Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2008 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Ждановой Л.И.
судей Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.
при участии:
от заявителя: Литош Д.В. по доверенности N 67 от 01.09.2007 года (сроком на 1 год)
от ответчика: Леонов И.С. по доверенности N 16-03-16/897 от 22.02.2006 года (сроком на 3 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Киселевску Кемеровской области, г. Киселевск
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 7 апреля 2008 года по делу N А27-870/2008-2 (судья Петракова С.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НЭМО", г. Новосибирск
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Киселевску Кемеровской области, г. Киселевск
о признании недействительными действий по отказу в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес,
установил:
ООО "НЭМО" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Киселевску Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) выразившиеся в отказе в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес изложенном в письме от 10.12.2007 года N 16-04-38/9743.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 7 апреля 2008 года заявленные Обществом требования удовлетворены: признаны незаконными действия налогового органа выразившиеся в отказе в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес, изложенном в письме от 10.12.2007 года N 16-04-38/9743.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.04.2008 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, в том числе по следующим основаниям:
- - режим регистрации объектов налогом на игорный бизнес носит уведомительный характер, однако право на занятие предпринимательской деятельностью в сфере игорного бизнеса предоставляется только тем игорным заведениям, которые по состоянию на 01.07.2007 года соответствуют требования Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 года. В связи с тем, что налоговым органом было установлено нарушение Обществом указанного выше закона, а также выявлено отсутствие документов, подтверждающих соответствие игорного оборудования требованиям законодательства, Инспекция обоснованно отказала Обществу в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес;
- При этом, Инспекция, руководствуясь Временными методическими рекомендациями по контролю в сфере организации и проведения азартных игр, утвержденных письмом ФНС России ШТ-14-06/360 от 24.09.2007 года имела, правовые основания для проведения проверки Общества в целях контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ, и не превысила свои полномочия.
- в нарушение ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 года N 128-ФЗ при изменении места нахождения, а также в случае изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, Общество не подало заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.
- в связи с тем, что Обществом было направлено в Инспекцию заявление о снятии с регистрационного учета всех объектов игорного бизнеса, следовательно, в соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ оно прекратило деятельность в игорном заведении. Так как норма ч. 4 ст. 5 указанного Закона допускает возможность открытия игорных заведений только на территории игорных зон, то заявление Общества о регистрации 50 игровых автоматов является заявлением об открытии игорного заведения, чем нарушает законодательство РФ.
Кроме того, отказ налогового органа в регистрации игровых автоматов не означает отказ от возложенной на него функции по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал и настаивал на ее удовлетворении.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, считая жалобу не подлежащей удовлетворению в связи с правомерным установлением судом первой инстанции фактических обстоятельств дела, правильного применения норм материального права, в том числе по следующим основаниям:
- режим регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в соответствии со ст. 366 Налогового кодекса РФ носит уведомительный характер, а не разрешительный; а сама регистрация объектов игорного бизнеса является одной из форм налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и правильностью начисления и уплаты налога на игорный бизнес.
- действующим законодательством внесение в ранее выданные лицензии информации об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности не предусмотрено. Таким образом, поскольку лицензия выдана 02.07.2005 года и срок действия данной лицензии не истек, отсутствуют основания для ее переоформления.
- исходя из позиции указанной в Письме Министерства финансов РФ от 29.06.2007 года N 18-0-09/0191 "По вопросу применения Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ" налоговые органы на момент проверки Общества не имели Инструкцию о порядке проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, что не позволяло Инспекции проводить проверки по техническому состоянию игрового оборудования.
Письменный отзыв Общества приобщен к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 7 апреля 2008 года не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность в области игорного бизнеса в соответствии с уставом и согласно лицензии N 000834, выданной 20.03.2003 года Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, имеет право на осуществление организации и содержания тотализаторов и игорных заведений, сроком действия до 20.03.2008 года.
В качестве юридического адреса Общества. Как следует из лицензии, указано: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, 35.
