Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Ячменева Г.Г., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубук М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 мая 2011 года по делу N А78-2486/2011 по заявлению Открытого акционерного общества "Ксеньевский прииск" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю о признании недействительным решения N 7025 от 11 января 2011 года (суд первой инстанции: Сизикова С.М.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не было,
от инспекции - Савватеевой Н.С., представителя по доверенности от 11.01.2011 N 03.01/1,
Открытое акционерное общество "Ксеньевский прииск", зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1027500624238, ИНН 7512000197, место нахождения: 673750, Забайкальский край, Могочинский район, п. Ксеньевка, ул. Приисковая, 1, (далее - общество, ОАО "Ксеньевский прииск") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю, зарегистрированной в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1047533001471, ИНН 7527006924, место нахождения: 673370, Забайкальский край, Шилкинский район, г. Шилка, ул. Толстого, 111 (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения N 7025 от 11 января 2011 года "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 мая 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции, признавая неправомерным доначисление налога на добычу полезных ископаемых, соответствующих пени и налоговых санкций, исходил из подтверждения налогоплательщиком правомерности применения ставки 0 процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2010 года.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловала его в апелляционном порядке. Заявителем апелляционной жалобы поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований общества, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Налоговый орган указывает на то, что условием применения налоговой ставки 0 процентов при добыче золота из некондиционных запасов в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ является отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил отнесения полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Федеральным агентством по недропользованию по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Следовательно, указанными Правилами предусмотрен специальный субъект, в компетенцию которого входит отнесение запасов полезных ископаемых к категории некондиционных - Федеральное агентство по недропользованию, а не его территориальное подразделение.
При декларировании налоговых обязательств налогоплательщик подтверждает достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации. Между тем применение обществом налоговой ставки 0 процентов в налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь 2010 года, в отсутствие решения Федерального агентства по недропользованию, является неправомерным.
На момент вынесения налоговым органом оспариваемого решения Федеральным агентством по недропользованию решение об отнесении запасов полезных ископаемых к некондиционным не принято, следовательно, основания для признания незаконным решения инспекции отсутствовали.
По мнению инспекции, в рассматриваемой ситуации налогоплательщик должен был представить налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость с указанием налоговой ставки 6 процентов, а после выполнения условий применения налоговой ставки 0 процентов представить уточненную налоговую декларацию.
Налоговый орган считает необходимым также учесть, что из данных налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых, сданных за 2010 год, общее количество драгоценного металла, облагаемое, по мнению налогоплательщика по нулевой ставке, в перерасчете на химически чистый металл составило 79,704 кг. Из заявления общества в Федеральное агентство по недропользованию следует, что общество просит отнести к категории некондиционных запасов 76 кг химически чистого золота. Разница между добытым полезным ископаемым (в перерасчете на химически чистый металл) составляет 3,704 кг, которая в любом случае должна облагаться по ставке 6 процентов.
Общество доводы апелляционной жалобы оспорило по мотивам, изложенным в возражении на апелляционную жалобу, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.07.2011. Общество своего представителя для участия в судебном заседании не направило, известив суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель инспекции поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав представителя инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией на основании статьи 88 Налогового кодекса РФ проведена камеральная проверка представленной обществом 28.07.2010 налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь 2010 года, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки N 7020 от 28.10.2010 (т. 1 л.д. 90 - 93)
Обществом 2 декабря 2010 года на акт проверки представлены возражения (т. 1, л.д. 59 - 63).
Уведомлением от 01.11.2010 N 10-28/14112 инспекция извещала общество о назначении рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки на 3 декабря 2010 года на 10 час. 00 мин., уведомлением N 10-28/15722 от 03.12.2010 - на 6 декабря 2010 года на 11 час. 00 мин. (т. 1, л.д. 94, 98).
6 декабря 2010 года и.о. начальника инспекции принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 10.01.2011 (т. 1, л.д. 99).
