Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 13 января 2005 г. Дело N А19-7697/04-45-Ф02-5642/04-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску - Поповой Н.В. (доверенность N 16289 от 28.12.2004), общества с ограниченной ответственностью "Эспос" - директора Потехиной С.А. (паспорт серии 25 03 N 440366), представителей Ощепкова О.А. (доверенность от 05.05.2004), Бабиновой Е.Н. (доверенность от 05.05.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску на решение от 23 июня 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 5 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7697/04-45 (суд первой инстанции: Рудых А.И.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Буяновер П.И.),
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Эспос" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску (налоговая инспекция) с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по отказу в переводе на упрощенную систему налогообложения и недействительным письма налоговой инспекции N 03-43/4551 от 6 апреля 2004 года.
Решением от 23 июня 2004 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 5 октября 2004 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд, принимая решение, не учел, что ООО "Эспос", являясь вновь созданным юридическим лицом путем реорганизации в форме преобразования, вправе применять упрощенную систему налогообложения с момента создания при условии подачи заявления о переходе на данный специальный режим одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что производственный кооператив "Стремление" применял в 2003 году упрощенную систему налогообложения. Право кооператива на применение данной системы подтверждено уведомлением налоговой инспекции N 1/2-199 от 4 декабря 2002 года.
В результате изменения организационно-хозяйственной формы производственный кооператив "Стремление" был преобразован в ООО "Эспос".
15 июля 2003 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации ООО "Эспос", что подтверждается свидетельством серии 38 N 001823955 от 15 июля 2003 года.
27 октября 2003 года ООО "Эспос" представило в налоговый орган декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за девять месяцев 2003 года. Декларация принята налоговым органом.
2 февраля 2003 года налоговая инспекция вернула ООО "Эспос" указанную декларацию.
Письмом налогового органа N 03-43/4551 от 6 апреля 2004 года обществу было отказано в переходе на упрощенную систему налогообложения в порядке правопреемства.
Не согласившись с отказом налоговой инспекции в применении упрощенной системы налогообложения, ООО "Эспос" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий государственного органа незаконными, а письма - недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для отказа налогоплательщику в применении названного специального налогового режима.
В соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Согласно пункту 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).
Пунктом 1 статьи 346.13 данного Кодекса установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
В силу пункта 2 названной статьи вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Исходя из положений пункта 3 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом признается год.
Вопрос о порядке применения упрощенной системы налогообложения организацией в случае ее реорганизации путем преобразования Налоговым кодексом Российской Федерации не регламентирован.
Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) в соответствии с частью 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно статье 50 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (пункт 3 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд установил, что ООО "Эспос" является полным правопреемником производственного кооператива "Стремление", имевшего право на применение упрощенной системы налогообложения, в том числе и в течение налогового периода - 2003 года.
Поскольку в данном случае имеет место универсальное правопреемство, то к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на применение упрощенной системы налогообложения.
Более того, переход на применение упрощенной системы налогообложения осуществляется организациями в добровольном порядке, главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено право налогового органа на запрет в применении данного налогового режима.
Следовательно, суд обоснованно пришел к выводу о правомерности применения ООО "Эспос" упрощенной системы налогообложения и о незаконности действий налоговой инспекции по отказу в применении данного режима.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов, принятых по настоящему спору.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 23 июня 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 5 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7697/04-45 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
от 13 января 2005 г. Дело N А19-7697/04-45-Ф02-5642/04-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску - Поповой Н.В. (доверенность N 16289 от 28.12.2004), общества с ограниченной ответственностью "Эспос" - директора Потехиной С.А. (паспорт серии 25 03 N 440366), представителей Ощепкова О.А. (доверенность от 05.05.2004), Бабиновой Е.Н. (доверенность от 05.05.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску на решение от 23 июня 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 5 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7697/04-45 (суд первой инстанции: Рудых А.И.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Буяновер П.И.),
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Эспос" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску (налоговая инспекция) с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по отказу в переводе на упрощенную систему налогообложения и недействительным письма налоговой инспекции N 03-43/4551 от 6 апреля 2004 года.
Решением от 23 июня 2004 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 5 октября 2004 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд, принимая решение, не учел, что ООО "Эспос", являясь вновь созданным юридическим лицом путем реорганизации в форме преобразования, вправе применять упрощенную систему налогообложения с момента создания при условии подачи заявления о переходе на данный специальный режим одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что производственный кооператив "Стремление" применял в 2003 году упрощенную систему налогообложения. Право кооператива на применение данной системы подтверждено уведомлением налоговой инспекции N 1/2-199 от 4 декабря 2002 года.
В результате изменения организационно-хозяйственной формы производственный кооператив "Стремление" был преобразован в ООО "Эспос".