07.02.2007 года Общество в связи со сменой места нахождения, поставлено на учет в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска, о чем выдано свидетельство серии 54 N 003295342 от 07.02.2007 года., адрес Общества: г. Новосибирск, пр. Дзержинского, 4.
05.04.2006 года Общество обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Киселевску Кемеровской области с заявлением о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.
10.04.2006 года Общество поставлено на учет по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: г. Киселевск, ул. Томская, 20А, о чем налоговым органом выдано уведомление.
03.12.2007 года в порядке, установленном п. 2 ст. 366 Налогового кодекса РФ, Обществом подано заявление в Инспекцию о регистрации 50 игровых автоматов.
Налоговый орган письмом от 10.12.2007 года за N 16-04-38/9743 отказал Обществу в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Отказ основан на выводе Инспекции о том, что игорное заведение (зал игровых автоматов) по адресу: г. Киселевск, ул. Томская. 20А не соответствует требованиям Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 года "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", и требованиям Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон N 244-ФЗ), а именно:
- - в нарушение п. 4 ст. 8 Закона N 244-ФЗ на используемые 50-ти игровые автоматы отсутствовали документы, подтверждающие соответствие игорного оборудования требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, технических регламентов, стандартов, а также иным обязательным требованиям;
- - в нарушение ст. 10, 11 Закона N 128-ФЗ в документе, подтверждающем наличие лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, отсутствуют адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и изменения мест осуществления данной деятельности.
Кроме того, отдельным основанием, положенным в основу отказа Инспекции в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес, послужило снятие по заявлению Общества от 13.09.2007 года 50 игровых автоматов, при этом открытие нового игорного заведения законодательством не предусмотрено.
Общество, не согласившись с отказом налогового органа в регистрации объектов игорного бизнеса, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, вопрос размещения объектов игорного бизнеса федеральным законодательством разрешен, а налоговый орган не наделен правом регулировать отношения в сфере лицензирования данного вида деятельности и не вправе принимать решение о запрете осуществления этой деятельности лицом, имеющим федеральную лицензию, в местах, не запрещенных федеральным законодательством.
Выводы суда основаны на полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 365 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Порядок лицензирования деятельности по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса, выполняемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Положением о лицензировании деятельности по производству и реализации специального игрового оборудования, утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.10.2006 г. N 603 (далее по тексту - Положение).
Согласно п. 2 настоящего Положения лицензирование деятельности по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса, осуществляет Федеральное агентство по промышленности (лицензирующий орган).
Предоставление лицензии (отказ в предоставлении), приостановление, возобновление и прекращение ее действия, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, аннулирование лицензии, ведение реестра лицензий осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п. 15 Положения).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту Закона N 128-ФЗ, в редакции действовавшей на момент выдачу Обществу лицензии) в решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются: наименование лицензирующего органа, наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, основной государственный регистрационный номер юридического лица - лицензируемый вид деятельности, срок действия лицензии, ИНН налогоплательщика, номер лицензии, дата принятия решения о предоставлении лицензии.
Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана, может осуществляться на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 7 Закона N 128-ФЗ) при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Как следует из материалов дела, Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму 20.03.2003 года Обществу выдана лицензия N 00834 на осуществление организации и содержания тотализаторов и игорных заведений сроком до 20.03.2009 года без указания места осуществления деятельности.
Федеральным законом от 02.07.2005 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения, касающиеся необходимости перечисления в выдаваемых лицензиях объектов, на которых осуществляется лицензируемый вид деятельности; и подачи заявления о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии в случае изменения адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" установлено, что лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", выданные до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2005 г. N 80-ФЗ, действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии).
Таким образом, учитывая, что на момент получения указанной лицензии законодательство не предусматривало указания в лицензии адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, а обязанность хозяйствующих субъектов переоформлять имеющиеся лицензии с учетом новых требований не установлена, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы налогового органа о том, что в документе, подтверждающем наличие лицензии на осуществление детальности по организации и проведению азартных игр, отсутствуют адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и данные об изменении мест осуществления данной деятельности.
