Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Нагаева
Судей В.Я. Голобородько, С.Н. Крекотнева
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 50 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2011
по делу N А40-114975/10-127-592, принятое судьей А.Н. Нагорной
по заявлению Центрального банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020; 103016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12)
к Межрайонной ИФНС России N 50 по г. Москве (ОГРН 1047702057700; 123373, г. Москва, Походный проезд, д. 3 А)
о признании незаконным бездействия, обязании возвратить переплату по земельному налогу, обязании начислить и уплатить проценты,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Ломакина С.В. по дов. N 290 от 09.08.2011, Бойко Л.В. по дов. N 37 от 01.02.2011;
- от заинтересованного лица - Попова А.В. по дов. N 05-17/15285 от 23.05.2011.
Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 50 по г. Москве (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невозврате в установленный срок излишне уплаченного земельного налога в размере 36 913 470 руб.; обязании возвратить переплату по земельному налогу в сумме 36 913 470 руб. и обязании начислить и уплатить проценты в сумме 2 205 453,42 руб. за нарушение срока возврата земельного налога.
Решением суда от 23.05.2011 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным бездействия инспекции, выразившегося в невозврате Центральному банку Российской Федерации в установленный срок излишне уплаченного земельного налога в размере 36 913 470 руб. Также арбитражный суд обязал инспекцию возвратить налогоплательщику излишне уплаченный земельный налог в размере 36 913 470 руб. с начисленными на него процентами в размере 1 924 883, 65 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в обжалуемой налоговым органом части в порядке ст. 266, ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 28.12.2009 г. заявителем были представлены в инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за отчетные периоды 2006 - 2007 г.г., в которых из налоговой базы по земельному налогу были исключены земельные участки, на которые по состоянию на соответствующую отчетную дату у Банка России отсутствовали правоустанавливающие документы, являющиеся основанием для уплаты земельного налога. По сравнению с ранее поданными декларациями по земельному налогу сумма земельного налога, исчисленная к уменьшению по уточненным налоговым декларациям составила 36 913 470 руб. (в том числе: за 2006 г. в сумме - 23 447 594 руб. и за 2007 г. в сумме - 13 465 876 руб.) Расшифровки данных уточненных налоговых деклараций с кадастровыми номерами участков и их адресами представлены заявителем в материалы дела (т. 5 л.д. 1 - 4).
30.12.2009 г. Банк России обратился в инспекцию с заявлением от 30.12.2009 г. N 010-24-6/6622 о возврате излишне уплаченного земельного налога на общую сумму 36 913 470 руб., факт получения данного заявления подтверждается отметкой входящей корреспонденции от 30.12.2009 г. вх. N 02-13/071923. Поскольку данное заявление инспекцией исполнено не было, какого-либо ответа на него Банк России не получил, то 13.05.2010 г. за вх. N 02-13/031665 им было подано повторное заявление от 12.05.2010 г. N 010-24-4/2230 о возврате налога с начислением процентов за несвоевременный возврат. Ответ на данное заявление Банком России также получен не был.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Таким образом, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на участок.
Статьей 8 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Соответственно, обязанность по уплате земельного налога в отношении земельного участка, предоставленного Банку России, возникает и прекращается с даты государственной регистрации, соответственно, возникновения и прекращения права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения. При этом датой государственной регистрации прав признается день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Указанная правовая позиция отражена в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 10.04.2008 г. N 03-05-04-02/25 (т. 3, л.д. 84 - 85), полученном в ответ на запрос Банка России и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 54.
Из п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV указанного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ (п. 1 ст. 26 ЗК РФ).
Как следует из п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
Поскольку согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения; не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, то из буквального толкования статьи 388 НК РФ следует, что основанием для взимания земельного налога с организации является наличие у нее зарегистрированного в установленном порядке права собственности или права постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 12 ст. 396 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. Согласно п. 10 указанных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель в силу п. 14 ст. 396 НК РФ установлено, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде). Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков в обязательном порядке доводится до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга), а с 2008 года - Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта календарного года. Следовательно, до исполнения соответствующими государственными органами исполнительной власти обязанности по уведомлению налогоплательщика о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащем ему на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, у данного налогоплательщика отсутствует обязанность по исчислению и уплате земельного налога ввиду невозможности исчисления налоговой базы. Банк России указывает, что данными сведениями в отношении спорных участков он не располагал и не мог располагать вследствие отсутствия у него правоустанавливающих документов на спорные участки.
