Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 29 сентября 2003 года Дело N А56-25416/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д., Кочеровой Л.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Рамида" Мельниковой Т.К. (доверенность от 10.04.2003 N 1), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга юриста Богруновой В.Н. (доверенность от 19.06.2003 N 16/8951), рассмотрев 23.09.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рамида" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2003 по делу N А56-25416/02 (судья Глазков Е.Г.),
Общество с ограниченной ответственностью "Рамида" (далее - Общество, ООО "Рамида") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 31.08.2001 N 1-07-1394-1060-1281 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), доначислении налогов и пеней.
Решением суда от 29.05.2003 признаны недействительными пункты 2.1.1.б и 2.6.2 оспариваемого решения налогового органа в части доначисления налогов и пеней, в части требования о признании недействительным пункта 2.2.3 решения налоговой инспекции производство по делу прекращено. В удовлетворении остальной части заявления Обществу отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Рамида", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда в части доначисления 38807 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и соответствующей суммы пеней и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в указанной части. По мнению подателя жалобы, полученные от покупателей и заказчиков денежные средства, в том числе и суммы НДС, должны быть включены в состав выручки и с них исчислен и уплачен НДС.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения ООО "Рамида" законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.98 по 31.03.2001, в ходе которой установила неуплату Обществом налогов в общей сумме 135745 руб., в том числе 75500 руб. НДС.
По результатам проверки составлен акт от 10.08.2001 N 1394-1060 и принято решение от 31.08.2001 N 1-07-1394-1060-1281 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа, доначислении указанной суммы налогов и 115568 руб. пеней.
ООО "Рамида" не согласилось с названным решением налогового органа в части, в том числе доначисления 38807 руб. НДС и соответствующей суммы пеней, и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд, признав недействительным оспариваемое решение налоговой инспекции частично, отказал в удовлетворении заявления Общества в части признания недействительным решения налогового органа о доначислении указанной суммы НДС и пеней.
Кассационная инстанция считает такое решение правильным.
Из акта выездной налоговой проверки следует, что в 4-м квартале 1998 года, в 3-м квартале 1999 года, а также во 2-м, 3-м и 4-м кварталах 2000 года ООО "Рамида" получало от покупателей и заказчиков оплату реализованных товаров и услуг на основании предъявленных им счетов-фактур, в которых отдельной строкой был выделен НДС. Полученный от покупателей и заказчиков НДС в общей сумме 38807 руб. Общество в бюджет не перечислило и исчислило единый налог со всей суммы полученной выручки, включая НДС.
В названные периоды Общество применяло упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с чем на основании патентов уплачивало единый налог с совокупного дохода.
Согласно статье 18 НК РФ упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства относится к специальным налоговым режимам, которые представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие этого федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
На предпринимательскую деятельность субъектов малого предпринимательства с момента их перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности не распространяется общая система налогообложения, элементом которой является налог на добавленную стоимость.
Таким образом, предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", действовавшего в проверяемый период, реализация товаров (работ, услуг) предприятиями - плательщиками налога на добавленную стоимость производится по ценам, увеличенным на сумму этого налога, при этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога должна указываться отдельной строкой. Следовательно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и не являющиеся плательщиками этого налога, не только не должны, но и не имеют права включать в стоимость своих товаров (работ, услуг) налог на добавленную стоимость. Данный вывод подтверждается также пунктом 16 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
В нарушение указанных норм ООО "Рамида" увеличивало стоимость своих товаров и услуг на сумму налога на добавленную стоимость и выставляло счета-фактуры покупателям и заказчикам с выделением суммы налога отдельной строкой.
Общество, не являясь плательщиком НДС, было не вправе увеличивать цену услуг на величину НДС и получать его от покупателя, а полученную сумму налога было обязано немедленно перечислить в бюджет, поскольку она не является собственностью Общества и у него отсутствовали основания пользоваться ею.
При таких обстоятельствах следует признать, что налоговая инспекция правомерно доначислила ООО "Рамида" НДС, полученный от покупателей и заказчиков при реализации им товаров и услуг, но не перечисленный в бюджет, и начислила соответствующие пени по этому налогу.