Уведомлением N 10-28 от 06.12.2010 общество извещено о назначении рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля на 10 января 2011 года на 14 час. 00 мин. (т. 1, л.д. 102).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика, заместителем начальника инспекции принято решение N 7025 от 11 января 2011 года "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1 л.д. 24 - 32), в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату (неполную уплату) налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в размере 24851 руб. 60 коп.
Пунктом 2 решения начислены пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 3538 руб. 87 коп.; пунктом 3 решения обществу предложено уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 124 258 руб.
Пунктом 4 резолютивной части решения обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Общество в порядке, предусмотренном статьями 137 - 139 Налогового кодекса РФ, обжаловало решение инспекции в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, решением которого N 2.13-20/111 ЮЛ/03174 от 21.03.2011 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю N 7025 от 11.01.2011 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения, и вступило в законную силу (т. 1, л.д. 41 - 42).
Не согласившись с решением инспекции, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных обществом требований подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального права.
Из оспариваемого решения инспекции следует, что основанием начисления налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2010 года, соответствующих пени и налоговых санкций послужил вывод налогового органа о неверном определении налогоплательщиком количества добытого полезного ископаемого (золото, серебро) в связи с неправомерным применением ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов полезных ископаемых (подпункт 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ).
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания необоснованной возможности применения Обществом налоговой ставки 0 процентов по налоговой декларации за июнь 2010 года, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Ксеньевский прииск", имея лицензии на право пользования недрами от 29.04.1999 N 01026 и N 01022 на добычу рассыпного золота дражным способом на месторождении р. Итака и р. Черный Урюм с террасовыми россыпями "Заметнинская" и "Ороченка", в силу статьи 334 Налогового кодекса РФ является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
К видам добытого полезного ископаемого подпунктом 13 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса РФ отнесены концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений.
Пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 338 Налогового кодекса РФ определено, что налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соответствии со статьей 337 настоящего Кодекса.
В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
В силу положений пункта 1 статьи 339 Налогового кодекса РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче, в том числе и полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 899 от 26.12.2001, отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Федеральным агентством по недропользованию по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Количество некондиционных запасов полезных ископаемых (остаточных запасов пониженного качества) и количество добываемых из них полезных ископаемых предусматриваются в годовых планах развития горных работ (годовых программах работ) поквартально, а сведения об отнесении запасов полезных ископаемых к некондиционным направляются Федеральным агентством по недропользованию в Федеральную налоговую службы в 10-дневный срок со дня принятия соответствующего решения.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 22.07.2009 N 220 утвержден Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственных услуг по отнесению запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определению нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов (зарегистрирован в Минюсте РФ 22.10.2009, регистрационный N 15086 <25>), определяющий последовательность административных процедур по предоставлению Роснедрами государственных услуг. В соответствии с утвержденным Регламентом государственные услуги предоставляются пользователям недр, владеющим лицензиями, дающими право на добычу полезных ископаемых, и представившим в Роснедра материалы, обосновывающие отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и/или нормативы содержания полезных ископаемых. Регламент устанавливает, в частности, требования к составу документов, необходимых для предоставления государственных услуг, определяет перечень оснований для отказа в их предоставлении, предусматривает порядок контроля за предоставлением государственных услуг.
Как установлено судом первой инстанции из материалов проверки и пояснений сторон, налогоплательщик, применив при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2010 года ставку 0 процентов, руководствовался протоколом заседания Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Читанедра от 05.12.2007 N 824 рассмотрения государственной экспертизы Технико-Экономического обоснования эксплуатационных кондиций на 2007 - 2012 годы, где запасы рассыпного золота на вышеуказанных месторождениях признаны забалансовыми.
На наличие государственной экспертизы Технико-Экономического обоснования эксплуатационных кондиций общество указывало в возражениях на акт камеральной налоговой проверки (т. 1, л.д. 59 - 63).