Судом первой инстанции установлено, что Банк России в рассматриваемый период времени 2006 - 2007 г.г. не располагал правоустанавливающими документами на ниже перечисленные земельные участки.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Свободы, д. 57, корп. 1 (кадастровый номер 770804006001), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору аренды Правительства г. Москвы и Банка России от 15.10.2005 г. N М-08-003033. Указанный договор был расторгнут по решению Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2004 г. по делу N А40-39830/04-9-492, оставленному без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.01.2005 г. N КГ-А40/12680-04. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России только 21.11.2008 г. согласно свидетельству о государственной регистрации серии 77АЖ 665754 от 21.11.2008 г. В связи с чем, основания для исчисления и уплаты земельного налога за период до 21.11.2008 г. по указанному земельному участку у налогоплательщика отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Севастопольский проспект, влад. 66 (кадастровый номер 77060800913, ранее 77060008009165), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору с Правительством Москвы от 25.10.1995 г. N М-06-003247. Указанный договор был расторгнут, что подтверждается п. 4 Распоряжения Префекта ЮЗАО г. Москвы от 28.06.2007 г. N 1121-РП. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России 01.12.2008 г. согласно свидетельству о государственной регистрации серии 77АЖ 665558 от 01.12.2008 г. Таким образом, основания для исчисления и уплаты земельного налога за период до 20.12.2007 г. по указанному земельному участку у налогоплательщика отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Неглинная, д. 10 (кадастровый номер 770101040009, ранее 770101040025). До настоящего времени право Банка России на указанный участок не оформлено, поскольку он предоставлен ООО "Три Д" (ИНН 7734528654) в пользование на условиях аренды по договору N М-01-015917 от 02.02.2000 г. На указанном земельном участке расположено многоэтажное здание, в котором Банк России приобрел ряд помещений (свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилые помещения от 17.04.2007 г.). С учетом указанных обстоятельств, в спорный период основания для исчисления и уплаты земельного налога за указанный земельный участок у Банка России отсутствовали.
По земельному участку, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Красной Сосны, вл. 7 (кадастровый номер 770216005078), установлено, что он находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору аренды Москомзема и Банка России N М-02-009914 от 24.09.1997 г. Указанный договор был расторгнут досрочно на основании дополнительного соглашения от 11.10.2005 г. Право Банка России на постоянное (бессрочное) пользование возникло 30.11.2007 г. согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 77АЖ 175558 от 30.11.2007. Соответственно основания для исчисления и уплаты земельного налога за период до 30.11.2007 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Сигнальный пр., влад. 23А, Алтуфьевское шоссе, вл. 4 (кадастровый номер 770209002130), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору аренды Правительства Москвы и Банка России N М-02-003910 от 03.01.1996 г. Указанный договор был расторгнут досрочно на основании дополнительного соглашения от 11.10.2005 г. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России с 31.10.2006 г. согласно свидетельству о государственной регистрации права серии от 31.10.2006 г. Соответственно, основания, для исчисления и уплаты земельного налога за период до 31.10.2006 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Селиверстов пер., влад. 6 (кадастровый номер 770101088096), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору аренды Москомзема и Банка России N М-01-014947 от 31.08.1999 г. Указанный договор был расторгнут досрочно на основании дополнительного соглашения от 05.12.2005 г. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России с 06.12.2006 г. согласно свидетельства о государственной регистрации права от 06.12.2006 г. В связи с чем, основания для исчисления и уплаты земельного налога за период до 06.12.2006 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Настасьинский переулок, вл. 5, стр. 7 (кадастровый номер 770101098088), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору аренды Москомзема и Банка России N М-01-003550 от 04.12.1995 г., который был расторгнут по решению Арбитражного суда г. Москвы от 30.08.2004 г. по делу N А40-29178/04-7-397, оставленному без изменения постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда г. Москвы от 24.11.2004 г. N 09-АП-3560/04-ГК. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России с 25.10.2006 г. согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.10.2006. В связи с чем основания, для исчисления и уплаты земельного налога за период до 25.10.2006 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
На земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, 5-я ул. Соколиной Горы, вл. 20А (кадастровый номер 770304007131), право Банка России на постоянное (бессрочное) пользование зарегистрировано 06.12.2006 г. согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.12.2006 г. Соответственно, основания, для исчисления и уплаты земельного налога за период до 06.12.2006 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Петровка, вл. 8/11, стр. 1 (кадастровый номер 770101041054), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору аренды Москомзема и Банка России N М-01-008773 от 22.05.1997 г. Указанный договор был расторгнут досрочно на основании дополнительного соглашения от 05.12.2005 г. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России с 23.11.2006 г. согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.11.2006 г. В связи с чем, основания для исчисления и уплаты земельного налога за период до 23.11.2006 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Правды, вл. 8, корп. 30 (изменен на 3-я ул. Ямского Поля, вл. 28, стр. 1) (кадастровый номер 77090421046), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору аренды Мэрии г. Москвы и Банка России N М-09-003604 от 07.12.1995 г. Указанный договор был расторгнут на основании решения Арбитражного суда г. Москвы 05.05.2005 г. по делу N А40-2945/05-57-28. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России с 20.11.2006 г. согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.11.2006 г. Соответственно, основания, для исчисления и уплаты земельного налога за период до 20.11.2006 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Правды, вл. 8, корп. 13а и 16 (изменен на ул. Правды д. 6, стр. 1 и 2) (кадастровый номер 77090421043), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору аренды Мэрии г. Москвы и Банка России N М-09-003149 от 13.10.1995 г. Указанный договор был расторгнут на основании решения Арбитражного суда г. Москвы 13.04.2005 г. по делу N А40-2941/05-49-29. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России с 20.11.2006 г. согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.11.2006 г. В связи с чем, основания для исчисления и уплаты земельного налога за период до 20.11.2006 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, вл. 19 (кадастровый номер 770302020012), находился в пользовании Банка России на праве краткосрочной аренды. Договор краткосрочной аренды N М-03-503939 от 30.03.01 г. между Москомземом и Банком России был расторгнут по решению Арбитражного суда г. Москвы от 20.05.2005 г. по делу N А40-3162/05-49-33. Соответственно, основания для исчисления и уплаты земельного налога за указанный земельный участок отсутствовали. Согласно пояснениям представителей Банка России какие-либо правоустанавливающие документы на данный участок отсутствуют и в настоящее время.
