Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
25 июля 2006 г. Дело N А40-40952/06-76-311
Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 01 августа 2006 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Ч., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Газпром" к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании незаконным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 02.05.2006 N 103 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения "ОАО "Газпром"; признании недействительным требования Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 N 106 об уплате ОАО "Газпром" недоимки по акцизу в размере 81713728 руб. по состоянию на 03.05.2006, при участии от заявителя: Г., дов. от 23.05.06, И., дов. от 12.10.05, от заинтересованного лица: О., дов. от 21.06.06
ОАО "Газпром" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 02.05.2006 N 103 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения "ОАО "Газпром"; признании недействительным требования Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 N 106 об уплате ОАО "Газпром" недоимки по акцизу в размере 81713728 руб. по состоянию на 03.05.2006.
Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2, не признав требования, ссылается на неправомерное применение льготы по пп. 10 п. 1 ст. 183 НК РФ, т.к. единственным критерием для освобождения от уплаты акциза по нормативам по природному газу, добытому до 01 января 2004 г. и реализуемого в 2004 - 2006 гг., законодательством установлен только факт наличия утвержденных нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды; такие нормативы на 2004, 2005, 2006 гг. не утверждены.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.02.2006 ОАО "Газпром" представило в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 налоговую декларацию на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за январь 2006 г. По строке 160 указанной декларации в качестве операций, освобождаемых от налогообложения, общество заявило операции по реализации дочерним газотранспортным и газодобывающим обществам природного газа на их собственные технологические нужды в пределах нормативов, обусловленные технологиями подготовки и транспортировки газа, на общую сумму 544758186 руб.
По результатам рассмотрения указанной декларации в ходе камеральной проверки Инспекцией вынесено решение от 02.05.2006 N 103, которым ОАО "Газпром" отказано в уменьшении налогооблагаемой базы по акцизу на сумму указанных операций, предложено уплатить сумму недоимки в размере 81713728 рублей, а также внести исправления в бухгалтерский учет.
05.05.2006 в адрес ОАО "Газпром" направлено требование N 106 уплате налога в размере 81713728 рублей.
В связи с корректировкой суммы акциза на природный газ за февраль 2006 в строке 160 раздела 2 "Операции, освобожденные от налогообложения" налоговой декларации за февраль 2006 г., 12.05.2006 ОАО "Газпром" направило уточненную налоговую декларацию на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за январь 2006 г. По строке 160 указанной декларации в качестве операций, освобождаемых от налогообложения, общество заявило операции по реализации дочерним газотранспортным и газодобывающим обществам природного газа на их собственные технологические нужды в пределах нормативов, обусловленные технологиями подготовки и транспортировки газа, на общую сумму 487291460 руб. В связи с этой корректировкой сумма недоимки по акцизу составляет 73093719 рублей. Решение о результатах рассмотрения указанной декларации не принято.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или нарушающий гражданские права и охраняемые законным интересом гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ст. 137 НК РФ каждые налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействия нарушают их права.
Обосновывая отказ в применении режима освобождения от налогообложения акцизом природного газа, использованного на собственные технологические нужды, и привлечение ОАО "Газпром" к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган в оспариваемом решении ссылается на следующие обстоятельства: единственным критерием для освобождения от уплаты акциза по указанным нормативам по природному газу, добытому до 1 января 2004 г. и реализуемого в 2004 - 2006 гг., законодательством установлен только факт наличия утвержденных нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, и принимая во внимание, что такие нормативы на 2004, 2005 и 2006 годы не утверждены, оснований для применения режима освобождения от налогообложения акцизом указанного природного газа в данный период не имеется.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2004 операции с природным газом, добытым, начиная с указанной даты, не подлежат обложению акцизом. При этом, в соответствии со статьей 8 Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ, по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Закона (01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2004.
Согласно пункту 2 статьи 181 и статье 182 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, операции с которым подлежали обложением акцизом. При этом операциями, не подлежащими налогообложению в соответствии с пунктом 10 статьи 183 НК РФ, до 01.01.2004 являлось использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации издано Постановление от 22.01.2001 N 45 "О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды.
Согласно данному Постановлению нормативы использования природного газа собственные технологические нужды утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В соответствии с указанным порядком Министерством энергетики Российской Федерации были изданы Приказы от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60, которыми утверждены нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями ОАО "Газпром", природного газа на собственные технологические нужды.
В соответствии со ст. 17 НК РФ элементами налогообложения являются объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также, в необходимых случаях, налоговые льготы и порядок их применения.
