Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2009 года
Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина при ведении протокола судебного заседания судьей С.П. Ворониным рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спор - ЗАО "СМУ-12 Уралэкскавация"
о признании незаконным отказа в государственной регистрации выпуска акций
при участии в судебном заседании
- от заявителя: А.В. Булыгин, по доверенности от 18.11.2008;
- от заинтересованного лица: Д.А. Клочихин по доверенности от 12.12.2008 N 116.
от третьего лица: А.В. Булыгин, по доверенности от 21.12.2008 г. (копия доверенности приобщена к материалам дела)
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявитель представил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство судом рассмотрено, удовлетворено.
ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным приказа Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе от 17.10.2008 N 2077 об отказе в государственной регистрации выпуска именных бездокументарных акций общества. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что нарушения, допущенные при реорганизации ЗАО "Уралэкскавация", послужившие основанием для отказа в регистрации выпуска акций, не могут быть устранены в связи с ликвидацией этого общества, кроме того, в государственное регистрации акций обществу было отказано до окончания проверки, чем нарушены права заявителя. В судебном заседании заявитель пояснил, что решение суда о признании незаконным отказа в государственной регистрации акций является единственным способом восстановления прав акционерного общества.
Заинтересованное лицо с требованиями не согласно, ссылаясь на то, что выпуск обыкновенных именных бездокументарных акций общества был осуществлен с нарушениями Закона о рынке ценных бумаг, которые являются неустранимыми, что влечет отказ в государственной регистрации выпуска акций.
Третье лицо поддерживает требования заявителя.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
на основании решения общего собрания акционеров Закрытого акционерного общества "Уралэкскавация" от 31.05.2007 г. была осуществлена реорганизация данного общества путем его разделения на два самостоятельных общества - ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация" и ЗАО "СМУ-12 Уралэкскавация". В единый государственный реестр юридических лиц 08.02.2008 г. внесены записи о ликвидации ЗАО "Уралэкскавация" и о создании двух новых юридических лиц.
Закрытое акционерное общество "СМУ-14 Уралэкскавация" 28.03.2008 г. представило в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе заявление N 2386 о государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций.
В связи с отсутствием в представленных документах указания на порядок конвертации акций и коэффициента конвертации Региональным отделением было назначено проведение камеральной проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации при создании этих обществ, заявителю направлено предписание о представлении необходимых документов, а уведомлением от 28.04.2008 г. N 4149003/06 заявителю сообщено о приостановлении эмиссии ценных бумаг и предложено в срок до 30.05.2008 г. устранить указанные нарушения.
По ходатайству общества уведомлением Регионального отделения N 5337003/06 от 02.06.2008 г. срок приостановления эмиссии ценных бумаг продлен до принятия решения по результатам камеральной проверки.
Приказом Регионального отделения ФСФР в Уральском федеральном округе от 17.10.2008 г. N 2077 заявителю отказано в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций в связи с нарушением эмитентом законодательства Российской Федерации о ценных бумагах; несоответствием документов, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ, Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 г. N 07-4/нз-н, и иных нормативно-правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг; внесением в решение о выпуске ценных бумаг или иные документы, являвшиеся основанием для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, либо в отчет об итогах выпуска ценных бумаг или иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска ценных бумаг ложных сведений, не соответствующих действительности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) эмиссией ценных бумаг признается установленная настоящим Федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, а выпуск эмиссионных ценных бумаг - совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска.
Согласно ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы:
- принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
- государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
- размещение эмиссионных ценных бумаг;
- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Статьей 20 Закона о рынке ценных бумаг установлено, что государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на основании заявления эмитента, при этом к заявлению прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг.
Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.
Регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.
