Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
20 сентября 2006 г. Дело N А40-32838\\06-111-161
Резолютивная часть решения объявлена 20.09.2006.
Решение изготовлено в полном объеме 27.09.2006.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Б. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ЦБ РФ к МИФНС России N 50 о признании недействительным решения N 04-32\\1190 от 17.02.2006, на заседание арбитражного суда явились: от заявителя - О. по доверенности N 250 от 17.04.2006; от заинтересованного лица - Л. по доверенности N 05-09/2189 от 13.03.2006, протокол судебного заседания вел судья.
21 ноября 2005 года Центральный банк РФ (далее - ЦБ РФ) представил отдельную налоговую декларацию по НДС за октябрь 2005 года. По декларации применил ставку 0% к обороту по реализации товаров в режиме экспорта в сумме 1981628 руб. и произвел налоговый вычет в пределах сумм НДС, уплаченных поставщикам, 3683 руб. В результате образовалась сумма налога, порядок возмещения которой регламентирован п. 4 ст. 176 НК РФ.
Помимо декларации налогоплательщик представил копию договора комиссии N 29-4/36 от 23.06.1999, заключенного с иностранным лицом Ост-Вест Хандельсбанк АГ (ФРГ), ГТД, авианакладные и счета-фактуры, выставляемые ЦБ РФ на оплату экспортированного товара - памятных и инвестиционных монет.
Проверив декларацию и указанные документы, МИФНС РФ N 50 г. Москвы, вынесла решение N 04-32/1190 от 17.02.2006 (в решении допущена опечатка при указании года), которым отказала в возмещении НДС.
Решение мотивировано тем, что для подтверждения права на применение ставки 0% и налоговые вычеты при реализации товаров, предусмотренных пп. 1 - 8, пп. 8 ст. 164 НК РФ налогоплательщик должен представить документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 165 НК РФ налогоплательщик помимо договора комиссии, ГТД и авианакладных обязан представить контракт лица, осуществившего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика в соответствии с договором комиссии, с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ, а также выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара на счет налогоплательщика или комиссионера в российском банке. Указанные контракт и выписка банка не представлены.
Претензий к ГТД, авианакладным, договору комиссии у Инспекции нет.
Заявитель ЦБ РФ обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением указав, что в соответствии с договором комиссии в обязанности комитента входила отгрузка монет покупателям на основании заявок комиссионера, а также упаковка монет, оформление таможенных, транспортных документов и счетов-фактур, доставка монет на таможенный склад и заключение с авиаперевозчиком договора перевозки монет от таможенного склада в г. Москве до пункта назначения, указанного в заявке комиссионера. Договор комиссии не предусматривает обязанности комиссионера производить реализацию монет. Поэтому на основании п. 2 ст. 165 НК РФ необходимости в представлении контракта лица, осуществившего поставку товара на экспорт, Банком России выполнена и таким договором по сути является представленный Инспекции договор комиссии. Что касается выписки банка, то на основании ст. 5 Федерального закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" незачисление Банком России валютной выручки от экспорта монет на счета в российском банке соответствует валютному законодательству РФ.
Заинтересованное лицо МИ ФНС РФ N 50 г. Москвы возразило против удовлетворения заявления, ссылаясь на доводы, изложенные в решении.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд счел, что заявление ЦБ РФ подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
ЦБ РФ в 2005 году осуществлял поставку на экспорт памятных монет из драгоценных металлов, т.е. совершал операции, являющиеся в соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС. Банк облагал указанные операции по ставке 0% в соответствии со ст. 164 НК РФ.
