Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 19 февраля 2004 г.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Гуменюк Т.А.,
судей: Борисова Г.Н., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителей от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску - Поповой Н.В. (доверенность N 6458 от 16.12.2003), от государственного унитарного предприятия "Учреждение УК 272/14" Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области - Ощепковой Л.А. (доверенность N 14/1/6-5528 от 29.10.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску на решение от 3 ноября 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16618/03-43 (суд первой инстанции: Седых Н.Д.),
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с государственного унитарного предприятия "Учреждение УК 272/14" Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области (далее - Учреждение УК 272/14) штрафных санкций в сумме 135270 рублей 67 копеек.
Решением суда от 3 ноября 2003 года заявленные требования удовлетворены частично: с учреждения взыскано 5000 рублей штрафа, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Обжалуя решение суда, налоговая инспекция оспаривает вывод суда о наличии смягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств; считает что снижение судом налоговых санкций до 5000 рублей, то есть уменьшение установленного законом размера штрафа в 27 раз, означает освобождение от ответственности за совершенные налоговые правонарушения, что является недопустимым, поскольку обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности, установленных статьей 109 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае не имеется.
Заявитель кассационной жалобы просит об отмене обжалуемого судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении заявленных налоговым органом требований в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение УК 272/14 отклоняет изложенные в ней доводы, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка Учреждения УК 272/114 по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога за период с 01.09.2000 по 31.12.2000, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2001 по 12.03.2003, своевременности уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации за период с 01.09.2000 по 31.12.2000, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2001, в результате которой установлено неперечисление в бюджет исчисленного и удержанного подоходного налога и налога на доходы физических лиц за 2000 - 2003 годы в сумме 1185349 рублей (в том числе задолженность, выявленная по результатам предыдущей проверки в сумме 654433 рублей), несвоевременное перечисление в бюджет данных налогов, непредставление в установленный срок сведений о доходах, выплаченных физическим лицам по основному месту работы за 2000 год (всего на 68 человек), отсутствие первичных документов по форме 1-НДФЛ за 2001, 2002, 2003 годы, неуплата единого социального налога за 2001 год в размере 50728 рублей 4 копеек. Данные факты отражены в акте выездной налоговой проверки N 03/2-09-1-42 от 09.04.2003.
Решением налоговой инспекции N 03/2-09-1-42 от 22.05.2003 Учреждение УК 272/14 привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 20% от суммы неперечисленного налога, что составило 106183 рубля 20 копеек; за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в сумме 20% от суммы неуплаченного налога, что составило 10687 рублей 47 копеек; за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 120 Кодекса, в виде штрафа в размере 15000 рублей; за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Кодекса, в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ, что составило 3400 рублей.
Требованием об уплате налоговой санкции N 03/2-20-85.1 от 22.05.2003 налогоплательщику предписано уплатить штрафные санкции в сумме 135270 рублей 67 копеек в срок до 06.06.2003.
Так как штрафы в добровольном порядке не уплачены, налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о его взыскании.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что налогоплательщик правомерно привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений, однако, учитывая объяснения представителя ответчика в суде о том, что Учреждение УК 272/14 занимается социально значимой деятельностью - трудоустройством осужденных - и находится в тяжелом финансовом положении, снизил размер штрафа с учетом положений пункта 1 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации до 5000 рублей.
Проверив законность и обоснованность решения суда, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Признавая правомерность привлечения Учреждения УК 272/14 к налоговой ответственности, в том числе и за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, суд не учел, что объективную сторону данного правонарушения образует грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Решением налоговой инспекции N 03/2-09-1-42 от 22.05.2003 Учреждение привлечено к ответственности на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса за неведение первичных документов по форме 1-НДФЛ - налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2001, 2002, 2003 и неведение первичных документов - индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога по каждому физическому лицу (пункты 4, 1.3 решения).
Однако судом не дана оценка указанным первичным документам и не сделан вывод о том, является ли их отсутствие грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, влекущим применение мер ответственности, предусмотренных частью 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку данные обстоятельства судом не исследованы, решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо дать оценку указанным обстоятельствам и сделать вывод о правомерности привлечения Учреждения УК 272/14 к ответственности на основании вышеуказанной нормы за неведение (отсутствие) налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц.