Земельный участок (объединенный), расположенный по адресу: г. Москва, Пятницкое ш., вл. 32 (кадастровый номер 770802016022, 770802016022) находился в пользовании Банка России на праве краткосрочной аренды. Договор краткосрочной аренды N М-08-504056 от 09.08.01 г. между Москомземом и Банком России был расторгнут по решению Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2005 г. по делу N А40-3164/05-57-32. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России 25.05.2007 г. согласно свидетельству о государственной регистрации серии 77АЖ 177206 от 25.05.2007 г. в связи с чем основания, для исчисления и уплаты земельного налога за период до 25.05.2007 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Настасьинский пер-к, вл. 3, стр. 1 (кадастровый номер 770101098064), находился в пользовании Банка России на основании договора срочного пользования Москомзема и Банка России от 19.04.2004 г. N М-01-603067, который был расторгнут по решению Окружной конкурсной комиссии имущественно - земельного комплекса ЦАО г. Москвы от 01.03.2007 г. N 6 и на основании того же решения Банку России было предоставлено право ограниченного пользования. В связи с указанными обстоятельствами представители Банка России пояснили, что основания для исчисления и уплаты земельного налога за указанный земельный участок отсутствовали как в спорный период времени, так и отсутствуют в настоящее время. Таким образом у Банка России в рассматриваемый период времени отсутствовала обязанность по уплате земельного налога.
Земельный участок, расположенный по адресу: Новокирочный переулок, д. 6, стр. 1 (кадастровый номер 7701030110007, ранее 770103011097), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору между Москомземом и Банком России N М-01-004568 от 11.03.1996 г. Указанный договор был досрочно расторгнут на основании дополнительного соглашения от 20.12.2005 г. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России 19.04.2007 г. согласно свидетельству о государственной регистрации серии 77АД 162620 от 19.04.2007 г. В связи с чем, основания для исчисления и уплаты земельного налога за период до 19.04.2007 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
Земельный участок (объединенный), расположенный по адресу: г. Москва, ул. Боженко, вл. 3 (кадастровый номер 770704006011, 770704006015), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору между Москомземом и Банком России N М-07-006019 от 15.07.1996 г. Указанный договор был досрочно расторгнут с 01.07.2005 г. на основании дополнительного соглашения N М-07-006019/07 от 05.10.2005 г. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России с 04.03.2009 г. согласно свидетельству о государственной регистрации серии 77АЖ 666742 от 04.03.2009 г. Таким образом, у Банка России отсутствовали основания для исчисления и уплаты земельного налога за период до 04.03.2009 г. по указанному земельному участку.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, вл. 1, корп. 2 (кадастровый номер 770106004005), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору между Москомземом и Банком России N М-01-003532 от 01.12.1995 г. Указанный договор был досрочно расторгнут на основании дополнительного соглашения N М-01-003532/1 от 30.11.2005 г. Представители Банка России пояснили, что основания для исчисления и уплаты земельного налога за указанный земельный участок не только отсутствовали в рассматриваемый судом период времени 2006-2007 г.г., но и отсутствуют в настоящее время. В связи с чем, у налогоплательщика отсутствовали основания для исчисления и уплаты земельного налога по данному земельному участку в рассматриваемый период.
Таким образом, во всех указанных случаях Банк России пользовался земельными участками на основании договоров аренды, заключенных в период действия Земельного кодекса РФ 25.10.2011 г. N 135-ФЗ, ст. 20 которого было предусмотрено, что органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное бессрочное пользование. В связи с их несоответствием указанному положению законодательства они были либо расторгнуты решениями судов, либо дополнительными соглашениями сторон; оформление права пользования земельными участками в соответствии с требованиями законодательства РФ заняло некоторое время и с учетом пояснений представителей Банка России по ряду участков не завершено до сих пор. С учетом установленных судом обстоятельств в рассматриваемый период 2006 - 2007 г.г. у Банка России отсутствовало зарегистрированное надлежащим образом право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками, в связи с чем обязанность по уплате земельного налога у Банка России по данным объектам (в период отсутствия зарегистрированного права) не возникла.
Налоговый орган в апелляционной жалобе указывает на необходимость применения в рассматриваемом споре п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, вступившего в силу с 01.01.2005 г.".
Согласно указанной норме, в случае отсутствия в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующем в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Таким образом, предполагается, что при отсутствии информации о регистрации прав на земельный участок, налогоплательщики определяются на основании иных документов, оформленных до 21.07.1997 г., но указанные документы должны подтверждать сохранение за юридически (физическим) лицом соответствующее право собственности (постоянного бессрочного пользования) на земельный участок в период признания юридического (физического) лица плательщиком земельного налога.
Так, инспекция в своей апелляционной жалобе подтверждает, что Банк России в период до 2005 - 2006 гг. пользовался земельными участками на основании договоров долгосрочной (краткосрочной) аренды, которые были расторгнуты на основании решений судов или по дополнительным соглашениям с арендодателями до 2005 г.
Таким образом, в период 2005 - 2006 гг. по указанным земельным участкам отсутствуют правоудостоверяющие документы, выданные Банку России до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и подтверждающие право Банка России на данные участки в рассматриваемый период 2006 - 2007 гг.