Для подтверждения права на применение ставки 0% в соответствии со ст. 165 НК РФ налогоплательщик представил следующие документы:
- копии договора комиссии N 29-4/36 Центрального банка Российской Федерации (Банк России) с Ост-Вест Хандельсбанк АГ, Франкфурт-на-Майне (Федеративная Республика Германия) (Штефанштрассе 1, Д-60313 Франкфурт-на-Майне) от 23.06.1999
- копии дополнения N 1 от 16.11.1999 к договору комиссии от 23.06.1999 N 29-4/36 - копии дополнения N 2 от 12.09.2001 к договору комиссии от 23.06.1999 N 29-4/36
- копии ГТД N 10118171/130905/0004402 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 1545,74 долларов США
- копии авианакладной N 020-62067530
- копии счета-фактуры N 084 на сумму 1545,74 долларов США
- - копии ГТД N 10118171\\130905\\0004401 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 4003,92 доллара США;
- - копия авианакладной N 020-62067541;
- - копии счета-фактуры N 085 на сумму 4003,92 доллара США
- копии ГТД N 10118171/130905/0004403 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 5577,50 долларов США
- копии авианакладной N 020-62067622
- копии счета-фактуры N 086 на сумму 5577,50 долларов США
- копии ГТД N 10118171/210905/0004557 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 16424,25 доллара США
- копии авианакладной N 020-62067821
- копии счета-фактуры N 087 на сумму 16424,25 доллара США
- копии ГТД N 10118171/210905/0004558 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 385,92 доллара США
- копии авианакладной N 020-62068160
- копии счета-фактуры N 088 на сумму 385,92 доллара США
- копии ГТД N 10118171/210905/0004556 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 1834,30 доллара США
- копии авианакладной N 020-62067854
- копии счета-фактуры N 090 на сумму 1834,30 доллара США
- копии ГТД N 30118171/210905/0004559 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 30329,80 доллара
- копии авианакладной N 020-62067806
- копии счета-фактуры N 089 на сумму 26150,30 доллара США
- копии счета-фактуры N 093 на сумму 4179,50 доллара США
- копии ГТД N 10118171/210905/0004560 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 2461,50 доллара США
- копии авианакладной N 020-62067810
- копии счета-фактуры N 094 на сумму 2461,50 доллара США
- копии ГТД N 10118171/270905/0004670 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 14004,15 доллара США
- копии авианакладной N 020-62068160
- копии счета-фактуры N 091 на сумму 14004,15 доллара США
- копии ГТД N 10118171/270905\\0004673 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 4853,00 доллара США
- копии авианакладной N 020-62068156
- копии счета-фактуры N 092 на сумму 4853,00 доллара США
- копии ГТД N 10118171/270905/0004674 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 25120,00 доллара США
- копии авианакладной N 074-5846 5466
- копии счета-фактуры N 096 на сумму 25120,00 доллара США.
В целях реализации монет ЦБ РФ заключил договор комиссии с Ост-Вест Хандельсбанк АГ (ФРГ) за N 29-4\\36 от 23.06.1999.
По условиям договора комиссии (л.д. 31) ЦБ РФ (комитент) поручает, а Ост-Вест Хандельсбанк (комиссионер) обязуется за вознаграждение осуществить реализацию выпускаемых комитентом монет. Комитент обязуется отгружать монеты покупателям, указанным комиссионером на основании заявок.
В соответствии с указанным договором Ост-Вест Хандельсбанк направлял Центральному банку РФ заявки (заказы) на покупку монет определенного количества, номинала, наименования, металла и цены монет. В заявках указывалось дата направления платежа и иностранное лицо, которому должны быть поставлены монеты (фирма Ханс В. Херхер Мюнцгроссхандель ГмбХ, Германия; фирма Ворлд Коинс Интернейшенел, Хайзен и другие).
Ост-Вест Хандельсбанк от своего имени заключил базовые соглашения с иностранными организациями, в отношении которых направлялись заявки на поставку монет.
По условиям договора комиссии, заключенным между ЦБ РФ и Ост-Вест Хандельсбанк, и в соответствии с условиями базовых соглашений, заключенных между Ост-Вест Хандельсбанк и иностранными лицами, ЦБ РФ самостоятельно отгружает монеты для доставки их указанным иностранным лицам, а те, в свою очередь должны принять монеты.
