Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 12 июля 2004 г. Дело N А19-6828/04-33
Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Новогородского И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
при участии в заседании:
от истца - Взяткина Д.В. (доверенность от 15.03.2004 N 01778),
от ответчика - Копыловой О.Ю. (доверенность от 12.04.2004 N 5366),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Иркутскэнерго" к ИМНС РФ по г. Ангарску Иркутской области об обжаловании действий налогового органа,
ОАО "Иркутскэнерго" (далее по тексту - общество) заявлено требование, уточненное в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий ИМНС РФ по г. Ангарску Иркутской области (далее по тексту - инспекция), выразившихся в невозврате из бюджета переплаты по налогам, и об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата переплаты по налогам.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Общество обратилось в инспекцию с заявлением от 25.02.2004 N 011/2001 (вх. в инспекции 27.02.2004) о возврате на расчетный счет переплаты по налогу на прибыль, а также переплаты за сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ.
Письмом от 26.03.2004 N 09-57/4372 инспекция сообщила о невозможности возврата переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет, так как по состоянию на 19.03.2004 на лицевом счете подразделения "Ангарское отделение фирмы "Энергосбыт" имеется задолженность по транспортному налогу.
По вопросу возврата переплаты по налогу на прибыль в региональный бюджет и переплаты за негативное воздействие на окружающую среду предложено обращаться в инспекцию по месту нахождения головной организации.
Заявлением от 24.02.2004 N 011/1940 общество просило о возврате на расчетный счет переплаты обособленного подразделения ПРФ "Иркутскэнергоремонт" по налогу на доходы в сумме 15508 руб.; обособленного подразделения УСМР "Иркутскэнергострой" по налогу на доходы физических лиц в сумме 1221,66 руб., по ЕСН в ФСС - 1029927,02 руб., по ЕСН в ФФОМС - 17899,95 руб., по ЕСН в ТФОМС - 103178,27 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 434,15 руб., налога на добычу полезных ископаемых - 26367 руб., отчислений на воспроизводство МСБ (код БКК 1050901) в сумме 10546 руб., отчислений на воспроизводство МСБ (код БКК 1050902) - 15821 руб., платы за сверхнормативные выбросы - 9,20 руб., транспортного налога - 6305,48 руб.
Письмом от 26.03.2004 N 09-57/4373 инспекция сообщила о невозможности возврата переплаты на расчетный счет по структурному подразделению УСМР "Иркутскэнергострой", так как на основании заявления о закрытии филиала обществу направлены акты сверок по состоянию на 30.04.2003 (увед. N 107 от 12.05.2003), но до настоящего времени сверка обществом не произведена и акты сверок в инспекцию не возвращены.
Так как учет налога на доходы физических лиц ведется только в части перечисления платежей, принять решение о возврате переплаты по налогу возможно только после проведения документальной проверки.
Кроме того, инспекция сообщила, что по вопросу возврата переплаты по региональным и федеральным налогам обществу необходимо обратиться в инспекцию по месту нахождения налогоплательщика - юридического лица, т.е. в г. Иркутске.
Налогоплательщик с отказом в возврате налога не согласился, обратился в суд с иском о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе в возврате переплаты по налогу на прибыль из консолидированного бюджета в сумме 942,90 руб., по налогу на прибыль из местного бюджета в сумме 120051,89 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 15508 руб., по ЕСН в сумме 1151439,39 руб., по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 26367 руб., по плате за сверхнормативные выбросы в сумме 9,20 руб., по транспортному налогу в сумме 6305,48 руб., по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 26367 руб.; а также с требованием обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем возврата указанных сумм переплаты по налогу.
Общество считает отказ в возврате налога незаконным.
Наличие переплаты по налогу на прибыль подтверждается актами сверок по состоянию на 31.03.2004, которая составила по консолидированному бюджету - 251862,41 руб., по местному бюджету - 2518834,89 руб.
Обобщенное состояние расчетов по всем структурным подразделениям показано в приложении N 3, свидетельствует о том, что по всем структурным подразделениям имелась переплата по налогу.
На основании ст. 78 НК РФ заявитель считает действия инспекции по отказу в возврате налога незаконными.
Инспекция иск не признала по основаниям, изложенным выше. Считает также, что с учетом норм НК РФ о филиалах и представительствах российских юридических лиц, а также правовой позиции Пленума ВАС РФ, выраженной в постановлении от 11.06.1999 N 9, ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате несет юридическое лицо, в состав которого входит структурное подразделение.
Переплата по налогу на прибыль в местный бюджет не может быть произведена, так как по состоянию на 19.03.2004 на лицевом счете структурного подразделения "Ангарское отделение фирмы "Энергосбыт" имеется задолженность по транспортному налогу, а также пени по налогу. Правомерность позиции инспекции подтверждается решением УМНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 29.02.2004 N 08-29/02067-58, принятым по жалобе налогоплательщика.
Так как налогоплательщиком не было подано заявление о зачете переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты недоимки и пени по транспортному налогу, у инспекции нет правовых оснований для возврата переплаты по налогу.
В отношении возврата переплаты по налогу на прибыль в региональный бюджет инспекция считает, что возврат может быть произведен только по месту постановки на учет головной организации.