15 июля 2003 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации ООО "Эспос", что подтверждается свидетельством серии 38 N 001823955 от 15 июля 2003 года.
27 октября 2003 года ООО "Эспос" представило в налоговый орган декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за девять месяцев 2003 года. Декларация принята налоговым органом.
2 февраля 2003 года налоговая инспекция вернула ООО "Эспос" указанную декларацию.
Письмом налогового органа N 03-43/4551 от 6 апреля 2004 года обществу было отказано в переходе на упрощенную систему налогообложения в порядке правопреемства.
Не согласившись с отказом налоговой инспекции в применении упрощенной системы налогообложения, ООО "Эспос" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий государственного органа незаконными, а письма - недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для отказа налогоплательщику в применении названного специального налогового режима.
В соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Согласно пункту 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).
Пунктом 1 статьи 346.13 данного Кодекса установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
В силу пункта 2 названной статьи вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Исходя из положений пункта 3 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом признается год.
Вопрос о порядке применения упрощенной системы налогообложения организацией в случае ее реорганизации путем преобразования Налоговым кодексом Российской Федерации не регламентирован.
Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) в соответствии с частью 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно статье 50 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (пункт 3 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд установил, что ООО "Эспос" является полным правопреемником производственного кооператива "Стремление", имевшего право на применение упрощенной системы налогообложения, в том числе и в течение налогового периода - 2003 года.
Поскольку в данном случае имеет место универсальное правопреемство, то к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на применение упрощенной системы налогообложения.
Более того, переход на применение упрощенной системы налогообложения осуществляется организациями в добровольном порядке, главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено право налогового органа на запрет в применении данного налогового режима.
Следовательно, суд обоснованно пришел к выводу о правомерности применения ООО "Эспос" упрощенной системы налогообложения и о незаконности действий налоговой инспекции по отказу в применении данного режима.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов, принятых по настоящему спору.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 23 июня 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 5 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7697/04-45 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 13.01.2005 N А19-7697/04-45-Ф02-5642/04-С1
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 13 января 2005 г. Дело N А19-7697/04-45-Ф02-5642/04-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску - Поповой Н.В. (доверенность N 16289 от 28.12.2004), общества с ограниченной ответственностью "Эспос" - директора Потехиной С.А. (паспорт серии 25 03 N 440366), представителей Ощепкова О.А. (доверенность от 05.05.2004), Бабиновой Е.Н. (доверенность от 05.05.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску на решение от 23 июня 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 5 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7697/04-45 (суд первой инстанции: Рудых А.И.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Буяновер П.И.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Эспос" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску (налоговая инспекция) с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по отказу в переводе на упрощенную систему налогообложения и недействительным письма налоговой инспекции N 03-43/4551 от 6 апреля 2004 года.
Решением от 23 июня 2004 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 5 октября 2004 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд, принимая решение, не учел, что ООО "Эспос", являясь вновь созданным юридическим лицом путем реорганизации в форме преобразования, вправе применять упрощенную систему налогообложения с момента создания при условии подачи заявления о переходе на данный специальный режим одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что производственный кооператив "Стремление" применял в 2003 году упрощенную систему налогообложения. Право кооператива на применение данной системы подтверждено уведомлением налоговой инспекции N 1/2-199 от 4 декабря 2002 года.
В результате изменения организационно-хозяйственной формы производственный кооператив "Стремление" был преобразован в ООО "Эспос".
15 июля 2003 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации ООО "Эспос", что подтверждается свидетельством серии 38 N 001823955 от 15 июля 2003 года.
27 октября 2003 года ООО "Эспос" представило в налоговый орган декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за девять месяцев 2003 года. Декларация принята налоговым органом.
2 февраля 2003 года налоговая инспекция вернула ООО "Эспос" указанную декларацию.
Письмом налогового органа N 03-43/4551 от 6 апреля 2004 года обществу было отказано в переходе на упрощенную систему налогообложения в порядке правопреемства.
Не согласившись с отказом налоговой инспекции в применении упрощенной системы налогообложения, ООО "Эспос" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий государственного органа незаконными, а письма - недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для отказа налогоплательщику в применении названного специального налогового режима.
В соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Согласно пункту 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).
Пунктом 1 статьи 346.13 данного Кодекса установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
В силу пункта 2 названной статьи вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Исходя из положений пункта 3 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом признается год.
Вопрос о порядке применения упрощенной системы налогообложения организацией в случае ее реорганизации путем преобразования Налоговым кодексом Российской Федерации не регламентирован.
Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) в соответствии с частью 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно статье 50 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (пункт 3 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд установил, что ООО "Эспос" является полным правопреемником производственного кооператива "Стремление", имевшего право на применение упрощенной системы налогообложения, в том числе и в течение налогового периода - 2003 года.
Поскольку в данном случае имеет место универсальное правопреемство, то к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на применение упрощенной системы налогообложения.
Более того, переход на применение упрощенной системы налогообложения осуществляется организациями в добровольном порядке, главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено право налогового органа на запрет в применении данного налогового режима.
Следовательно, суд обоснованно пришел к выводу о правомерности применения ООО "Эспос" упрощенной системы налогообложения и о незаконности действий налоговой инспекции по отказу в применении данного режима.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов, принятых по настоящему спору.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23 июня 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 5 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7697/04-45 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
О.И.КОСАЧЕВА
А.И.ЕВДОКИМОВ
О.И.КОСАЧЕВА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 13 января 2005 г. Дело N А19-7697/04-45-Ф02-5642/04-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мироновой И.П.,
судей: Евдокимова А.И., Косачевой О.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску - Поповой Н.В. (доверенность N 16289 от 28.12.2004), общества с ограниченной ответственностью "Эспос" - директора Потехиной С.А. (паспорт серии 25 03 N 440366), представителей Ощепкова О.А. (доверенность от 05.05.2004), Бабиновой Е.Н. (доверенность от 05.05.2004),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску на решение от 23 июня 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 5 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7697/04-45 (суд первой инстанции: Рудых А.И.; суд апелляционной инстанции: Дягилева И.П., Сорока Т.Г., Буяновер П.И.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Эспос" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Ангарску (налоговая инспекция) с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по отказу в переводе на упрощенную систему налогообложения и недействительным письма налоговой инспекции N 03-43/4551 от 6 апреля 2004 года.
Решением от 23 июня 2004 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 5 октября 2004 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд, принимая решение, не учел, что ООО "Эспос", являясь вновь созданным юридическим лицом путем реорганизации в форме преобразования, вправе применять упрощенную систему налогообложения с момента создания при условии подачи заявления о переходе на данный специальный режим одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав мнение сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что производственный кооператив "Стремление" применял в 2003 году упрощенную систему налогообложения. Право кооператива на применение данной системы подтверждено уведомлением налоговой инспекции N 1/2-199 от 4 декабря 2002 года.
В результате изменения организационно-хозяйственной формы производственный кооператив "Стремление" был преобразован в ООО "Эспос".
15 июля 2003 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации ООО "Эспос", что подтверждается свидетельством серии 38 N 001823955 от 15 июля 2003 года.
27 октября 2003 года ООО "Эспос" представило в налоговый орган декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за девять месяцев 2003 года. Декларация принята налоговым органом.
2 февраля 2003 года налоговая инспекция вернула ООО "Эспос" указанную декларацию.
Письмом налогового органа N 03-43/4551 от 6 апреля 2004 года обществу было отказано в переходе на упрощенную систему налогообложения в порядке правопреемства.
Не согласившись с отказом налоговой инспекции в применении упрощенной системы налогообложения, ООО "Эспос" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий государственного органа незаконными, а письма - недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для отказа налогоплательщику в применении названного специального налогового режима.
В соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Согласно пункту 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).
Пунктом 1 статьи 346.13 данного Кодекса установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
В силу пункта 2 названной статьи вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Исходя из положений пункта 3 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговым периодом признается год.
Вопрос о порядке применения упрощенной системы налогообложения организацией в случае ее реорганизации путем преобразования Налоговым кодексом Российской Федерации не регламентирован.
Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) в соответствии с частью 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно статье 50 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица (пункт 3 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд установил, что ООО "Эспос" является полным правопреемником производственного кооператива "Стремление", имевшего право на применение упрощенной системы налогообложения, в том числе и в течение налогового периода - 2003 года.
Поскольку в данном случае имеет место универсальное правопреемство, то к вновь возникшему юридическому лицу наряду с другими правами переходит и право реорганизованного юридического лица на применение упрощенной системы налогообложения.
Более того, переход на применение упрощенной системы налогообложения осуществляется организациями в добровольном порядке, главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено право налогового органа на запрет в применении данного налогового режима.
Следовательно, суд обоснованно пришел к выводу о правомерности применения ООО "Эспос" упрощенной системы налогообложения и о незаконности действий налоговой инспекции по отказу в применении данного режима.
При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов, принятых по настоящему спору.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 23 июня 2004 года, постановление апелляционной инстанции от 5 октября 2004 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7697/04-45 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
И.П.МИРОНОВА
И.П.МИРОНОВА
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
О.И.КОСАЧЕВА
А.И.ЕВДОКИМОВ
О.И.КОСАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)