Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.05.2012 ПО ДЕЛУ N А26-6942/2011

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2012 г. по делу N А26-6942/2011


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Милюшковой О.Ю., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия Бокша А.М. (доверенность от 10.01.2012), Захаровой М.А. (доверенность от 18.06.2011), Фрейдлинг Т.А. (доверенность от 10.05.2012), от общества с ограниченной ответственностью "Лобское-5" Строганова А.М. (доверенность от 10.10.2011 N 127), рассмотрев 18.05.2012 в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Карелия кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.10.2011 (судья Гарист С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 (судьи Згурская М.Л., Дмитриева И.А., Семиглазов В.А.) по делу N А26-6942/2011,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЛОБСКОЕ-5" (ОГРН 1021001010250; место нахождения: 186350, Республика Карелия, Медвежьегорский район, станция Пергуба; далее - Общество, ООО "Лобское-5") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия (далее - Инспекция, налоговый орган) от 10.06.2011 N 21 в части доначисления 9 995 158 руб. налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), 3 463 963 руб. пеней и 364 417 руб. штрафа.
Суд первой инстанции решением от 28.10.2011 требования заявителя удовлетворил.
Постановлением апелляционного суда от 31.01.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление, отказать в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, объектом налогообложения (полезным ископаемым) является щебень, как первая по своему качеству продукция, соответствующая стандартам, а не строительный камень, как указали суды.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Лобское-5", считая решение и постановление законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества их отклонил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ООО "Лобское-5" за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, по результатам которой составила акт от 17.03.2011 N 11 и приняла решение от 10.06.2011 N 21 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 19.08.2011 N 07-08/08044 оспариваемое решение налогового органа оставлено без изменения.
Основанием для привлечения ООО "Лобское-5" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 364 417 руб., доначисления Обществу 9 995 158 руб. НДПИ и 3 463 963 руб. 85 коп. пеней послужил вывод налогового органа о том, что объектом налогообложения (полезным ископаемым) является щебень как первая по своему качеству продукция, соответствующая стандарту.
Не согласившись с принятым Инспекцией ненормативным актом, ООО "Лобское-5" обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным в соответствующей части.
Судебные инстанции, удовлетворяя требования заявителя, признали оспариваемое решение налогового органа не соответствующим требованиям статей 336 и 337 Кодекса.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 337 Кодекса (в редакции спорного периода) полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 337 НК РФ видами добытого полезного ископаемого являются, в частности, неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Общество осуществляет разработку месторождения гнейсо-гранитов "Лобское" с целью добычи камня строительного фракции 0-250 мм (далее - строительный камень), который является результатом разработки месторождения и первой продукцией, по своему качеству соответствующей Стандарту предприятия "Камень строительный - горная масса фракции 0-250 мм СТО 53202258.001-2006" (далее - Стандарт).
Согласно Стандарту продукцией разработки карьера является камень строительный - горная масса фракции 0-250 мм, получаемая в результате первичной обработки добытых (извлеченных) скальных пород со средней насыпной плотностью свыше 2000 кг/м.куб, предназначенная, в том числе, для строительства и производства нерудных строительных материалов.
Пунктом 3 Стандарта предусмотрено, что первичная обработка строительного камня, содержащегося в горной массе, включает в себя технологические операции по доведению до требуемого Стандартом и техническими условиями качества полезных ископаемых: дробление негабаритов, первичное дробление на щековой дробилке (установленной в карьере) и грохочение.
Стандартом также установлены показатели качества, которым строительный камень должен соответствовать по физико-механическим и технологическим свойствам.
В технической документации, к которой относятся Стандарт, Проект карьера на месторождении гнейсо-гранитов "Лобское" в Медвежьегорском районе Республики Карелия 2005 года (далее - Проект карьера), План развития горных работ карьера гнейсо-гранитов месторождения "Лобское" на 2009 год (далее - План развития горных работ), технологические процессы подразделяются на:
1) процесс добычи строительного камня (пункт 3 Стандарта; пункт 3.4.2 "Добычные работы" Проекта карьера; пункт 5.2 "Технология добычных работ" Плана развития горных работ);
2) процесс переработки добытого строительного камня в щебень (пункт 5.2 "Технологическая схема производства" Проекта карьера, пункт 13.1 "Проектное и фактическое состояние производства" Плана развития горных работ).
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенными в пунктах 1 и 3 постановления Пленума от 18.12.2007 N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости", положение пункта 1 статьи 337 Кодекса о том, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам, означает: вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.
В связи с этим при определении объекта налогообложения НДПИ следует иметь в виду, что, поскольку в силу абзаца второго пункта 1 статьи 337 НК РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности, не признается по общему правилу полезным ископаемым и продукция, в отношении которой были осуществлены предусмотренные соответствующими стандартами технологические операции, не являющиеся операциями по добыче (извлечению) полезного ископаемого из минерального сырья (например, операции по очистке от примесей, измельчению, насыщению и т.д.).
Согласно пункту 7 статьи 339 Кодекса при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 этой статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Применяя указанные нормы, суды должны исходить из следующего. Данные нормы не могут быть истолкованы как означающие, что полезным ископаемым во всех случаях признается конечная продукция разработки месторождения, поскольку проектом разработки конкретного месторождения может быть предусмотрена необходимость осуществления в отношении полезного ископаемого операций, относящихся не только к добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, но и к его дальнейшей переработке.
Руководствуясь приведенными разъяснениями, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что в силу пункта 1 статьи 337 НК РФ щебень не может являться объектом налогообложения НДПИ, поскольку представляет собой продукт дальнейшей переработки (измельчения) добытого полезного ископаемого - строительного камня.
Суды также мотивированно отклонили довод Инспекции о том, что технологическая схема производства щебня является частью технологической схемы добычных работ, как противоречащий технической документации, в которой отдельно определены процесс добычи строительного камня и процесс переработки добытого строительного камня в щебень. Указанные процессы расположены в разных разделах (главах) и содержат отдельное описание каждой стадии.
Судебные инстанции обоснованно не приняли и ссылку налогового органа на то, что в соответствии с Лицензией от 18.02.2000 N ПТЗ 00619 ТЭ на добычу гнейсо-гранитов на месторождении "Лобское" для производства щебня (далее - Лицензия) добытым полезным ископаемым является щебень. При этом суды исходили из того, что из текста Лицензии, а также Условий пользования недрами (приложение к Лицензии) следует, что добываются гнейсо-граниты, которые используются для производства щебня, то есть щебень не добывается, а производится.
Изменения, внесенные в пункт 5 Условий пользования недрами от 07.08.2003 N 3 в 2003 году, не дают оснований полагать, что Лицензия предусматривает добычу щебня, как полезного ископаемого, поскольку в пункт 1 "Целевое назначение работ" изменения не вносились, следовательно, условие о том, что добываются гнейсо-граниты, которые используются для производства щебня, не изменилось. Приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 27.01.2011 N 64 в пункт 5 "Ставки платежей при пользовании недрами и земельными участками" Условий пользования недрами внесено изменение, устраняющее ошибочную редакцию дополнительного соглашения N 3 (в части ссылки на щебень как полезное ископаемое).
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно признали недействительным решение Инспекции в оспариваемой ООО "Лобское-5" части.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены вынесенных по делу решения и постановления, а также несоблюдения судами норм материального права кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.10.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 по делу N А26-6942/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий
М.В.ПАСТУХОВА

Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
Ю.А.РОДИН














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)