Снижая размер штрафных санкций, суд руководствовался положениями пункта 1 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми при наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Суд кассационной инстанции считает, что снижение общей суммы штрафа в размере более чем в двадцать раз должно быть обосновано судом, а отсутствие такового обоснования означает нарушение общеправовых принципов соразмерности и справедливости наказания, вследствие чего юридическая ответственность утрачивает присущие ей, в том числе, функции пресечения и предупреждения правонарушений.
Кроме того, снижение размера штрафа не дифференцировано судом применительно к различным санкциям за совершенные Учреждением УК 272/14 правонарушения, что противоречит положениям статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное нарушение должно быть устранено при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 3 ноября 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16618/03-43 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
от 19 февраля 2004 г.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Гуменюк Т.А.,
судей: Борисова Г.Н., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителей от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску - Поповой Н.В. (доверенность N 6458 от 16.12.2003), от государственного унитарного предприятия "Учреждение УК 272/14" Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области - Ощепковой Л.А. (доверенность N 14/1/6-5528 от 29.10.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску на решение от 3 ноября 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16618/03-43 (суд первой инстанции: Седых Н.Д.),
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с государственного унитарного предприятия "Учреждение УК 272/14" Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области (далее - Учреждение УК 272/14) штрафных санкций в сумме 135270 рублей 67 копеек.
Решением суда от 3 ноября 2003 года заявленные требования удовлетворены частично: с учреждения взыскано 5000 рублей штрафа, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Обжалуя решение суда, налоговая инспекция оспаривает вывод суда о наличии смягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств; считает что снижение судом налоговых санкций до 5000 рублей, то есть уменьшение установленного законом размера штрафа в 27 раз, означает освобождение от ответственности за совершенные налоговые правонарушения, что является недопустимым, поскольку обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности, установленных статьей 109 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае не имеется.
Заявитель кассационной жалобы просит об отмене обжалуемого судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении заявленных налоговым органом требований в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение УК 272/14 отклоняет изложенные в ней доводы, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка Учреждения УК 272/114 по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога за период с 01.09.2000 по 31.12.2000, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2001 по 12.03.2003, своевременности уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации за период с 01.09.2000 по 31.12.2000, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2001, в результате которой установлено неперечисление в бюджет исчисленного и удержанного подоходного налога и налога на доходы физических лиц за 2000 - 2003 годы в сумме 1185349 рублей (в том числе задолженность, выявленная по результатам предыдущей проверки в сумме 654433 рублей), несвоевременное перечисление в бюджет данных налогов, непредставление в установленный срок сведений о доходах, выплаченных физическим лицам по основному месту работы за 2000 год (всего на 68 человек), отсутствие первичных документов по форме 1-НДФЛ за 2001, 2002, 2003 годы, неуплата единого социального налога за 2001 год в размере 50728 рублей 4 копеек. Данные факты отражены в акте выездной налоговой проверки N 03/2-09-1-42 от 09.04.2003.
Решением налоговой инспекции N 03/2-09-1-42 от 22.05.2003 Учреждение УК 272/14 привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 20% от суммы неперечисленного налога, что составило 106183 рубля 20 копеек; за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в сумме 20% от суммы неуплаченного налога, что составило 10687 рублей 47 копеек; за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 120 Кодекса, в виде штрафа в размере 15000 рублей; за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Кодекса, в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ, что составило 3400 рублей.
Требованием об уплате налоговой санкции N 03/2-20-85.1 от 22.05.2003 налогоплательщику предписано уплатить штрафные санкции в сумме 135270 рублей 67 копеек в срок до 06.06.2003.
Так как штрафы в добровольном порядке не уплачены, налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о его взыскании.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что налогоплательщик правомерно привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений, однако, учитывая объяснения представителя ответчика в суде о том, что Учреждение УК 272/14 занимается социально значимой деятельностью - трудоустройством осужденных - и находится в тяжелом финансовом положении, снизил размер штрафа с учетом положений пункта 1 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации до 5000 рублей.