Основанием для расторжения договоров долгосрочной (краткосрочной) аренды стало требование ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) о том, что органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное бессрочное пользование. Учитывая конституционно-правовой статус Банка России, договоры аренды земельных участков с принятием ЗК РФ подлежали расторжению на основании ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договоров.
Заявителем в инспекцию и суд первой были представлены документы, подтверждающие имевшиеся ранее договорные отношения с арендодателями и дальнейшее прекращение таких отношений, а также документы, подтверждающие наличие права у Банка России на земельные участки по состоянию на 2011 год.
В соответствии с Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 10.04.2008 г. N 03-05-04-02/25 в адрес Банка России основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок. Указанная позиция также сформулирована в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 54.
Документы, на основании которых Банк России пользовался земельными участками в периоды 2005 - 2006 гг. отсутствуют, а, следовательно, у Банка России отсутствовала (отсутствует) обязанность по уплате земельного налога за указанные периоды.
Согласно первичным налоговым декларациям по земельному налогу заявитель уплатил в бюджет земельный налог (в т.ч. и по спорным земельным участкам), что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями за период с 02.05.2006 г. по 30.01.2008 г.
Поскольку в рассматриваемый период времени 2006 - 2007 г.г. заявитель не являлся собственником (владельцем на праве постоянного бессрочного пользования) указанных земельных участков, то он излишне уплатил земельный налог в сумме 36 913 470 руб.
Из материалов дела усматривается, что Банком России и инспекцией была проведена сверка расчетов, по результатам которой составлен акт N 809 по состоянию на 03.07.2010 г., которым подтверждается наличие у Банка России переплаты по земельному налогу в сумме 36 924 062 руб. (из указанной переплаты 36 913 470 руб. приходится на уточнение обязанностей за период 2006 - 2007 г.г. в связи с отсутствием правоустанавливающих документов, и 10 592 руб. относится к ликвидированному РКЦ г. Железнодорожный ГУ Банка России по Забайкальскому краю). Таким образом, размер переплаты, сложившейся вследствие представления уточненных налоговых деклараций, ответчиком подтвержден.
Согласно статье 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику, в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К реализации права на возврат/зачет излишне уплаченного (взысканного) налога подлежит применению правовой подход, изложенный в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 г. N 6219/06, в силу которого ст. ст. 21 и 79 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней (по аналогии подлежит применению и к излишне уплаченным налогам). В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации определен трехлетний срок на подачу налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган. Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Аналогичные положения содержатся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 173-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мелерзановой Веры Анатольевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому ст. 78 НК РФ позволяет налогоплательщику, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
Также, указанная норма не препятствует гражданину (и иному лицу) в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Таким образом, право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога может быть реализовано налогоплательщиком в судебном порядке в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен быть узнать о нарушении своего права (о наличии переплаты).
Довод инспекции о том, что в период 2006 - 2007 г.г. налогоплательщику было известно о том, что он не является плательщиком земельного налога, отклоняется в связи со следующим.
Между тем, заявитель узнал об излишней уплате налога с момента получения письма Минфина России от 10.04.2008 г. N 03-05-04-02/25, согласно отметки входящей корреспонденции оно получено 18.04.2008 г.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2009 г. N 12882/08, момент, с которого необходимо исчислять трехлетний срок на возврат земельного налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, а именно причины, в силу которой допущена излишняя уплата налога, наличия у налогоплательщика возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения законодательства в рассматриваемый период, а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Довод инспекции о том, что трехлетний срок давности должен исчисляться с даты уплаты заявителем авансовых платежей по земельному налогу за соответствующие периоды, а именно, от 02.05.2006, 28.07.2006, 30.10.2006, 31.01.2007, 28.04.2007, 30.07.2007, 30.10.2007, 30.01.2008, отклоняется по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Закона города Москвы от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге" (подлежит применению с 01.01.2005 г., в силу ст. 15 НК РФ и главы 31 НК РФ земельный налог местный), налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (налоговым периодом по земельному налогу является год); налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Таким образом, сроками уплаты земельного налога являлись 01.02.2007 г. за 2006 г. и 01.02.2008 г. за 2007 г. именно с указанных сроков, как сроков определения налоговой обязанности по уплате земельного налога и подлежит исчислению срок на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.
Поскольку заявитель обратился в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога 30.12.2009 г. (т. 1 л.д. 12), то трехлетний срок на возврат налога, предусмотренный ст. 78 НК РФ заявителем соблюден.
Инспекция в апелляционной жалобе указывает, что заявитель пропустил срок для обращения за возвратом суммы излишне уплаченного налога, обратившись в суд первой инстанции спустя год после представления уточненных налоговых деклараций.
Указанный довод также подлежит отклонению, поскольку налоговым органом не было принято мер по обращениям заявителя от 30.12.2009 г. и от 13.05.2010 г. (первое из которых последовало в установленный законом срок, а второе являлось повторным), в связи с чем, со стороны инспекции имело место неправомерное бездействие, не соответствующее ст. 78 НК РФ.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2011, с учетом определения от 30.05.2011, по делу N А40-114975/10-127-592 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.08.2011 N 09АП-18370/2011-АК ПО ДЕЛУ N А40-114975/10-127-592
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2011 г. N 09АП-18370/2011-АК
Дело N А40-114975/10-127-592
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Р.Г. Нагаева
Судей В.Я. Голобородько, С.Н. Крекотнева
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 50 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2011
по делу N А40-114975/10-127-592, принятое судьей А.Н. Нагорной
по заявлению Центрального банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020; 103016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12)
к Межрайонной ИФНС России N 50 по г. Москве (ОГРН 1047702057700; 123373, г. Москва, Походный проезд, д. 3 А)
о признании незаконным бездействия, обязании возвратить переплату по земельному налогу, обязании начислить и уплатить проценты,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Ломакина С.В. по дов. N 290 от 09.08.2011, Бойко Л.В. по дов. N 37 от 01.02.2011;
- от заинтересованного лица - Попова А.В. по дов. N 05-17/15285 от 23.05.2011.