Довод Инспекции о том, что для подтверждения права на применение ставки 0% ЦБ РФ должен представить не только договор комиссии, но и контракт лица, осуществившего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика в соответствии с договором комиссии, с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории РФ - является правильным, поскольку такая обязанность предусмотрена пп. 2 п. 2 ст. 165 НК РФ. Однако, налоговый орган не учел, что лицом, поставляющим монеты, является ЦБ РФ, а роль контракта выполняют направляемые комиссионером заявки на поставку монет покупателям и счета-фактуры, выставляемые ЦБ РФ на основании этих заявок.
Из содержания договора комиссии, базовых соглашений, обстоятельств отгрузки и оплаты монет, распределения рисков следует, что поставщиком монет является именно ЦБ РФ, независимо от названия сторон и употребляемых в договорах терминов.
Так, договор поставки, как и договор купли-продажи, направлен на возмездное перенесение права собственности от продавца (поставщика) на покупателя. Собственником монет, вывозимых в таможенном режиме экспорта, являлся ЦБ РФ, который по условиям вышеназванных договоров упаковывал монеты, оформлял таможенные, транспортные документы, счета-фактуры, доставлял монеты на таможенный склад в Москве и заключал договор перевозки с авиаперевозчиком на риск покупателя монет, т.е. иностранных фирм, от таможенного склада в Москве до пункта назначения, указанного в заявке комиссионера. В соответствии с п. 3 договора комиссии право собственности на монеты сохраняется у ЦБ РФ до момента их передачи авиаперевозчику в Москве. В соответствии с п. 4 базовых соглашений по получении монет покупателем (иностранными фирмами, указанными в заявках), к ним переходят все риски, в том числе связанные с повреждением, потерей и порчей монет.
ЦБ РФ производит замену отправленных покупателям монет в случае, если их ассортимент не соответствует заказу комиссионера или монеты по качеству не соответствуют стандартам (раздел 2 п. 9 договора комиссии). ЦБ РФ устанавливает цену монет, которую комиссионер не вправе изменять (разд. 3 п. 1 договора комиссии). Отгрузку монет производит ЦБ РФ разд. 2 п. 4 договора комиссии). Платежи за реализованные монеты зачисляются на счет ЦБ РФ, открытого у комиссионера (разд. 4 п. 1 соглашения). Все требования и претензии, связанные с качеством монет, их упаковкой, соблюдением сроков и условий отгрузки, полученные от третьих лиц комиссионером, последний передает комитенту (ЦБ РФ) для рассмотрения (раз. 5 п. 2 договора комиссии). Все эти признаки указывают на то, что поставщиком монет является ЦБ РФ.
Ост-Вест Хандельсбанк, к которому по условиям договора не переходило право собственности на монеты, по условиям договора лишь подыскивает покупателя монет, организовывает совершение сделки поставки, направляя поставщику ЦБ РФ заявки, принимая платежи от иностранных покупателей и зачисляя их на счет ЦБ РФ. Указание в договоре комиссии на обязанность Ост-Вест Хандельсбанк "осуществлять реализацию монет от своего имени" не соответствует правам и обязанностям ЦБ РФ и указанного банка, изложенным в этом же договоре.
Следовательно, контракты между Ост-Вест Хандельсбанк и покупателями, которые регулируют не отношения поставки экспортируемого товара, а иные отношения, складывающиеся по поводу подбора покупателей (базовые соглашения, упоминаемые в них индивидуальные контракты) в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 165 и пп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ представляться не должны.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой должны совершаться в простой письменной форме.
Ранее действовавшее Постановление СМ СССР от 14.02.1978, содержащее норму о совершении внешнеторговых сделок за подписями двух лиц, утратило силу.
Согласно п. 1 ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными п. п. 2 и 3 ст. 434 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Согласно п. 3 ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 ст. 488 ГК РФ.
Следовательно, отсутствие контракта, изложенного в виде одного документа и подписанного ЦБ РФ и иностранными лицами - покупателями монет не свидетельствует о несоблюдении простой письменной форма внешнеторговой сделки.
