Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу гаражно-потребительского кооператива "Факел", г. Елабуга
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009
по делу N А65-10862/2007
по заявлению гаражно-потребительского кооператива "Факел", г. Елабуга о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан от 02.05.2007 N 752,
установил:
гаражно-потребительский кооператив "Факел" (далее - кооператив, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан от 02.05.2007 N 752.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2008 заявление кооператива удовлетворено частично. Признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан от 2.05.2007 N 752 в части доначисления к уплате в бюджет земельного налога в сумме 186 449 руб. 30 коп. и начисления соответствующих сумм пеней. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, кооператив обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным оспариваемого решения в части доначисления к уплате в бюджет земельного налога за 1 квартал 2006 года в сумме 311 797 руб. 70 коп. и начисления соответствующих сумм пеней. Налогоплательщик считает, что судами неправильно произведен перерасчет налоговых обязательств, поскольку в пользовании непосредственно кооператива находится 4,15 га земельного участка.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещена, заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Дело рассмотрено по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленного кооперативом уточненного расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2006 года.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 02.05.2007 N 752 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности с доначислением к уплате в бюджет земельного налога за 1 квартал 2006 года в сумме 498 247 руб. и начислением соответствующих сумм пеней в размере 53 393 руб. 99 коп.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком исчисленного авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2006 года.
Полагая решение налогового органа не соответствующим закону, кооператив обратился с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 2005) установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Следовательно, в рассматриваемом случае, как верно указано судами, документом, подтверждающим право собственности и бессрочного (постоянного) пользования спорным земельным участком является государственный акт на землю N 16-47-334 (л. д. 35 - 36, том 1), согласно которому 6,94 га земель числятся в коллективно-долевой собственности членов кооператива и 4,15 га - бессрочном (постоянном) пользовании кооператива.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что у кооператива отсутствует обязанность по исчислению и уплате спорного налога по земельным участкам, находящимся в собственности физических лиц.
Между тем, судами неправильно произведен перерасчет налоговых обязательств кооператива, исходя из площади 6,94 га земель, поскольку земли с указанной площадью числятся в коллективно-долевой собственности членов кооператива, а не в собственности самого кооператива, на что ошибочно указали суды.
Судебная коллегия приходит к выводу, что обязанность по уплате земельного налога у кооператива возникает из площади земель, равной 4,15 га, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, будет составлять 186 449,30 руб. ((41500 * 1198,07 * 1,5%) : 4)).
При таких обстоятельствах, в силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда об отказе в удовлетворении заявления кооператива о признании недействительным оспариваемого решения инспекции в части доначисления земельного налога за 1 квартал 2006 года в сумме 125 348,40 руб. (311 797,70 руб. (сумма налога, доначисление которой не основано на законе) - 186 449,30 руб. (сумма налога, доначисление которой признана судами недействительным)), начисления соответствующих сумм пеней подлежит отмене, а заявление налогоплательщика в указанной части удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009 по делу N А65-10862/2007 об отказе в удовлетворении заявления гаражно-потребительского кооператива "Факел" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан от 02.05.2007 N 752 в части доначисления земельного налога за 1 квартал 2006 года в сумме 125 348,40 руб., начисления соответствующих сумм пеней отменить.
Заявление гаражно-потребительского кооператива "Факел" в указанной части удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан от 02.05.2007 N 752 в части доначисления земельного налога за 1 квартал 2006 года в сумме 125 348,40 руб., начисления соответствующих сумм пеней.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.05.2009 ПО ДЕЛУ N А65-10862/2007
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2009 г. по делу N А65-10862/2007
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу гаражно-потребительского кооператива "Факел", г. Елабуга
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009
по делу N А65-10862/2007
по заявлению гаражно-потребительского кооператива "Факел", г. Елабуга о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан от 02.05.2007 N 752,
установил:
гаражно-потребительский кооператив "Факел" (далее - кооператив, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан от 02.05.2007 N 752.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2008 заявление кооператива удовлетворено частично. Признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан от 2.05.2007 N 752 в части доначисления к уплате в бюджет земельного налога в сумме 186 449 руб. 30 коп. и начисления соответствующих сумм пеней. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, кооператив обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным оспариваемого решения в части доначисления к уплате в бюджет земельного налога за 1 квартал 2006 года в сумме 311 797 руб. 70 коп. и начисления соответствующих сумм пеней. Налогоплательщик считает, что судами неправильно произведен перерасчет налоговых обязательств, поскольку в пользовании непосредственно кооператива находится 4,15 га земельного участка.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, инспекция) явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещена, заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Дело рассмотрено по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка представленного кооперативом уточненного расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2006 года.
По результатам проверки налоговым органом принято решение от 02.05.2007 N 752 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности с доначислением к уплате в бюджет земельного налога за 1 квартал 2006 года в сумме 498 247 руб. и начислением соответствующих сумм пеней в размере 53 393 руб. 99 коп.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком исчисленного авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2006 года.
Полагая решение налогового органа не соответствующим закону, кооператив обратился с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 2005) установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Следовательно, в рассматриваемом случае, как верно указано судами, документом, подтверждающим право собственности и бессрочного (постоянного) пользования спорным земельным участком является государственный акт на землю N 16-47-334 (л. д. 35 - 36, том 1), согласно которому 6,94 га земель числятся в коллективно-долевой собственности членов кооператива и 4,15 га - бессрочном (постоянном) пользовании кооператива.
Кассационная инстанция считает правильным вывод судов о том, что у кооператива отсутствует обязанность по исчислению и уплате спорного налога по земельным участкам, находящимся в собственности физических лиц.
Между тем, судами неправильно произведен перерасчет налоговых обязательств кооператива, исходя из площади 6,94 га земель, поскольку земли с указанной площадью числятся в коллективно-долевой собственности членов кооператива, а не в собственности самого кооператива, на что ошибочно указали суды.
Судебная коллегия приходит к выводу, что обязанность по уплате земельного налога у кооператива возникает из площади земель, равной 4,15 га, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, будет составлять 186 449,30 руб. ((41500 * 1198,07 * 1,5%) : 4)).
При таких обстоятельствах, в силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда об отказе в удовлетворении заявления кооператива о признании недействительным оспариваемого решения инспекции в части доначисления земельного налога за 1 квартал 2006 года в сумме 125 348,40 руб. (311 797,70 руб. (сумма налога, доначисление которой не основано на законе) - 186 449,30 руб. (сумма налога, доначисление которой признана судами недействительным)), начисления соответствующих сумм пеней подлежит отмене, а заявление налогоплательщика в указанной части удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.12.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2009 по делу N А65-10862/2007 об отказе в удовлетворении заявления гаражно-потребительского кооператива "Факел" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан от 02.05.2007 N 752 в части доначисления земельного налога за 1 квартал 2006 года в сумме 125 348,40 руб., начисления соответствующих сумм пеней отменить.
Заявление гаражно-потребительского кооператива "Факел" в указанной части удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан от 02.05.2007 N 752 в части доначисления земельного налога за 1 квартал 2006 года в сумме 125 348,40 руб., начисления соответствующих сумм пеней.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)