установил:
Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 50 по г. Москве (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невозврате в установленный срок излишне уплаченного земельного налога в размере 36 913 470 руб.; обязании возвратить переплату по земельному налогу в сумме 36 913 470 руб. и обязании начислить и уплатить проценты в сумме 2 205 453,42 руб. за нарушение срока возврата земельного налога.
Решением суда от 23.05.2011 заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным бездействия инспекции, выразившегося в невозврате Центральному банку Российской Федерации в установленный срок излишне уплаченного земельного налога в размере 36 913 470 руб. Также арбитражный суд обязал инспекцию возвратить налогоплательщику излишне уплаченный земельный налог в размере 36 913 470 руб. с начисленными на него процентами в размере 1 924 883, 65 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в обжалуемой налоговым органом части в порядке ст. 266, ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 28.12.2009 г. заявителем были представлены в инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за отчетные периоды 2006 - 2007 г.г., в которых из налоговой базы по земельному налогу были исключены земельные участки, на которые по состоянию на соответствующую отчетную дату у Банка России отсутствовали правоустанавливающие документы, являющиеся основанием для уплаты земельного налога. По сравнению с ранее поданными декларациями по земельному налогу сумма земельного налога, исчисленная к уменьшению по уточненным налоговым декларациям составила 36 913 470 руб. (в том числе: за 2006 г. в сумме - 23 447 594 руб. и за 2007 г. в сумме - 13 465 876 руб.) Расшифровки данных уточненных налоговых деклараций с кадастровыми номерами участков и их адресами представлены заявителем в материалы дела (т. 5 л.д. 1 - 4).
30.12.2009 г. Банк России обратился в инспекцию с заявлением от 30.12.2009 г. N 010-24-6/6622 о возврате излишне уплаченного земельного налога на общую сумму 36 913 470 руб., факт получения данного заявления подтверждается отметкой входящей корреспонденции от 30.12.2009 г. вх. N 02-13/071923. Поскольку данное заявление инспекцией исполнено не было, какого-либо ответа на него Банк России не получил, то 13.05.2010 г. за вх. N 02-13/031665 им было подано повторное заявление от 12.05.2010 г. N 010-24-4/2230 о возврате налога с начислением процентов за несвоевременный возврат. Ответ на данное заявление Банком России также получен не был.
Арбитражный апелляционный суд, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне установлены обстоятельства по делу и им дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Таким образом, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на участок.
Статьей 8 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Соответственно, обязанность по уплате земельного налога в отношении земельного участка, предоставленного Банку России, возникает и прекращается с даты государственной регистрации, соответственно, возникновения и прекращения права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения. При этом датой государственной регистрации прав признается день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Указанная правовая позиция отражена в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 10.04.2008 г. N 03-05-04-02/25 (т. 3, л.д. 84 - 85), полученном в ответ на запрос Банка России и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 54.
Из п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV указанного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ (п. 1 ст. 26 ЗК РФ).
Как следует из п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
Поскольку согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения; не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, то из буквального толкования статьи 388 НК РФ следует, что основанием для взимания земельного налога с организации является наличие у нее зарегистрированного в установленном порядке права собственности или права постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 12 ст. 396 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316. Согласно п. 10 указанных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель в силу п. 14 ст. 396 НК РФ установлено, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде). Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков в обязательном порядке доводится до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга), а с 2008 года - Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта календарного года. Следовательно, до исполнения соответствующими государственными органами исполнительной власти обязанности по уведомлению налогоплательщика о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащем ему на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, у данного налогоплательщика отсутствует обязанность по исчислению и уплате земельного налога ввиду невозможности исчисления налоговой базы. Банк России указывает, что данными сведениями в отношении спорных участков он не располагал и не мог располагать вследствие отсутствия у него правоустанавливающих документов на спорные участки.
Судом первой инстанции установлено, что Банк России в рассматриваемый период времени 2006 - 2007 г.г. не располагал правоустанавливающими документами на ниже перечисленные земельные участки.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Свободы, д. 57, корп. 1 (кадастровый номер 770804006001), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору аренды Правительства г. Москвы и Банка России от 15.10.2005 г. N М-08-003033. Указанный договор был расторгнут по решению Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2004 г. по делу N А40-39830/04-9-492, оставленному без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.01.2005 г. N КГ-А40/12680-04. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России только 21.11.2008 г. согласно свидетельству о государственной регистрации серии 77АЖ 665754 от 21.11.2008 г. В связи с чем, основания для исчисления и уплаты земельного налога за период до 21.11.2008 г. по указанному земельному участку у налогоплательщика отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Севастопольский проспект, влад. 66 (кадастровый номер 77060800913, ранее 77060008009165), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору с Правительством Москвы от 25.10.1995 г. N М-06-003247. Указанный договор был расторгнут, что подтверждается п. 4 Распоряжения Префекта ЮЗАО г. Москвы от 28.06.2007 г. N 1121-РП. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России 01.12.2008 г. согласно свидетельству о государственной регистрации серии 77АЖ 665558 от 01.12.2008 г. Таким образом, основания для исчисления и уплаты земельного налога за период до 20.12.2007 г. по указанному земельному участку у налогоплательщика отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Неглинная, д. 10 (кадастровый номер 770101040009, ранее 770101040025). До настоящего времени право Банка России на указанный участок не оформлено, поскольку он предоставлен ООО "Три Д" (ИНН 7734528654) в пользование на условиях аренды по договору N М-01-015917 от 02.02.2000 г. На указанном земельном участке расположено многоэтажное здание, в котором Банк России приобрел ряд помещений (свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилые помещения от 17.04.2007 г.). С учетом указанных обстоятельств, в спорный период основания для исчисления и уплаты земельного налога за указанный земельный участок у Банка России отсутствовали.