Доводам Инспекции о несоблюдении Обществом требований Закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" судом первой инстанции дана надлежащая оценка, изменение адреса и не совершение действий по переоформлению лицензии не означает недействительности либо отсутствие лицензии на осуществляемый Обществом вид деятельности.
Кроме того, исходя из положений Правительства РФ от 26.11.2006 года N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" полномочия лицензирующего органа возложены на федеральную налоговую службу, которые могут быть реализованы только в рамках полномочий и в порядке, регламентированным нормами Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 года. При этом, территориальным органам налогового контроля полномочий по принятию мер в отношении лицензиатов в целях устранения нарушений норм указанного Закона не предоставлено.
Следовательно, проводя проверку деятельности Общества на предмет соответствия нормам Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 года, Инспекция вышла за пределы предоставленных Законом полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 244-ФЗ) имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Согласно части 4 данной статьи для соответствующих лицензиатов срок действия выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и действующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений продлевается до 30 июня 2009 года вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.
В силу части 6 статьи 16 Закона N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 16 ФЗ N 224-ФЗ игорные заведения должны отвечать следующему требованию: в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем пятьдесят игровых автоматов, а также могут находиться кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы.
Объектами налогообложения по налогу на игорный бизнес, в силу требований статьи 366 Кодекса, являются игровой стол; игровой автомат; касса тотализатор; касса букмекерской конторы. При этом, каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее, чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
03.12.2007 г. в адрес Инспекции Обществом направлено заявление о регистрации игровых автоматов в количестве 50 штук, что явилось основанием для получения отказа в регистрации объектов налогообложения.
Суд первой инстанции, обоснованно со ссылкой на нормы ст. 6.1, ст. 366 НК РФ, пришел к выводу об исполнении налогоплательщиком установленной обязанности по регистрации в налоговом органе по месту регистрации объектов налогообложения.
При этом, из вышеприведенных положений Налогового кодекса РФ, следует, что регистрация игровых автоматов носит уведомительный характер, нормы пунктов 2 и 6 статьи 366 НК сформулированы императивно и устанавливают обязанность налогового органа выдать по заявлению о регистрации объектов налогообложения соответствующее свидетельство налогоплательщику и данную обязанность налоговый орган в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 Кодекса должен соблюдать; ни законодательством о налогах и сборах, ни какими-либо иными правовыми актами, в том числе Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., не предусмотрен отказ налогового органа в выдаче такого свидетельства; кроме того, названным Законом не предусмотрено приведение деятельности игорных заведений в соответствие с требованиями законодательства после 01.07.2007 г. по основаниям неисполнения п. 8 ч. 2 ст. 16 названного Закона.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ); регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (пункт 1 статьи 1).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектом Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Из приведенных правовых норм, а также статей 1 и 2 Налогового кодекса РФ, следует, что Федеральный закон N 244-ФЗ не является актом законодательства о налогах и сборах, и не может распространять свое действие на налоговые правоотношения; указанный Закон не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, данный порядок относится к сфере налоговых правоотношений и регулируется нормами статьи 366 НК РФ.
При этом вопросы, связанные с наличием либо отсутствием вменяемых обществу нарушений Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., а также с необходимостью, по мнению Инспекции, прекращения деятельности в сфере игорного бизнеса, подлежат разрешению в порядке, установленном указанным Законом либо иными законными способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Доводы апелляционной жалобы в части установления в ходе проведения мероприятий налогового контроля не соответствия требованиям пункту 4 статьи 8 ФЗ от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ 50 автоматов (отсутствие документов, подтверждающих, соответствие игорного оборудования требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, технических регламентов, стандартов, а также иным обязательным требованиям) обоснованно отклонены судом первой инстанции, так как Обществом были приняты меры для исполнения норм Федерального закона N 244-ФЗ в целях получения необходимой документации.