Сделки продажи монет заключены путем обмена документами: счетами-фактурами, выставленными поставщиком ЦБ РФ иностранным лицам - покупателям монет, в которых ЦБ РФ предлагает оплатить определенный товар, предполагаемый к поставке; заказами, которые направлялись комиссионером на основании этих счетов-фактур и которые содержат сведения о предмете договора (количестве, номинале, наименовании монет, металла, из которого монеты изготовлены), о цене, о поставке монет определенному лицу. Монеты оплачены покупателями до поставки в соответствии с п. 5 базового соглашения (т.е. содержащееся в счете-фактуре предложение поставки акцептовано в соответствии со ст. 438 ГК РФ).
Заказы направлялись комиссионером. Однако, комиссионер являлся связующим звеном между продавцом ЦБ РФ и покупателями - иностранными лицами и обеспечивал условия для заключения сделки поставки. В частности, договорившись с ЦБ РФ о консервировании определенного количества монет, которые банк готов продать, комиссионер подыскивал покупателей - иностранных лиц. Выяснив намерение иностранных фирм купить определенные монеты, направлял ЦБ РФ заказ. Затем направлял покупателю подтверждение заказа и по получении от покупателя встречного подтверждения, перечислял на счет ЦБ РФ плату за монеты, после чего ЦБ РФ на основании заказа отгружал монеты авиаперевозчику для доставки покупателю. Следовательно, комиссионер представлял интересы покупателя при направлении заказа.
Таким образом, простая письменная форма заключения внешнеторговой сделки соблюдена и документы, подтверждающие соблюдение формы сделки, в частности счета-фактуры, налоговому органу представлялись.
Поскольку гражданское законодательство позволяет заключение договора, в том числе и внешнеторгового, путем обмена документами и акцепта, возможно и представление указанных документов для подтверждения существования контракта (контракт - синоним понятия "договор" применительно к гражданским правоотношениям), предусмотренного пп. 1 п. 1 и пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ.
Таким образом, претензии Инспекции по поводу непредставления контракта необоснованны.
Необоснован и вывод Инспекции о неисполнении ЦБ РФ обязанности по представлению выписки банка, подтверждающей поступление экспортной выручки.
Согласно абзацу 3 п. 2 ст. 165 Кодекса, в том случае если незачисление выручки осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет не банковскую выписку, а документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации.
Порядок зачисления валютной выручки по указанным выше операциям на счет Ост-Вест Хандельсбанка, а не на счет в российском банке, определен особым статусом Банка России и закреплен соответствующими федеральными законами.
Так, в соответствии с пунктом 5 ст. 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России имеет право открывать счета в кредитных организациях на территориях иностранных государств.
Пунктом 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено требование о перечислении (репатриации) резидентами валютной выручки по внешнеторговой деятельности со счетов в иностранных кредитных организациях на их счета, открытые в российских уполномоченных банках, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.
Пунктом 5 ст. 5 указанного Федерального закона установлено право Банка России, как специально уполномоченного органа валютного регулирования, осуществлять все виды валютных операций, регулируемых данным Законом (в том числе и хранение средств на счетах резидента в иностранных банках за пределами Российской Федерации), без ограничений. Таким образом, на основании ст. 5 указанного Закона незачисление Банком России валютной выручки от экспорта монет на счета в уполномоченном российском банке соответствует валютному законодательству Российской Федерации.
При этом для целей осуществления оперативного контроля и учета денежных средств, поступающих от реализации Банком России памятных монет на экспорт на балансе Департамента эмиссионно-кассовых операций Банка России открыт балансовый счет "Счета у иностранных банков". Назначением счета является учет средств, поступающих за реализацию нумизматической продукции. На данном счете отражается сумма рублевого эквивалента иностранной валюты, поступающей от реализации коллекционных монет. В аналитическом учете отражается и сумма валютной выручки, полученной от реализации указанных монет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 201 АПК РФ, суд
решение МИФНС РФ N 50 по г. Москве об отказе ЦБ РФ в возмещении НДС за N 04-32\\1190 от 17.02.2006 признать не соответствующим НК РФ и недействительным.
Возвратить ЦБ РФ из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по пл. поручению N 51072 от 15.05.2006.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию и в двухмесячный срок в кассационную инстанцию.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 20.09.2006, 27.09.2006 ПО ДЕЛУ N А40-32838\\06-111-161
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
20 сентября 2006 г. Дело N А40-32838\\06-111-161
Резолютивная часть решения объявлена 20.09.2006.