Согласно протоколу совещания при заместителе руководителя Федерального агентства по недропользованию от 03.05.2011 на основании плана развития горных работ ОАО "Ксеньевский прииск" на 2010 год, согласованного Управлением Ростехнадзора по Забайкальскому краю (протокол от 27.04.2010 N 76) и эксплуатационных кондиций для подсчета балансовых запасов россыпного золота месторождений рек Черный Урюм и Итака для драг N 159, 161 и 164 (протокол ТКЗ Читанедра от 05.12.2007 N 824) признано обоснованным отнесение к некондиционным запасам (к остаточным запасам пониженного качества) запасов золота в количестве 75,1 кг на рассыпных месторождениях золота рек Итака (драга N 159) и Черный Урюм (драги N 161и N 164) (т. 2, л.д. 8 - 9).
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда первой инстанции о подтверждении налогоплательщиком правомерности применения ставки 0 процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2010 года.
По мнению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемой ситуации, позднее направление налогоплательщиком пакета документов в Роснедра не имеет существенного значения для дела, так как соответствующие документы уполномоченного государственного органа о признании обоснованным отнесения обществом в 2010 году запасов золота к некондиционным запасам представлены в материалы дела, исследованы судом и признаны дающими право обществу применять при расчете сумм налога на добычу полезных ископаемых налоговую ставку 0 процентов за соответствующий налоговый период. В связи чем доводы апелляционной жалобы инспекции в данной части подлежат отклонению.
Довод инспекции о признании обоснованным отнесения обществом к некондиционным запасам меньшего количества добытого полезного ископаемого, чем заявлено в налоговых декларациях за все налоговые периоды 2010 года, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку оспариваемое решение инспекции не содержит такого основания к отказу в применении налоговой ставки 0 процентов, а также не подтверждает необоснованность применения обществом налоговой ставки 0 процентов в спорном налоговом периоде - июнь 2010 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности инспекцией соответствия оспариваемого решения инспекции закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятии решения, в связи с чем требования общества удовлетворены обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильные выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 мая 2011 года по делу N А78-2486/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 мая 2011 года по делу N А78-2486/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2011 ПО ДЕЛУ N А78-2486/2011
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2011 г. по делу N А78-2486/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Ячменева Г.Г., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубук М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 мая 2011 года по делу N А78-2486/2011 по заявлению Открытого акционерного общества "Ксеньевский прииск" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю о признании недействительным решения N 7025 от 11 января 2011 года (суд первой инстанции: Сизикова С.М.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не было,
от инспекции - Савватеевой Н.С., представителя по доверенности от 11.01.2011 N 03.01/1,
установил:
Открытое акционерное общество "Ксеньевский прииск", зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1027500624238, ИНН 7512000197, место нахождения: 673750, Забайкальский край, Могочинский район, п. Ксеньевка, ул. Приисковая, 1, (далее - общество, ОАО "Ксеньевский прииск") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю, зарегистрированной в Едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН 1047533001471, ИНН 7527006924, место нахождения: 673370, Забайкальский край, Шилкинский район, г. Шилка, ул. Толстого, 111 (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения N 7025 от 11 января 2011 года "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 мая 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции, признавая неправомерным доначисление налога на добычу полезных ископаемых, соответствующих пени и налоговых санкций, исходил из подтверждения налогоплательщиком правомерности применения ставки 0 процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2010 года.
Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловала его в апелляционном порядке. Заявителем апелляционной жалобы поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований общества, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Налоговый орган указывает на то, что условием применения налоговой ставки 0 процентов при добыче золота из некондиционных запасов в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ является отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил отнесения полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Федеральным агентством по недропользованию по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Следовательно, указанными Правилами предусмотрен специальный субъект, в компетенцию которого входит отнесение запасов полезных ископаемых к категории некондиционных - Федеральное агентство по недропользованию, а не его территориальное подразделение.
При декларировании налоговых обязательств налогоплательщик подтверждает достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации. Между тем применение обществом налоговой ставки 0 процентов в налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь 2010 года, в отсутствие решения Федерального агентства по недропользованию, является неправомерным.
На момент вынесения налоговым органом оспариваемого решения Федеральным агентством по недропользованию решение об отнесении запасов полезных ископаемых к некондиционным не принято, следовательно, основания для признания незаконным решения инспекции отсутствовали.