Согласно материалам дела, у Общества отсутствовала реальная возможность получить до 01.07.2007 года необходимые документы, поскольку, как следует из ответа директора Федерального государственного учреждения "Кемеровский центр стандартизации, метрологии и сертификации" от 03.07.2007 года N 23/06-07/610, работы по контролю игровых автоматов не могли быть проведены своевременно, поскольку ВНИИМС г. Москва не предоставило нового программного обеспечения, требуемого в целях осуществления мероприятий предусмотренными нормами Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 года.
При этом, непредставление в Инспекцию документов, что технически заложенный средний процент выигрыша каждого игрового автомата составляет не менее чем девяносто процентов, не свидетельствует о несоответствии процента выигрыша каждого игрового автомата установленного Законом N 244-ФЗ. Отсутствие документов, подтверждающих процент выигрыша в момент проведения проверки, не может служить основанием для вывода о несоответствии технически заложенного процента выигрыша каждого игрового автомата: в справках о результатах налогового контроля за деятельностью игорного заведения не указано количество, заводской номер и завод-изготовитель каждого игрового автомата, обследование технического состояния игровых автоматов Общества не проводилось.
Кроме того, 01.08.2007 года Обществу Федеральным государственным учреждением "Кемеровский центр стандартизации, метрологии и сертификации" выданы Акты "о проведении контроля за игровыми автоматами с денежным выигрышем", согласно которым принадлежащие Обществу игровые автоматы пригодны к применению.
Письмом Министерства Финансов РФ, Федеральной налоговой службы от 29.06.2007 года N 18-0-09/0191 "По вопросу применения Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ" территориальным органам налогового контроля указано, что до вступления в силу Приказа Министерства Финансов РФ "Об утверждении Инструкции о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям" мероприятия по проверке технического состояния игрового оборудования и контролю за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ не осуществлять.
Приказ "Об утверждении Инструкции о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям" N 100н издан Министерством Финансов РФ 08.11.2007 года (зарегистрирован в Минюсте РФ от 28.12.2007 года N 10840), и опубликован в "Российской газете" N 18 30.01.2008 года.
Следовательно, на 10.12.2007 года у налогового органа отсутствовали законные основания для проведения проверки Общества в целях контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ, в том числе, для проведения мероприятий по проверке технического состояния игрового оборудования.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал на то, что законодатель не связывает момент возникновения права на осуществление предпринимательской деятельности, в том числе и в сфере игорного бизнеса, с моментом возникновения обязанности по уплате тех или иных налогов.
Так, право на осуществление предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса возникает только при наличии специального разрешения на занятие данной деятельностью, то есть лицензии. При этом, данная деятельность может быть прекращена только в порядке установленном законом на основании волеизъявления учредителя, уполномоченного им органа либо по решению суда, в случае, предусмотренным федеральным законодательством.
Обязанность по уплате налога на игорный бизнес связана с наличием объекта налогообложения по игорному бизнесу. Следовательно, при отсутствии объекта налогообложения у налогоплательщика не возникает обязанности исчислить и уплатить налог по данному объекту, но данное обстоятельство не влечет за собой утрату права на осуществление деятельности разрешенной на основании лицензии.
При этом, доводы налогового органа о том, что заявление о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 03.12.2007 года, явилось заявлением об открытии игорного заведения, суд первой инстанции обоснованно отклонил, как не основанные на обстоятельствах дела.
Исходя из вышеизложенного, у Инспекции отсутствовали законные основания для отказа Обществу в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по рассмотрению апелляционной жалобы по правилам ч. 1, ч. 5 ст. 110 АПК РФ относятся на Инспекцию, понесены при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 7 апреля 2008 года по делу N А27-870/2008-2 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
ЖДАНОВА Л.И.
Судьи
МУЗЫКАНТОВА М.Х.
УСАНИНА Н.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2008 N 07АП-3128/08 ПО ДЕЛУ N А27-870/2008-2
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2008 г. N 07АП-3128/08
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2008 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Ждановой Л.И.