В отношении налога на доходы инспекция полагает, что возврат налога налоговому агенту, каковым является общество в отношении налога на доходы физических лиц, возможно лишь после проведения выездной налоговой проверки, в ходе которой только и может быть установлено наличие переплаты.
Инспекция также считает, что обществом не представлены суду доказательства наличия переплаты по налогу.
Суд, выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Так, в силу ст. 78 НК РФ налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в случае, если имеется недоимка по другим налогам, а также по пене.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Кодексом.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Правила ст. 78 НК РФ применяются и в отношении возврата переплаты по налогам в отношении налоговых агентов и плательщиков сборов.
Наличие переплаты по налогам в суммах, указанных в уточненных исковых требованиях, подтверждается следующими имеющимися в материалах дела документами:
- актами сверок с инспекцией от 08.04.2004 N 6847, 6824 подтверждается наличие переплаты по налогу на прибыль в региональный бюджет - 942,90 руб., от 08.04.2004 N 6848, 6825, 6819 подтверждается наличие переплаты по налогу на прибыль в местный бюджет в сумме 119017,89 руб.;
- справкой инспекции от 01.12.2003 N 2798 подтверждается переплата по налогу на доходы в сумме 15508 руб.;
- справкой инспекции от 01.04.2004 N 3860 подтверждается переплата по ЕСН в сумме 1151439,39 руб., по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 26367 руб., по плате за сверхнормативные выбросы в сумме 9,20 руб., по транспортному налогу в сумме 6305,48 руб.;
- актом сверки с инспекцией от 22.04.2004 N 7908 подтверждается наличие переплаты по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 26367 руб.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования общества в соответствии со ст. 78 НК РФ законны и обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Признать незаконными действия ИМНС РФ по г. Ангарску Иркутской области, выразившиеся в невозврате переплаты по налогу на прибыль из консолидированного бюджета в сумме 942,90 руб., по налогу на прибыль из местного бюджета в сумме 120051,89 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 15508 руб., по ЕСН в сумме 1151439,39 руб., по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 26367 руб., по плате за сверхнормативные выбросы в сумме 9,20 руб., по транспортному налогу в сумме 6305,48 руб., по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 26367 руб., как не соответствующие требованиям ст.ст. 32, 78 НК РФ.
Обязать ИМНС РФ по г. Ангарску Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата указанных сумм.
Возвратить ОАО "Иркутскэнерго" из федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб., уплаченную по платежному поручению N 8419 от 19.04.2004.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.07.2004 ПО ДЕЛУ N А19-6828/04-33
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 июля 2004 г. Дело N А19-6828/04-33
Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Новогородского И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
при участии в заседании:
от истца - Взяткина Д.В. (доверенность от 15.03.2004 N 01778),
от ответчика - Копыловой О.Ю. (доверенность от 12.04.2004 N 5366),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Иркутскэнерго" к ИМНС РФ по г. Ангарску Иркутской области об обжаловании действий налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Иркутскэнерго" (далее по тексту - общество) заявлено требование, уточненное в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий ИМНС РФ по г. Ангарску Иркутской области (далее по тексту - инспекция), выразившихся в невозврате из бюджета переплаты по налогам, и об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата переплаты по налогам.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Общество обратилось в инспекцию с заявлением от 25.02.2004 N 011/2001 (вх. в инспекции 27.02.2004) о возврате на расчетный счет переплаты по налогу на прибыль, а также переплаты за сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ.
Письмом от 26.03.2004 N 09-57/4372 инспекция сообщила о невозможности возврата переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет, так как по состоянию на 19.03.2004 на лицевом счете подразделения "Ангарское отделение фирмы "Энергосбыт" имеется задолженность по транспортному налогу.
По вопросу возврата переплаты по налогу на прибыль в региональный бюджет и переплаты за негативное воздействие на окружающую среду предложено обращаться в инспекцию по месту нахождения головной организации.
Заявлением от 24.02.2004 N 011/1940 общество просило о возврате на расчетный счет переплаты обособленного подразделения ПРФ "Иркутскэнергоремонт" по налогу на доходы в сумме 15508 руб.; обособленного подразделения УСМР "Иркутскэнергострой" по налогу на доходы физических лиц в сумме 1221,66 руб., по ЕСН в ФСС - 1029927,02 руб., по ЕСН в ФФОМС - 17899,95 руб., по ЕСН в ТФОМС - 103178,27 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 434,15 руб., налога на добычу полезных ископаемых - 26367 руб., отчислений на воспроизводство МСБ (код БКК 1050901) в сумме 10546 руб., отчислений на воспроизводство МСБ (код БКК 1050902) - 15821 руб., платы за сверхнормативные выбросы - 9,20 руб., транспортного налога - 6305,48 руб.
Письмом от 26.03.2004 N 09-57/4373 инспекция сообщила о невозможности возврата переплаты на расчетный счет по структурному подразделению УСМР "Иркутскэнергострой", так как на основании заявления о закрытии филиала обществу направлены акты сверок по состоянию на 30.04.2003 (увед. N 107 от 12.05.2003), но до настоящего времени сверка обществом не произведена и акты сверок в инспекцию не возвращены.