По мнению инспекции, в рассматриваемой ситуации налогоплательщик должен был представить налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость с указанием налоговой ставки 6 процентов, а после выполнения условий применения налоговой ставки 0 процентов представить уточненную налоговую декларацию.
Налоговый орган считает необходимым также учесть, что из данных налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых, сданных за 2010 год, общее количество драгоценного металла, облагаемое, по мнению налогоплательщика по нулевой ставке, в перерасчете на химически чистый металл составило 79,704 кг. Из заявления общества в Федеральное агентство по недропользованию следует, что общество просит отнести к категории некондиционных запасов 76 кг химически чистого золота. Разница между добытым полезным ископаемым (в перерасчете на химически чистый металл) составляет 3,704 кг, которая в любом случае должна облагаться по ставке 6 процентов.
Общество доводы апелляционной жалобы оспорило по мотивам, изложенным в возражении на апелляционную жалобу, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.07.2011. Общество своего представителя для участия в судебном заседании не направило, известив суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель инспекции поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав представителя инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией на основании статьи 88 Налогового кодекса РФ проведена камеральная проверка представленной обществом 28.07.2010 налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за июнь 2010 года, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки N 7020 от 28.10.2010 (т. 1 л.д. 90 - 93)
Обществом 2 декабря 2010 года на акт проверки представлены возражения (т. 1, л.д. 59 - 63).
Уведомлением от 01.11.2010 N 10-28/14112 инспекция извещала общество о назначении рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки на 3 декабря 2010 года на 10 час. 00 мин., уведомлением N 10-28/15722 от 03.12.2010 - на 6 декабря 2010 года на 11 час. 00 мин. (т. 1, л.д. 94, 98).
6 декабря 2010 года и.о. начальника инспекции принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 10.01.2011 (т. 1, л.д. 99).
Уведомлением N 10-28 от 06.12.2010 общество извещено о назначении рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля на 10 января 2011 года на 14 час. 00 мин. (т. 1, л.д. 102).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика, заместителем начальника инспекции принято решение N 7025 от 11 января 2011 года "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 1 л.д. 24 - 32), в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату (неполную уплату) налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в размере 24851 руб. 60 коп.
Пунктом 2 решения начислены пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 3538 руб. 87 коп.; пунктом 3 решения обществу предложено уплатить недоимку по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 124 258 руб.
Пунктом 4 резолютивной части решения обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Общество в порядке, предусмотренном статьями 137 - 139 Налогового кодекса РФ, обжаловало решение инспекции в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, решением которого N 2.13-20/111 ЮЛ/03174 от 21.03.2011 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю N 7025 от 11.01.2011 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения, и вступило в законную силу (т. 1, л.д. 41 - 42).
Не согласившись с решением инспекции, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных обществом требований подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального права.
Из оспариваемого решения инспекции следует, что основанием начисления налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2010 года, соответствующих пени и налоговых санкций послужил вывод налогового органа о неверном определении налогоплательщиком количества добытого полезного ископаемого (золото, серебро) в связи с неправомерным применением ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов полезных ископаемых (подпункт 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ).
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания необоснованной возможности применения Обществом налоговой ставки 0 процентов по налоговой декларации за июнь 2010 года, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Ксеньевский прииск", имея лицензии на право пользования недрами от 29.04.1999 N 01026 и N 01022 на добычу рассыпного золота дражным способом на месторождении р. Итака и р. Черный Урюм с террасовыми россыпями "Заметнинская" и "Ороченка", в силу статьи 334 Налогового кодекса РФ является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
К видам добытого полезного ископаемого подпунктом 13 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса РФ отнесены концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений.
Пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 338 Налогового кодекса РФ определено, что налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, определяемому в соответствии со статьей 337 настоящего Кодекса.