Учитывая изложенное, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2003 по делу N А56-25416/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рамида" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 29.09.2003 N А56-25416/02
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2003 года Дело N А56-25416/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д., Кочеровой Л.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Рамида" Мельниковой Т.К. (доверенность от 10.04.2003 N 1), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга юриста Богруновой В.Н. (доверенность от 19.06.2003 N 16/8951), рассмотрев 23.09.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рамида" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2003 по делу N А56-25416/02 (судья Глазков Е.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рамида" (далее - Общество, ООО "Рамида") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 31.08.2001 N 1-07-1394-1060-1281 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), доначислении налогов и пеней.
Решением суда от 29.05.2003 признаны недействительными пункты 2.1.1.б и 2.6.2 оспариваемого решения налогового органа в части доначисления налогов и пеней, в части требования о признании недействительным пункта 2.2.3 решения налоговой инспекции производство по делу прекращено. В удовлетворении остальной части заявления Обществу отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Рамида", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда в части доначисления 38807 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и соответствующей суммы пеней и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в указанной части. По мнению подателя жалобы, полученные от покупателей и заказчиков денежные средства, в том числе и суммы НДС, должны быть включены в состав выручки и с них исчислен и уплачен НДС.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения ООО "Рамида" законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.98 по 31.03.2001, в ходе которой установила неуплату Обществом налогов в общей сумме 135745 руб., в том числе 75500 руб. НДС.
По результатам проверки составлен акт от 10.08.2001 N 1394-1060 и принято решение от 31.08.2001 N 1-07-1394-1060-1281 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа, доначислении указанной суммы налогов и 115568 руб. пеней.
ООО "Рамида" не согласилось с названным решением налогового органа в части, в том числе доначисления 38807 руб. НДС и соответствующей суммы пеней, и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд, признав недействительным оспариваемое решение налоговой инспекции частично, отказал в удовлетворении заявления Общества в части признания недействительным решения налогового органа о доначислении указанной суммы НДС и пеней.
Кассационная инстанция считает такое решение правильным.
Из акта выездной налоговой проверки следует, что в 4-м квартале 1998 года, в 3-м квартале 1999 года, а также во 2-м, 3-м и 4-м кварталах 2000 года ООО "Рамида" получало от покупателей и заказчиков оплату реализованных товаров и услуг на основании предъявленных им счетов-фактур, в которых отдельной строкой был выделен НДС. Полученный от покупателей и заказчиков НДС в общей сумме 38807 руб. Общество в бюджет не перечислило и исчислило единый налог со всей суммы полученной выручки, включая НДС.
В названные периоды Общество применяло упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в связи с чем на основании патентов уплачивало единый налог с совокупного дохода.
Согласно статье 18 НК РФ упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства относится к специальным налоговым режимам, которые представляют собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие этого федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
На предпринимательскую деятельность субъектов малого предпринимательства с момента их перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности не распространяется общая система налогообложения, элементом которой является налог на добавленную стоимость.
Таким образом, предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", действовавшего в проверяемый период, реализация товаров (работ, услуг) предприятиями - плательщиками налога на добавленную стоимость производится по ценам, увеличенным на сумму этого налога, при этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога должна указываться отдельной строкой. Следовательно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и не являющиеся плательщиками этого налога, не только не должны, но и не имеют права включать в стоимость своих товаров (работ, услуг) налог на добавленную стоимость. Данный вывод подтверждается также пунктом 16 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".
В нарушение указанных норм ООО "Рамида" увеличивало стоимость своих товаров и услуг на сумму налога на добавленную стоимость и выставляло счета-фактуры покупателям и заказчикам с выделением суммы налога отдельной строкой.
Общество, не являясь плательщиком НДС, было не вправе увеличивать цену услуг на величину НДС и получать его от покупателя, а полученную сумму налога было обязано немедленно перечислить в бюджет, поскольку она не является собственностью Общества и у него отсутствовали основания пользоваться ею.
При таких обстоятельствах следует признать, что налоговая инспекция правомерно доначислила ООО "Рамида" НДС, полученный от покупателей и заказчиков при реализации им товаров и услуг, но не перечисленный в бюджет, и начислила соответствующие пени по этому налогу.
Учитывая изложенное, основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2003 по делу N А56-25416/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рамида" - без удовлетворения.
Председательствующий
ШЕВЧЕНКО А.В.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
КОЧЕРОВА Л.И.
ШЕВЧЕНКО А.В.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
КОЧЕРОВА Л.И.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)