судей Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.
при участии:
от заявителя: Литош Д.В. по доверенности N 67 от 01.09.2007 года (сроком на 1 год)
от ответчика: Леонов И.С. по доверенности N 16-03-16/897 от 22.02.2006 года (сроком на 3 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Киселевску Кемеровской области, г. Киселевск
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 7 апреля 2008 года по делу N А27-870/2008-2 (судья Петракова С.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НЭМО", г. Новосибирск
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Киселевску Кемеровской области, г. Киселевск
о признании недействительными действий по отказу в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес,
установил:
ООО "НЭМО" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Киселевску Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) выразившиеся в отказе в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес изложенном в письме от 10.12.2007 года N 16-04-38/9743.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 7 апреля 2008 года заявленные Обществом требования удовлетворены: признаны незаконными действия налогового органа выразившиеся в отказе в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес, изложенном в письме от 10.12.2007 года N 16-04-38/9743.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.04.2008 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, в том числе по следующим основаниям:
- - режим регистрации объектов налогом на игорный бизнес носит уведомительный характер, однако право на занятие предпринимательской деятельностью в сфере игорного бизнеса предоставляется только тем игорным заведениям, которые по состоянию на 01.07.2007 года соответствуют требования Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 года. В связи с тем, что налоговым органом было установлено нарушение Обществом указанного выше закона, а также выявлено отсутствие документов, подтверждающих соответствие игорного оборудования требованиям законодательства, Инспекция обоснованно отказала Обществу в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес;
- При этом, Инспекция, руководствуясь Временными методическими рекомендациями по контролю в сфере организации и проведения азартных игр, утвержденных письмом ФНС России ШТ-14-06/360 от 24.09.2007 года имела, правовые основания для проведения проверки Общества в целях контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ, и не превысила свои полномочия.
- в нарушение ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 года N 128-ФЗ при изменении места нахождения, а также в случае изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, Общество не подало заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.
- в связи с тем, что Обществом было направлено в Инспекцию заявление о снятии с регистрационного учета всех объектов игорного бизнеса, следовательно, в соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ оно прекратило деятельность в игорном заведении. Так как норма ч. 4 ст. 5 указанного Закона допускает возможность открытия игорных заведений только на территории игорных зон, то заявление Общества о регистрации 50 игровых автоматов является заявлением об открытии игорного заведения, чем нарушает законодательство РФ.
Кроме того, отказ налогового органа в регистрации игровых автоматов не означает отказ от возложенной на него функции по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал и настаивал на ее удовлетворении.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, считая жалобу не подлежащей удовлетворению в связи с правомерным установлением судом первой инстанции фактических обстоятельств дела, правильного применения норм материального права, в том числе по следующим основаниям:
- режим регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в соответствии со ст. 366 Налогового кодекса РФ носит уведомительный характер, а не разрешительный; а сама регистрация объектов игорного бизнеса является одной из форм налогового контроля за общим количеством объектов налогообложения и правильностью начисления и уплаты налога на игорный бизнес.
- действующим законодательством внесение в ранее выданные лицензии информации об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности не предусмотрено. Таким образом, поскольку лицензия выдана 02.07.2005 года и срок действия данной лицензии не истек, отсутствуют основания для ее переоформления.
- исходя из позиции указанной в Письме Министерства финансов РФ от 29.06.2007 года N 18-0-09/0191 "По вопросу применения Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ" налоговые органы на момент проверки Общества не имели Инструкцию о порядке проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, что не позволяло Инспекции проводить проверки по техническому состоянию игрового оборудования.
Письменный отзыв Общества приобщен к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 7 апреля 2008 года не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность в области игорного бизнеса в соответствии с уставом и согласно лицензии N 000834, выданной 20.03.2003 года Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, имеет право на осуществление организации и содержания тотализаторов и игорных заведений, сроком действия до 20.03.2008 года.