В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
В силу положений пункта 1 статьи 339 Налогового кодекса РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче, в том числе и полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 899 от 26.12.2001, отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горно-добывающего и перерабатывающего производства, осуществляется Федеральным агентством по недропользованию по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Количество некондиционных запасов полезных ископаемых (остаточных запасов пониженного качества) и количество добываемых из них полезных ископаемых предусматриваются в годовых планах развития горных работ (годовых программах работ) поквартально, а сведения об отнесении запасов полезных ископаемых к некондиционным направляются Федеральным агентством по недропользованию в Федеральную налоговую службы в 10-дневный срок со дня принятия соответствующего решения.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 22.07.2009 N 220 утвержден Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственных услуг по отнесению запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определению нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов (зарегистрирован в Минюсте РФ 22.10.2009, регистрационный N 15086 <25>), определяющий последовательность административных процедур по предоставлению Роснедрами государственных услуг. В соответствии с утвержденным Регламентом государственные услуги предоставляются пользователям недр, владеющим лицензиями, дающими право на добычу полезных ископаемых, и представившим в Роснедра материалы, обосновывающие отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и/или нормативы содержания полезных ископаемых. Регламент устанавливает, в частности, требования к составу документов, необходимых для предоставления государственных услуг, определяет перечень оснований для отказа в их предоставлении, предусматривает порядок контроля за предоставлением государственных услуг.
Как установлено судом первой инстанции из материалов проверки и пояснений сторон, налогоплательщик, применив при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2010 года ставку 0 процентов, руководствовался протоколом заседания Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Читанедра от 05.12.2007 N 824 рассмотрения государственной экспертизы Технико-Экономического обоснования эксплуатационных кондиций на 2007 - 2012 годы, где запасы рассыпного золота на вышеуказанных месторождениях признаны забалансовыми.
На наличие государственной экспертизы Технико-Экономического обоснования эксплуатационных кондиций общество указывало в возражениях на акт камеральной налоговой проверки (т. 1, л.д. 59 - 63).
Согласно протоколу совещания при заместителе руководителя Федерального агентства по недропользованию от 03.05.2011 на основании плана развития горных работ ОАО "Ксеньевский прииск" на 2010 год, согласованного Управлением Ростехнадзора по Забайкальскому краю (протокол от 27.04.2010 N 76) и эксплуатационных кондиций для подсчета балансовых запасов россыпного золота месторождений рек Черный Урюм и Итака для драг N 159, 161 и 164 (протокол ТКЗ Читанедра от 05.12.2007 N 824) признано обоснованным отнесение к некондиционным запасам (к остаточным запасам пониженного качества) запасов золота в количестве 75,1 кг на рассыпных месторождениях золота рек Итака (драга N 159) и Черный Урюм (драги N 161и N 164) (т. 2, л.д. 8 - 9).
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда первой инстанции о подтверждении налогоплательщиком правомерности применения ставки 0 процентов при исчислении налога на добычу полезных ископаемых за июнь 2010 года.
По мнению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемой ситуации, позднее направление налогоплательщиком пакета документов в Роснедра не имеет существенного значения для дела, так как соответствующие документы уполномоченного государственного органа о признании обоснованным отнесения обществом в 2010 году запасов золота к некондиционным запасам представлены в материалы дела, исследованы судом и признаны дающими право обществу применять при расчете сумм налога на добычу полезных ископаемых налоговую ставку 0 процентов за соответствующий налоговый период. В связи чем доводы апелляционной жалобы инспекции в данной части подлежат отклонению.
Довод инспекции о признании обоснованным отнесения обществом к некондиционным запасам меньшего количества добытого полезного ископаемого, чем заявлено в налоговых декларациях за все налоговые периоды 2010 года, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку оспариваемое решение инспекции не содержит такого основания к отказу в применении налоговой ставки 0 процентов, а также не подтверждает необоснованность применения обществом налоговой ставки 0 процентов в спорном налоговом периоде - июнь 2010 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности инспекцией соответствия оспариваемого решения инспекции закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятии решения, в связи с чем требования общества удовлетворены обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильные выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 мая 2011 года по делу N А78-2486/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 мая 2011 года по делу N А78-2486/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий
Э.В.ТКАЧЕНКО
Э.В.ТКАЧЕНКО
Судьи
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Е.О.НИКИФОРЮК
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)