Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 29 января 2004 года Дело N Ф08-88/2004-49А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя от заявителя - предпринимателя без образования юридического лица Черненко Л.Л., в отсутствие представителей заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Анапа, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу ИМНС России по г. Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2003 по делу N А32-21853/2003-54/643, установил следующее.
Предприниматель Черненко Л.Л. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Анапа (далее - налоговая инспекция) об отказе в переводе на упрощенную систему налогообложения.
Решением суда от 05.11.2003 требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу, что глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает право налогового органа на запрет или разрешение применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы полагает, что если налогоплательщик до 1 января 2003 года не применял упрощенную систему налогообложения, то его права по переходу на упрощенную систему налогообложения реализуются им в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, переход вновь созданных (вновь зарегистрированных) в течение декабря 2002 года организаций на упрощенную систему налогообложения может быть осуществлен в общеустановленном порядке с 01.01.2004.
В судебном заседании представитель предпринимателя отклонил доводы кассационной жалобы и, считая решение законным, просил оставить его без изменения.
Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и заслушав представителя предпринимателя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалованное решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Черненко Леонид Леонидович зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, 19.12.2002 (свидетельство N 2221). На налоговый учет поставлен 20.12.2002. Одновременно с постановкой на учет им подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003. Предприниматель 26.12.2002 повторно подал заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003.
Заявление Черненко Л.Л. рассмотрено в июле 2003 года, и ему направлено уведомление от 07.07.2003 N 110 о невозможности применения им упрощенной системы налогообложения в 2003 году. Предприниматель Черненко Л.Л. не согласился с названным уведомлением и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд удовлетворил заявление предпринимателя, признав оспариваемый ненормативный акт налогового органа недействительным в связи с несоответствием его пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая решение по делу, суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, обязаны подать заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Между тем глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, содержащая вышеперечисленные нормы, Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" введена в действие с 01.01.2003.
На момент подачи предпринимателем заявления на право применения упрощенной системы налогообложения действовал Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ), в соответствии с пунктом 3 статьи 2 которого вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.
Названным Законом не ограничивается подача организацией или индивидуальным предпринимателем заявления на право применения упрощенной системы налогообложения днем подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.
Следовательно, заявление на право применения упрощенной системы налогообложения могло быть подано организацией или индивидуальным предпринимателем как в день подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, так и в другой день при соблюдении иных условий, установленных Законом N 222-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона N 222-ФЗ решение о переходе организации или индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ от этого выносятся налоговым органом в пятнадцатидневный срок со дня подачи заявления организацией или индивидуальным предпринимателем.
Из материалов дела видно, что Черненко Л.Л. подал заявление в налоговую инспекцию 20.12.2002 при постановке его на налоговый учет и повторно - 26.12.2003. Уведомление о невозможности применения предпринимателем упрощенной системы налогообложения составлено налоговым органом 07.07.2003, то есть с нарушением предусмотренного пятнадцатидневного срока.
Кроме того, в названном уведомлении в качестве основания, не позволяющего предпринимателю применять упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003, указано нарушение срока представления заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, установленного пунктом 2 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2003, то есть не действовавшей на момент подачи Черненко Л.Л. заявления, и в период, в который в соответствии с Законом N 222-ФЗ налоговый орган должен был принять решение по данному заявлению.
Одновременная подача заявлений о постановке на учет и переходе на упрощенную систему налогообложения подтверждена материалами дела, в том числе копией книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на 2003 год, зарегистрированной в налоговом органе 20 декабря 2003 года. Данные обстоятельства не оспорены налоговым органом.
Поскольку оспариваемый ненормативный акт налогового органа не соответствует Закону N 222-ФЗ, действовавшему в спорный период до 01.01.2003, а также пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей с 01.01.2003, решение суда о признании его недействительным является правильным и соответствующим нормам материального права.
