Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лаки-Гейм"
на решение от 29.10.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 14.01.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда
по делу N А73-7590/2007-50
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лаки-Гейм"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
о признании недействительным ненормативного акта
Общество с ограниченной ответственностью "Лаки-Гейм" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - инспекция; налоговый орган) от 27.06.2007 N 12-31/23962.
Решением суда от 29.10.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.01.2008, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) после 01.01.2007 новые игорные заведения могут быть созданы исключительно в игорных зонах в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, ООО "Лаки-Гейм" подало кассационную жалобу, поддержанную его представителями в судебном заседании кассационной инстанции, в которой просит данные судебные акты отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что суд необоснованно применил к спорным правоотношениям положения Федерального закона N 244-ФЗ, поскольку вопрос регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес регулируется нормами Налогового кодекса РФ, и общество в установленный законом срок подало в налоговый орган заявление о регистрации таких объектов, в связи с чем заявитель жалобы считает неправомерным отказ инспекции в регистрации объектов налогообложения и в выдаче свидетельства о постановке на учет объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции доводы жалобы отклонили и просили состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу о необходимости отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции исходя из следующего.
Как установлено судом и видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Мастер Джим" (лицензия от 05.11.2003 N 003085) обратилось в инспекцию с заявлениями от 19.06.2007 и 26.06.2007 о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, установленных в городе Комсомольске-на-Амуре по адресам: ул.Сидоренко, 17, проспект Первостроителей, 20 и ул.Вокзальная, 81. 27.06.2007 ООО "Мастер Джим" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО "Лаки-Гейм" (лицензия от 20.06.2003 N 001870).
Налоговый орган письмом от 27.06.2007 N 12-31/23962 отказал в регистрации объектов налогообложения и в выдаче свидетельства о постановке на учет объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по заявлению от 19.06.2007. При этом инспекция, сославшись на часть 4 статьи 5 и статью 16 Федерального закона N 244-ФЗ, вступившие в законную силу с 01.01.2007, указала, что игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном названным Федеральным законом, и организаторы азартных игр вправе осуществлять мероприятия по приведению своей деятельности в соответствии с требованиями статьи 16 Закона только в игорных заведениях, открытых до 1 января 2007 года. Поскольку ООО "Мастер Джим" поставлено на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения 13.04.2007, то есть после 01.01.2007, то указанное общество, как считает инспекция, не вправе осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон, утвержденных данным Федеральным законом.
Не согласившись с отказом инспекции в регистрации, ООО "Лаки-Гейм", являющееся правопреемником ООО "Мастер Джим", обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названного выше ненормативного акта налогового органа недействительным.
В соответствии со статьей 365 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Согласно пункту 2 статьи 366 Кодекса каждый игровой автомат как объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки этого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 названной статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. При этом в силу пункта 4 указанной статьи объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса РФ регистрация объектов налогообложения осуществляется налоговым органом в срок не позднее пяти дней со дня представления заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.
Суд, отказывая в удовлетворении заявления ООО "Лаки-Гейм", исходил из положений части 4 статьи 5 и части 1 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ, и пришел к выводу о том, что ООО "Мастер Джим", имеющее лицензию на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений от 05.11.2003 N 003085, вправе осуществлять свою деятельность исключительно в игорных заведениях, зарегистрированных до 01.01.2007, а после указанной даты может открыть такое заведение только в игорных зонах, перечисленных в статье 9 названного выше Федерального закона. Следовательно, налоговый орган, как признал суд, правомерно отказал в регистрации объектов налогообложения и в выдаче обществу свидетельств о постановке на учет объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Однако судом не учтено следующее.
Федеральным законом N 244-ФЗ определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 2 вышеназванного Закона правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, Федеральный закон N 244-ФЗ не относится к актам законодательства о налогах и сборах, а значит, не может изменять или отменять обязанности налоговых органов, установленные Налоговым кодексом РФ.
Указанный Федеральный закон также не устанавливает обязанности налоговых органов в сфере налогообложения, и какие-либо изменения в статью 366 Налогового кодекса РФ в связи с принятием данного Закона внесены не были.
Следовательно, действующее законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, определенной статьей 366 Налогового кодекса РФ.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном названным Федеральным законом. Решения о создании и ликвидации игорных зон принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 9 названного выше Федерального закона).
Такие решения на дату принятия оспариваемого письма не были приняты. Органы государственной власти Хабаровского края в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ также не приняли до 01.07.2007 решение о запрете, начиная с 01.07.2007, на территории субъекта Российской Федерации деятельности по организации и проведению азартных игр.
Поскольку в силу части 1 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ игорные заведения, имеющие соответствующие лицензии, при условии их соответствия требованиям, установленным данным Законом, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года, и налоговый орган не доказал, что игорное заведение заявителя не отвечает требованиям, установленным названным Федеральным законом, то у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Судами фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применены нормы материального права, поэтому решение суда первой и постановление апелляционной инстанций в силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта инспекции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с налогового органа подлежат взысканию расходы по уплате ООО "Лаки-Гейм" государственной пошлины в общей сумме 4 000 руб., в том числе, уплаченной при подаче заявления - 2 000 руб., апелляционной жалобы - 1 000 руб., кассационной жалобы - 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 29.10.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 14.01.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-7590/2007-50 отменить, заявление ООО "Лаки-Гейм" удовлетворить.
Письмо Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 27.06.2007 N 12-31/23962 об отказе в регистрации объектов налогообложения и в выдаче свидетельства о постановке на учет объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, как несоответствующее Налоговому кодексу РФ, признать недействительным.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лаки-Гейм" 4 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 28.04.2008 N Ф03-А73/08-2/1030 ПО ДЕЛУ N А73-7590/2007-50
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2008 г. N Ф03-А73/08-2/1030
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лаки-Гейм"
на решение от 29.10.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 14.01.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда
по делу N А73-7590/2007-50
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лаки-Гейм"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края
о признании недействительным ненормативного акта
Общество с ограниченной ответственностью "Лаки-Гейм" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края (далее - инспекция; налоговый орган) от 27.06.2007 N 12-31/23962.
