решения.
Поскольку указанные нарушения могут быть устранены только при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции, обжалуемое решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить допущенные нарушения, исследовать вопрос о наличии у налогоплательщика в 2003 году недоимки по земельному налогу, дать правовую оценку оспариваемому решению налоговой инспекции.
При принятии нового решения распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 27.05.2004 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-2773/20-2004 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)