Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕРМСКОЙ ОБЛ. ОТ 14.09.2005, 15.09.2005 ПО ДЕЛУ N А50-12709/2005-А4

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции


от 14 сентября 2005 г. Дело N А50-12709/2005-А4

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2005 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2005 г.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев в заседании апелляционную жалобу МР ИФНС РФ N 2 по Пермской области и КПАО на решение от 11 июля 2005 года по делу N А50-12709/2005-А4 Арбитражного суда Пермской области по заявлению ОАО к МР ИФНС РФ N 2 по Пермской области и КПАО о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:

ОАО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения МР ИФНС РФ N 2 по Пермской области и КПАО N 15.7 от 03.05.2005, с учетом уточнения предмета требований, в части доначисления налога на имущество, земельного налога, налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пени и штрафов по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Решением Арбитражного суда Пермской области от 11.07.2005 заявленные требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом к возникшим правоотношениям норм материального права. Представитель в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы отклонил по мотивам, изложенным в письменном отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, налоговым органом по результатам проведенной выездной налоговой проверки соблюдения заявителем требований налогового законодательства за период с 01.01.2002 по 28.02.2005 составлен акт от 31.03.2005 и принято решение N 15.7 от 03.05.2005, которым предложено в частности перечислить в бюджет НДС в размере 12063,47 руб., пени в размере 2238,33 руб., а также штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 2412,69 руб.; налог на имущество в размере 105665,33 руб., пени в сумме 42758,53 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 21133,06 руб.; земельный налог 722965,50 руб., пени в сумме 207037,28 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 144837,64 руб.
Не согласившись с доначислением указанных сумм налоговых платежей, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. При этом общество полагало, что в проверяемый период оно правомерно использовало льготы, предусмотренные п. "а" ст. 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий", п. 4 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" при исчислении налога на имущество и земельного налога, поскольку здания общежитий и детский лагерь являются объектами жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, находятся на балансе общества, а тот факт, что данные объекты в проверяемый период не использовались по назначению (законсервированы, велся капитальный ремонт) не является основанием для отказа в применении льготного режима, в том смысле, который придается указанными законами. По доначислению НДС, общество оспаривало решение налогового органа в части восстановления налога в суммах 37218 руб. и 5293 руб. при переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения, поскольку, по его мнению, действующим законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика при смене налогового режима восстанавливать суммы НДС к уплате, правомерно предъявленные к налоговым вычетам до этого перехода.
Суд первой инстанции признал позицию общества по оспариваемым эпизодам правомерной, в связи с чем заявленные требования были удовлетворены.
Такое решение суда является правильным, соответствует действующему законодательству и материалам дела.
Согласно п. "а" ст. 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
Согласно п. 4 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю", от уплаты земельного налога полностью освобождаются детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования.
Из приведенных норм следует, что законодатель не связывает предоставление указанных льгот с фактом использования объектов по целевому назначению. Наличие на балансе общества объектов жилищно-коммунальной сферы - общежитий N 3 и 5 по улице Миндовского (г. Березники), а также объекта социально-культурной сферы - детской дачи "Лесная сказка" не оспаривается налоговым органом. Таким образом, доводы налогового органа об отсутствии у общества права на указанные льготы по причине неиспользования указанных объектов по целевому назначению являются несостоятельными. Доказательства о том, что спорное имущество в проверяемый период использовалось нецелевым образом налоговым органом не представлено. При таких обстоятельствах, у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления спорных налогов, соответствующих сумм пени и штрафов по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Основанием для доначисления к уплате спорных сумм НДС послужил вывод налогового органа о нарушении обществом п. 3 ст. 170 НК РФ, основанный на том, что поскольку остатки по товарам и основным средствам в доле недоамортизированной стоимости, по которым НДС ранее был принят к вычету, не будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС, то организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, должны восстановить суммы НДС и перечислить их в бюджет.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории РФ, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в п. 1 ст. 172 НК РФ, в том отчетном периоде, когда эти ценности приобретены и приняты на учет. По основным средствам вычет сумм налога производится в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Таким образом, данными нормами Кодекса право на применение налоговых вычетов не связано с моментом реализации товаров, приобретенных в соответствующем налоговом периоде.
Факты приобретения обществом до 01.01.2003, то есть до перехода на упрощенную систему налогообложения, товарно-материальных ценностей, основных средств, постановка их на учет, уплата поставщикам сумм НДС, а также правомерность предъявления к вычету соответствующих сумм НДС налоговым органом не опровергается.




В соответствии с нормами главы 26.62 Налогового кодекса РФ упрощенная система налогообложения заменяет уплату установленных законодательством РФ налогов, в том числе и НДС. Следовательно, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС, а потому действие п. 3 ст. 173 НК РФ на них не распространяется.
Кроме того, действие п. 3 ст. 170 НК РФ, предусматривающего восстановление и уплату НДС в бюджет, распространяется на лиц, которые были освобождены от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налога, но приняли к вычету или возмещению суммы НДС по приобретенным материальным ценностям.
В данном случае общество на момент приобретения товаров и основных средств, используемых после перехода на уплату единого налога, то есть до 01.01.2003, являлось плательщиком НДС и в порядке ст. 171 НК РФ правомерно предъявило к вычету суммы НДС, уплаченные им при приобретении товаров и основных средств, используемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения. Иными словами, НДС возмещен до перехода заявителя на упрощенную систему налогообложения.
С учетом отмеченного выше, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на применение упрощенной системы налогообложения, восстановить в декларации за соответствующий период суммы НДС по материальным ресурсам, используемым после такого перехода.
Поскольку, с учетом сумм НДС, неправомерно восстановленных налоговым органом к уплате, общая сумма НДС, доначисленная по проверке, будет равна нулю, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в указанной части.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермской области от 11.07.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)