В Законе от 07.07.2003 N 117-ФЗ о том, что в отношении природного газа добытого до января 2004 г. акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2004, законодатель предусмотрел сохранение для налогообложения объема природного газа, добытого до 01.01.2004 всех существенных элементов налогообложения без каких-либо исключений.
Таким образом, для указанных объемов газа законодателем установлен переходный период налогообложения (без определения срока его действия) в течение которого весь указанный газ, добытый, неотгруженный и не реализованный к данной дате, подлежит обложению в общем порядке. Соответствующее разъяснение содержится и в адресованном ОАО "Газпром" письме заместителя Министра финансов РФ от 24.06.04 N 03-07-06/18.
Исчисляя и уплачивая акциз в отношении добытого до 2004 г. природного газа, налогоплательщик должен руководствоваться всеми действовавшими до указанного срока нормами, в том числе касающимися особенностей исчисления налогооблагаемой базы и исключения из нее операций, не подлежащих налогообложению в соответствии со статей 183 НК РФ.
Данная норма Налогового кодекса РФ носит императивный характер и содержащийся в ней перечень операций, освобождаемых от обложения акцизом, не может быть произвольно расширен либо сужен как налогоплательщиком, так и налоговым органом. В оспариваемом решении налоговый орган фактически лишил ОАО "Газпром" права на использование установленного федеральным законом режима освобождения от налогообложения, превысив тем самым свои полномочия.
Таким образом, позиция Инспекции о необходимости применения в переходный период (после 01.01.2004) к указанным объемам газа иного порядка обложения, нежели действующий до 01.01.2004, в т.ч. необходимости руководствоваться по вопросу о размере законодательно допустимых технологических потерь газа при его транспортировке, какими-либо иными актами, кроме действующих, основана на неправильном применении главы 22 Налогового кодекса РФ и положений Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
Статьей 183 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2004, предусматривалось, что налогообложению не подлежит природный газ, использованный для собственных технологических нужд, в пределах нормативов, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом законодатель не установил в данной норме НК РФ условий, относящихся к порядку и срокам действия таких нормативов, делегировав полномочие по определению таких условий федеральному органу исполнительной власти.
В Постановлении от 22.01.2001 N 45 Правительство РФ определило, что нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа для собственных технологических нужд утверждаются Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ. Указанное Постановление Правительства не предусматривает сроков принятия таких нормативов, срока, в течение которого такие нормативы действуют, и налоговый период, в течение которого они могут быть применены налогоплательщиками. Также Постановление Правительства от 22.01.2001 N 45 не предусматривает, что нормативы использования газа для собственных технологических нужд подлежат пересмотру через какое-либо время.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства России Министерство энергетики РФ издало Приказы от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60, которыми утвердило нормативы для газодобывающих и газотранспортных организаций ОАО "Газпром". По заключению Министерства юстиции России данный документ не нуждается в государственной регистрации (Письмо Минюста РФ от 27.09.2002 N 07/8971-ЮД). В своих Приказах Минэнерго России также не указало, что утвержденные нормативы действуют только в течение какого-либо конкретного периода либо подлежат обязательному пересмотру через какой-либо срок.
Таким образом, нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, утвержденные Приказами Министерства энергетики РФ от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2001 N 45 и ст. 183 НК РФ, установлены без указания на срок их действия.
Поскольку нормативы утверждены на неопределенный срок и не были отменены, они действовали и подлежали применению в рассматриваемый налоговый период (январь 2006 г.), в связи с чем, указание в оспариваемом решении на отсутствие утвержденных нормативов на 2004 - 2006 годы является необоснованным и противоречит нормам законодательства.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Исходя из данных положений нормативных актов, имеющих высшую юридическую силу, ни к кому не может быть предъявлено требование об уплате неустановленных налогов, либо требование об уплате налогов по объектам, операциям, высвобожденным законодателем от обложения. Согласно воле законодателя, изложенной в Законе от 07.07.2003 N 117-ФЗ, все организации с 01.01.2004 уплачивают акциз по природному газу, добытому в 2003 году, по законодательству, действующему до 01.01.2004. Закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ является актом прямого действия и не содержит каких-либо исключений и особенностей в части исчисления налогооблагаемой базы.
В связи с изложенным, в любом случае факт неисполнения государственными органами исполнительной власти установленных законом обязанностей не может служить основанием для ограничения установленных Конституцией РФ и законодательством о налогах и сборах прав добросовестных налогоплательщиков. К аналогичному выводу пришел и Конституционный Суд РФ в Определении от 04.03.1999 N 36-О, установив, что неисполнение Правительством РФ поручений законодателя не может являться основанием для нарушения прав, а соответствующие законодательные акты, предусматривающие льготу, в том числе при ее определенности, подлежат применению непосредственно.