Абзацем 2 ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг, к которым относится нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ размещения акций акционерных обществ, созданных в результате реорганизации акционерного общества в форме разделения осуществляется среди акционеров реорганизуемого общества на равных условиях. При этом общее собрание акционеров реорганизуемого в форме разделения общества по вопросу о реорганизации общества в форме разделения принимает решение о реорганизации общества, которое должно содержать в том числе порядок конвертации акций реорганизуемого общества в акции каждого создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций.
Каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против принятия решения о реорганизации общества или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого создаваемого путем реорганизации в форме разделения общества, предоставляющие те же права, что и принадлежащие ему акции реорганизуемого общества, пропорционально их числу (п. 3.3 ст. 18 этого Закона.
Как следует из материалов дела, на внеочередном общем собрании акционеров ЗАО "Уралэкскавация" от 31.05.2007 года, принявшем решение о реорганизации общества путем его разделения, было определено, что на каждую обыкновенную акцию ЗАО "Уралэкскавация" подлежало распределению 1 акция ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация" или ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация".
Вместе с тем в данном решении общего собрания отсутствует порядок конвертации акций реорганизуемого общества в акции каждого создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации, что является нарушением требования пункта 3 ст. 18 Закона об акционерных обществах. Не представлены доказательства выполнения этих условий и по требованию регистрирующего органа.
Согласно реестра эмиссионных ценных бумаг обществом было размещено 1181 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 рублей, а в соответствии с документами, представленными на государственную регистрацию выпуска акций ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация" было размещено 536 обыкновенных акций, а ЗАО "СМУ-12 Уралэкскавация" - 645 акций.
Поскольку совокупное количество акций, размещенных этими акционерными обществами, совпадает с количеством акций размещенных реорганизованным акционерным обществом (1181), то коэффициент конвертации акций ЗАО "Уралэкскавация" составляет 1:1.
Как установлено проверкой Регионального управления ФКЦБ в Уральском округе, в том числе путем истребования документов от регистратора ЗАО "Уралэкскавация" - закрытого акционерного общества "Регистрационный Депозитарный Центр", на дату государственной регистрации прекращения деятельности этого общества путем его реорганизации в форме разделения (08.02.2008 г.), количество акционеров ЗАО "Уралэкскавация" составляет 129 человек, а совокупное количество акционеров двух новых обществ составило 118 человек. При этом акционерам ЗАО "Уралэкскавация" (в совокупности владеющих 47 акциями, не принимавшим участие в голосовании по вопросу о реорганизации ЗАО "Уралэкскавация", не были размещены акции ни одного из созданных акционерных обществ.
Так, акционеры Агафонов Валентин Иванович, владелец 4 акций ЗАО "Уралэкскавация", Андреянов Виталий Викторович - 2 акции, Аникина Бинара Биляловна - 1 акция, Бараковская Александра Николаевна - 1 акция, Голендухин Анатолий Степанович - 3 акции, Долматов Геннадий Викторович - 2 акции, Дьячков Геннадий Андреевич - 1 акция, Идрисов Игорь Ахметжанович - 4 акции, Коуров Виктор Павлович - 5 акций, Маркелов Александр Николаевич - 2 акции, Паньшин Александр Анатольевич - 1 акция, Плотников Леонид Викторович - 3 акции, Самочкина Маргарита Александровна - 3 акции, Сбоева Римма Михайловна - 4 акции, Севостьянов Александр Петрович - 5 акций, Степанов Василий Анатольевич - 3 акции, Чагин Дмитрий Иванович - 3 акции, не числятся в списках акционеров ни одного из созданных акционерных обществ.
Кроме того, количество акций ЗАО "Уралэкскавация", принадлежащих акционеру Барышникову Геннадию Васильевичу (216 штук по состоянию на 08.02.2008 г.), не соответствует количеству полученных им акций ЗАО "СМУ-12 Уралэкскавация" (238 штук по состоянию на 08.02.2008 г.), а акционеру Волковой Валентине Борисовне, владеющей 53 акциями ЗАО "Уралэкскавация" было размещено 78 акций ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация, т.е. с коэффициентом конвертации 1:47 при фактическом коэффициенте 1:1.