В качестве юридического адреса Общества. Как следует из лицензии, указано: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Орджоникидзе, 35.
07.02.2007 года Общество в связи со сменой места нахождения, поставлено на учет в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска, о чем выдано свидетельство серии 54 N 003295342 от 07.02.2007 года., адрес Общества: г. Новосибирск, пр. Дзержинского, 4.
05.04.2006 года Общество обратилось в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Киселевску Кемеровской области с заявлением о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.
10.04.2006 года Общество поставлено на учет по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: г. Киселевск, ул. Томская, 20А, о чем налоговым органом выдано уведомление.
03.12.2007 года в порядке, установленном п. 2 ст. 366 Налогового кодекса РФ, Обществом подано заявление в Инспекцию о регистрации 50 игровых автоматов.
Налоговый орган письмом от 10.12.2007 года за N 16-04-38/9743 отказал Обществу в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Отказ основан на выводе Инспекции о том, что игорное заведение (зал игровых автоматов) по адресу: г. Киселевск, ул. Томская. 20А не соответствует требованиям Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 года "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", и требованиям Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон N 244-ФЗ), а именно:
- - в нарушение п. 4 ст. 8 Закона N 244-ФЗ на используемые 50-ти игровые автоматы отсутствовали документы, подтверждающие соответствие игорного оборудования требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, технических регламентов, стандартов, а также иным обязательным требованиям;
- - в нарушение ст. 10, 11 Закона N 128-ФЗ в документе, подтверждающем наличие лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, отсутствуют адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и изменения мест осуществления данной деятельности.
Кроме того, отдельным основанием, положенным в основу отказа Инспекции в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес, послужило снятие по заявлению Общества от 13.09.2007 года 50 игровых автоматов, при этом открытие нового игорного заведения законодательством не предусмотрено.
Общество, не согласившись с отказом налогового органа в регистрации объектов игорного бизнеса, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, вопрос размещения объектов игорного бизнеса федеральным законодательством разрешен, а налоговый орган не наделен правом регулировать отношения в сфере лицензирования данного вида деятельности и не вправе принимать решение о запрете осуществления этой деятельности лицом, имеющим федеральную лицензию, в местах, не запрещенных федеральным законодательством.
Выводы суда основаны на полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 365 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Порядок лицензирования деятельности по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса, выполняемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Положением о лицензировании деятельности по производству и реализации специального игрового оборудования, утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.10.2006 г. N 603 (далее по тексту - Положение).
Согласно п. 2 настоящего Положения лицензирование деятельности по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса, осуществляет Федеральное агентство по промышленности (лицензирующий орган).
Предоставление лицензии (отказ в предоставлении), приостановление, возобновление и прекращение ее действия, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, аннулирование лицензии, ведение реестра лицензий осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п. 15 Положения).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту Закона N 128-ФЗ, в редакции действовавшей на момент выдачу Обществу лицензии) в решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются: наименование лицензирующего органа, наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, основной государственный регистрационный номер юридического лица - лицензируемый вид деятельности, срок действия лицензии, ИНН налогоплательщика, номер лицензии, дата принятия решения о предоставлении лицензии.
Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана, может осуществляться на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 7 Закона N 128-ФЗ) при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Как следует из материалов дела, Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму 20.03.2003 года Обществу выдана лицензия N 00834 на осуществление организации и содержания тотализаторов и игорных заведений сроком до 20.03.2009 года без указания места осуществления деятельности.
Федеральным законом от 02.07.2005 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения, касающиеся необходимости перечисления в выдаваемых лицензиях объектов, на которых осуществляется лицензируемый вид деятельности; и подачи заявления о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии в случае изменения адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" установлено, что лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", выданные до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2005 г. N 80-ФЗ, действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии).