Решение изготовлено в полном объеме 27.09.2006.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Б. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ЦБ РФ к МИФНС России N 50 о признании недействительным решения N 04-32\\1190 от 17.02.2006, на заседание арбитражного суда явились: от заявителя - О. по доверенности N 250 от 17.04.2006; от заинтересованного лица - Л. по доверенности N 05-09/2189 от 13.03.2006, протокол судебного заседания вел судья.
УСТАНОВИЛ:
21 ноября 2005 года Центральный банк РФ (далее - ЦБ РФ) представил отдельную налоговую декларацию по НДС за октябрь 2005 года. По декларации применил ставку 0% к обороту по реализации товаров в режиме экспорта в сумме 1981628 руб. и произвел налоговый вычет в пределах сумм НДС, уплаченных поставщикам, 3683 руб. В результате образовалась сумма налога, порядок возмещения которой регламентирован п. 4 ст. 176 НК РФ.
Помимо декларации налогоплательщик представил копию договора комиссии N 29-4/36 от 23.06.1999, заключенного с иностранным лицом Ост-Вест Хандельсбанк АГ (ФРГ), ГТД, авианакладные и счета-фактуры, выставляемые ЦБ РФ на оплату экспортированного товара - памятных и инвестиционных монет.
Проверив декларацию и указанные документы, МИФНС РФ N 50 г. Москвы, вынесла решение N 04-32/1190 от 17.02.2006 (в решении допущена опечатка при указании года), которым отказала в возмещении НДС.
Решение мотивировано тем, что для подтверждения права на применение ставки 0% и налоговые вычеты при реализации товаров, предусмотренных пп. 1 - 8, пп. 8 ст. 164 НК РФ налогоплательщик должен представить документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 165 НК РФ налогоплательщик помимо договора комиссии, ГТД и авианакладных обязан представить контракт лица, осуществившего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика в соответствии с договором комиссии, с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ, а также выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара на счет налогоплательщика или комиссионера в российском банке. Указанные контракт и выписка банка не представлены.
Претензий к ГТД, авианакладным, договору комиссии у Инспекции нет.
Заявитель ЦБ РФ обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением указав, что в соответствии с договором комиссии в обязанности комитента входила отгрузка монет покупателям на основании заявок комиссионера, а также упаковка монет, оформление таможенных, транспортных документов и счетов-фактур, доставка монет на таможенный склад и заключение с авиаперевозчиком договора перевозки монет от таможенного склада в г. Москве до пункта назначения, указанного в заявке комиссионера. Договор комиссии не предусматривает обязанности комиссионера производить реализацию монет. Поэтому на основании п. 2 ст. 165 НК РФ необходимости в представлении контракта лица, осуществившего поставку товара на экспорт, Банком России выполнена и таким договором по сути является представленный Инспекции договор комиссии. Что касается выписки банка, то на основании ст. 5 Федерального закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" незачисление Банком России валютной выручки от экспорта монет на счета в российском банке соответствует валютному законодательству РФ.
Заинтересованное лицо МИ ФНС РФ N 50 г. Москвы возразило против удовлетворения заявления, ссылаясь на доводы, изложенные в решении.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд счел, что заявление ЦБ РФ подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
ЦБ РФ в 2005 году осуществлял поставку на экспорт памятных монет из драгоценных металлов, т.е. совершал операции, являющиеся в соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС. Банк облагал указанные операции по ставке 0% в соответствии со ст. 164 НК РФ.
