Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 20.12.2005 N Ф08-6016/2005-2386А

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 20 декабря 2005 года Дело N Ф08-6016/2005-2386А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Коммерческий банк "Бум-Банк", заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику, третьего лица - Управления Федерального агентства объектов недвижимости по Кабардино-Балкарской Республике, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику на решение от 31 января 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 25 августа 2005 года Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-12816/2004, установил следующее.
ООО "Коммерческий банк "Бум-Банк" (далее - банк) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия ИМНС России по г. Нальчику (далее - налоговая инспекция) в проведении зачета 19370 рублей излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей, обязании зачесть 19370 рублей излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей (с учетом отказа от требования о признании недействительными решений налоговой инспекции от 15.12.2004 NN 14-560, 14-561, 14-562 и уточнения заявления в остальной части).
Определением от 13 января 2005 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен комитет по земельным ресурсам и землеустройству по г. Нальчику.
Решением суда от 31 января 2005 года признано незаконным бездействие налоговой инспекции в проведении зачета 14401 рубля 69 копеек излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей ввиду его несоответствия положениям статьи 8 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 14.05.92 N 1116-ХII-3 "О плате за землю", подпункту 5 пункта 1 статьи 21, подпункту 5 пункта 1 статьи 32 и статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд обязал налоговый орган в срок до 21.02.2005 зачесть банку в счет предстоящих платежей 14401 рубль 69 копеек излишне уплаченного земельного налога, оставил без рассмотрения заявление о зачете налога в остальной части, прекратил производство по делу в части признания недействительными ненормативных актов налоговой инспекции в связи с отказом от заявления.
Решение мотивировано тем, что средняя ставка налога по г. Нальчику согласно Закону Кабардино-Балкарской Республики от 14.05.92 N 1116-ХII-3 "О плате за землю" 48 копеек за 1 кв. м, к ней применяются коэффициенты 2, 1,8, 1,1 в силу Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 г.", "О федеральном бюджете на 2003 г.", "О федеральном бюджете на 2004 г." и коэффициент 2,3, установленный для городов с развитым социально-культурным потенциалом. Постановление главы администрации г. Нальчика от 17.10.96 N 1406 "Об утверждении ставок платы за землю на 1996 г. и о порядке проведения учета плательщиков" не опубликовано и не может применяться в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьей 17 Конституции Кабардино-Балкарской Республики. Законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики органу местного самоуправления и комитету по земельным ресурсам и землеустройству не предоставлены полномочия на установление ставок земельного налога. Решениями от 15.12.2004 NN 14-560, 14-561, 14-562 налоговая инспекция необоснованно признала ошибочными уточненные расчеты налогоплательщика по земельному налогу, поэтому ее бездействие по зачету излишне уплаченного налога является незаконным. Заявитель не представил доказательств обращения к налоговому органу с заявлением о зачете излишне уплаченных налогов в сумме, превышающей сумму 14401 рубль 69 копеек.




