Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.08.2010 N 18АП-7335/2010 ПО ДЕЛУ N А47-426/2010

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2010 г. N 18АП-7335/2010

Дело N А47-426/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2010 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Ивановой Н.А., Дмитриевой Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2010 по делу N А47-426/2010 (судья Жарова Л.А.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" Бурякова О.К. (доверенность N 02\\2023 от 23.12.2009)

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительным решения N 08-27/35195 от 09.09.2009 (с учетом уточнения, т. 1, л.д. 4 - 8, 101).
По результатам проверки уточненной налоговой декларации по водному налогу за 1 кв. 2007 г. установлено занижение налоговой базы на сумму 1 481 920 руб., в связи с использованием водных объектов на основании лицензий, выданных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74 (далее - ВК РФ от 03.06.2006).
Заявитель полагает, что с 01.01.2007 не является плательщиком водного налога по смыслу ч. 2 ст. 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, сумма налога в соответствии с первоначальной налоговой декларацией уже уплачена, числится переплата.
Налоговый орган заявленные требования не признал, указывал, что общество является плательщиком водного налога в соответствии с гл. 25.2 НК РФ на основании лицензий, выданных до введения в действие ВК РФ от 03.06.2006 (т. 1, л.д. 91 - 94).
Решением суда от 04.06.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано, суд пришел к выводу о наличии у общества обязанности по уплате водного налога в 1 кв. 2007 г., поскольку право пользования водными объектами возникло на основании лицензий, выданных до введения в действие ВК РФ от 03.06.2006 (т. 2, л.д. 94 - 98).
19.07.2010 от заявителя поступила апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения. В обоснование общество указывает, что в проверяемый период не являлось плательщиком водного налога по смыслу ст. 333.8 НК РФ, лицензии на водопользование выданы до вступления в силу ВК РФ от 03.06.2006, таким образом, после 01.01.2007 законные основания для уплаты водного налога отсутствуют (т. 2, л.д. 103 - 106).
Налоговый орган извещен о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явился. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившегося лица. Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ. При отсутствии возражений пересмотр судебного акта производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав плательщика, установил следующее.
ООО "Оренбург Водоканал" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 21.08.2003, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов (т. 1, л.д. 77 - 78). Им осуществляет водопользование на основании следующих видов лицензий (т. 1, л.д. 103 - 145), т. 2, л.д. 1 - 43):
- - серии ОРБ 00065 БРВХЗ, дата регистрации 27 декабря 2005 года, срок действия лицензии до 01 января 2009 года с целевым назначением: питьевое, хозяйственно-бытовое водоснабжение г. Оренбурга и сброс сточных вод;
- - серии ОРБ 01606 ВЭ, дата регистрации 20 сентября 2004 года, срок окончания действия лицензии 1 августа 2014 года с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вол для водоснабжения города Оренбурга;
- - серии ОРБ 01607 ВЭ, дата регистрации 22 сентября 2004 года, срок окончания действия лицензии 1 августа 2014 года с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения поселка Бердянка;
- - серии ОРБ 01613 ВЭ, дата регистрации 22 сентября 2004 года, срок окончания действия лицензии 1 августа 2014 года с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения поселка Авиагородок;
- - серии ОРБ 01911 ВЭ, дата регистрации 25 октября 2006 года, срок окончания действия лицензии 1 января 2016 года с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения села Краснохолм.;
- - серии ОРБ 01876 ВЭ, дата регистрации 17 июля 2006 года, срок окончания действия лицензии 1 июля 2016 года с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения населения и предприятий города Оренбурга (водозабор РТИ);
- - серии ОРБ 01798 ВЭ, дата регистрации 8 ноября 2005 года, срок окончания действия лицензии 1 сентября 2015 года с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения села Самородово города Оренбурга;
- - серии ОРБ 01609 ВЭ, дата регистрации 22 сентября 2004 года, срок окончания действия лицензии 1 августа 2014 года с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения города Оренбурга (водозабор - город Оренбург-1);
- - серии ОРВ 01615 ВЭ, дата регистрации 23 сентября 2004 года, срок окончания действия лицензии 1 августа 2014 года с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения города Оренбурга (водозабор - город Оренбург).;
- - серии ОРБ 01608 ВЭ, дата регистрации 22 сентября 2004 года, срок окончания действия лицензии 1 августа 2014 года с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения поселка Нижнесакмарский;
- - серии ОРБ 01612 ВЭ, дата регистрации 22 сентября 2004 года, срок окончания действия лицензии 1 августа 2014 года с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения поселка Каргала;
- - серии ОРБ 01614 ВЭ, дата регистрации 22 сентября 2004 года, срок окончания действия лицензии 1 августа 2014 года с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения поселка Берды.