Таким образом, учитывая, что на момент получения указанной лицензии законодательство не предусматривало указания в лицензии адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, а обязанность хозяйствующих субъектов переоформлять имеющиеся лицензии с учетом новых требований не установлена, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы налогового органа о том, что в документе, подтверждающем наличие лицензии на осуществление детальности по организации и проведению азартных игр, отсутствуют адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности и данные об изменении мест осуществления данной деятельности.
Доводам Инспекции о несоблюдении Обществом требований Закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" судом первой инстанции дана надлежащая оценка, изменение адреса и не совершение действий по переоформлению лицензии не означает недействительности либо отсутствие лицензии на осуществляемый Обществом вид деятельности.
Кроме того, исходя из положений Правительства РФ от 26.11.2006 года N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" полномочия лицензирующего органа возложены на федеральную налоговую службу, которые могут быть реализованы только в рамках полномочий и в порядке, регламентированным нормами Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 года. При этом, территориальным органам налогового контроля полномочий по принятию мер в отношении лицензиатов в целях устранения нарушений норм указанного Закона не предоставлено.
Следовательно, проводя проверку деятельности Общества на предмет соответствия нормам Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 года, Инспекция вышла за пределы предоставленных Законом полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 244-ФЗ) имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Согласно части 4 данной статьи для соответствующих лицензиатов срок действия выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и действующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений продлевается до 30 июня 2009 года вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.
В силу части 6 статьи 16 Закона N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 16 ФЗ N 224-ФЗ игорные заведения должны отвечать следующему требованию: в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем пятьдесят игровых автоматов, а также могут находиться кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы.
Объектами налогообложения по налогу на игорный бизнес, в силу требований статьи 366 Кодекса, являются игровой стол; игровой автомат; касса тотализатор; касса букмекерской конторы. При этом, каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее, чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
03.12.2007 г. в адрес Инспекции Обществом направлено заявление о регистрации игровых автоматов в количестве 50 штук, что явилось основанием для получения отказа в регистрации объектов налогообложения.
Суд первой инстанции, обоснованно со ссылкой на нормы ст. 6.1, ст. 366 НК РФ, пришел к выводу об исполнении налогоплательщиком установленной обязанности по регистрации в налоговом органе по месту регистрации объектов налогообложения.
При этом, из вышеприведенных положений Налогового кодекса РФ, следует, что регистрация игровых автоматов носит уведомительный характер, нормы пунктов 2 и 6 статьи 366 НК сформулированы императивно и устанавливают обязанность налогового органа выдать по заявлению о регистрации объектов налогообложения соответствующее свидетельство налогоплательщику и данную обязанность налоговый орган в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 Кодекса должен соблюдать; ни законодательством о налогах и сборах, ни какими-либо иными правовыми актами, в том числе Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., не предусмотрен отказ налогового органа в выдаче такого свидетельства; кроме того, названным Законом не предусмотрено приведение деятельности игорных заведений в соответствие с требованиями законодательства после 01.07.2007 г. по основаниям неисполнения п. 8 ч. 2 ст. 16 названного Закона.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ); регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (пункт 1 статьи 1).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектом Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Из приведенных правовых норм, а также статей 1 и 2 Налогового кодекса РФ, следует, что Федеральный закон N 244-ФЗ не является актом законодательства о налогах и сборах, и не может распространять свое действие на налоговые правоотношения; указанный Закон не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, данный порядок относится к сфере налоговых правоотношений и регулируется нормами статьи 366 НК РФ.
При этом вопросы, связанные с наличием либо отсутствием вменяемых обществу нарушений Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., а также с необходимостью, по мнению Инспекции, прекращения деятельности в сфере игорного бизнеса, подлежат разрешению в порядке, установленном указанным Законом либо иными законными способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Доводы апелляционной жалобы в части установления в ходе проведения мероприятий налогового контроля не соответствия требованиям пункту 4 статьи 8 ФЗ от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ 50 автоматов (отсутствие документов, подтверждающих, соответствие игорного оборудования требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, технических регламентов, стандартов, а также иным обязательным требованиям) обоснованно отклонены судом первой инстанции, так как Обществом были приняты меры для исполнения норм Федерального закона N 244-ФЗ в целях получения необходимой документации.