По земельному участку, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Красной Сосны, вл. 7 (кадастровый номер 770216005078), установлено, что он находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору аренды Москомзема и Банка России N М-02-009914 от 24.09.1997 г. Указанный договор был расторгнут досрочно на основании дополнительного соглашения от 11.10.2005 г. Право Банка России на постоянное (бессрочное) пользование возникло 30.11.2007 г. согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 77АЖ 175558 от 30.11.2007. Соответственно основания для исчисления и уплаты земельного налога за период до 30.11.2007 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Сигнальный пр., влад. 23А, Алтуфьевское шоссе, вл. 4 (кадастровый номер 770209002130), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору аренды Правительства Москвы и Банка России N М-02-003910 от 03.01.1996 г. Указанный договор был расторгнут досрочно на основании дополнительного соглашения от 11.10.2005 г. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России с 31.10.2006 г. согласно свидетельству о государственной регистрации права серии от 31.10.2006 г. Соответственно, основания, для исчисления и уплаты земельного налога за период до 31.10.2006 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Селиверстов пер., влад. 6 (кадастровый номер 770101088096), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору аренды Москомзема и Банка России N М-01-014947 от 31.08.1999 г. Указанный договор был расторгнут досрочно на основании дополнительного соглашения от 05.12.2005 г. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России с 06.12.2006 г. согласно свидетельства о государственной регистрации права от 06.12.2006 г. В связи с чем, основания для исчисления и уплаты земельного налога за период до 06.12.2006 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Настасьинский переулок, вл. 5, стр. 7 (кадастровый номер 770101098088), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору аренды Москомзема и Банка России N М-01-003550 от 04.12.1995 г., который был расторгнут по решению Арбитражного суда г. Москвы от 30.08.2004 г. по делу N А40-29178/04-7-397, оставленному без изменения постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда г. Москвы от 24.11.2004 г. N 09-АП-3560/04-ГК. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России с 25.10.2006 г. согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.10.2006. В связи с чем основания, для исчисления и уплаты земельного налога за период до 25.10.2006 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
На земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, 5-я ул. Соколиной Горы, вл. 20А (кадастровый номер 770304007131), право Банка России на постоянное (бессрочное) пользование зарегистрировано 06.12.2006 г. согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.12.2006 г. Соответственно, основания, для исчисления и уплаты земельного налога за период до 06.12.2006 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Петровка, вл. 8/11, стр. 1 (кадастровый номер 770101041054), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору аренды Москомзема и Банка России N М-01-008773 от 22.05.1997 г. Указанный договор был расторгнут досрочно на основании дополнительного соглашения от 05.12.2005 г. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России с 23.11.2006 г. согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.11.2006 г. В связи с чем, основания для исчисления и уплаты земельного налога за период до 23.11.2006 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Правды, вл. 8, корп. 30 (изменен на 3-я ул. Ямского Поля, вл. 28, стр. 1) (кадастровый номер 77090421046), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору аренды Мэрии г. Москвы и Банка России N М-09-003604 от 07.12.1995 г. Указанный договор был расторгнут на основании решения Арбитражного суда г. Москвы 05.05.2005 г. по делу N А40-2945/05-57-28. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России с 20.11.2006 г. согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.11.2006 г. Соответственно, основания, для исчисления и уплаты земельного налога за период до 20.11.2006 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Правды, вл. 8, корп. 13а и 16 (изменен на ул. Правды д. 6, стр. 1 и 2) (кадастровый номер 77090421043), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору аренды Мэрии г. Москвы и Банка России N М-09-003149 от 13.10.1995 г. Указанный договор был расторгнут на основании решения Арбитражного суда г. Москвы 13.04.2005 г. по делу N А40-2941/05-49-29. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России с 20.11.2006 г. согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.11.2006 г. В связи с чем, основания для исчисления и уплаты земельного налога за период до 20.11.2006 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, вл. 19 (кадастровый номер 770302020012), находился в пользовании Банка России на праве краткосрочной аренды. Договор краткосрочной аренды N М-03-503939 от 30.03.01 г. между Москомземом и Банком России был расторгнут по решению Арбитражного суда г. Москвы от 20.05.2005 г. по делу N А40-3162/05-49-33. Соответственно, основания для исчисления и уплаты земельного налога за указанный земельный участок отсутствовали. Согласно пояснениям представителей Банка России какие-либо правоустанавливающие документы на данный участок отсутствуют и в настоящее время.