Для подтверждения права на применение ставки 0% в соответствии со ст. 165 НК РФ налогоплательщик представил следующие документы:
- копии договора комиссии N 29-4/36 Центрального банка Российской Федерации (Банк России) с Ост-Вест Хандельсбанк АГ, Франкфурт-на-Майне (Федеративная Республика Германия) (Штефанштрассе 1, Д-60313 Франкфурт-на-Майне) от 23.06.1999
- копии дополнения N 1 от 16.11.1999 к договору комиссии от 23.06.1999 N 29-4/36 - копии дополнения N 2 от 12.09.2001 к договору комиссии от 23.06.1999 N 29-4/36
- копии ГТД N 10118171/130905/0004402 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 1545,74 долларов США
- копии авианакладной N 020-62067530
- копии счета-фактуры N 084 на сумму 1545,74 долларов США
- - копии ГТД N 10118171\\130905\\0004401 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 4003,92 доллара США;
- - копия авианакладной N 020-62067541;
- - копии счета-фактуры N 085 на сумму 4003,92 доллара США
- копии ГТД N 10118171/130905/0004403 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 5577,50 долларов США
- копии авианакладной N 020-62067622
- копии счета-фактуры N 086 на сумму 5577,50 долларов США
- копии ГТД N 10118171/210905/0004557 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 16424,25 доллара США
- копии авианакладной N 020-62067821
- копии счета-фактуры N 087 на сумму 16424,25 доллара США
- копии ГТД N 10118171/210905/0004558 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 385,92 доллара США
- копии авианакладной N 020-62068160
- копии счета-фактуры N 088 на сумму 385,92 доллара США
- копии ГТД N 10118171/210905/0004556 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 1834,30 доллара США
- копии авианакладной N 020-62067854
- копии счета-фактуры N 090 на сумму 1834,30 доллара США
- копии ГТД N 30118171/210905/0004559 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 30329,80 доллара
- копии авианакладной N 020-62067806
- копии счета-фактуры N 089 на сумму 26150,30 доллара США
- копии счета-фактуры N 093 на сумму 4179,50 доллара США
- копии ГТД N 10118171/210905/0004560 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 2461,50 доллара США
- копии авианакладной N 020-62067810
- копии счета-фактуры N 094 на сумму 2461,50 доллара США
- копии ГТД N 10118171/270905/0004670 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 14004,15 доллара США
- копии авианакладной N 020-62068160
- копии счета-фактуры N 091 на сумму 14004,15 доллара США
- копии ГТД N 10118171/270905\\0004673 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 4853,00 доллара США
- копии авианакладной N 020-62068156
- копии счета-фактуры N 092 на сумму 4853,00 доллара США
- копии ГТД N 10118171/270905/0004674 с отметкой Центральной акцизной таможни "Выпуск разрешен" и отметкой Шереметьевской таможни "Товар вывезен", общая фактурная стоимость 25120,00 доллара США
- копии авианакладной N 074-5846 5466
- копии счета-фактуры N 096 на сумму 25120,00 доллара США.
В целях реализации монет ЦБ РФ заключил договор комиссии с Ост-Вест Хандельсбанк АГ (ФРГ) за N 29-4\\36 от 23.06.1999.
По условиям договора комиссии (л.д. 31) ЦБ РФ (комитент) поручает, а Ост-Вест Хандельсбанк (комиссионер) обязуется за вознаграждение осуществить реализацию выпускаемых комитентом монет. Комитент обязуется отгружать монеты покупателям, указанным комиссионером на основании заявок.
В соответствии с указанным договором Ост-Вест Хандельсбанк направлял Центральному банку РФ заявки (заказы) на покупку монет определенного количества, номинала, наименования, металла и цены монет. В заявках указывалось дата направления платежа и иностранное лицо, которому должны быть поставлены монеты (фирма Ханс В. Херхер Мюнцгроссхандель ГмбХ, Германия; фирма Ворлд Коинс Интернейшенел, Хайзен и другие).
Ост-Вест Хандельсбанк от своего имени заключил базовые соглашения с иностранными организациями, в отношении которых направлялись заявки на поставку монет.
По условиям договора комиссии, заключенным между ЦБ РФ и Ост-Вест Хандельсбанк, и в соответствии с условиями базовых соглашений, заключенных между Ост-Вест Хандельсбанк и иностранными лицами, ЦБ РФ самостоятельно отгружает монеты для доставки их указанным иностранным лицам, а те, в свою очередь должны принять монеты.
