Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.02.2008 ПО ДЕЛУ N А42-5373/2007

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2008 г. по делу N А42-5373/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-522/2008) Инспекции ФНС по г. Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.11.2007 года по делу N А42-5373/2007 (судья Белявская Е.Б.),
по заявлению ООО "ИГРАТЕК"
к Инспекции ФНС по г. Мурманску
о признании недействительным постановления
при участии:
- от заявителя: Фигурина Т.В. - доверенность от 06.12.2007 года;
- от ответчика: Щербинин К.В. - доверенность от 09.01.2007 года N 01-14-25/000033;
- установил:

решением Арбитражного суда Мурманской области от 21.11.2007 года удовлетворены требования ООО "ИГРАТЕК" о признании недействительным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску N 479 от 31.08.2007 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика. Суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Мурманску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ИГРАТЕК".
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил:
20.02.2007 года ООО "ИГРАТЕК" представило в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за январь 2007 года, согласно которой при расчете налога Общество применило ставку налога в размере 2 250 руб. за один игровой автомат. Согласно данным указанной декларации сумма налога составила 157 500 руб.
В ходе камеральной проверки налоговой декларации Инспекция установила неуплату налога на игорный бизнес в сумме 367 500 руб. в связи с применением заниженной ставки налога в размере 2 250 руб. (вместо 7500 руб.).
Уведомлением N 50-26.2-7-13.2-66791 налоговый орган сообщил Обществу о выявленном налоговом правонарушении и известил налогоплательщика о дате, времени и месте подписания акта камеральной налоговой проверки (л.д. 42 - 43).
Результаты проверки были рассмотрены в отсутствие представителей Общества и оформлены актом от 01.06.2007 г. N 189 (л.д. 37 - 39).
Письмом от 05.06.2007 г. N 70-26.2-7-13.2-084693 Инспекция сообщила Обществу о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Одновременно налоговый орган направил в адрес Общества экземпляр акта камеральной налоговой проверки от 01.06.2007 г. N 189 для подписания (л.д. 36, 40).
На рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки представители Общества не явились (л.д. 34).
Рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки, 04.07.2007 г. заместитель начальника Инспекции принял решение N 1678 о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ с применением пункта 4 статьи 114 НК РФ за совершение налогового правонарушения, выразившегося в неуплате налога на игорный бизнес за январь 2007 года, в виде взыскания штрафа в размере 101 100 руб. Указанным решением Обществу также доначислен налог на игорный бизнес за январь 2007 года в сумме 367 500 руб. и начислены пени в сумме 17 137 руб. 75 коп. (л.д. 27 - 29).
На основании указанного решения налоговым органом выставлено требование N 3207 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 08.08.2007 г. (л.д. 12). Срок исполнения требования истек 28.08.2007 г.
Поскольку в установленный срок Общество требование не исполнило, 31.08.2007 г. Инспекцией в порядке статьи 47 НК РФ были приняты решение и постановление N 479 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя (л.д. 13, 56).
В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на то, что если организация, зарегистрированная в качестве субъекта малого бизнеса до признания утратившей силу статьи 9 Закона N 88-ФЗ, приобретает и регистрирует новые объекты игорного бизнеса после отмены названной нормы, в отношении вновь зарегистрированных объектов действуют ставки, установленные региональным законодательством на момент регистрации новых объектов, а не на момент регистрации предприятия. ООО "Игратек" зарегистрировало объекты налогообложения после 01.01.2005 года, то есть, после того, как утратили силу положения статьи 9 Закона N 88-ФЗ.
Апелляционная инстанция отклоняет данную позицию налогового органа по следующим основаниям.
Глава 29 "Налог на игорный бизнес" части второй Налогового кодекса Российской Федерации введена с 01.01.2004 Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Пунктом 1 статьи 369 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки по налогу на игорный бизнес устанавливаются законами субъектов Российской Федерации за один игровой автомат в пределах от 1 500 до 7 500 руб.