Из материалов дела также следует, что часть акционеров ЗАО "Уралэкскавация" не принимали участие в голосовании по вопросу реорганизации общества, в связи с чем указанным акционерам были размещены акции обоих обществ, созданных в результате реорганизации.
Вместе с тем при размещении акций одного их этих акционеров было осуществлено с нарушением пункта 3.3. статьи 18 Закона об акционерных обществах, согласно которому каждый акционер реорганизуемого общества, не принимавший участие в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого создаваемого путем реорганизации общества, предоставляющие те же права, что и принадлежащие ему акции реорганизуемого общества, пропорционально их числу.
Так, проверкой установлено, что Култышевой Людмиле Георгиевне, являющейся владельцем 28 акций ЗАО "Уралэкскавация", что составляет 2,37% от общего количества акций, размещенных ЗАО "Уралэкскавация", было размещено 14 акций ЗАО "СМУ-12 Уралэкскавация", что составляет 2,17 от общего количества акций, размещенных ЗАО "СМУ-12 Уралэкскавация" и 14 акций ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация", что составляет 2,61 от общего количества акций, размещенных ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация", т.е. установленный законом принцип пропорциональности перехода прав был нарушен.
Кроме того, проверкой были выявлены и другие нарушения процедуры эмиссии акций, а именно:
- - принятие решения об избрании членов советов директоров ЗАО "СМУ-12 Уралэкскавация" и ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация" всеми акционерами ЗАО "Уралэкскавация", что является нарушением пункта 3.2 ст. 18 Закона об акционерных обществах;
- - непредставление в регистрирующий орган решения уполномоченного лица или органа эмитента об утверждении отчета об итогах выпуска ценных бумаг, что является нарушением требований пункта 2.6.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 г. N 07-4/пз-н (далее - Стандарты);
- - непредставление в регистрирующий орган копий учредительных документов всех трех юридических лиц, участвующих в реорганизации, со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями (пункт 6.3.1 Стандартов);
- - отсутствие в анкете эмитента сведений о дате, на которую указываются сведения, отсутствие в решении о выпуске акций сведений о коэффициенте конвертации акций;
- - внесение в отчет об итогах выпуска ценных бумаг сведений, не соответствующих действительности, в том числе указание на утверждение этого отчета (фактически не утвержден), указание недостоверных сведений о дате государственной регистрации выпуска ценных бумаг, указание недостоверных сведений об акционерах, владеющих не менее 2 процентами обыкновенных акций общества.
Таким образом, эмитентом были нарушены требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а условия эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг ЗАО "СМУ-12 Уралэкскавация" противоречат законодательству, что и явилось основанием для отказа в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций этого общества.
Заявитель, фактически не оспаривая данные нарушения и необоснованность вывода Регионального отделения ФСФР России по УрФО об отсутствии оснований для государственной регистрации выпуска акций, ссылается на то, что эти нарушения являются неустранимыми в связи с ликвидацией ЗАО "Уралэкскавация" и исключением данного общества из Единого государственного реестра юридических лиц. В связи с этим единственным способом защиты прав акционерного общества и его акционеров является обязание регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию и при указанных нарушениях, не являющихся существенными.
В судебном заседании представитель заявителя, обосновывая незначительный характер нарушений, пояснил, что причиной неразмещения акций новых обществ среди указанных акционеров явилось наличие заключенных договоров купли-продажи принадлежащих им акций, в соответствии с которыми акции были проданы Г.В. Барышникову (ныне акционер ЗАО "СМУ-12 Уралэкскавация" и В.Б. Волковой (ныне акционер ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация").
Вместе с тем данный довод не свидетельствует об отсутствии нарушений порядка размещений акций.
В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона об акционерных обществах, акции акционерных обществ, создаваемых при реорганизации в форме разделения, размещаются путем конвертации акций реорганизуемого акционерного общества в акции акционерных обществ, создаваемых при реорганизации в форме разделения.