Довод Инспекции о том, что для подтверждения права на применение ставки 0% ЦБ РФ должен представить не только договор комиссии, но и контракт лица, осуществившего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика в соответствии с договором комиссии, с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории РФ - является правильным, поскольку такая обязанность предусмотрена пп. 2 п. 2 ст. 165 НК РФ. Однако, налоговый орган не учел, что лицом, поставляющим монеты, является ЦБ РФ, а роль контракта выполняют направляемые комиссионером заявки на поставку монет покупателям и счета-фактуры, выставляемые ЦБ РФ на основании этих заявок.
Из содержания договора комиссии, базовых соглашений, обстоятельств отгрузки и оплаты монет, распределения рисков следует, что поставщиком монет является именно ЦБ РФ, независимо от названия сторон и употребляемых в договорах терминов.
Так, договор поставки, как и договор купли-продажи, направлен на возмездное перенесение права собственности от продавца (поставщика) на покупателя. Собственником монет, вывозимых в таможенном режиме экспорта, являлся ЦБ РФ, который по условиям вышеназванных договоров упаковывал монеты, оформлял таможенные, транспортные документы, счета-фактуры, доставлял монеты на таможенный склад в Москве и заключал договор перевозки с авиаперевозчиком на риск покупателя монет, т.е. иностранных фирм, от таможенного склада в Москве до пункта назначения, указанного в заявке комиссионера. В соответствии с п. 3 договора комиссии право собственности на монеты сохраняется у ЦБ РФ до момента их передачи авиаперевозчику в Москве. В соответствии с п. 4 базовых соглашений по получении монет покупателем (иностранными фирмами, указанными в заявках), к ним переходят все риски, в том числе связанные с повреждением, потерей и порчей монет.
ЦБ РФ производит замену отправленных покупателям монет в случае, если их ассортимент не соответствует заказу комиссионера или монеты по качеству не соответствуют стандартам (раздел 2 п. 9 договора комиссии). ЦБ РФ устанавливает цену монет, которую комиссионер не вправе изменять (разд. 3 п. 1 договора комиссии). Отгрузку монет производит ЦБ РФ разд. 2 п. 4 договора комиссии). Платежи за реализованные монеты зачисляются на счет ЦБ РФ, открытого у комиссионера (разд. 4 п. 1 соглашения). Все требования и претензии, связанные с качеством монет, их упаковкой, соблюдением сроков и условий отгрузки, полученные от третьих лиц комиссионером, последний передает комитенту (ЦБ РФ) для рассмотрения (раз. 5 п. 2 договора комиссии). Все эти признаки указывают на то, что поставщиком монет является ЦБ РФ.
Ост-Вест Хандельсбанк, к которому по условиям договора не переходило право собственности на монеты, по условиям договора лишь подыскивает покупателя монет, организовывает совершение сделки поставки, направляя поставщику ЦБ РФ заявки, принимая платежи от иностранных покупателей и зачисляя их на счет ЦБ РФ. Указание в договоре комиссии на обязанность Ост-Вест Хандельсбанк "осуществлять реализацию монет от своего имени" не соответствует правам и обязанностям ЦБ РФ и указанного банка, изложенным в этом же договоре.
Следовательно, контракты между Ост-Вест Хандельсбанк и покупателями, которые регулируют не отношения поставки экспортируемого товара, а иные отношения, складывающиеся по поводу подбора покупателей (базовые соглашения, упоминаемые в них индивидуальные контракты) в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 165 и пп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ представляться не должны.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой должны совершаться в простой письменной форме.
Ранее действовавшее Постановление СМ СССР от 14.02.1978, содержащее норму о совершении внешнеторговых сделок за подписями двух лиц, утратило силу.
Согласно п. 1 ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. Двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными п. п. 2 и 3 ст. 434 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
Согласно п. 3 ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 ст. 488 ГК РФ.
Следовательно, отсутствие контракта, изложенного в виде одного документа и подписанного ЦБ РФ и иностранными лицами - покупателями монет не свидетельствует о несоблюдении простой письменной форма внешнеторговой сделки.