Земельный участок (объединенный), расположенный по адресу: г. Москва, Пятницкое ш., вл. 32 (кадастровый номер 770802016022, 770802016022) находился в пользовании Банка России на праве краткосрочной аренды. Договор краткосрочной аренды N М-08-504056 от 09.08.01 г. между Москомземом и Банком России был расторгнут по решению Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2005 г. по делу N А40-3164/05-57-32. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России 25.05.2007 г. согласно свидетельству о государственной регистрации серии 77АЖ 177206 от 25.05.2007 г. в связи с чем основания, для исчисления и уплаты земельного налога за период до 25.05.2007 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Настасьинский пер-к, вл. 3, стр. 1 (кадастровый номер 770101098064), находился в пользовании Банка России на основании договора срочного пользования Москомзема и Банка России от 19.04.2004 г. N М-01-603067, который был расторгнут по решению Окружной конкурсной комиссии имущественно - земельного комплекса ЦАО г. Москвы от 01.03.2007 г. N 6 и на основании того же решения Банку России было предоставлено право ограниченного пользования. В связи с указанными обстоятельствами представители Банка России пояснили, что основания для исчисления и уплаты земельного налога за указанный земельный участок отсутствовали как в спорный период времени, так и отсутствуют в настоящее время. Таким образом у Банка России в рассматриваемый период времени отсутствовала обязанность по уплате земельного налога.
Земельный участок, расположенный по адресу: Новокирочный переулок, д. 6, стр. 1 (кадастровый номер 7701030110007, ранее 770103011097), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору между Москомземом и Банком России N М-01-004568 от 11.03.1996 г. Указанный договор был досрочно расторгнут на основании дополнительного соглашения от 20.12.2005 г. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России 19.04.2007 г. согласно свидетельству о государственной регистрации серии 77АД 162620 от 19.04.2007 г. В связи с чем, основания для исчисления и уплаты земельного налога за период до 19.04.2007 г. по указанному земельному участку отсутствовали.
Земельный участок (объединенный), расположенный по адресу: г. Москва, ул. Боженко, вл. 3 (кадастровый номер 770704006011, 770704006015), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору между Москомземом и Банком России N М-07-006019 от 15.07.1996 г. Указанный договор был досрочно расторгнут с 01.07.2005 г. на основании дополнительного соглашения N М-07-006019/07 от 05.10.2005 г. Право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за Банком России с 04.03.2009 г. согласно свидетельству о государственной регистрации серии 77АЖ 666742 от 04.03.2009 г. Таким образом, у Банка России отсутствовали основания для исчисления и уплаты земельного налога за период до 04.03.2009 г. по указанному земельному участку.
Земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, вл. 1, корп. 2 (кадастровый номер 770106004005), находился в пользовании Банка России на праве долгосрочной аренды по договору между Москомземом и Банком России N М-01-003532 от 01.12.1995 г. Указанный договор был досрочно расторгнут на основании дополнительного соглашения N М-01-003532/1 от 30.11.2005 г. Представители Банка России пояснили, что основания для исчисления и уплаты земельного налога за указанный земельный участок не только отсутствовали в рассматриваемый судом период времени 2006-2007 г.г., но и отсутствуют в настоящее время. В связи с чем, у налогоплательщика отсутствовали основания для исчисления и уплаты земельного налога по данному земельному участку в рассматриваемый период.
Таким образом, во всех указанных случаях Банк России пользовался земельными участками на основании договоров аренды, заключенных в период действия Земельного кодекса РФ 25.10.2011 г. N 135-ФЗ, ст. 20 которого было предусмотрено, что органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное бессрочное пользование. В связи с их несоответствием указанному положению законодательства они были либо расторгнуты решениями судов, либо дополнительными соглашениями сторон; оформление права пользования земельными участками в соответствии с требованиями законодательства РФ заняло некоторое время и с учетом пояснений представителей Банка России по ряду участков не завершено до сих пор. С учетом установленных судом обстоятельств в рассматриваемый период 2006 - 2007 г.г. у Банка России отсутствовало зарегистрированное надлежащим образом право постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками, в связи с чем обязанность по уплате земельного налога у Банка России по данным объектам (в период отсутствия зарегистрированного права) не возникла.
Налоговый орган в апелляционной жалобе указывает на необходимость применения в рассматриваемом споре п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, вступившего в силу с 01.01.2005 г.".
Согласно указанной норме, в случае отсутствия в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующем в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Таким образом, предполагается, что при отсутствии информации о регистрации прав на земельный участок, налогоплательщики определяются на основании иных документов, оформленных до 21.07.1997 г., но указанные документы должны подтверждать сохранение за юридически (физическим) лицом соответствующее право собственности (постоянного бессрочного пользования) на земельный участок в период признания юридического (физического) лица плательщиком земельного налога.
Так, инспекция в своей апелляционной жалобе подтверждает, что Банк России в период до 2005 - 2006 гг. пользовался земельными участками на основании договоров долгосрочной (краткосрочной) аренды, которые были расторгнуты на основании решений судов или по дополнительным соглашениям с арендодателями до 2005 г.
Таким образом, в период 2005 - 2006 гг. по указанным земельным участкам отсутствуют правоудостоверяющие документы, выданные Банку России до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и подтверждающие право Банка России на данные участки в рассматриваемый период 2006 - 2007 гг.