Решением суда от 29.10.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.01.2008, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) после 01.01.2007 новые игорные заведения могут быть созданы исключительно в игорных зонах в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Не согласившись с решением суда и постановлением апелляционной инстанции, ООО "Лаки-Гейм" подало кассационную жалобу, поддержанную его представителями в судебном заседании кассационной инстанции, в которой просит данные судебные акты отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права. Заявитель жалобы полагает, что суд необоснованно применил к спорным правоотношениям положения Федерального закона N 244-ФЗ, поскольку вопрос регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес регулируется нормами Налогового кодекса РФ, и общество в установленный законом срок подало в налоговый орган заявление о регистрации таких объектов, в связи с чем заявитель жалобы считает неправомерным отказ инспекции в регистрации объектов налогообложения и в выдаче свидетельства о постановке на учет объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании кассационной инстанции доводы жалобы отклонили и просили состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу о необходимости отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции исходя из следующего.
Как установлено судом и видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Мастер Джим" (лицензия от 05.11.2003 N 003085) обратилось в инспекцию с заявлениями от 19.06.2007 и 26.06.2007 о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, установленных в городе Комсомольске-на-Амуре по адресам: ул.Сидоренко, 17, проспект Первостроителей, 20 и ул.Вокзальная, 81. 27.06.2007 ООО "Мастер Джим" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО "Лаки-Гейм" (лицензия от 20.06.2003 N 001870).
Налоговый орган письмом от 27.06.2007 N 12-31/23962 отказал в регистрации объектов налогообложения и в выдаче свидетельства о постановке на учет объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по заявлению от 19.06.2007. При этом инспекция, сославшись на часть 4 статьи 5 и статью 16 Федерального закона N 244-ФЗ, вступившие в законную силу с 01.01.2007, указала, что игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном названным Федеральным законом, и организаторы азартных игр вправе осуществлять мероприятия по приведению своей деятельности в соответствии с требованиями статьи 16 Закона только в игорных заведениях, открытых до 1 января 2007 года. Поскольку ООО "Мастер Джим" поставлено на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения 13.04.2007, то есть после 01.01.2007, то указанное общество, как считает инспекция, не вправе осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон, утвержденных данным Федеральным законом.
Не согласившись с отказом инспекции в регистрации, ООО "Лаки-Гейм", являющееся правопреемником ООО "Мастер Джим", обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании названного выше ненормативного акта налогового органа недействительным.
В соответствии со статьей 365 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Согласно пункту 2 статьи 366 Кодекса каждый игровой автомат как объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки этого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 названной статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. При этом в силу пункта 4 указанной статьи объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса РФ регистрация объектов налогообложения осуществляется налоговым органом в срок не позднее пяти дней со дня представления заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.
Суд, отказывая в удовлетворении заявления ООО "Лаки-Гейм", исходил из положений части 4 статьи 5 и части 1 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ, и пришел к выводу о том, что ООО "Мастер Джим", имеющее лицензию на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений от 05.11.2003 N 003085, вправе осуществлять свою деятельность исключительно в игорных заведениях, зарегистрированных до 01.01.2007, а после указанной даты может открыть такое заведение только в игорных зонах, перечисленных в статье 9 названного выше Федерального закона. Следовательно, налоговый орган, как признал суд, правомерно отказал в регистрации объектов налогообложения и в выдаче обществу свидетельств о постановке на учет объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Однако судом не учтено следующее.
Федеральным законом N 244-ФЗ определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 2 вышеназванного Закона правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, Федеральный закон N 244-ФЗ не относится к актам законодательства о налогах и сборах, а значит, не может изменять или отменять обязанности налоговых органов, установленные Налоговым кодексом РФ.
Указанный Федеральный закон также не устанавливает обязанности налоговых органов в сфере налогообложения, и какие-либо изменения в статью 366 Налогового кодекса РФ в связи с принятием данного Закона внесены не были.
Следовательно, действующее законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, определенной статьей 366 Налогового кодекса РФ.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном названным Федеральным законом. Решения о создании и ликвидации игорных зон принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 9 названного выше Федерального закона).
Такие решения на дату принятия оспариваемого письма не были приняты. Органы государственной власти Хабаровского края в соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ также не приняли до 01.07.2007 решение о запрете, начиная с 01.07.2007, на территории субъекта Российской Федерации деятельности по организации и проведению азартных игр.
Поскольку в силу части 1 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ игорные заведения, имеющие соответствующие лицензии, при условии их соответствия требованиям, установленным данным Законом, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года, и налоговый орган не доказал, что игорное заведение заявителя не отвечает требованиям, установленным названным Федеральным законом, то у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Судами фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применены нормы материального права, поэтому решение суда первой и постановление апелляционной инстанций в силу пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта инспекции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с налогового органа подлежат взысканию расходы по уплате ООО "Лаки-Гейм" государственной пошлины в общей сумме 4 000 руб., в том числе, уплаченной при подаче заявления - 2 000 руб., апелляционной жалобы - 1 000 руб., кассационной жалобы - 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 29.10.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 14.01.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-7590/2007-50 отменить, заявление ООО "Лаки-Гейм" удовлетворить.
Письмо Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края от 27.06.2007 N 12-31/23962 об отказе в регистрации объектов налогообложения и в выдаче свидетельства о постановке на учет объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, как несоответствующее Налоговому кодексу РФ, признать недействительным.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лаки-Гейм" 4 000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)