Проверив законность и обоснованность решения суда, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Признавая правомерность привлечения Учреждения УК 272/14 к налоговой ответственности, в том числе и за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, суд не учел, что объективную сторону данного правонарушения образует грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Решением налоговой инспекции N 03/2-09-1-42 от 22.05.2003 Учреждение привлечено к ответственности на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса за неведение первичных документов по форме 1-НДФЛ - налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2001, 2002, 2003 и неведение первичных документов - индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога по каждому физическому лицу (пункты 4, 1.3 решения).
Однако судом не дана оценка указанным первичным документам и не сделан вывод о том, является ли их отсутствие грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, влекущим применение мер ответственности, предусмотренных частью 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку данные обстоятельства судом не исследованы, решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо дать оценку указанным обстоятельствам и сделать вывод о правомерности привлечения Учреждения УК 272/14 к ответственности на основании вышеуказанной нормы за неведение (отсутствие) налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц.
Снижая размер штрафных санкций, суд руководствовался положениями пункта 1 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми при наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Суд кассационной инстанции считает, что снижение общей суммы штрафа в размере более чем в двадцать раз должно быть обосновано судом, а отсутствие такового обоснования означает нарушение общеправовых принципов соразмерности и справедливости наказания, вследствие чего юридическая ответственность утрачивает присущие ей, в том числе, функции пресечения и предупреждения правонарушений.
Кроме того, снижение размера штрафа не дифференцировано судом применительно к различным санкциям за совершенные Учреждением УК 272/14 правонарушения, что противоречит положениям статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное нарушение должно быть устранено при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 3 ноября 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16618/03-43 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.02.2004 N А19-16618/03-43-Ф02-364/04-С1
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 19 февраля 2004 г.
Дело N А19-16618/03-43-Ф02-364/04-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Гуменюк Т.А.,
судей: Борисова Г.Н., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителей от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску - Поповой Н.В. (доверенность N 6458 от 16.12.2003), от государственного унитарного предприятия "Учреждение УК 272/14" Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области - Ощепковой Л.А. (доверенность N 14/1/6-5528 от 29.10.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску на решение от 3 ноября 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16618/03-43 (суд первой инстанции: Седых Н.Д.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с государственного унитарного предприятия "Учреждение УК 272/14" Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области (далее - Учреждение УК 272/14) штрафных санкций в сумме 135270 рублей 67 копеек.
Решением суда от 3 ноября 2003 года заявленные требования удовлетворены частично: с учреждения взыскано 5000 рублей штрафа, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Обжалуя решение суда, налоговая инспекция оспаривает вывод суда о наличии смягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств; считает что снижение судом налоговых санкций до 5000 рублей, то есть уменьшение установленного законом размера штрафа в 27 раз, означает освобождение от ответственности за совершенные налоговые правонарушения, что является недопустимым, поскольку обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности, установленных статьей 109 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае не имеется.
Заявитель кассационной жалобы просит об отмене обжалуемого судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении заявленных налоговым органом требований в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение УК 272/14 отклоняет изложенные в ней доводы, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка Учреждения УК 272/114 по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога за период с 01.09.2000 по 31.12.2000, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2001 по 12.03.2003, своевременности уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации за период с 01.09.2000 по 31.12.2000, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2001, в результате которой установлено неперечисление в бюджет исчисленного и удержанного подоходного налога и налога на доходы физических лиц за 2000 - 2003 годы в сумме 1185349 рублей (в том числе задолженность, выявленная по результатам предыдущей проверки в сумме 654433 рублей), несвоевременное перечисление в бюджет данных налогов, непредставление в установленный срок сведений о доходах, выплаченных физическим лицам по основному месту работы за 2000 год (всего на 68 человек), отсутствие первичных документов по форме 1-НДФЛ за 2001, 2002, 2003 годы, неуплата единого социального налога за 2001 год в размере 50728 рублей 4 копеек. Данные факты отражены в акте выездной налоговой проверки N 03/2-09-1-42 от 09.04.2003.