Определением от 14 января 2005 года суд в соответствии с Указами Президента от 20.05.2004 N 649, от 09.03.2004 N 314, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2004 N 202, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 1924-Р и Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.09.2004 произвел замену комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Нальчику, переименованного в территориальный (межрайонный) отдел N 1, на его правопреемника - Управление Федерального агентства объектов недвижимости по Кабардино-Балкарской Республике.
Банк в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил отказ от требования о признании незаконным бездействия должностных лиц налоговой инспекции в проведении банку зачета излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей, который принят апелляционной инстанцией.
Постановлением апелляционной инстанции от 25 августа 2005 года решение от 31 января 2005 года изменено. Суд обязал инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Нальчику (правопреемника налоговой инспекции по рассматриваемому делу) зачесть банку в счет предстоящих платежей 2840 рублей 64 копейки излишне уплаченного земельного налога, отказал в удовлетворении остальной части заявления, прекратил производство по делу в части отказа от требования о признании незаконным бездействия должностных лиц налоговой инспекции в проведении зачета, оставил без изменения решение суда о прекращении производства по делу в части признания недействительными ненормативных актов налоговой инспекции в связи с отказом от заявления, взыскал с банка 548 рублей госпошлины в доход бюджета.
Судебный акт мотивирован тем, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет. При расчете подлежат перемножению коэффициенты индексации, установленные с 1998 г. федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, с учетом коэффициента увеличения средней ставки налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, равного 2,2 вместо 2,3.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Нальчику с кассационной жалобой на решение от 31 января 2005 года и постановление апелляционной инстанции от 25 августа 2005 года, в которой просит указанные судебные акты отменить в части, обязывающей налоговый орган зачесть банку 2840 рублей 64 копейки излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей и отказать в удовлетворении заявления. Заинтересованное лицо считает, что определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 8 июня 2005 года по делу N А20-447/05 о прекращении производства по заявлению прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики о признании недействительным постановления главы администрации г. Нальчика от 17.10.96 N 1406 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не влечет таких юридических последствий, как признание недействующим постановления главы администрации г. Нальчика N 1406, которое дифференцирует установленные с учетом повышающих коэффициентов федеральными и региональными законами ставки земельного налога по зонам градостроительной ценности территории. Согласно приложению N 2 к Закону Кабардино-Балкарской Республики "О плате за землю" средняя ставка земельного налога в г. Нальчике с численностью населения 100 - 250 тыс. человек установлена в размере 1,6 руб. за кв. м. Путем последовательного перемножения базовой ставки на повышающие коэффициенты средняя ставка земельного налога на 1996 г. составила 240 рублей за кв. м, т.е. ставки платы за землю в г. Нальчике в разрезе зон градостроительной ценности для юридических лиц, установленные постановлением главы администрации г. Нальчика, не превышают среднюю ставку, установленную Законом Российской Федерации "О плате за землю".
Банк представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит возвратить кассационную жалобу без рассмотрения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на жалобу, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Банк имеет земельные участки в г. Нальчике: по ул. Лермонтова, 14, площадью 113 кв. м, а с 2004 г. по ул. Ногмова, 62 еще один площадью 1540 кв. м, в связи с чем уплатил 16889 рублей 42 копейки земельного налога, в том числе 722 рубля 42 копейки за 2002 г., 1290 рублей за 2003 г., 14877 рублей за 2004 г.
Банк заявлениями от 17.09.2004 N 1198, от 06.10.2004 N 1258, от 19.10.2004 N 1337 просил налоговую инспекцию зачесть 14401 рубль 69 копеек излишне уплаченного земельного налога. Одновременно с этим банк представил уточненные налоговые декларации, согласно которым земельный налог за 2002 г. составляет 250 рублей, за 2003 г. - 230 рублей, за 2004 г. - 2 тыс. рублей.
Решениями налоговой инспекции от 15.12.2004 NN 14-560, 14-561, 14-562 признаны ошибочными уточненные расчеты банка, налогоплательщику исчислен земельный налог в соответствии с таблицей ставок земельного налога, утвержденной комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Нальчику, а именно по земельному участку 1540 кв. м за 2004 г. - 18420 рублей (ставка налога 11 рублей 96 копеек), а по земельному участку 113 кв. м за 2002 г. - 720 рублей (ставка налога 6 рублей 34 копейки), за 2003 г. - 1290 рублей (ставка налога 11 рублей 41 копейка), за 2004 г. - 1420 рублей (ставка налога 12 рублей 55 копеек). Банку предложено доплатить 470 рублей за 2002 г., 1060 рублей за 2003 г., 17840 рублей за 2004 г.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. На основании пункта 2 статьи 21 данного Закона конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
В статье 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к данному Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.
Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах находится в компетенции представительного органа муниципального образования (статья 55 Закона Российской Федерации от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", статья 39 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Суд установил, что постановление главы администрации г. Нальчика от 17.10.96 N 1406 "Об утверждении ставок платы за землю на 1996 г. и о порядке проведения учета плательщиков" не опубликовано и не может применяться в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьей 17 Конституции Кабардино-Балкарской Республики. Действие ставок земельного налога, установленного данным постановлением, в силу определения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 8 июня 2005 г. по делу N А20-447/2005 ограничено 1996 годом.




Статьей 2 Федерального закона от 09.08.2004 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 г., установленные этим Законом ставки земельного налога, исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" ставки земельного налога, действовавшие в 2002 г., применяются в 2003 г. для земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, с коэффициентом 1,8.
Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03).
При расчете подлежат перемножению коэффициенты индексации, установленные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год начиная с 1998 г., с учетом коэффициента увеличения средней ставки налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, равного 2,2 вместо 2,3.
Данные обстоятельства подтверждаются уточненным расчетом банка за оспариваемый период и контррасчетом налоговой инспекции, представленными в апелляционную инстанцию, согласно которым сумма переплаты, подлежащая зачету, составляет 2840 рублей 64 копейки.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции принял правильное решение об обязании налогового органа зачесть банку в счет предстоящих платежей 2840 рублей 64 копейки излишне уплаченного земельного налога, отказал в удовлетворении остальной части заявления.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, а также доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка, поэтому основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Согласно требованиям статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина по кассационной жалобе относится на налоговый орган, освобожденный от судебных расходов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 25 августа 2005 года Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-12816/2004 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)