При принятии оспариваемого решения налоговым органом не учтен тот факт, что введение нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды обусловлено особенностями технологии передачи газа по магистральному трубопроводу. При этом, потребление газа происходит при работе газоперекачивающих агрегатов (газотурбинные компрессорные аппарата) дожимных компрессорных станций, обеспечивающих поддержание необходимого атмосферного давления (сжатия) для движения газа по магистральному трубопроводу. Указанные компрессорные станции установлены каждые 90 - 150 км газопровода для компенсации потерь давления газа на предшествующем участке (компримирование).
В соответствии со строительными нормами и правилами СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 газотурбинные агрегаты в составе компрессорных станций входят в состав магистральных газопроводов.
При наличии достоверных и достаточных данных об исключении налогоплательщиком из обложения именно операций по использованию газа на собственные технологические нужды, что обусловлено технологией подготовки и транспортировки газа, ссылка налогового органа на не утверждение нормативов на 2004, 2005 и 2006 гг. в качестве основания для отказа в применении режима освобождения, установленного федеральным законом, неправомерна.
Учитывая то, что при исчислении акциза за январь 2006 г. ОАО "Газпром" руководствовалось действующим налоговым законодательством, уплату налога произвело в полном объеме и в установленные сроки, правовых и фактических оснований для доначисления недоимки не имеется.
На основании ст. ст. 17, 23, 137, 181, 182, 183 НК РФ и руководствуясь ст. ст. 4, 29, 110, 156, 167 - 169, 198, 201 АПК РФ арбитражный суд
признать незаконным решение Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 02.05.2006 N 103 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения "ОАО "Газпром".
Признать недействительным требование Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 N 106 об уплате ОАО "Газпром" недоимки по акцизу в размере 81713728 руб. по состоянию на 03.05.2006.
Возвратить ОАО "Газпром" из федерального бюджета госпошлину 4000 руб., уплаченную по платежному поручению N 12962 от 01.06.2006.
Решение может быть обжаловано в сроки и порядке, предусмотренные ст. ст. 181, 257, 259, 273, 276 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 25.07.2006, 01.08.2006 ПО ДЕЛУ N А40-40952/06-76-311
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
25 июля 2006 г. Дело N А40-40952/06-76-311
Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2006 года.
Полный текст решения изготовлен 01 августа 2006 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Ч., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Газпром" к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании незаконным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 02.05.2006 N 103 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения "ОАО "Газпром"; признании недействительным требования Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 N 106 об уплате ОАО "Газпром" недоимки по акцизу в размере 81713728 руб. по состоянию на 03.05.2006, при участии от заявителя: Г., дов. от 23.05.06, И., дов. от 12.10.05, от заинтересованного лица: О., дов. от 21.06.06
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Газпром" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 02.05.2006 N 103 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения "ОАО "Газпром"; признании недействительным требования Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 N 106 об уплате ОАО "Газпром" недоимки по акцизу в размере 81713728 руб. по состоянию на 03.05.2006.
Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2, не признав требования, ссылается на неправомерное применение льготы по пп. 10 п. 1 ст. 183 НК РФ, т.к. единственным критерием для освобождения от уплаты акциза по нормативам по природному газу, добытому до 01 января 2004 г. и реализуемого в 2004 - 2006 гг., законодательством установлен только факт наличия утвержденных нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды; такие нормативы на 2004, 2005, 2006 гг. не утверждены.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.02.2006 ОАО "Газпром" представило в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 налоговую декларацию на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за январь 2006 г. По строке 160 указанной декларации в качестве операций, освобождаемых от налогообложения, общество заявило операции по реализации дочерним газотранспортным и газодобывающим обществам природного газа на их собственные технологические нужды в пределах нормативов, обусловленные технологиями подготовки и транспортировки газа, на общую сумму 544758186 руб.
По результатам рассмотрения указанной декларации в ходе камеральной проверки Инспекцией вынесено решение от 02.05.2006 N 103, которым ОАО "Газпром" отказано в уменьшении налогооблагаемой базы по акцизу на сумму указанных операций, предложено уплатить сумму недоимки в размере 81713728 рублей, а также внести исправления в бухгалтерский учет.
05.05.2006 в адрес ОАО "Газпром" направлено требование N 106 уплате налога в размере 81713728 рублей.