В соответствии со статьей 1 Закона Мурманской области от 13.11.2003 N 434-01-ЗМО "О ставках налога на игорный бизнес в Мурманской области" ставка налога на игорный бизнес в Мурманской области за один игровой автомат с 01.01.2004 составила 2 250 руб.
В дальнейшем Законом Мурманской области от 18.11.2004 N 520-01-ЗМО "О внесении изменения в статью 1 Закона Мурманской области "О ставках налога на игорный бизнес" ставка налога на игорный бизнес за один игровой автомат увеличена до 2 500 руб.
Законом N 643-01-ЗМО с 01.01.2005 установлен налог на игорный бизнес за один игровой автомат в размере 7 500 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 07.02.2002 N 37-О и от 04.12.2003 N 445-О, в силу пункта 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования.
Из этого следует, что статьей 9 указанного Закона, действовавшей в период регистрации Общества, являющегося субъектом малого предпринимательства, гарантировалось сохранение в течение первых четырех лет его деятельности того порядка налогообложения, который действовал на момент его государственной регистрации (28.04.2004).
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 9 Закона N 88-ФЗ отменена с 01.01.2005.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с момента регистрации Общества (28.04.2004) четырехлетний срок, предусмотренный статьей 9 Закона N 88-ФЗ, не истек.
Поэтому суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Общество имело право в спорный период уплачивать налог на игорный бизнес по ставке, действовавшей на момент его государственной регистрации (2250 руб.).
В постановлении от 19.06.03 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности, и что положения пункта 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ направлены на урегулирование налоговых отношений и гарантируют субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них. Принимая во внимание, что в силу пункта 1 статьи 17 НК РФ ставка налога является одним из элементов налогообложения, а следовательно, ее изменение в сторону повышения нарушает стабильность режима налогообложения для Общества в целом и увеличение ставки налога на игорный бизнес ухудшает положение Общества как плательщика этого налога.
Довод налогового органа о том, что статья 9 Закона N 88-ФЗ не подлежит применению, поскольку утратила силу с 01.01.05 на основании Закона N 122-ФЗ, несостоятелен. Данное обстоятельство (утрата статьей 9 Закона N 88-ФЗ силы) не повлияло на право субъекта малого предпринимательства, возникшее до отмены названной нормы, использовать предоставленные ему гарантии до истечения четырехлетнего срока с момента его государственной регистрации.
Закон не связывает право на предоставленные гарантии с моментом регистрации игровых автоматов. Таким образом, в отношении вновь зарегистрированных объектов подлежат применению ставки налога, действовавшие на момент регистрации субъекта малого предпринимательства.
Поскольку ООО "ИГРАТЕК" зарегистрировано 28.04.2004 г., следовательно, четырехлетний срок, предусмотренный статьей 9 Закона N 88-ФЗ, заканчивается для Общества 28.04.2008 г. В этот период Общество вправе применять налогообложение в том порядке, который действовал на момент его государственной регистрации, в том числе, и в отношении игровых автоматов, зарегистрированных после 01.01.2005 года.
Таким образом, при расчете налога на игорный бизнес за январь 2007 года Общество правомерно применило налоговую ставку в размере 2 250 руб., действовавшую на момент его государственной регистрации.
Кроме того, судом сделан правильный вывод о нарушении налоговым органом срока направления требования N 3207.
Декларация по налогу на игорный бизнес за январь 2007 г. была сдана ООО "ИГРАТЕК" 20.02.2007 г.
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиками налоговой декларации.
Срок камеральной налоговой проверки указанной декларации истекает 20.05.2007 г.
Решение N 1678 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральной проверки декларации по налогу на игорный бизнес за январь 2007 г. принято 04.07.2007 г.
Пропуск срока камеральной проверки повлек нарушение установленного НК РФ срока направления требования N 3207 от 08.08.2007 г.
При таком положении судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение арбитражного суда принято без нарушения норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 21 ноября 2007 года по делу N А42-48386/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
СЕМИГЛАЗОВ В.А.

Судьи
ГОРБАЧЕВА О.В.
ЗАГАРАЕВА Л.П.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)