Конвертацией признается обмен одних ценных бумаг на другие ценные бумаги, при которой происходит изъятие из оборота одних ценных бумаг и вовлечение в оборот других ценных бумаг, имеющих иные свойства, при которой владелец изъятых ценных бумаг становится владельцем вовлеченных в оборот ценных бумаг. Конвертация акций при реорганизации акционерного общества осуществляется путем проведения операций в реестрах акционерных обществ, при этом акционерам вновь создаваемого общества может быть только акционер реорганизуемого акционерного общества, и ему должно принадлежать акции созданного общества пропорционально количеству принадлежащих ему акций реорганизуемого общества.
Согласно ст. 29 Закона о рынке ценных бумаг, право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю:
- в случае учета прав на ценные бумаги у лица, осуществляющего депозитарную деятельность - с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя;
- в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра - с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, каких-либо операций в реестре акционеров ЗАО "Уралэкскавация" по переходу прав на акции от указанных лиц к Г.В. Барышникову и В.Б. Волковой не осуществлялось, в связи с чем неразмещение этим акционерам их акций в акции созданных обществ, и, соответственно, размещение их акций другим акционерам, является неправомерным.
Указанные нарушения препятствуют законному размещению и обращению ценных бумаг путем заключения легальных гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.
Поскольку государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в том числе путем государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них, в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация" РО ФСФР России по УрФО отказано правомерно в связи с наличием в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация" о признании незаконным приказа РО ФСФР России по УрФО от 17.10.2008 г. N 2077 об отказе в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, - отказать.
2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
3. В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.02.2009 ПО ДЕЛУ N А60-36136/2008-С9
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2009 г. по делу N А60-36136/2008-С9
Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2009 года
Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина при ведении протокола судебного заседания судьей С.П. Ворониным рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спор - ЗАО "СМУ-12 Уралэкскавация"
о признании незаконным отказа в государственной регистрации выпуска акций
при участии в судебном заседании
- от заявителя: А.В. Булыгин, по доверенности от 18.11.2008;
- от заинтересованного лица: Д.А. Клочихин по доверенности от 12.12.2008 N 116.
от третьего лица: А.В. Булыгин, по доверенности от 21.12.2008 г. (копия доверенности приобщена к материалам дела)
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявитель представил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство судом рассмотрено, удовлетворено.
ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным приказа Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе от 17.10.2008 N 2077 об отказе в государственной регистрации выпуска именных бездокументарных акций общества. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что нарушения, допущенные при реорганизации ЗАО "Уралэкскавация", послужившие основанием для отказа в регистрации выпуска акций, не могут быть устранены в связи с ликвидацией этого общества, кроме того, в государственное регистрации акций обществу было отказано до окончания проверки, чем нарушены права заявителя. В судебном заседании заявитель пояснил, что решение суда о признании незаконным отказа в государственной регистрации акций является единственным способом восстановления прав акционерного общества.
Заинтересованное лицо с требованиями не согласно, ссылаясь на то, что выпуск обыкновенных именных бездокументарных акций общества был осуществлен с нарушениями Закона о рынке ценных бумаг, которые являются неустранимыми, что влечет отказ в государственной регистрации выпуска акций.
Третье лицо поддерживает требования заявителя.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
на основании решения общего собрания акционеров Закрытого акционерного общества "Уралэкскавация" от 31.05.2007 г. была осуществлена реорганизация данного общества путем его разделения на два самостоятельных общества - ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация" и ЗАО "СМУ-12 Уралэкскавация". В единый государственный реестр юридических лиц 08.02.2008 г. внесены записи о ликвидации ЗАО "Уралэкскавация" и о создании двух новых юридических лиц.
Закрытое акционерное общество "СМУ-14 Уралэкскавация" 28.03.2008 г. представило в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе заявление N 2386 о государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций.