Решением налоговой инспекции N 03/2-09-1-42 от 22.05.2003 Учреждение УК 272/14 привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 20% от суммы неперечисленного налога, что составило 106183 рубля 20 копеек; за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в сумме 20% от суммы неуплаченного налога, что составило 10687 рублей 47 копеек; за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 120 Кодекса, в виде штрафа в размере 15000 рублей; за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Кодекса, в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ, что составило 3400 рублей.
Требованием об уплате налоговой санкции N 03/2-20-85.1 от 22.05.2003 налогоплательщику предписано уплатить штрафные санкции в сумме 135270 рублей 67 копеек в срок до 06.06.2003.
Так как штрафы в добровольном порядке не уплачены, налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о его взыскании.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что налогоплательщик правомерно привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений, однако, учитывая объяснения представителя ответчика в суде о том, что Учреждение УК 272/14 занимается социально значимой деятельностью - трудоустройством осужденных - и находится в тяжелом финансовом положении, снизил размер штрафа с учетом положений пункта 1 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации до 5000 рублей.
Проверив законность и обоснованность решения суда, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Признавая правомерность привлечения Учреждения УК 272/14 к налоговой ответственности, в том числе и за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, суд не учел, что объективную сторону данного правонарушения образует грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Решением налоговой инспекции N 03/2-09-1-42 от 22.05.2003 Учреждение привлечено к ответственности на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса за неведение первичных документов по форме 1-НДФЛ - налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2001, 2002, 2003 и неведение первичных документов - индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога по каждому физическому лицу (пункты 4, 1.3 решения).
Однако судом не дана оценка указанным первичным документам и не сделан вывод о том, является ли их отсутствие грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, влекущим применение мер ответственности, предусмотренных частью 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку данные обстоятельства судом не исследованы, решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо дать оценку указанным обстоятельствам и сделать вывод о правомерности привлечения Учреждения УК 272/14 к ответственности на основании вышеуказанной нормы за неведение (отсутствие) налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц.
Снижая размер штрафных санкций, суд руководствовался положениями пункта 1 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми при наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Суд кассационной инстанции считает, что снижение общей суммы штрафа в размере более чем в двадцать раз должно быть обосновано судом, а отсутствие такового обоснования означает нарушение общеправовых принципов соразмерности и справедливости наказания, вследствие чего юридическая ответственность утрачивает присущие ей, в том числе, функции пресечения и предупреждения правонарушений.
Кроме того, снижение размера штрафа не дифференцировано судом применительно к различным санкциям за совершенные Учреждением УК 272/14 правонарушения, что противоречит положениям статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное нарушение должно быть устранено при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 3 ноября 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16618/03-43 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Председательствующий
Т.А.ГУМЕНЮК
Т.А.ГУМЕНЮК
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Н.Н.ПАРСКАЯ
Г.Н.БОРИСОВ
Н.Н.ПАРСКАЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 19 февраля 2004 г.
Дело N А19-16618/03-43-Ф02-364/04-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Гуменюк Т.А.,
судей: Борисова Г.Н., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании:
представителей от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску - Поповой Н.В. (доверенность N 6458 от 16.12.2003), от государственного унитарного предприятия "Учреждение УК 272/14" Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области - Ощепковой Л.А. (доверенность N 14/1/6-5528 от 29.10.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску на решение от 3 ноября 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16618/03-43 (суд первой инстанции: Седых Н.Д.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с государственного унитарного предприятия "Учреждение УК 272/14" Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области (далее - Учреждение УК 272/14) штрафных санкций в сумме 135270 рублей 67 копеек.
Решением суда от 3 ноября 2003 года заявленные требования удовлетворены частично: с учреждения взыскано 5000 рублей штрафа, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Обжалуя решение суда, налоговая инспекция оспаривает вывод суда о наличии смягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств; считает что снижение судом налоговых санкций до 5000 рублей, то есть уменьшение установленного законом размера штрафа в 27 раз, означает освобождение от ответственности за совершенные налоговые правонарушения, что является недопустимым, поскольку обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности, установленных статьей 109 Налогового кодекса Российской Федерации, в данном случае не имеется.
