Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.06.2003 N А56-34109/02

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 16 июня 2003 года Дело N А56-34109/02

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Почечуева И.П., Шевченко А.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Кова" Талимончик В.П. (доверенность от 04.11.02), рассмотрев 16.06.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга на решение от 11.12.02 (судья Захаров В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 06.03.03 (судьи Кадулин А.В., Гайсановская Е.В., Старовойтова О.Р.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-34109/02,
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Кова" (далее - ООО "Кова", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 03.10.02 N 107/06 о доначислении 5201 руб. земельного налога за 2002 год.
Решением суда от 11.12.02 заявление ООО "Кова" удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.03.03 решение суда оставлено без изменения.
Судебные инстанции в ходе рассмотрения заявления общества признали правомерным применение ООО "Кова" в 2002 году ставки земельного налога с коэффициентом 2, установленным федеральным законодательством на 2002 год.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявления, указывая на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих установление ставок земельного налога на 2002 год.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Кова" 20.09.02 представило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2002 год. Расчет налога в декларации произведен обществом исходя из ставки 33,47 руб. за один квадратный метр земли в год с применением повышающего коэффициента "2", предусмотренного статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год".
Налоговая инспекция признала дополнительный расчет неправильным, о чем составила акт N 107/06, на основании которого приняла решение от 03.10.02 N 107/06 о доначислении обществу 5201 руб. земельного налога.
По мнению налогового органа, налогоплательщик при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, должен использовать последовательно повышающие коэффициенты "2", "1,2", "2", предусмотренные соответственно: статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год". Налоговый орган также ссылается на то, что согласно статье 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.01 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" в 2002 году применяются ставки земельного налога 1998 года, умноженные на коэффициенты, установленные федеральными законами на 1999 и 2000 годы, то есть размер ставки земельного налога приведен в соответствие со статьей 1 Закона Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога", а также статьей 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год".
ООО "Кова", считая названное решение неправомерным, обжаловало его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований общество указало на то, что коэффициенты "1,2" и "2" не подлежат применению в 2002 году, поскольку нормативные акты, которыми они установлены (Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" и Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 год"), утратили силу.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами налогоплательщика и признали недействительным решение налогового органа, которым обществу доначислен земельный налог за 2002 год.
Кассационная инстанция считает решение и постановление суда подлежащими изменению по следующим основаниям.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение ставок земельного налога отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления, в субъектах Российской Федерации - городах Москве и Санкт-Петербурге - к компетенции представительных органов субъекта Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" устанавливает средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли. Однако налогоплательщики в силу статьи 8 названного закона уплачивают земельный налог по ставкам, дифференцированным по местоположению земельных участков и зонам различной градостроительной ценности, а не по средним ставкам.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы" земельный налог относится к местным налогам.
При этом в пункте 2 данной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, конкретные же ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
В силу пункта 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных кодексом, и не могут автоматически повышаться в связи с введением федеральными законами коэффициента, повышающего средние ставки, поскольку это противоречит как статье 53 НК РФ, так и конституционно установленным принципам налогообложения. По смыслу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-П "По делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" средняя ставка земельного налога, установленная федеральным законодательством, является пределом, ограничивающим право представительного органа власти субъекта Российской Федерации на повышение дифференцированных ставок налога.
Таким образом, при расчете земельного налога на 2002 год налогоплательщики и налоговые органы должны применять дифференцированные ставки земельного налога, действующие в Санкт-Петербурге.
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 129-1) утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий.
Согласно статье 27 Закона Санкт-Петербурга от 13.12.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" ставки земельного налога, которые дифференцированы Законом N 129-1, применяются в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом 2,688.
Следовательно, ООО "Кова" при исчислении земельного налога за 2002 год необоснованно применило коэффициент 2, установленный статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", занизив сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
Вместе с тем и налоговая инспекция неправомерно при доначислении обществу земельного налога применила ставку 80,32 руб. за квадратный метр, то есть с учетом коэффициентов 2 * 1,2 * 2 = 4,8, установленных федеральным законодательством.
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2", ограничивается 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный финансовый год. Аналогичные правоотношения в следующем году регламентировались Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", которым введен новый повышающий земельную ставку коэффициент - "1,2". Применение коэффициента "1,2" также ограничивается 2000 годом. Обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.
Увеличение средних ставок земельного налога (применение повышающих коэффициентов) не влечет автоматического увеличения дифференцированных ставок земельного налога, действующих в Санкт-Петербурге.
При таких обстоятельствах решение налогового органа от 03.10.02 N 107/06 является недействительным в части доначисления обществу земельного налога за 2002 год по ставке с применением коэффициента, превышающего 2,688.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.12.02 и постановление апелляционной инстанции от 06.03.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-34109/02 изменить.
Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга от 03.10.02 N 107/06 в части доначисления земельного налога за 2002 год по ставке, превышающей 44 руб. 98 коп. за 1 кв.м.
В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Кова" отказать.
Взыскать со счета общества с ограниченной ответственностью "Кова" в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи
ПОЧЕЧУЕВ И.П.
ШЕВЧЕНКО А.В.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)