Нарушений процессуальных норм, являющихся основанием для отмены или изменения обжалованного судебного акта по основаниям статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2003 по делу N А32-21853/2003-54/643 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 29.01.2004 N Ф08-88/2004-49А
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 29 января 2004 года Дело N Ф08-88/2004-49А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя от заявителя - предпринимателя без образования юридического лица Черненко Л.Л., в отсутствие представителей заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Анапа, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу ИМНС России по г. Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2003 по делу N А32-21853/2003-54/643, установил следующее.
Предприниматель Черненко Л.Л. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Анапа (далее - налоговая инспекция) об отказе в переводе на упрощенную систему налогообложения.
Решением суда от 05.11.2003 требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу, что глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает право налогового органа на запрет или разрешение применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы полагает, что если налогоплательщик до 1 января 2003 года не применял упрощенную систему налогообложения, то его права по переходу на упрощенную систему налогообложения реализуются им в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, переход вновь созданных (вновь зарегистрированных) в течение декабря 2002 года организаций на упрощенную систему налогообложения может быть осуществлен в общеустановленном порядке с 01.01.2004.
В судебном заседании представитель предпринимателя отклонил доводы кассационной жалобы и, считая решение законным, просил оставить его без изменения.
Изучив материалы дела, рассмотрев кассационную жалобу и заслушав представителя предпринимателя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалованное решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Черненко Леонид Леонидович зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, 19.12.2002 (свидетельство N 2221). На налоговый учет поставлен 20.12.2002. Одновременно с постановкой на учет им подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003. Предприниматель 26.12.2002 повторно подал заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003.
Заявление Черненко Л.Л. рассмотрено в июле 2003 года, и ему направлено уведомление от 07.07.2003 N 110 о невозможности применения им упрощенной системы налогообложения в 2003 году. Предприниматель Черненко Л.Л. не согласился с названным уведомлением и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд удовлетворил заявление предпринимателя, признав оспариваемый ненормативный акт налогового органа недействительным в связи с несоответствием его пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая решение по делу, суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, обязаны подать заявление в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Между тем глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, содержащая вышеперечисленные нормы, Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" введена в действие с 01.01.2003.
На момент подачи предпринимателем заявления на право применения упрощенной системы налогообложения действовал Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ), в соответствии с пунктом 3 статьи 2 которого вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.
Названным Законом не ограничивается подача организацией или индивидуальным предпринимателем заявления на право применения упрощенной системы налогообложения днем подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.
Следовательно, заявление на право применения упрощенной системы налогообложения могло быть подано организацией или индивидуальным предпринимателем как в день подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, так и в другой день при соблюдении иных условий, установленных Законом N 222-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона N 222-ФЗ решение о переходе организации или индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ от этого выносятся налоговым органом в пятнадцатидневный срок со дня подачи заявления организацией или индивидуальным предпринимателем.
Из материалов дела видно, что Черненко Л.Л. подал заявление в налоговую инспекцию 20.12.2002 при постановке его на налоговый учет и повторно - 26.12.2003. Уведомление о невозможности применения предпринимателем упрощенной системы налогообложения составлено налоговым органом 07.07.2003, то есть с нарушением предусмотренного пятнадцатидневного срока.
Кроме того, в названном уведомлении в качестве основания, не позволяющего предпринимателю применять упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003, указано нарушение срока представления заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, установленного пунктом 2 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2003, то есть не действовавшей на момент подачи Черненко Л.Л. заявления, и в период, в который в соответствии с Законом N 222-ФЗ налоговый орган должен был принять решение по данному заявлению.
Одновременная подача заявлений о постановке на учет и переходе на упрощенную систему налогообложения подтверждена материалами дела, в том числе копией книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на 2003 год, зарегистрированной в налоговом органе 20 декабря 2003 года. Данные обстоятельства не оспорены налоговым органом.
Поскольку оспариваемый ненормативный акт налогового органа не соответствует Закону N 222-ФЗ, действовавшему в спорный период до 01.01.2003, а также пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей с 01.01.2003, решение суда о признании его недействительным является правильным и соответствующим нормам материального права.
Нарушений процессуальных норм, являющихся основанием для отмены или изменения обжалованного судебного акта по основаниям статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2003 по делу N А32-21853/2003-54/643 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)