В связи с отсутствием в представленных документах указания на порядок конвертации акций и коэффициента конвертации Региональным отделением было назначено проведение камеральной проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации при создании этих обществ, заявителю направлено предписание о представлении необходимых документов, а уведомлением от 28.04.2008 г. N 4149003/06 заявителю сообщено о приостановлении эмиссии ценных бумаг и предложено в срок до 30.05.2008 г. устранить указанные нарушения.
По ходатайству общества уведомлением Регионального отделения N 5337003/06 от 02.06.2008 г. срок приостановления эмиссии ценных бумаг продлен до принятия решения по результатам камеральной проверки.
Приказом Регионального отделения ФСФР в Уральском федеральном округе от 17.10.2008 г. N 2077 заявителю отказано в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций в связи с нарушением эмитентом законодательства Российской Федерации о ценных бумагах; несоответствием документов, представленных для государственной регистрации выпуска ценных бумаг и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ, Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 г. N 07-4/нз-н, и иных нормативно-правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг; внесением в решение о выпуске ценных бумаг или иные документы, являвшиеся основанием для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, либо в отчет об итогах выпуска ценных бумаг или иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска ценных бумаг ложных сведений, не соответствующих действительности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) эмиссией ценных бумаг признается установленная настоящим Федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг, а выпуск эмиссионных ценных бумаг - совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации. Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственный регистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данного выпуска.
Согласно ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы:
- принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
- государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
- размещение эмиссионных ценных бумаг;
- государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
При учреждении акционерного общества или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение эмиссионных ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации их выпуска, а государственная регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Статьей 20 Закона о рынке ценных бумаг установлено, что государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на основании заявления эмитента, при этом к заявлению прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг.
Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.
Регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.
Абзацем 2 ст. 21 Закона о рынке ценных бумаг предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг, к которым относится нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ размещения акций акционерных обществ, созданных в результате реорганизации акционерного общества в форме разделения осуществляется среди акционеров реорганизуемого общества на равных условиях. При этом общее собрание акционеров реорганизуемого в форме разделения общества по вопросу о реорганизации общества в форме разделения принимает решение о реорганизации общества, которое должно содержать в том числе порядок конвертации акций реорганизуемого общества в акции каждого создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций.
Каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против принятия решения о реорганизации общества или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого создаваемого путем реорганизации в форме разделения общества, предоставляющие те же права, что и принадлежащие ему акции реорганизуемого общества, пропорционально их числу (п. 3.3 ст. 18 этого Закона.
Как следует из материалов дела, на внеочередном общем собрании акционеров ЗАО "Уралэкскавация" от 31.05.2007 года, принявшем решение о реорганизации общества путем его разделения, было определено, что на каждую обыкновенную акцию ЗАО "Уралэкскавация" подлежало распределению 1 акция ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация" или ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация".
Вместе с тем в данном решении общего собрания отсутствует порядок конвертации акций реорганизуемого общества в акции каждого создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации, что является нарушением требования пункта 3 ст. 18 Закона об акционерных обществах. Не представлены доказательства выполнения этих условий и по требованию регистрирующего органа.
Согласно реестра эмиссионных ценных бумаг обществом было размещено 1181 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 рублей, а в соответствии с документами, представленными на государственную регистрацию выпуска акций ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация" было размещено 536 обыкновенных акций, а ЗАО "СМУ-12 Уралэкскавация" - 645 акций.
Поскольку совокупное количество акций, размещенных этими акционерными обществами, совпадает с количеством акций размещенных реорганизованным акционерным обществом (1181), то коэффициент конвертации акций ЗАО "Уралэкскавация" составляет 1:1.