В связи с корректировкой суммы акциза на природный газ за февраль 2006 в строке 160 раздела 2 "Операции, освобожденные от налогообложения" налоговой декларации за февраль 2006 г., 12.05.2006 ОАО "Газпром" направило уточненную налоговую декларацию на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за январь 2006 г. По строке 160 указанной декларации в качестве операций, освобождаемых от налогообложения, общество заявило операции по реализации дочерним газотранспортным и газодобывающим обществам природного газа на их собственные технологические нужды в пределах нормативов, обусловленные технологиями подготовки и транспортировки газа, на общую сумму 487291460 руб. В связи с этой корректировкой сумма недоимки по акцизу составляет 73093719 рублей. Решение о результатах рассмотрения указанной декларации не принято.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или нарушающий гражданские права и охраняемые законным интересом гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ст. 137 НК РФ каждые налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействия нарушают их права.
Обосновывая отказ в применении режима освобождения от налогообложения акцизом природного газа, использованного на собственные технологические нужды, и привлечение ОАО "Газпром" к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган в оспариваемом решении ссылается на следующие обстоятельства: единственным критерием для освобождения от уплаты акциза по указанным нормативам по природному газу, добытому до 1 января 2004 г. и реализуемого в 2004 - 2006 гг., законодательством установлен только факт наличия утвержденных нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, и принимая во внимание, что такие нормативы на 2004, 2005 и 2006 годы не утверждены, оснований для применения режима освобождения от налогообложения акцизом указанного природного газа в данный период не имеется.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2004 операции с природным газом, добытым, начиная с указанной даты, не подлежат обложению акцизом. При этом, в соответствии со статьей 8 Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ, по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Закона (01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2004.
Согласно пункту 2 статьи 181 и статье 182 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, операции с которым подлежали обложением акцизом. При этом операциями, не подлежащими налогообложению в соответствии с пунктом 10 статьи 183 НК РФ, до 01.01.2004 являлось использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации издано Постановление от 22.01.2001 N 45 "О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды.
Согласно данному Постановлению нормативы использования природного газа собственные технологические нужды утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В соответствии с указанным порядком Министерством энергетики Российской Федерации были изданы Приказы от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60, которыми утверждены нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями ОАО "Газпром", природного газа на собственные технологические нужды.
В соответствии со ст. 17 НК РФ элементами налогообложения являются объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также, в необходимых случаях, налоговые льготы и порядок их применения.
В Законе от 07.07.2003 N 117-ФЗ о том, что в отношении природного газа добытого до января 2004 г. акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2004, законодатель предусмотрел сохранение для налогообложения объема природного газа, добытого до 01.01.2004 всех существенных элементов налогообложения без каких-либо исключений.
Таким образом, для указанных объемов газа законодателем установлен переходный период налогообложения (без определения срока его действия) в течение которого весь указанный газ, добытый, неотгруженный и не реализованный к данной дате, подлежит обложению в общем порядке. Соответствующее разъяснение содержится и в адресованном ОАО "Газпром" письме заместителя Министра финансов РФ от 24.06.04 N 03-07-06/18.
Исчисляя и уплачивая акциз в отношении добытого до 2004 г. природного газа, налогоплательщик должен руководствоваться всеми действовавшими до указанного срока нормами, в том числе касающимися особенностей исчисления налогооблагаемой базы и исключения из нее операций, не подлежащих налогообложению в соответствии со статей 183 НК РФ.
Данная норма Налогового кодекса РФ носит императивный характер и содержащийся в ней перечень операций, освобождаемых от обложения акцизом, не может быть произвольно расширен либо сужен как налогоплательщиком, так и налоговым органом. В оспариваемом решении налоговый орган фактически лишил ОАО "Газпром" права на использование установленного федеральным законом режима освобождения от налогообложения, превысив тем самым свои полномочия.
Таким образом, позиция Инспекции о необходимости применения в переходный период (после 01.01.2004) к указанным объемам газа иного порядка обложения, нежели действующий до 01.01.2004, в т.ч. необходимости руководствоваться по вопросу о размере законодательно допустимых технологических потерь газа при его транспортировке, какими-либо иными актами, кроме действующих, основана на неправильном применении главы 22 Налогового кодекса РФ и положений Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
Статьей 183 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2004, предусматривалось, что налогообложению не подлежит природный газ, использованный для собственных технологических нужд, в пределах нормативов, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом законодатель не установил в данной норме НК РФ условий, относящихся к порядку и срокам действия таких нормативов, делегировав полномочие по определению таких условий федеральному органу исполнительной власти.