Основанием для расторжения договоров долгосрочной (краткосрочной) аренды стало требование ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) о том, что органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное бессрочное пользование. Учитывая конституционно-правовой статус Банка России, договоры аренды земельных участков с принятием ЗК РФ подлежали расторжению на основании ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договоров.
Заявителем в инспекцию и суд первой были представлены документы, подтверждающие имевшиеся ранее договорные отношения с арендодателями и дальнейшее прекращение таких отношений, а также документы, подтверждающие наличие права у Банка России на земельные участки по состоянию на 2011 год.
В соответствии с Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 10.04.2008 г. N 03-05-04-02/25 в адрес Банка России основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок. Указанная позиция также сформулирована в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. N 54.
Документы, на основании которых Банк России пользовался земельными участками в периоды 2005 - 2006 гг. отсутствуют, а, следовательно, у Банка России отсутствовала (отсутствует) обязанность по уплате земельного налога за указанные периоды.
Согласно первичным налоговым декларациям по земельному налогу заявитель уплатил в бюджет земельный налог (в т.ч. и по спорным земельным участкам), что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями за период с 02.05.2006 г. по 30.01.2008 г.
Поскольку в рассматриваемый период времени 2006 - 2007 г.г. заявитель не являлся собственником (владельцем на праве постоянного бессрочного пользования) указанных земельных участков, то он излишне уплатил земельный налог в сумме 36 913 470 руб.
Из материалов дела усматривается, что Банком России и инспекцией была проведена сверка расчетов, по результатам которой составлен акт N 809 по состоянию на 03.07.2010 г., которым подтверждается наличие у Банка России переплаты по земельному налогу в сумме 36 924 062 руб. (из указанной переплаты 36 913 470 руб. приходится на уточнение обязанностей за период 2006 - 2007 г.г. в связи с отсутствием правоустанавливающих документов, и 10 592 руб. относится к ликвидированному РКЦ г. Железнодорожный ГУ Банка России по Забайкальскому краю). Таким образом, размер переплаты, сложившейся вследствие представления уточненных налоговых деклараций, ответчиком подтвержден.
Согласно статье 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику, в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К реализации права на возврат/зачет излишне уплаченного (взысканного) налога подлежит применению правовой подход, изложенный в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 г. N 6219/06, в силу которого ст. ст. 21 и 79 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней (по аналогии подлежит применению и к излишне уплаченным налогам). В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации определен трехлетний срок на подачу налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган. Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.
Аналогичные положения содержатся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 173-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мелерзановой Веры Анатольевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому ст. 78 НК РФ позволяет налогоплательщику, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
Также, указанная норма не препятствует гражданину (и иному лицу) в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Таким образом, право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога может быть реализовано налогоплательщиком в судебном порядке в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен быть узнать о нарушении своего права (о наличии переплаты).
Довод инспекции о том, что в период 2006 - 2007 г.г. налогоплательщику было известно о том, что он не является плательщиком земельного налога, отклоняется в связи со следующим.
Между тем, заявитель узнал об излишней уплате налога с момента получения письма Минфина России от 10.04.2008 г. N 03-05-04-02/25, согласно отметки входящей корреспонденции оно получено 18.04.2008 г.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2009 г. N 12882/08, момент, с которого необходимо исчислять трехлетний срок на возврат земельного налога, подлежит определению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, а именно причины, в силу которой допущена излишняя уплата налога, наличия у налогоплательщика возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения законодательства в рассматриваемый период, а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Довод инспекции о том, что трехлетний срок давности должен исчисляться с даты уплаты заявителем авансовых платежей по земельному налогу за соответствующие периоды, а именно, от 02.05.2006, 28.07.2006, 30.10.2006, 31.01.2007, 28.04.2007, 30.07.2007, 30.10.2007, 30.01.2008, отклоняется по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Закона города Москвы от 24 ноября 2004 года N 74 "О земельном налоге" (подлежит применению с 01.01.2005 г., в силу ст. 15 НК РФ и главы 31 НК РФ земельный налог местный), налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (налоговым периодом по земельному налогу является год); налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Таким образом, сроками уплаты земельного налога являлись 01.02.2007 г. за 2006 г. и 01.02.2008 г. за 2007 г. именно с указанных сроков, как сроков определения налоговой обязанности по уплате земельного налога и подлежит исчислению срок на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.
Поскольку заявитель обратился в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога 30.12.2009 г. (т. 1 л.д. 12), то трехлетний срок на возврат налога, предусмотренный ст. 78 НК РФ заявителем соблюден.
Инспекция в апелляционной жалобе указывает, что заявитель пропустил срок для обращения за возвратом суммы излишне уплаченного налога, обратившись в суд первой инстанции спустя год после представления уточненных налоговых деклараций.
Указанный довод также подлежит отклонению, поскольку налоговым органом не было принято мер по обращениям заявителя от 30.12.2009 г. и от 13.05.2010 г. (первое из которых последовало в установленный законом срок, а второе являлось повторным), в связи с чем, со стороны инспекции имело место неправомерное бездействие, не соответствующее ст. 78 НК РФ.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2011, с учетом определения от 30.05.2011, по делу N А40-114975/10-127-592 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья:
Р.Г.НАГАЕВ
Р.Г.НАГАЕВ
Судьи:
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
С.Н.КРЕКОТНЕВ
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
С.Н.КРЕКОТНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)