Как установлено проверкой Регионального управления ФКЦБ в Уральском округе, в том числе путем истребования документов от регистратора ЗАО "Уралэкскавация" - закрытого акционерного общества "Регистрационный Депозитарный Центр", на дату государственной регистрации прекращения деятельности этого общества путем его реорганизации в форме разделения (08.02.2008 г.), количество акционеров ЗАО "Уралэкскавация" составляет 129 человек, а совокупное количество акционеров двух новых обществ составило 118 человек. При этом акционерам ЗАО "Уралэкскавация" (в совокупности владеющих 47 акциями, не принимавшим участие в голосовании по вопросу о реорганизации ЗАО "Уралэкскавация", не были размещены акции ни одного из созданных акционерных обществ.
Так, акционеры Агафонов Валентин Иванович, владелец 4 акций ЗАО "Уралэкскавация", Андреянов Виталий Викторович - 2 акции, Аникина Бинара Биляловна - 1 акция, Бараковская Александра Николаевна - 1 акция, Голендухин Анатолий Степанович - 3 акции, Долматов Геннадий Викторович - 2 акции, Дьячков Геннадий Андреевич - 1 акция, Идрисов Игорь Ахметжанович - 4 акции, Коуров Виктор Павлович - 5 акций, Маркелов Александр Николаевич - 2 акции, Паньшин Александр Анатольевич - 1 акция, Плотников Леонид Викторович - 3 акции, Самочкина Маргарита Александровна - 3 акции, Сбоева Римма Михайловна - 4 акции, Севостьянов Александр Петрович - 5 акций, Степанов Василий Анатольевич - 3 акции, Чагин Дмитрий Иванович - 3 акции, не числятся в списках акционеров ни одного из созданных акционерных обществ.
Кроме того, количество акций ЗАО "Уралэкскавация", принадлежащих акционеру Барышникову Геннадию Васильевичу (216 штук по состоянию на 08.02.2008 г.), не соответствует количеству полученных им акций ЗАО "СМУ-12 Уралэкскавация" (238 штук по состоянию на 08.02.2008 г.), а акционеру Волковой Валентине Борисовне, владеющей 53 акциями ЗАО "Уралэкскавация" было размещено 78 акций ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация, т.е. с коэффициентом конвертации 1:47 при фактическом коэффициенте 1:1.
Из материалов дела также следует, что часть акционеров ЗАО "Уралэкскавация" не принимали участие в голосовании по вопросу реорганизации общества, в связи с чем указанным акционерам были размещены акции обоих обществ, созданных в результате реорганизации.
Вместе с тем при размещении акций одного их этих акционеров было осуществлено с нарушением пункта 3.3. статьи 18 Закона об акционерных обществах, согласно которому каждый акционер реорганизуемого общества, не принимавший участие в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого создаваемого путем реорганизации общества, предоставляющие те же права, что и принадлежащие ему акции реорганизуемого общества, пропорционально их числу.
Так, проверкой установлено, что Култышевой Людмиле Георгиевне, являющейся владельцем 28 акций ЗАО "Уралэкскавация", что составляет 2,37% от общего количества акций, размещенных ЗАО "Уралэкскавация", было размещено 14 акций ЗАО "СМУ-12 Уралэкскавация", что составляет 2,17 от общего количества акций, размещенных ЗАО "СМУ-12 Уралэкскавация" и 14 акций ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация", что составляет 2,61 от общего количества акций, размещенных ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация", т.е. установленный законом принцип пропорциональности перехода прав был нарушен.