Так как учет налога на доходы физических лиц ведется только в части перечисления платежей, принять решение о возврате переплаты по налогу возможно только после проведения документальной проверки.
Кроме того, инспекция сообщила, что по вопросу возврата переплаты по региональным и федеральным налогам обществу необходимо обратиться в инспекцию по месту нахождения налогоплательщика - юридического лица, т.е. в г. Иркутске.
Налогоплательщик с отказом в возврате налога не согласился, обратился в суд с иском о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отказе в возврате переплаты по налогу на прибыль из консолидированного бюджета в сумме 942,90 руб., по налогу на прибыль из местного бюджета в сумме 120051,89 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 15508 руб., по ЕСН в сумме 1151439,39 руб., по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 26367 руб., по плате за сверхнормативные выбросы в сумме 9,20 руб., по транспортному налогу в сумме 6305,48 руб., по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 26367 руб.; а также с требованием обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем возврата указанных сумм переплаты по налогу.
Общество считает отказ в возврате налога незаконным.
Наличие переплаты по налогу на прибыль подтверждается актами сверок по состоянию на 31.03.2004, которая составила по консолидированному бюджету - 251862,41 руб., по местному бюджету - 2518834,89 руб.
Обобщенное состояние расчетов по всем структурным подразделениям показано в приложении N 3, свидетельствует о том, что по всем структурным подразделениям имелась переплата по налогу.
На основании ст. 78 НК РФ заявитель считает действия инспекции по отказу в возврате налога незаконными.
Инспекция иск не признала по основаниям, изложенным выше. Считает также, что с учетом норм НК РФ о филиалах и представительствах российских юридических лиц, а также правовой позиции Пленума ВАС РФ, выраженной в постановлении от 11.06.1999 N 9, ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате несет юридическое лицо, в состав которого входит структурное подразделение.
Переплата по налогу на прибыль в местный бюджет не может быть произведена, так как по состоянию на 19.03.2004 на лицевом счете структурного подразделения "Ангарское отделение фирмы "Энергосбыт" имеется задолженность по транспортному налогу, а также пени по налогу. Правомерность позиции инспекции подтверждается решением УМНС РФ по Иркутской области и УОБАО от 29.02.2004 N 08-29/02067-58, принятым по жалобе налогоплательщика.
Так как налогоплательщиком не было подано заявление о зачете переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты недоимки и пени по транспортному налогу, у инспекции нет правовых оснований для возврата переплаты по налогу.
В отношении возврата переплаты по налогу на прибыль в региональный бюджет инспекция считает, что возврат может быть произведен только по месту постановки на учет головной организации.
В отношении налога на доходы инспекция полагает, что возврат налога налоговому агенту, каковым является общество в отношении налога на доходы физических лиц, возможно лишь после проведения выездной налоговой проверки, в ходе которой только и может быть установлено наличие переплаты.
Инспекция также считает, что обществом не представлены суду доказательства наличия переплаты по налогу.
Суд, выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 78 НК РФ по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Так, в силу ст. 78 НК РФ налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в случае, если имеется недоимка по другим налогам, а также по пене.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Кодексом.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Правила ст. 78 НК РФ применяются и в отношении возврата переплаты по налогам в отношении налоговых агентов и плательщиков сборов.
Наличие переплаты по налогам в суммах, указанных в уточненных исковых требованиях, подтверждается следующими имеющимися в материалах дела документами:
- актами сверок с инспекцией от 08.04.2004 N 6847, 6824 подтверждается наличие переплаты по налогу на прибыль в региональный бюджет - 942,90 руб., от 08.04.2004 N 6848, 6825, 6819 подтверждается наличие переплаты по налогу на прибыль в местный бюджет в сумме 119017,89 руб.;
- справкой инспекции от 01.12.2003 N 2798 подтверждается переплата по налогу на доходы в сумме 15508 руб.;
- справкой инспекции от 01.04.2004 N 3860 подтверждается переплата по ЕСН в сумме 1151439,39 руб., по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 26367 руб., по плате за сверхнормативные выбросы в сумме 9,20 руб., по транспортному налогу в сумме 6305,48 руб.;
- актом сверки с инспекцией от 22.04.2004 N 7908 подтверждается наличие переплаты по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 26367 руб.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования общества в соответствии со ст. 78 НК РФ законны и обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ИМНС РФ по г. Ангарску Иркутской области, выразившиеся в невозврате переплаты по налогу на прибыль из консолидированного бюджета в сумме 942,90 руб., по налогу на прибыль из местного бюджета в сумме 120051,89 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 15508 руб., по ЕСН в сумме 1151439,39 руб., по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 26367 руб., по плате за сверхнормативные выбросы в сумме 9,20 руб., по транспортному налогу в сумме 6305,48 руб., по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 26367 руб., как не соответствующие требованиям ст.ст. 32, 78 НК РФ.
Обязать ИМНС РФ по г. Ангарску Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата указанных сумм.
Возвратить ОАО "Иркутскэнерго" из федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб., уплаченную по платежному поручению N 8419 от 19.04.2004.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)