Сделки продажи монет заключены путем обмена документами: счетами-фактурами, выставленными поставщиком ЦБ РФ иностранным лицам - покупателям монет, в которых ЦБ РФ предлагает оплатить определенный товар, предполагаемый к поставке; заказами, которые направлялись комиссионером на основании этих счетов-фактур и которые содержат сведения о предмете договора (количестве, номинале, наименовании монет, металла, из которого монеты изготовлены), о цене, о поставке монет определенному лицу. Монеты оплачены покупателями до поставки в соответствии с п. 5 базового соглашения (т.е. содержащееся в счете-фактуре предложение поставки акцептовано в соответствии со ст. 438 ГК РФ).
Заказы направлялись комиссионером. Однако, комиссионер являлся связующим звеном между продавцом ЦБ РФ и покупателями - иностранными лицами и обеспечивал условия для заключения сделки поставки. В частности, договорившись с ЦБ РФ о консервировании определенного количества монет, которые банк готов продать, комиссионер подыскивал покупателей - иностранных лиц. Выяснив намерение иностранных фирм купить определенные монеты, направлял ЦБ РФ заказ. Затем направлял покупателю подтверждение заказа и по получении от покупателя встречного подтверждения, перечислял на счет ЦБ РФ плату за монеты, после чего ЦБ РФ на основании заказа отгружал монеты авиаперевозчику для доставки покупателю. Следовательно, комиссионер представлял интересы покупателя при направлении заказа.
Таким образом, простая письменная форма заключения внешнеторговой сделки соблюдена и документы, подтверждающие соблюдение формы сделки, в частности счета-фактуры, налоговому органу представлялись.
Поскольку гражданское законодательство позволяет заключение договора, в том числе и внешнеторгового, путем обмена документами и акцепта, возможно и представление указанных документов для подтверждения существования контракта (контракт - синоним понятия "договор" применительно к гражданским правоотношениям), предусмотренного пп. 1 п. 1 и пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ.
Таким образом, претензии Инспекции по поводу непредставления контракта необоснованны.
Необоснован и вывод Инспекции о неисполнении ЦБ РФ обязанности по представлению выписки банка, подтверждающей поступление экспортной выручки.
Согласно абзацу 3 п. 2 ст. 165 Кодекса, в том случае если незачисление выручки осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет не банковскую выписку, а документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации.
Порядок зачисления валютной выручки по указанным выше операциям на счет Ост-Вест Хандельсбанка, а не на счет в российском банке, определен особым статусом Банка России и закреплен соответствующими федеральными законами.
Так, в соответствии с пунктом 5 ст. 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России имеет право открывать счета в кредитных организациях на территориях иностранных государств.
Пунктом 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено требование о перечислении (репатриации) резидентами валютной выручки по внешнеторговой деятельности со счетов в иностранных кредитных организациях на их счета, открытые в российских уполномоченных банках, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.
Пунктом 5 ст. 5 указанного Федерального закона установлено право Банка России, как специально уполномоченного органа валютного регулирования, осуществлять все виды валютных операций, регулируемых данным Законом (в том числе и хранение средств на счетах резидента в иностранных банках за пределами Российской Федерации), без ограничений. Таким образом, на основании ст. 5 указанного Закона незачисление Банком России валютной выручки от экспорта монет на счета в уполномоченном российском банке соответствует валютному законодательству Российской Федерации.
При этом для целей осуществления оперативного контроля и учета денежных средств, поступающих от реализации Банком России памятных монет на экспорт на балансе Департамента эмиссионно-кассовых операций Банка России открыт балансовый счет "Счета у иностранных банков". Назначением счета является учет средств, поступающих за реализацию нумизматической продукции. На данном счете отражается сумма рублевого эквивалента иностранной валюты, поступающей от реализации коллекционных монет. В аналитическом учете отражается и сумма валютной выручки, полученной от реализации указанных монет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
решение МИФНС РФ N 50 по г. Москве об отказе ЦБ РФ в возмещении НДС за N 04-32\\1190 от 17.02.2006 признать не соответствующим НК РФ и недействительным.
Возвратить ЦБ РФ из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по пл. поручению N 51072 от 15.05.2006.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию и в двухмесячный срок в кассационную инстанцию.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)