Кроме того, проверкой были выявлены и другие нарушения процедуры эмиссии акций, а именно:
- - принятие решения об избрании членов советов директоров ЗАО "СМУ-12 Уралэкскавация" и ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация" всеми акционерами ЗАО "Уралэкскавация", что является нарушением пункта 3.2 ст. 18 Закона об акционерных обществах;
- - непредставление в регистрирующий орган решения уполномоченного лица или органа эмитента об утверждении отчета об итогах выпуска ценных бумаг, что является нарушением требований пункта 2.6.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 г. N 07-4/пз-н (далее - Стандарты);
- - непредставление в регистрирующий орган копий учредительных документов всех трех юридических лиц, участвующих в реорганизации, со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями (пункт 6.3.1 Стандартов);
- - отсутствие в анкете эмитента сведений о дате, на которую указываются сведения, отсутствие в решении о выпуске акций сведений о коэффициенте конвертации акций;
- - внесение в отчет об итогах выпуска ценных бумаг сведений, не соответствующих действительности, в том числе указание на утверждение этого отчета (фактически не утвержден), указание недостоверных сведений о дате государственной регистрации выпуска ценных бумаг, указание недостоверных сведений об акционерах, владеющих не менее 2 процентами обыкновенных акций общества.
Таким образом, эмитентом были нарушены требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а условия эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг ЗАО "СМУ-12 Уралэкскавация" противоречат законодательству, что и явилось основанием для отказа в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций этого общества.
Заявитель, фактически не оспаривая данные нарушения и необоснованность вывода Регионального отделения ФСФР России по УрФО об отсутствии оснований для государственной регистрации выпуска акций, ссылается на то, что эти нарушения являются неустранимыми в связи с ликвидацией ЗАО "Уралэкскавация" и исключением данного общества из Единого государственного реестра юридических лиц. В связи с этим единственным способом защиты прав акционерного общества и его акционеров является обязание регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию и при указанных нарушениях, не являющихся существенными.
В судебном заседании представитель заявителя, обосновывая незначительный характер нарушений, пояснил, что причиной неразмещения акций новых обществ среди указанных акционеров явилось наличие заключенных договоров купли-продажи принадлежащих им акций, в соответствии с которыми акции были проданы Г.В. Барышникову (ныне акционер ЗАО "СМУ-12 Уралэкскавация" и В.Б. Волковой (ныне акционер ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация").
Вместе с тем данный довод не свидетельствует об отсутствии нарушений порядка размещений акций.
В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона об акционерных обществах, акции акционерных обществ, создаваемых при реорганизации в форме разделения, размещаются путем конвертации акций реорганизуемого акционерного общества в акции акционерных обществ, создаваемых при реорганизации в форме разделения.
Конвертацией признается обмен одних ценных бумаг на другие ценные бумаги, при которой происходит изъятие из оборота одних ценных бумаг и вовлечение в оборот других ценных бумаг, имеющих иные свойства, при которой владелец изъятых ценных бумаг становится владельцем вовлеченных в оборот ценных бумаг. Конвертация акций при реорганизации акционерного общества осуществляется путем проведения операций в реестрах акционерных обществ, при этом акционерам вновь создаваемого общества может быть только акционер реорганизуемого акционерного общества, и ему должно принадлежать акции созданного общества пропорционально количеству принадлежащих ему акций реорганизуемого общества.
Согласно ст. 29 Закона о рынке ценных бумаг, право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю:
- в случае учета прав на ценные бумаги у лица, осуществляющего депозитарную деятельность - с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя;
- в случае учета прав на ценные бумаги в системе ведения реестра - с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, каких-либо операций в реестре акционеров ЗАО "Уралэкскавация" по переходу прав на акции от указанных лиц к Г.В. Барышникову и В.Б. Волковой не осуществлялось, в связи с чем неразмещение этим акционерам их акций в акции созданных обществ, и, соответственно, размещение их акций другим акционерам, является неправомерным.
Указанные нарушения препятствуют законному размещению и обращению ценных бумаг путем заключения легальных гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги.
Поскольку государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в том числе путем государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них, в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация" РО ФСФР России по УрФО отказано правомерно в связи с наличием в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований ЗАО "СМУ-14 Уралэкскавация" о признании незаконным приказа РО ФСФР России по УрФО от 17.10.2008 г. N 2077 об отказе в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, - отказать.
2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
3. В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
ВОРОНИН С.П.
ВОРОНИН С.П.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)