20.09.2007 заявителем представлена налоговая декларация по водному налогу за 1 кв. 2007 г. с суммой налога, подлежащего к уплате в размере 2 116 266 руб. (т. 1, л.д. 10 - 37). Оплата произведена по платежному поручению от 23.04.2007 N 418 на сумму 2 116 266 руб. (т. 1, л.д. 53).
30.09.2009 сдана уточненная налоговая декларация за 1 кв. 2007 г., сумма налога к уплате составила 634 346 руб. только за пользование объектом "Уральский открытый водозабор" на основании лицензии ОРБ N 00065 БРВЗХ, водопользование в связи с добычей подземных вод из налоговой базы исключено (т. 1, л.д. 54 - 57).
В ответ на сообщение налогового органа о предоставлении пояснений по факту уменьшения налоговой базы, общество указало, что не является плательщиком водного налога в отношении добычи вод из подземных источников с 01.01.2007 г. (т. 2, л.д. 70 - 72).
По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 11.07.2009 N 08-27/3114 дсп (т. 1, л.д. 58 - 66), вынесено решение N 08-27/35195 от 09.09.2009 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, предложено уплатить недоимку по водному налогу в размере 1 481 920 руб. (т. 1, л.д. 38 - 45).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 21.10.2009 N 17-17/18038 оспариваемое решение налогового органа утверждено (т. 1, л.д. 46 - 50).
Имеется справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 31.08.2009, в соответствии с которой у плательщика числится переплата по водному налогу в размере 1 481 920 руб. (т. 1, л.д. 67 - 68).
Полагая, что решение инспекции не соответствует налоговому законодательству, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционной жалобы, суд исходит из следующего.
По мнению подателя апелляционной жалобы - общества, в проверяемый период оно не являлось плательщиком водного налога по смыслу ст. 333.8 НК РФ, лицензии на водопользование выданы до вступления в силу ВК РФ от 03.06.2006, таким образом, после 01.01.2007 законные основания для уплаты водного налога отсутствуют.
Суд установил наличие у заявителя обязанности по уплате водного налога в спорный период, поскольку право пользования водными объектами возникло на основании лицензий, выданных до введения в действие ВК РФ от 03.06.2006.
Выводы суда являются правильными, основанными на представленных в материалы доказательствах и нормах действующего законодательства.
Правовое регулирование использования и охраны водных объектов осуществляется Водным кодексом Российской Федерации. До 01.01.2007 действовал Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ (далее - ВК N 167-ФЗ).
В соответствии с ВК РФ N 167-ФЗ и Законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" специальное и (или) особое водопользование осуществлялось исключительно на основании лицензии.
Федеральным законом от 03.06.2006 N 74-ФЗ принят, а Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ введен в действие с 01.01.2007 новый Водный кодекс Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" новый Водный кодекс Российской Федерации применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. При этом для водопользователей, осуществляющих использование водных объектов на основании лицензий на водопользование, выданных до введения в действие нового Водного кодекса Российской Федерации, в п. 1 ст. 5 названного Закона предусмотрено сохранение права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование до истечения срока действия таких лицензий.
В силу ч. 1, 2 ст. 333.8 НК РФ к налогоплательщикам водного налога отнесены организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В НК РФ не содержится определения понятий "специальное" или "особое" водопользование. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.
Согласно письму Министерства финансов от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14 пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с гл. 25.2 НК РФ на основании лицензий на право пользования подземными водами, выданных до 01.01.2007.
Правоотношения, связанные с осуществлением обществом водопользования, возникли на основании лицензий, выданных до 01.01.2007, срок их действия в спорный период не истек, сведений об изменении по инициативе заявителя условий и сроков использования водных объектов в материалы дела не представлено.
На основании системного толкования вышеуказанных положений, судом сделан обоснованный вывод о наличии у заявителя в соответствии со ст. 333.8 НК РФ обязанности по уплате водного налога в спорный период.
Ввиду отсутствия недоимки штрафные санкции к плательщику не применялись. Основания для переоценки выводом суда первой инстанции, удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения отсутствуют.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Оренбург Водоканал" по платежному поручению N 2706 от 08.07.2010 была излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1000 рублей, которая в силу ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату из федерального бюджета.
Не установлены нарушения, перечисленные в ч. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2010 по делу N А47-426/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
судья
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Н.Н.ДМИТРИЕВА
Н.А.ИВАНОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)