Заявитель кассационной жалобы просит об отмене обжалуемого судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении заявленных налоговым органом требований в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение УК 272/14 отклоняет изложенные в ней доводы, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка Учреждения УК 272/114 по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога за период с 01.09.2000 по 31.12.2000, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2001 по 12.03.2003, своевременности уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации за период с 01.09.2000 по 31.12.2000, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2001, в результате которой установлено неперечисление в бюджет исчисленного и удержанного подоходного налога и налога на доходы физических лиц за 2000 - 2003 годы в сумме 1185349 рублей (в том числе задолженность, выявленная по результатам предыдущей проверки в сумме 654433 рублей), несвоевременное перечисление в бюджет данных налогов, непредставление в установленный срок сведений о доходах, выплаченных физическим лицам по основному месту работы за 2000 год (всего на 68 человек), отсутствие первичных документов по форме 1-НДФЛ за 2001, 2002, 2003 годы, неуплата единого социального налога за 2001 год в размере 50728 рублей 4 копеек. Данные факты отражены в акте выездной налоговой проверки N 03/2-09-1-42 от 09.04.2003.
Решением налоговой инспекции N 03/2-09-1-42 от 22.05.2003 Учреждение УК 272/14 привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 20% от суммы неперечисленного налога, что составило 106183 рубля 20 копеек; за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в сумме 20% от суммы неуплаченного налога, что составило 10687 рублей 47 копеек; за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 120 Кодекса, в виде штрафа в размере 15000 рублей; за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Кодекса, в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ, что составило 3400 рублей.
Требованием об уплате налоговой санкции N 03/2-20-85.1 от 22.05.2003 налогоплательщику предписано уплатить штрафные санкции в сумме 135270 рублей 67 копеек в срок до 06.06.2003.
Так как штрафы в добровольном порядке не уплачены, налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о его взыскании.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что налогоплательщик правомерно привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений, однако, учитывая объяснения представителя ответчика в суде о том, что Учреждение УК 272/14 занимается социально значимой деятельностью - трудоустройством осужденных - и находится в тяжелом финансовом положении, снизил размер штрафа с учетом положений пункта 1 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации до 5000 рублей.
Проверив законность и обоснованность решения суда, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Признавая правомерность привлечения Учреждения УК 272/14 к налоговой ответственности, в том числе и за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, суд не учел, что объективную сторону данного правонарушения образует грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Решением налоговой инспекции N 03/2-09-1-42 от 22.05.2003 Учреждение привлечено к ответственности на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса за неведение первичных документов по форме 1-НДФЛ - налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2001, 2002, 2003 и неведение первичных документов - индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога по каждому физическому лицу (пункты 4, 1.3 решения).
Однако судом не дана оценка указанным первичным документам и не сделан вывод о том, является ли их отсутствие грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, влекущим применение мер ответственности, предусмотренных частью 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку данные обстоятельства судом не исследованы, решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо дать оценку указанным обстоятельствам и сделать вывод о правомерности привлечения Учреждения УК 272/14 к ответственности на основании вышеуказанной нормы за неведение (отсутствие) налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц.
Снижая размер штрафных санкций, суд руководствовался положениями пункта 1 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми при наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Суд кассационной инстанции считает, что снижение общей суммы штрафа в размере более чем в двадцать раз должно быть обосновано судом, а отсутствие такового обоснования означает нарушение общеправовых принципов соразмерности и справедливости наказания, вследствие чего юридическая ответственность утрачивает присущие ей, в том числе, функции пресечения и предупреждения правонарушений.
Кроме того, снижение размера штрафа не дифференцировано судом применительно к различным санкциям за совершенные Учреждением УК 272/14 правонарушения, что противоречит положениям статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное нарушение должно быть устранено при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 3 ноября 2003 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-16618/03-43 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Председательствующий
Т.А.ГУМЕНЮК
Т.А.ГУМЕНЮК
Судьи:
Г.Н.БОРИСОВ
Н.Н.ПАРСКАЯ
Г.Н.БОРИСОВ
Н.Н.ПАРСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)