В Постановлении от 22.01.2001 N 45 Правительство РФ определило, что нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа для собственных технологических нужд утверждаются Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ. Указанное Постановление Правительства не предусматривает сроков принятия таких нормативов, срока, в течение которого такие нормативы действуют, и налоговый период, в течение которого они могут быть применены налогоплательщиками. Также Постановление Правительства от 22.01.2001 N 45 не предусматривает, что нормативы использования газа для собственных технологических нужд подлежат пересмотру через какое-либо время.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства России Министерство энергетики РФ издало Приказы от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60, которыми утвердило нормативы для газодобывающих и газотранспортных организаций ОАО "Газпром". По заключению Министерства юстиции России данный документ не нуждается в государственной регистрации (Письмо Минюста РФ от 27.09.2002 N 07/8971-ЮД). В своих Приказах Минэнерго России также не указало, что утвержденные нормативы действуют только в течение какого-либо конкретного периода либо подлежат обязательному пересмотру через какой-либо срок.
Таким образом, нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, утвержденные Приказами Министерства энергетики РФ от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2001 N 45 и ст. 183 НК РФ, установлены без указания на срок их действия.
Поскольку нормативы утверждены на неопределенный срок и не были отменены, они действовали и подлежали применению в рассматриваемый налоговый период (январь 2006 г.), в связи с чем, указание в оспариваемом решении на отсутствие утвержденных нормативов на 2004 - 2006 годы является необоснованным и противоречит нормам законодательства.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Исходя из данных положений нормативных актов, имеющих высшую юридическую силу, ни к кому не может быть предъявлено требование об уплате неустановленных налогов, либо требование об уплате налогов по объектам, операциям, высвобожденным законодателем от обложения. Согласно воле законодателя, изложенной в Законе от 07.07.2003 N 117-ФЗ, все организации с 01.01.2004 уплачивают акциз по природному газу, добытому в 2003 году, по законодательству, действующему до 01.01.2004. Закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ является актом прямого действия и не содержит каких-либо исключений и особенностей в части исчисления налогооблагаемой базы.
В связи с изложенным, в любом случае факт неисполнения государственными органами исполнительной власти установленных законом обязанностей не может служить основанием для ограничения установленных Конституцией РФ и законодательством о налогах и сборах прав добросовестных налогоплательщиков. К аналогичному выводу пришел и Конституционный Суд РФ в Определении от 04.03.1999 N 36-О, установив, что неисполнение Правительством РФ поручений законодателя не может являться основанием для нарушения прав, а соответствующие законодательные акты, предусматривающие льготу, в том числе при ее определенности, подлежат применению непосредственно.
При принятии оспариваемого решения налоговым органом не учтен тот факт, что введение нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды обусловлено особенностями технологии передачи газа по магистральному трубопроводу. При этом, потребление газа происходит при работе газоперекачивающих агрегатов (газотурбинные компрессорные аппарата) дожимных компрессорных станций, обеспечивающих поддержание необходимого атмосферного давления (сжатия) для движения газа по магистральному трубопроводу. Указанные компрессорные станции установлены каждые 90 - 150 км газопровода для компенсации потерь давления газа на предшествующем участке (компримирование).
В соответствии со строительными нормами и правилами СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 газотурбинные агрегаты в составе компрессорных станций входят в состав магистральных газопроводов.
При наличии достоверных и достаточных данных об исключении налогоплательщиком из обложения именно операций по использованию газа на собственные технологические нужды, что обусловлено технологией подготовки и транспортировки газа, ссылка налогового органа на не утверждение нормативов на 2004, 2005 и 2006 гг. в качестве основания для отказа в применении режима освобождения, установленного федеральным законом, неправомерна.
Учитывая то, что при исчислении акциза за январь 2006 г. ОАО "Газпром" руководствовалось действующим налоговым законодательством, уплату налога произвело в полном объеме и в установленные сроки, правовых и фактических оснований для доначисления недоимки не имеется.
На основании ст. ст. 17, 23, 137, 181, 182, 183 НК РФ и руководствуясь ст. ст. 4, 29, 110, 156, 167 - 169, 198, 201 АПК РФ арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать незаконным решение Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 02.05.2006 N 103 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения "ОАО "Газпром".
Признать недействительным требование Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 N 106 об уплате ОАО "Газпром" недоимки по акцизу в размере 81713728 руб. по состоянию на 03.05.2006.
Возвратить ОАО "Газпром" из федерального бюджета госпошлину 4000 руб., уплаченную по платежному поручению N 12962 от 01.06.2006.
Решение может быть обжаловано в сроки и порядке, предусмотренные ст. ст. 181, 257, 259, 273, 276 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)