Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 23.11.2009 N ВАС-10114/09

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2009 г. N ВАС-10114/09

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ


Резолютивная часть определения объявлена 18 ноября 2009 г.
Полный текст определения изготовлен 23 ноября 2009 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Зарубиной Е.Н., судей Першутова А.Г., Поповченко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Прохоровой Е.Л.,
рассмотрел в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Апшеронскжилсервис" о признании недействующим Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 07.07.2004 N САЭ-3-22/414@, утвердившего форму N 26.2-1 "Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения" в отношении лица, подающего одновременно заявления о постановке на налоговый учет и на применение упрощенной системы налогообложения,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Апшеронскжилсервис" - Игнатов И.Э. по доверенности от 12.11.2009 N 148,
от Министерства финансов Российской Федерации - Нечаев М.В. по доверенности от 15.12.2008 N 01-06-08/193,
от Федеральной налоговой службы - Уткина В.М. по доверенности от 17.03.2009 N ММ-29-7/73.
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Апшеронскжилсервис" (далее - общество, заявитель) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 07.07.2004 N САЭ-3-22/414@ "О внесении изменений и дополнений в Приложения к Приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения", которым утверждена форма N 26.2-1 "Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения" в отношении лица, подающего одновременно заявления о постановке на налоговый учет и на применение упрощенной системы налогообложения.
В обоснование заявленного требования общество ссылается на то, что лицо, подающее одновременно заявления о постановке на налоговый учет и на применение упрощенной системы налогообложения, еще не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в связи с чем не обязано знать в этот момент особенности законодательства, связанные с возможностью или невозможностью применения упрощенной системы налогообложения, и как следствие - не может отвечать за неправомерное применение этой системы. По мнению общества, указание в названии заявления на "переход" не соответствует действительному волеизъявлению такого лица, которое до этого момента никакой иной системы налогообложения не применяло и заявляет о своем намерении в будущем применять упрощенную систему налогообложения. Также общество считает, что содержащаяся в форме заявления фраза "иные условия и ограничения, предусмотренные статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, соблюдены" фактически искажает намерения вышеназванного лица, которое в действительности налоговый орган об этом не уведомляет, так как, не являясь еще участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не может нести ответственность за ограничения, предусмотренные данным законодательством.
Минфин России в отзыве заявленное требование не признает и считает, что утвержденная Приказом МНС России форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения носит рекомендательный характер, что акт, предусматривающий утверждение рекомендуемой формы заявления, не может нарушать права налогоплательщиков, поскольку налогоплательщики для перехода на упрощенную систему налогообложения могут подавать заявление как по произвольной, так и по рекомендуемой форме.
Федеральная налоговая служба в письменных объяснениях заявленное требование не признает и считает, что утвержденная Приказом МНС России форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения носит рекомендательный характер, что рекомендуемая форма заявления не нарушает права налогоплательщиков и не вменяет в обязанность налогоплательщикам представление в налоговые органы заявлений только по этой форме.
Также ФНС России заявлено ходатайство о прекращении производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с тем, что оспариваемый Приказ не является нормативным правовым актом и, следовательно, содержащиеся в нем положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов и налогоплательщиков Правила, подлежащие неоднократному применению.
Минфин России ходатайство поддерживает.
Общество возражает против ходатайства о прекращении производства по делу и считает, что частично оспариваемый Приказ является нормативным правовым актом, нарушает его права и фактически искажает намерения заявителя в своей дальнейшей деятельности применять упрощенную систему налогообложения.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в ходатайстве, суд считает, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Определение нормативного правового акта и правовой нормы содержится в Постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" и рекомендуется для использования при подготовке нормативных правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации (приказы от 14.07.1999 N 217, от 04.05.2007 N 88), которое уполномочено Правительством Российской Федерации давать разъяснения о применении утвержденных им Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, под правовой нормой понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Приказом МНС России от 07.07.2004 N САЭ-3-22/414@ "О внесении изменений и дополнений в приложения к Приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" приложения (представляющие собой формы документов для применения упрощенной системы налогообложения) к Приказу МНС России от 19.09.2002 изложены в новой редакции. При этом в Приказе от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 указано, что утверждаемые формы документов являются рекомендуемыми для применения. В этой части (в части рекомендательного характера форм документов) Приказом от 07.07.2004 изменения в Приказ от 19.09.2002 не вносились.
Таким образом, приказ в оспариваемой части не возлагает на налогоплательщиков и иных лиц каких-либо обязанностей, не создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, не нарушает каким-либо иным образом права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе заявителя.
Кроме того, форма N 26.2-1 "Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения", утвержденная Приказом МНС России от 07.07.2004 N САЭ-3-22/414@, фактически утратила силу, поскольку Приказом ФНС России от 17.08.2005 N ММ-3-22/395@ "О внесении изменений и дополнений в Приложения к Приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" форма N 26.2-1 изложена в новой редакции.
При изложенных обстоятельствах заявление общества с ограниченной ответственностью "Апшеронскжилсервис" о признании недействующим Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 07.07.2004 N САЭ-3-22/414@, утвердившего форму N 26.2-1 "Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения" в отношении лица, подающего одновременно заявления о постановке на налоговый учет и на применение упрощенной системы налогообложения, не подлежит рассмотрению в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, к подсудности которого отнесено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
При этом заявитель не лишен права на обращение в арбитражный суд с иными требованиями, если в результате применения в отношении общества Приказа в оспариваемой части будут затронуты его права.
Руководствуясь статьями 104, 150, 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации,

определил:

прекратить производство по делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Апшеронскжилсервис" о признании недействующим Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 07.07.2004 N САЭ-3-22/414@, утвердившего форму N 26.2-1 "Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения" в отношении лица, подающего одновременно заявления о постановке на налоговый учет и на применение упрощенной системы налогообложения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Апшеронскжилсервис" 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной по квитанции от 17.07.2009.

Председательствующий судья
Е.Н.ЗАРУБИНА

Судья
А.Г.ПЕРШУТОВ

Судья
А.А.ПОПОВЧЕНКО
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)