Согласно материалам дела, у Общества отсутствовала реальная возможность получить до 01.07.2007 года необходимые документы, поскольку, как следует из ответа директора Федерального государственного учреждения "Кемеровский центр стандартизации, метрологии и сертификации" от 03.07.2007 года N 23/06-07/610, работы по контролю игровых автоматов не могли быть проведены своевременно, поскольку ВНИИМС г. Москва не предоставило нового программного обеспечения, требуемого в целях осуществления мероприятий предусмотренными нормами Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 года.
При этом, непредставление в Инспекцию документов, что технически заложенный средний процент выигрыша каждого игрового автомата составляет не менее чем девяносто процентов, не свидетельствует о несоответствии процента выигрыша каждого игрового автомата установленного Законом N 244-ФЗ. Отсутствие документов, подтверждающих процент выигрыша в момент проведения проверки, не может служить основанием для вывода о несоответствии технически заложенного процента выигрыша каждого игрового автомата: в справках о результатах налогового контроля за деятельностью игорного заведения не указано количество, заводской номер и завод-изготовитель каждого игрового автомата, обследование технического состояния игровых автоматов Общества не проводилось.
Кроме того, 01.08.2007 года Обществу Федеральным государственным учреждением "Кемеровский центр стандартизации, метрологии и сертификации" выданы Акты "о проведении контроля за игровыми автоматами с денежным выигрышем", согласно которым принадлежащие Обществу игровые автоматы пригодны к применению.
Письмом Министерства Финансов РФ, Федеральной налоговой службы от 29.06.2007 года N 18-0-09/0191 "По вопросу применения Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ" территориальным органам налогового контроля указано, что до вступления в силу Приказа Министерства Финансов РФ "Об утверждении Инструкции о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям" мероприятия по проверке технического состояния игрового оборудования и контролю за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ не осуществлять.
Приказ "Об утверждении Инструкции о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям" N 100н издан Министерством Финансов РФ 08.11.2007 года (зарегистрирован в Минюсте РФ от 28.12.2007 года N 10840), и опубликован в "Российской газете" N 18 30.01.2008 года.
Следовательно, на 10.12.2007 года у налогового органа отсутствовали законные основания для проведения проверки Общества в целях контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ, в том числе, для проведения мероприятий по проверке технического состояния игрового оборудования.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал на то, что законодатель не связывает момент возникновения права на осуществление предпринимательской деятельности, в том числе и в сфере игорного бизнеса, с моментом возникновения обязанности по уплате тех или иных налогов.
Так, право на осуществление предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса возникает только при наличии специального разрешения на занятие данной деятельностью, то есть лицензии. При этом, данная деятельность может быть прекращена только в порядке установленном законом на основании волеизъявления учредителя, уполномоченного им органа либо по решению суда, в случае, предусмотренным федеральным законодательством.
Обязанность по уплате налога на игорный бизнес связана с наличием объекта налогообложения по игорному бизнесу. Следовательно, при отсутствии объекта налогообложения у налогоплательщика не возникает обязанности исчислить и уплатить налог по данному объекту, но данное обстоятельство не влечет за собой утрату права на осуществление деятельности разрешенной на основании лицензии.
При этом, доводы налогового органа о том, что заявление о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 03.12.2007 года, явилось заявлением об открытии игорного заведения, суд первой инстанции обоснованно отклонил, как не основанные на обстоятельствах дела.
Исходя из вышеизложенного, у Инспекции отсутствовали законные основания для отказа Обществу в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по рассмотрению апелляционной жалобы по правилам ч. 1, ч. 5 ст. 110 АПК РФ относятся на Инспекцию, понесены при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 7 апреля 2008 года по делу N А27-870/2008-2 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
ЖДАНОВА Л.И.
Судьи
МУЗЫКАНТОВА М.Х.
УСАНИНА Н.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)